Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 25.doc
Раздел 5. Политика как общественное явление
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Практическая работа № 25
Форма государства
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться выявлять общие черты и различия, сопоставлять
государство с той или иной формой правления, государственного устройства,
политического режима.
Предметные результаты: владение умениями применять полученные знания в
прогнозировать последствия принимаемых решений;
повседневной жизни,
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с
целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Форма государства».
2. Ответить на вопросы.
3. Составить характеристику государств по плану.
4. По цитатам из конституций определить форму правления государств.
5. Определить функции государства по событиям.
6. Прочитайте извлечение из произведения древнегреческого философа Демокрита и
ответьте на вопросы
7. Прочитать текст и проанализировать государство с точки зрения формы правления. Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы
оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его
механизм, требуется четко организованная государственная власть.
Форма государства отвечает на вопросы о том, на каких принципах и как
территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы
государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами
она осуществляется и др.
Под формой государства понимается организация государственной власти,
выраженная в форме правления, государственного устройства и политического
(государственного) режима.
Понятие формы государства охватывает:
1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и
принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
2) территориальную организацию государственной власти, соотношение
государства как целого с его составными частями;
3) методы и способы осуществления государственной власти. Форма государства зависит от конкретноисторических условий его
возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность,
исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала,
как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская.
Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране,
особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к
компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала
конституционная монархия.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации
государства, порядок образования и структуру органов государственной власти,
специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с
другом и населением, а также те методы, которые используются ими для
осуществления организационной и управленческой деятельности.
Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех
его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно
правового режима.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших
органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т.
е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от
особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и
республиканские.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством в целом и его составными
единицами.
территориальными
По форме устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные и
конфедеративные.
Государственноправовой режим (политический) представляет собой систему
средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного
властвования различают демократические и авторитарные государственноправовые
режимы.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
1. Что понимается под формой государства?
2. От чего зависит форма государства?
3. Каковы основные составляющие формы государства?
Задания для практического занятия
1. Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и составьте
характеристику государств по следующему плану:
А). Форма правления
Б). Форма государственного устройства
А). Германия. Государство в Центральной Европе. Площадь: 356,9 тыс. км2.
Столица — Берлин. Глава государства — президент, избираемый специально
созываемым федеральным собранием сроком на 5 лет. Высший законодательный орган
— двухпалатный (Бундестаг и Бундесрат) парламент. Высшая исполнительная власть
— федеральное правительство во главе с федеральным канцлером. Каждая земля
имеет собственную конституцию, парламент и правительство. Административное
деление. 16 федеральных земель.
Б). Иран. Исламская республика Иран (до 1935 Персия), государство в Юго
Западной Азии. Площадь 1,65 млн. км2. Столица Тегеран. Законодательная,
исполнительная и судебная власти находятся под контролем религиозного лидера —
аятоллы. Аятолла избирается священнослужителями. Во главе исполнительной власти
находится президент, он является председателем кабинета министров. Президент избирается всеобщим прямым голосованием. Высший законодательный орган —
Собрание исламского совета (меджлис) — представляет собой однопалатный
парламент. Административнотерриториальное деление. 27 останов (провинций).
В). Япония. Государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов
(Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, арх. Рюкю и др., всего ок. 4 тыс.), омываемых
Тихим ок., Японским, Охотским и ВосточноКитайским морями. Площадь 372 тыс.
км2. Административнотерриториальное деление: 9 областей, объединяющих 44
префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица — Токио. Глава
государства в Японии— император. Законодательный орган — двухпалатный
парламент (Палата советников и Палата представителей).
Г). Бразилия. Федеративная Республика Бразилии самое большое государство
в Южной Америке. Площадь 8,5 млн. км2. Столица Бразилия. Глава государства и
правительства — президент. Законодательный орган — двухпалатный Национальный
конгресс. Состоит из сената и палаты депутатов. Административнотерриториальное
деление. 26 штатов и столичный округ.
Д). Индия. Республика Индия, государство в Южной Азии. Площадь 3,3 млн.
км2 (7е место в мире). Столица Дели (НьюДели). Глава государства — президент.
Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и
законодательных органов штатов на 5летний срок. Законодательный орган —
двухпалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во
главе с премьерминистром, который назначается президентом. Административно
территориальное деление. 28 штатов и 7 союзных территорий центрального
подчинения.
2. По цитатам из конституций определите форму правления данных
государств
А). «Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке
импичмента». Б). «В случае смерти вновь избранного Президента до начала его полномочий
Президентом становится вновь избранный Вицепрезидент».
В). «Все законы и статуты в королевстве в той мере, в какой они противоречат или
являются несовместимыми с условиями настоящих статей или с условием какойлибо
из них <...> теряют юридическую силу...»
Г). «Ко всякому закону, представляемому во исполнение предписаний настоящей
статьи на одобрение Его Величества, должно быть приложено свидетельство,
выданное и подписанное спикером палаты общин, удостоверяющее, что предписания
упомянутой статьи были надлежащим образом соблюдены».
Д). «Время выборов главы государства устанавливается решением Правительства».
Е). «Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через сорок дней после роспуска
парламента».
