Практическая работа № 4. Теории развития общества

  • Рабочие тетради
  • doc
  • 11.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Иконка файла материала ПР 4.doc
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе  Тема 1.2. Общество как сложная система    Практическая работа № 4 Теории развития общества Учебная   цель:    формирование   умения   изучать   письменные   источники; пользоваться учебной  литературой,  обобщать имеющиеся знания. Учебные задачи: научиться составлять схемы; научиться составлять синквейн; научиться писать эссе. Предметные  результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и   оценивать   информацию:   теории,   концепции,   факты,   имеющие   отношение   к общественному   развитию   и   роли   личности   в   нём,   с   целью   проверки   гипотез   и интерпретации   данных   различных   источников;   владение   знаниями   о   многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.      Задачи практической работы  1. Повторить материал по теме «Теории развития общества». 2. Ответить на вопросы. 3.  Прочитать текст и составить схему. 4. Составить синквейн. 5. Написать эссе. Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка3. Тексты заданий 4.  Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме Формационный подход  – оценка истории развития общества  и культуры как единого процесса в рамках формации. Формации  – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе производства, например,   между   зависимым   крестьянином   и   помещиком   в   период   феодализма)   и производительных силах (производители – трудящиеся, средства производства, орудия труда, заводы и фабрики). Основоположник формационного подхода К. Маркс выделял в развитии общества несколько   формаций   (этапов):  первобытность,   рабовладение,   феодализм, капитализм и коммунизм (первой фазой которого является социализм). Цивилизационный подход был направлен против оценки истории общественного развития   как   единого   мирового   процесса   и   приписывания   культуры   всему человечеству   в   целом.   Появилось   понимание   культуры   как   цивилизации.   История развития человеческого общества рассматривалась в виде многообразия культур. Цивилизация – понятие, имеющее несколько значений: • цивилизация   –   этап   развития   человеческого   общества,   пришедший   на   смену «первобытному варварству». Соотношение «первобытное варварство – цивилизация» было   разработано   антропологом   Д.   Морганом,   выделявшим   три   стадии   развития общества: дикость, варварство и цивилизацию; • цивилизация   –   состояние   общества   в   исторический   период.   Общество рассматривалось не как целостность, а в виде суммы «исторических типов» (греко­ римская, романо­германская, западная цивилизации и т. д.). У каждой цивилизациисвои   особенности   социальной, существовали   свои   специфические   черты, экономической,   политической   и   культурной   жизни.   Цивилизация   понималась   как обособленная   история   отдельного   народа   или   государства,   например   цивилизация ацтеков (так считали философы А. Тойнби, Н. Данилевский), или как завершающая фаза упадка культуры (О. Шпенглер); • цивилизация   –   синоним   культуры.   Французские   философы­просветители рассматривали   «цивилизованное   общество»   как   общество,   основанное   на   идеалах справедливости и разума. Таким   образом,  при   изучении   развития   общества   и   культуры   важно   понимать разницу формационного и цивилизационного подходов. Культура может изучаться как единая   линия   человеческого   развития   («человеческая   культура   в   целом», формационный подход, выделяющий общее для всех народов), а также как самобытная особенность   каждого   народа   («локальная   культура»,   цивилизационный   подход, изучающий своеобразие каждой культуры). Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.   Что такое формации? 2. В чем суть формационного подхода развития общества? 3. Охарактеризуйте цивилизационный подход к развитию общества? 4. Какие значение имеет понятие «цивилизация»? 5. В чем разница между формационным и цивилизационным подходами? Задания для практического занятия 1.   Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде схемы. Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому. В книге «Россия и Европа»   Н.Я. Данилевский утверждает, что цивилизация ­ это   наиболее   творческий   период   развития   культурноисторического   типа.   Каждая цивилизация зарождается, расцветает, гибнет. Всего типов цивилизации четыре:•     «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл). К ним относятся египетская, китайская, иранская, некоторые другие цивилизации; •    «одноосновные» (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все   их   особенности).   Это   еврейская   (религия),   древнегреческая   (культура), древнеримская (политика) цивилизации; •     «двухосновные» (покоящиеся   на   преобладающем   развитии   двух   начал). Такова европейская цивилизация (политика и культура); •     «объединительная» (в   гармонии   развивающая   начала   политические, культурные,   религиозные   и   нравственно­экономические)   ­славянская   (пока   не   как реальность, а как возможность) цивилизация. Типология цивилизаций по О. Шпенглеру. В 1918 г. издал первую часть книги «Закат Европы». Он четко разграничивает понятия «цивилизация» и «культура». Цивилизацию О. Шпенглер определяет как стадию упадка культуры. Культуры отличаются изолированностью   и   самостоятельностью.   Локальных   цивилизаций   всего   восемь: египетская, вавилонская, китайская, арабовизантийская, греко­римская, западная и культура инков. Типология цивилизаций по А. Тойнби Английский   историк   и  философ   Арнольд   Тойнби   в 30­60  гг. XX  в.  написал многотомный труд «Постижение истории». Он выделяет цивилизации •     «первичные» (неразвитые,   приспособленные   к   жизни   в   определенных географических   условиях,   малосильные,   легко   возникающие   и   также   легко погибающие); •     «вторичные» (возникающие   в   ответ   на   «вызов»,   изменяющий   условия   их первоначального существования); •     «третичные» (возникающие   на   основе   формирования   единых   религий   и церквей из «вторичных» цивилизаций). К  середине  XX в.,  по  мнению  А.Тойнби,  осталось  не  более 7­8 из  почти 30 существовавших   в   истории   цивилизаций   (христианская,   исламская,   буддистская,индуистская и др.). Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» и тем самым перейти к «третичной» цивилизации. 2. Составьте  синквейн:  1. Слово ­ мировая система.  2. Подобрать 2 прилагательных, которые его характеризуют (отвечают на вопрос ­ какое?)  3. Подобрать 3 глагола, которые характеризуют понятие «мировая система» (что делать?)  4. Подобрать пословицу, поговорку или цитату, которая отражала бы смысл и характер данного слова (можно заменить определением понятия)  5. Подобрать одно­два слова (не более) на основе своего мнения (т.е. синонимы к термину «мировая система»).  3.   Напишите   Эссе   «Возможно   ли   сегодня   создание   единой   человеческой цивилизации?» Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадьКритерии оценки практической работы Задание 1 – 2 балла Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 2 балла Форма контроля выполнения практической работы Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения  практических работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 1. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. 2. Важенин   А.Г.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей технического,   естественно­научного,   гуманитарного   профилей   Практикум:   учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. 3. Горелов   А.А.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей социально­экономического   профиля:   учебник   для   учреждений   начального   и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014. 4. Горелов   А.А.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей социально­экономического   профиля:   практикум   для   учреждений   начального   и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.