Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Раздел 4.Социальные отношения
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Практическая работа № 21
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания, соотносить между
собой факты, понятия, правила и идеи.
Учебные задачи: научиться
проводить простой анализ документа,
формулировать выводы; научиться выделять главное в познавательном объекте
(определении понятия, роли ЗОЖ); научиться составлять памятки; научиться
осуществлять перенос теоретических знаний в предложенную практическую
ситуацию.
Предметные результаты: владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Социальная и личностная значимость здорового
образа жизни».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и ответить на вопросы.
4. Заполнить таблицу «Мой выбор»
5. Составить памятку.
6. Составить заповеди правильного питания.
Обеспеченность занятия1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Здоровый образ жизни это развитие жизнедеятельности человека, достижение
человеком долголетия и полноценного выполнения социальных функций, активного
участия в общественной, трудовой, семейнобытовой формах жизнедеятельности.
Значимость здорового образа жизни вызвана изменением в возрастании нагрузок на
человека, усложнением общественной жизни. В биологическом смысле речь о
возможностях человека адаптироваться к воздействиям окружающей среды и
изменениям внутренней среды.
Причины, мешающие вести здоровый образ жизни:
1. Встреча современного человека со стрессовыми ситуациями в повседневной
жизни.
2. Чрезмерно напряженные условия труда (интенсивность по времени, и
необходимость получения нескольких образований, постоянного повышения своего
профессионального уровня), боязнь потери жилья имущества или сбережений, работы,
опасения за здоровьесвое и близких и другие ситуации.
3. Питание. На наш стол всё больше попадают продукты с большим содержанием
подсластителей,
и
имуномодифицированных продуктов, усилителей вкуса, и всё меньше – натуральных
подкислителей,
генетически
консервантов,
продуктов.
4. Комфорт. Транспорт, кондиционеры, и т.п. Постоянно работающий кондиционер
(жару человек переносит хуже). Уменьшается физическая активность, котораясводится к одному маршруту. Это цепь: дом остановка работа и в обратном
порядке.
5. Телемания. При просмотре телепередач мы употребляем печенье, конфеты,
чипсы. Переживая за любимого героя на телеэкране, человек съедает все
вышеперечисленное больше, не замечая этого. В некоторых случаях человек
принимает успокаивающие средства. Мало уделяется времени подвижному образу
жизни. Правила, а также нормы поведения, направленные на укрепление здоровья
человека, составляют саму основу личной гигиены.
В основы здорового образа жизни входят такие понятия как:
1. Воспитание здоровых привычек и навыков с раннего детства.
2. Безопасная и благоприятная окружающая среда, знания о влиянии предметов на
здоровье.
3. Отказ от вредных привычек употребления алкоголя, курения, употребления
наркотиков.
4. Умеренное питание подходящее физиологическим особенностям человека,
знание о качестве употребляемых продуктов.
5. Физически активная жизнь физические упражнения, соблюдая возрастные и
физиологические особенности.
6. Соблюдение правил общественной и личной гигиены.
Важный элемент здорового образа жизни личная гигиена. Он включает в себя
рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое
значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении
вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь,
создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не
позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его
основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов
деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха,
регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну основному и ничем незаменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать
истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение
работоспособности, ухудшение самочувствия.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
1. Что такое здоровый образ жизни?
2. Какие причины мешают вести здоровый образ жизни?
3.Что входит в основы здорового образа жизни?
4. Какую роль играет личная гигиена в формировании здорового образа жизни?
Задания для практического занятия
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Здоровье в жизни человека играет важнейшую роль. Здоровье самое главное
сокровище человека. Ведь от состояния здоровья человека зависит его полноценная
жизнь.
Артур Шопенгауэер говорил, что 9/10 нашего счастья основано на здоровье и
при нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно
никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага:
качества ума, души, темперамента, при болезненном состоянии ослабевают и
замирают, но отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, друг
друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие
человеческого счастья.
В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье это
«состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов». Достичь благополучия можно
через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных
качеств. Это, прежде всего постоянное повышение познаний об окружающем мире,познаний о себе, своём месте и роли в окружающей среде, совершенствовании своих
духовных возможностей. По словам врача – исследователя С. П. Боткина здоровье –
один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав
человеческой личности, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из
условий успешного социального и экономического развития.
Здоровье неразрывно связано с ведением здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это оптимальный индивидуальный режим дня:
закаливание; рациональное питание; отсутствие вредных привычек.
По мнению академика Ю. П. Лисицына,
здоровый образ жизни – это
индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое,
душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное
долголетие.
Формирование здорового образа жизни с раннего детства является
фундаментом хорошего здоровья.
Вопросы и задания:
1. Выделите компоненты здорового образа жизни
2. Сделайте вывод о том, от чего зависит наше здоровье.
3. Назовите те факторы, которые положительно и отрицательно влияют на
здоровье
2. Заполните таблицу «Мой выбор»
Мой выбор
Аргументы «за»
Аргументы
«против»
не курить
не употреблять
алкоголь
нет наркотикам
заниматьсяфизкультурой и
спортом
3. Составьте памятку «Опасно: наркотик (алкоголь, табак). Подросткам
информация к размышлению», в которой укажите вред, который наносят эти
вещества растущему организму подростка.
4. Составьте заповеди правильного питания, используя слова и
словосочетания: разнообразно, часто, редко, витамины, микроэлементы, мало,
много, перекусывать, всухомятку, хорошо пережевывать, овощи, фрукты, в
одно и то же время,
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 баллаФорма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2014.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.