Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки
Оценка 5

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Оценка 5
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
11.04.2017
Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки
Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 27.doc
Раздел 5. Политика как общественное явление Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Практическая работа № 27 Демократия, ее основные ценности и признаки   Учебная   цель:    формирование   умения     анализировать   различные   источники информации, формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности. Учебные задачи:  научиться проводить сравнительный анализ   различные точки зрения о демократическом политическом режиме, научиться выделять достоинства и недостатки демократии. Предметные     результаты:  сформированность   мировоззренческой,   ценностно­   российской   гражданской   идентичности, смысловой   сферы   обучающихся, поликультурности,   толерантности,   приверженности   ценностям,   закреплённым Конституцией   Российской   Федерации   владение   умениями   выявлять   причинно­ следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.    Задачи практической работы  1. Повторить материал по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки». 2. Ответить на вопросы. 3.   Прочитать отрывок из работы    П. А. Новгородцев «Демократия на распутье» и ответить на вопросы. 4. Прочитать отрывок из работы   А. Турэна «Что означает демократия сегодня?» и ответить на вопросы. 5. Прочитать отрывок из работы Р. Дарендорфа «Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе»  и ответить на вопросы. 6. Прочитать отрывок из работы  М. Ганди «Сатьяграха»  и ответить на вопросы. 7. Проанализировать предложенную ситуацию и аргументировать свою точку зрения. Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М., 2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме   Термин «демократия» дословно означает «народовластие», и изначально под демократическим режимом понималось, «правление народа, избранное народом и для народа»   (президент   США   Линкольн).   В   современное   науке   демократия   ­   это правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах. Признаки демократии: юридическое признание и институциональное выражение суверенитета,   верховной   власти   народа;   периодическая   выборность   основных органов   государства;   делегирование   (передача)   властных   полномочий   одних   лиц (избирателей) другим (избранным); равенство прав граждан на участие в управлении государством;   принятие   решений   по   большинству   и   подчинение   меньшинства большинству   при   их   осуществлении;   конституционная   защита   прав   меньшинства; политический плюрализм (многообразие и свободная конкуренция в борьбе за власть идей, взглядов, программ); гласность; наличие правового государства Ценности   демократии:  права   и   свободы   личности;   равноправие;   законность; гласность, открытость; политический плюрализм; парламентаризм Формы демократии: прямая (весь народ непосредственно участвует в разработке и   принятии   политических   решений);   представительная   (опосредованное   участие граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения). Правовое   государство  ­   это   государство,   ограниченное   в   своих   действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Признаки   правового   государства:  верховенство   права   во   всех   сферах   жизни общества;  подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц; гуманность и справедливость законов;  эффективная система контроля и надзора за соблюдением законов; разделение властей;  взаимная ответственность государства и гражданина, контроль за действиями государства со стороны гражданского общества. Пути   формирования   правового   государства:  децентрализация   власти, разграничение   ведения   центральных   органов   власти   и   местного   самоуправления; повышение   эффективности   правоохранительных   органов;   воспитание   в   гражданах высокой правовой культуры; лишение лиц, связанных с властью, привилегий перед законом лиц. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.  Что такое демократия? 2. Каковы основные признаки демократии? 3. Назовите основные ценности демократии. 4. Какие формы демократии существуют? 5. Что такое правовое государство? 6. Каковы признаки правового государства?   Задания для практического занятия 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.  П. А. Новгородцев «Демократия на распутье» Пока демократии ждали, о ней говорили, что она непременно наступит, когда же она наступила, о ней говорят, что она может и исчезнуть. Прежде ее нередко считали высшей   и   конечной   формой,   обеспечивающей   прочное   и   благополучное существование; теперь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая­либо другая форма возбуждает дух исканий. В странах, испытавших   эту   форму   на   практике,   она   давно   уже   перестала   быть   предметом страха; но она перестала быть здесь и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что как всякое земное установление она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить. Вопросы: 1. В чем автор видит суть демократии? 2. Что вы можете сказать о недостатках демократии и ее достоинствах? 2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. А. Турэн «Что означает демократия сегодня?» Собственной   сферой   демократии   является   политическая   система.   К   ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой ­ мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству  —  с  другой.  Определенно   не  может   быть   демократии,  если   частные убеждения   и   национальная   приверженность   смыкаются   напрямую,   избавляясь   от среднего   положения   гражданского   состояния.   Но   демократия   слаба   и   почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия   является   постоянным   усилием   по   созиданию   сферы   гражданского состояния   и   обеспечению   того,   чтобы   частные   убеждения   и   групповая принадлежность   могли   сойтись   и   соединиться   в   ней   в   атмосфере   взаимного уважения... Демократия   обязана   быть   представительной,   т.   е.   ее   политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере   в   значительной   степени   так,   чтобы   эти   люди   могли   отождествлять   себя   с политическими   властями,   даже   если   и   коалиции,   союзы   и   внутренняя   партийная борьба   создают   завесы   между   обществом   и   политикой,   которые   ослабляют   и затемняют связи между ними... Чем   более   группы   интересов   становятся   разнообразными   и специализированными,   тем   менее   они   способны   заниматься   общими   проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом, ни политическим рынком. Вопросы: 1. Какие опасности демократии выделяет автор? Можете ли вы дополнить этот список? 2. Каким   должно   быть   рациональное   соотношение   общего   и   частного   при демократии? 3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.   Р.   