Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
12.04.2017
Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 23.doc
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Практическая работа № 23
Межнациональные отношения
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания
Учебные задачи: научиться составлять логические схемы;
определять
существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; научиться проводить
сравнительный анализ различных подходов к межнациональным конфликтам.
Предметные результаты: сформированность мировоззренческой, ценностно
смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым
Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном,
быстро меняющемся глобальном мире; владение базовым понятийным аппаратом
социальных наук.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Межнациональные отношения».
2. Ответить на вопросы.
3. Изобразить схематически процесс складывания наций.
4. Прочитать текст «Как развиваются межнациональные отношения?» и ответить на
вопросы.
5. Прочитать текст и заполнить таблицу.
1. Тетрадь для практических занятий
Обеспеченность занятия 2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками
политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и
институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего
происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но
объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и
культуре.
Признаки нации:
общности территории;
общность языка;
общность экономической жизни;
общие черты психического склада;
национальное самосознание.
Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются
классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература,
искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и
сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется
единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство
солидарности со своей нацией. Национальнопатриотические и национально
освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают
как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры,
языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны.
Прежде всего это племена, народности и нации.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
1. Что такое нация?
2. Каковы признаки нации?
3. Что такое этнос?
4. Какие социальные общности можно выделить по этническому признаку?
Задания для практического занятия
1. Процесс складывания нации.
Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от
момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род —
группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство
и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.
Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная,
социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной
трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком,
общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.
Несколько родовых союзов составляют племя. Основу единства племени
составляют кровнородственные связи; кроме того, племя проживает на определенной
территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная
хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).
Народности начинают складываться из племен после появления первых
государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная
хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к
народности определяется уже не только кровнородственными связями. Нация высшая форма социальноэтнической общности. И это неудивительно, т.к.
именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие
предпосылки для проживания людей, организации производственноэкономической,
социальнополитической и культурной жизни. Общность экономической жизни,
единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей,
проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.
Задание. Прочитайте текст. Изобразите схематически процесс складывания
нации.
2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Как развиваются межнациональные отношения.
В развитии нации чётко выделяется две тенденции. Первая тенденция в
мировом развитии нации и народов – интернационализация, основанная на
экономической интеграции. Интернационализм понимается как добровольное
сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета,
равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является
развитие производительных сил и разделение труда, усиление на этой основе
процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам
межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем
современности и усиление культурного, научного обмена в мировом сообществе.
Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации нации и народов,
которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто
происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии «национализма»,
«расизма», «шовинизма».
Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая тенденция –
пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против
всякого национального гнёта, создание национальных государств. Вторая
тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни,
политики, науки. Противоречие между ними является основным противоречием в
сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и
другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами
общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями
между нарастающей научно – технической революцией, требующей максимального
и национальной
кооперирования,
самобытностью государств и народов. Между самими национальными
международного разделения труда,
государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических
интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций.
Возникают противоречия между представителями различных национальностей в
трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения
национальных противоречий могут носить политический, экономический,
демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в
форме межнациональных конфликтов.
И. В. Мостовая.
Вопросы и задания.
1. Какие тенденции в развитии наций называет автор? Приведите по одному
примеру их проявления в современном мире.
2. Какие причины интернационализма указывает автор? (Назовите не менее 3х)
3. На основе имеющихся обществоведческих знаний дайте определение
национализма, расизма, шовинизма.
4. Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (укажите не
менее 3х)
5. Каких принципов, на ваш взгляд, необходимо придерживаться в национальной
политике государства? (назовите не менее 3 х).
6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных
отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером. 3. Прочитайте текст и заполните таблицу.
….История этнополитических конфликтов настолько длительна,
что
современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках
либеральной цивилизации, отражают лишь её миг. Это теоретическое положение
применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные
межнациональные проблемы ….
Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся
определённым уровнем организованного политического действия, участием
общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских
выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояния проходит по
линии этнической общности…
…..Выявились два подхода к анализу этнополитических столкновений.
Первый – социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода
причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров
основных социальных слоёв, групп, группировок, а также на исследование
взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения
труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую
напряжённость.
Второй – политологический. Опираясь на такой подход, учёные первоочередное
внимание уделяют трактовке роли национальных элит ( прежде всего
интеллектуальных и политических) в мобилизации чувств в процессе межэтнической
напряжённости и её эскалации до уровня до уровня открытого конфликта. В
качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам.
(Манцев А.А.)
Задание. На основании текста заполните таблицу
Подходы к анализу этнополитических
Объяснение причин
конфликтов
этнополитического конфликта Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 3 балла
Задание 3 – 1 балл
Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2014.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
3.
экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Практическая работа № 23 Межнациональные отношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.