Практическая работа № 4 Теории развития общества
Оценка 4.9

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Оценка 4.9
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
11.04.2017
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 4.doc
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе  Тема 1.2. Общество как сложная система    Практическая работа № 4 Теории развития общества Учебная   цель:    формирование   умения   изучать   письменные   источники; пользоваться учебной  литературой,  обобщать имеющиеся знания. Учебные задачи: научиться составлять схемы; научиться составлять синквейн; научиться писать эссе. Предметные  результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и   оценивать   информацию:   теории,   концепции,   факты,   имеющие   отношение   к общественному   развитию   и   роли   личности   в   нём,   с   целью   проверки   гипотез   и интерпретации   данных   различных   источников;   владение   знаниями   о   многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.      Задачи практической работы  1. Повторить материал по теме «Теории развития общества». 2. Ответить на вопросы. 3.  Прочитать текст и составить схему. 4. Составить синквейн. 5. Написать эссе. Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4.  Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме Формационный подход  – оценка истории развития общества  и культуры как единого процесса в рамках формации. Формации  – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе производства, например,   между   зависимым   крестьянином   и   помещиком   в   период   феодализма)   и производительных силах (производители – трудящиеся, средства производства, орудия труда, заводы и фабрики). Основоположник формационного подхода К. Маркс выделял в развитии общества несколько   формаций   (этапов):  первобытность,   рабовладение,   феодализм, капитализм и коммунизм (первой фазой которого является социализм). Цивилизационный подход был направлен против оценки истории общественного развития   как   единого   мирового   процесса   и   приписывания   культуры   всему человечеству   в   целом.   Появилось   понимание   культуры   как   цивилизации.   История развития человеческого общества рассматривалась в виде многообразия культур. Цивилизация – понятие, имеющее несколько значений: • цивилизация   –   этап   развития   человеческого   общества,   пришедший   на   смену «первобытному варварству». Соотношение «первобытное варварство – цивилизация» было   разработано   антропологом   Д.   Морганом,   выделявшим   три   стадии   развития общества: дикость, варварство и цивилизацию; • цивилизация   –   состояние   общества   в   исторический   период.   Общество рассматривалось не как целостность, а в виде суммы «исторических типов» (греко­ римская, романо­германская, западная цивилизации и т. д.). У каждой цивилизации свои   особенности   социальной, существовали   свои   специфические   черты, экономической,   политической   и   культурной   жизни.   Цивилизация   понималась   как обособленная   история   отдельного   народа   или   государства,   например   цивилизация ацтеков (так считали философы А. Тойнби, Н. Данилевский), или как завершающая фаза упадка культуры (О. Шпенглер); • цивилизация   –   синоним   культуры.   Французские   философы­просветители рассматривали   «цивилизованное   общество»   как   общество,   основанное   на   идеалах справедливости и разума. Таким   образом,  при   изучении   развития   общества   и   культуры   важно   понимать разницу формационного и цивилизационного подходов. Культура может изучаться как единая   линия   человеческого   развития   («человеческая   культура   в   целом», формационный подход, выделяющий общее для всех народов), а также как самобытная особенность   каждого   народа   («локальная   культура»,   цивилизационный   подход, изучающий своеобразие каждой культуры). Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.   Что такое формации? 2. В чем суть формационного подхода развития общества? 3. Охарактеризуйте цивилизационный подход к развитию общества? 4. Какие значение имеет понятие «цивилизация»? 5. В чем разница между формационным и цивилизационным подходами? Задания для практического занятия 1.   Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде схемы. Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому. В книге «Россия и Европа»   Н.Я. Данилевский утверждает, что цивилизация ­ это   наиболее   творческий   период   развития   культурноисторического   типа.   Каждая цивилизация зарождается, расцветает, гибнет. Всего типов цивилизации четыре: •     «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл). К ним относятся египетская, китайская, иранская, некоторые другие цивилизации; •    «одноосновные» (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все   их   особенности).   Это   еврейская   (религия),   древнегреческая   (культура), древнеримская (политика) цивилизации; •     «двухосновные» (покоящиеся   на   преобладающем   развитии   двух   начал). Такова европейская цивилизация (политика и культура); •     «объединительная» (в   гармонии   развивающая   начала   политические, культурные,   религиозные   и   нравственно­экономические)   ­славянская   (пока   не   как реальность, а как возможность) цивилизация. Типология цивилизаций по О. Шпенглеру. В 1918 г. издал первую часть книги «Закат Европы». Он четко разграничивает понятия «цивилизация» и «культура». Цивилизацию О. Шпенглер определяет как стадию упадка культуры. Культуры отличаются изолированностью   и   самостоятельностью.   Локальных   цивилизаций   всего   восемь: египетская, вавилонская, китайская, арабовизантийская, греко­римская, западная и культура инков. Типология цивилизаций по А. Тойнби Английский   историк   и  философ   Арнольд   Тойнби   в 30­60  гг. XX  в.  написал многотомный труд «Постижение истории». Он выделяет цивилизации •     «первичные» (неразвитые,   приспособленные   к   жизни   в   определенных географических   условиях,   малосильные,   легко   возникающие   и   также   легко погибающие); •     «вторичные» (возникающие   в   ответ   на   «вызов»,   изменяющий   условия   их первоначального существования); •     «третичные» (возникающие   на   основе   формирования   единых   религий   и церквей из «вторичных» цивилизаций). К  середине  XX в.,  по  мнению  А.Тойнби,  осталось  не  более 7­8 из  почти 30 существовавших   в   истории   цивилизаций   (христианская,   исламская,   буддистская, индуистская и др.). Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» и тем самым перейти к «третичной» цивилизации. 2. Составьте  синквейн:  1. Слово ­ мировая система.  2. Подобрать 2 прилагательных, которые его характеризуют (отвечают на вопрос ­ какое?)  3. Подобрать 3 глагола, которые характеризуют понятие «мировая система» (что делать?)  4. Подобрать пословицу, поговорку или цитату, которая отражала бы смысл и характер данного слова (можно заменить определением понятия)  5. Подобрать одно­два слова (не более) на основе своего мнения (т.е. синонимы к термину «мировая система»).  3.   Напишите   Эссе   «Возможно   ли   сегодня   создание   единой   человеческой цивилизации?» Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь Критерии оценки практической работы Задание 1 – 2 балла Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 2 балла Форма контроля выполнения практической работы Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения  практических работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 1. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. 2. Важенин   А.Г.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей технического,   естественно­научного,   гуманитарного   профилей   Практикум:   учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. 3. Горелов   А.А.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей социально­экономического   профиля:   учебник   для   учреждений   начального   и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014. 4. Горелов   А.А.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей социально­экономического   профиля:   практикум   для   учреждений   начального   и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества

Практическая работа № 4 Теории развития общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017