Дарендорф   «Дорога   к   свободе:   демократизация   и   ее   проблемы   в Восточной Европе» Чем   страна   однороднее,   тем   выше   ее   шансы   на   успех   в   процессе демократизации.   Странам   со   сложным   этническим   или   каким­либо   еще   составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка... Демократия   —   вещь   неудержимая.   Правда,   есть   в   ней   один   практический недостаток.  Странам,  вставшим   на   путь   свободы,  кажется,  что   демократия  (т.  е. партии,   выборы   и   парламенты)   укажет   им,   куда   идти   дальше.   Даже   сторонники активных действий полагают, что для этого надо просто послушать, что говорят, причем послушать всех желающих... Но... демократия — не просто многообразие взглядов, не просто форум, где всякое мнение имеет хождение; демократия — это система правления. Ее цель — обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней   мере   на   старте;   и   демократия   должна   давать   возможность   править. Парламент,  будучи   трибуной   свободного   выражения   мнений,  есть   все  же   прежде всего институт политической власти, который должен ведь как­то реагировать на предложения правительства или уж выдвигать собственные инициативы.. Вопреки буквальному значению слова действующая демократия не «правление народа»;   такого   на   свете   просто   не   бывает.   Демократия   ­   это   правительство, избираемое  народом, а  если  необходимо ­  то народом и  смещаемое;  кроме того, демократия ­ это правительство со своим собственным курсом... Есть несколько способов дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Это немецкий и британский методы, с одной стороны, и французский и американский   —   с   другой.   Оба   они   жизнеспособны;   в   одном   случае   глава правительства имеет определенные конституционные прерогативы ­ право роспуска парламента,   но   и   избирается   он   при   этом   парламентом;   в   другом   —   президент избирается на свой пост независимо от парламента и обретает поэтому реальную власть. Есть   две   очевидные   опасности.   Первая   —   новоиспеченные   демократические страны начнут свой путь с актов мести тем, кто ответствен за тиранию, и вторая ­ судебная власть окажется добычей политических сил.  Вопросы: 1. На сколько реальны опасности, названные автором, угрожают демократии в нашей стране? 2. Почему в одних странах процесс демократизации проходит легче, а в других — труднее? Какие факторы влияют на это прежде всего? 4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. М. Ганди «Сатьяграха» Ненасилие — это покой, но активное ненасилие — это любовь. Мир существует движимый любовью. В английском языке есть такая поговорка: «Кто силен, тот и прав».   Еще   существует   теория   о   том,   что   выживает   сильнейший.   Обе   эти   идеи противоречат   изложенному   выше   принципу,   они   абсолютно   неверны.   Если   бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, а у меня не   было   бы   возможности   написать   эту   статью,   а   вам   ее   прочитать.   Мы   живы благодаря любви. Все мы — доказательство этого. Обманутые современной западной цивилизацией, мы забыли нашу древнюю цивилизацию и поклоняемся силе оружия. Мы   забыли   принцип   ненасилия,   который   является   сущностью   всех   религий. Доктрина войны олицетворяет неверие в Бога. Именно из­за власти этой доктрины в Европе бушует война... Ненасилие ­ действенный принцип высшего порядка. Это ­ сила духа, или власть божественного внутри нас. Несовершенный человек не может объять всю Сущность, он не может вынести всего ее величия, но даже малейшая частица ее, действующая в нас,   может   творить   чудеса...   Ненасилие   по   действию   подобно   радио.   Малейшее количество его, внедренное в болезненную опухоль, действуя постоянно, незаметно и целенаправленно, превращает всю больную ткань в здоровую. Также и крошечные частицы ненасилия, действуя тихо и незаметно, изменяют все общество. Ненасилие самодостаточно. Душа продолжает существовать даже после смерти, ее сущность не зависит от физического тела. Так же и ненасилие, или сила духа, не требует физической помощи для своего действия, оно действует независимо. Оно выходит за пределы времени и пространства. Следовательно,   если   ненасилие   успешно   утвердится   в   одном   месте,   то   его влияние распространится повсюду. Вопросы: 1. Можно ли назвать ненасилие одной из важных демократических ценностей? Почему? 2. Существуют ли, на ваш взгляд, ситуации, когда насилие необходимо? 5. Представьте ситуацию и выскажите свою точку зрения. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей.  Первый утверждает, что политическая система – это относительно замкнутое, автономное целое, оказывающее одностороннее воздействие на общество. Она через органы  законодательной власти принимает важные политические решения (законы, доктрины, договоры, указы и пр.), т.е. осуществляет нормотворчество. Через органы исполнительной  власти политические решения проводятся в жизнь. Контроль над их исполнением     осуществляют   судебные   органы.   Они   же   пресекают   и   акции, направленные на нарушение принятых политических решений.  Второй, напротив, подчеркивает, что границы политической системы размыты, так как она не оказывает воздействие на общество, а испытывает на себе его влияние. В самом деле, парламент и некоторые другие властные структуры формируются на выборах путем конкурентной борьбы партий за голоса избирателей. При этом партии обеспечивают   взаимосвязь   государства   и   общества.   Они   изучают   интересы   и требования определенных  социальных групп и слоев населения, обобщают социально значимые   из   них,   превращая   с   учетом   идеологической   ориентации   в   свои предвыборные   программы.   Победа   партии   на   выборах   означает   победу   ее политического   курса,   который   и   приобретает   форму   важных   государственных решений. Кроме того, политические партии и движения приобщают членов общества к   политической   деятельности,   способствуя   тем   самым   их   политической социализации.  Задание. Как вы думаете, кто из участников спора прав? Аргументируйте свой ответ. Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 1 балл Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 1 балл Задание 4 – 1 балл Задание 5 – 1 балл Форма контроля выполнения практической работы Выполненная работа представляется преподавателю в   тетради для выполнения практических работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. 2.   Важенин   А.Г.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей технического, естественно­научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. 3 Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально­ экономического   профиля:   учебник   для   учреждений   начального   и   среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014. 4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально­ экономического   профиля:   практикум   для   учреждений   начального   и   среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки

Практическая работа № 27. Демократия, ее основные ценности и признаки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017