Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Раздел 4.Социальные отношения
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Практическая работа № 22
Особенности молодежной политики в Российской Федерации
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания
Учебные задачи: научиться составлять логические цепочки; анализировать
социальные проблемы; сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения.
Предметные результаты: сформированность мировоззренческой, ценностно
российской гражданской идентичности,
смысловой сферы обучающихся,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым
Конституцией Российской Федерации; владение умениями применять полученные
знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Особенности молодежной политики в Российской
Федерации».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и ответить на вопрос.
4. Прочитать документ и выполнить задания.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Перспективы развития любого государства, так или иначе, связаны с положением
молодежи как обособленной социальнодемографической группы в обществе.
Поэтому разработка теоретических и организационноэкономических основ,
нормативно правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам
государства и общества.
В России основные подходы к молодежной политике кратко можно
охарактеризовать следующим образом. Молодежная политика – это часть
государственной политики в отношении граждан, охватывающая лиц соответствующей
возрастной категории. Государственная молодежная политика проводится на
общегосударственном и региональном уровнях. Это система комплексных мер по
созданию, укреплению, поддержанию такого статуса в молодежном обществе, который
максимально соответствует интересам самой молодежи и всего общества в целом.
Спектр интересов охватывает экономические, правовые, политические, этнические,
культурологические и другие сферы молодежной жизни в обществе. Если в силу
различных причин молодежь может оказаться в затрудненном или ущемленном
положении относительно других слоев населения, государство призвано улучшить
положение молодежи в таких вопросах.
В обстановке радикального обновления всех сфер социальной жизни нужно в
обязательном порядке преодолеть противоречия между обществом и молодежью,
согласовать их интересы.Молодежная политика не является проблемой одного только государства. К ее
разработке и осуществлению необходимо привлечь различные социальные институты,
в особенности образовательные, молодежные и семейные.
Государство должно опираться в своей молодежной политике на господствующую
в стране идеологию – систему ценностей и взглядов, выражающих четкую позицию
касательно существующих проблем и противоречий. Второй опорой государственной
политики служит правовая система, которая призвана посредством нормативных
документов установить базовые параметры желаемой модели поведения молодого
человека и молодежи в целом. Образ молодежи должен соответствовать
историческому времени и потребностям общества на данном этапе развития.
Общественный вид молодежной политики предусматривает в качестве субъектов
разнообразные партии, объединения, сообщества, профсоюзы, а также СМИ. Такие
общественные силы могут выстраивать молодежную политику, руководствуясь
собственными ресурсами. Однако они тоже вырабатывают некий нормативный образ
современного молодого человека, который будет позиционироваться в обществе как
эталонный.
Главная цель молодежной политики в Российской Федерации это создание
комфортных условий для развития молодежи и молодежной среды посредством
массированной поддержки со стороны государства и общества, развитие
инновационной деятельности, обеспечение эффективной социальной защиты
молодежи, формирование ее творческой активности, а также выработка стимулов к ее
самореализации и саморазвитию.
В Российской Федерации действует несколько специализированных нормативных
документов, регулирующих молодежную политику.
В современных условиях государственная молодежная политика призвана стать
универсальным инструментом по преобразованию страны.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
1. Что такое молодежная политика?
занятию2. Каковы основные подходы к молодежной политике в России?
3. Какова главная цель молодежной политики в современной России?
Задания для практического занятия
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Конституция Российской Федерации содержит положения, составляющие основу
государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение
предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации, органами местного самоуправления. Исходя из этого разграничения
определяется компетенция в области молодежной политики органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации
Российская Федерация является социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Частью 2 статьи 7 предусматривается, что в Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства. В соответствии с частью 1 статьи 38 материнство и детство,
семья находятся под защитой государства. Непосредственное отношение к вопросам
молодежи имеет содержание статьи 43 о праве на образование, обязательности
основного общего образования. В принципе, практически все права могут иметь
специфическое преломление в аспекте молодежной политики.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены базовые положения,
касающиеся порядка образования и деятельности общественных объединений,
распространяемые, естественно, в том числе на молодежные объединения. Согласночасти 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на
объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих
интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Частью
2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принужден к вступлению
в какоелибо объединение или пребыванию в нем.
К решению отдельных вопросов, связанных с осуществлением государственной
молодежной политики и регулированием основ деятельности молодежных
объединений, имеет отношение также ряд положений, предусмотренных статьями 38,
39, 43 и 44 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении
Российской Федерации находится, в частности, установление основ федеральной
политики и федеральные программы в области экономического, социального и
культурного развития Российской Федерации.
Вопрос.
1. Какие положения Конституции Российской Федерации составляют основу
государственной молодежной политики?
2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на
период до 2025 года.
III. Цели и приоритетные задачи государственной молодежной политики
6. Целями государственной молодежной политики являются совершенствование
правовых, социальноэкономических и организационных условий для успешной
самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для
дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной
интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
7. Для достижения целей государственной молодежной политики необходимо
решить следующие приоритетные задачи:а) формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы
нашего государства;
б) развитие просветительской работы с молодежью, инновационных
образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для
самообразования молодежи;
в) формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для
физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также
повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;
г) создание условий для реализации потенциала молодежи в социально
экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта";
д) создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на
повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа
успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей;
е) формирование информационного поля, благоприятного для развития
молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными
структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение
эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах
патриотического и гражданского воспитания молодежи.
Вопросы.
1. Каковы цели и задачи государственной молодежной политики?
2. Какие мероприятия в области реализации государственной молодежной
политики проводятся в нашем регионе, городе, колледже?
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 3 балла
Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2014.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.