Ж). «Законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену
палат, а также органам и институтам, которые ею наделены конституционным
законом».
З). «Палаты разрешают объявить состояние войны и облекают Правительство
необходимыми полномочиями».
И). «Избрание Президента Республики производится тайным голосованием
большинством двух третей собрания».
К). «Если в соответствии с законом об императорской фамилии устанавливается
регентство, регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от
имени императора».
3. Определите, какие функции государства проявляются в следующих
событиях
А). В 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном
пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз.
Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее она упорядочила сбор дани, установив
«уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани.
Б). Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил
территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил
Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.
Борьба с Византийской империей оказалась неудачной, захваченные на Балканском
полуострове земли пришлось вернуть.
В). В 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было
принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь
народ. Принятие христианства имело большое значение. Оно укрепило
государственную власть и территориальное единство Руси.
Г). В 1550 г. при Иване Грозном был принят Судебник, утвердивший Юрьев день
(право ухода крестьян от феодалов один раз в году), а с 1581 г. начинают вводиться
заповедные года. В таком году запрещался уход крестьян даже в Юрьев день.
Д). В XVII в. Россия вела постоянные войны. Денег в казне не хватало. Поэтому в
1646 г. был сильно увеличен налог на соль, но это не привело к пополнению казны.
Взыскание недоимок усилило тяжелое положение городского населения, в результате
чего в 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание.
Е). В 1719 г. была опубликована Бергпривилегия (указ), позволявшая заниматься
поиском полезных ископаемых. В то же время Петр I проводил политику
протекционизма (покровительства отечественным производителям), повышая
пошлины на ввозимый изза рубежа товар.
Ж). В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии», объединивший бояр и дворян в
одно дворянское сословие, а в 1722 г. «Табель о рангах» установил порядок
прохождения государственной службы и возможность получения дворянства по
выслуге.
З). В первые же дни после октябрьского вооруженного восстания Совет народных
комиссаров столкнулся с саботажем государственных чиновников и попытками
свержения Советской власти. 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В связи с
обострением гражданской войны и покушением на Ленина в сентябре 1918 г. был
издан декрет о «красном терроре»;
И). На рубеже 1920—1930х гг. руководство СССР приняло курс на ускорение
индустриального развития страны. V Всесоюзный съезд Советов утвердил в мае 1929
г. первый пятилетний план, который предусматривал приоритетное развитие тяжелой
промышленности. Средства на индустриализацию решено было взять из деревни. С
конца 1929 г. началась политика коллективизации;
К). 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали на СССР. В
стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Главного
обороны,
командования, 30 июня — образован Государственный
сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Крупномасштабные
комитет
мероприятия были проведены по переводу промышленности на военные рельсы,
мобилизации населения в армию и на строительство оборонительных сооружений,
эвакуации.
4.
Прочитайте извлечение из произведения древнегреческого философа
Демокрита и ответьте на вопросы
«Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие;
каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь
больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это
полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, — величайшая
опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда
оно гибнет, все гибнет... Бедность в демократическом государстве надо предпочесть
тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода
лучше рабства... Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться».
Вопросы
1. Как Демокрит представляет процесс образования государства?
2. Какие формы государства он выделяет? В чем их достоинства и недостатки? 3. Какие формы государства кажутся автору наиболее предпочтительными?
5. Прочитайте текст и проанализируйте государство с точки зрения формы
правления.
А). Большинство вавилонских царей (Навуходоносор, Набонид) проявляли интерес
к археологии. Но у царя было много забот по управлению страной. Он должен был
надзирать за высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функции,
рассматривать планы строительства крупных сооружений, а также принимать послов и
лиц, приносящих дань. У царя был большой гарем, в котором жили девушки со всей
страны и принцессы из дальних краев. Царь располагал обширным штатом
придворных, на которых он, по своему усмотрению, мог возлагать различные
обязанности. Дела двора контролировали высшие вельможи. Кроме высших имелись
многочисленные средние, мелкие чины.
Б). В 1850—1860е гг. английские предприниматели укрепили свои позиции в
политической жизни страны. Влияние королевской власти было сведено до минимума.
Королева Виктория (1837—1901 гг. правления) и ее супруг пытались оказывать
давление на министров в интересах торийской знати, вмешивались во внешние дела.
Между двумя влиятельными политическими силами — виги и тори — шла упорная
борьба за власть. Эти названия постепенно стали вытесняться понятиями
«консерваторы» и «либералы». Большую роль в жизни страны играл парламент, где
большее количество мест на выборах старались получить те или иные партии.
В). Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до
верховьев Волги, от Белого моря до Урала. Много веков тому назад высшим органом
ее управления было вече, на нем рассматривались важные вопросы внутренней и
внешней политики. Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов» —
крупнейшие бояре Новгорода. Вече выбирало главу церкви — епископа,
распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Великого
Новгорода, торговые меры и т.д. Важным должностным лицом в новгородском
управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирались бояре. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов. Его дружина
поддерживала порядок в городе. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь,
суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 балл
Задание 5 – 1 балл
Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. – М.: «Академия», 2014.
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. пособие для
студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально
экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего
профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Практическая работа № 25 Форма государства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.