Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 4.doc
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и
обществе
Тема 1.2. Общество как сложная система
Практическая работа № 4
Теории развития общества
Учебная цель:
формирование умения изучать письменные источники;
пользоваться учебной литературой, обобщать имеющиеся знания.
Учебные задачи: научиться составлять схемы; научиться составлять синквейн;
научиться писать эссе.
Предметные результаты: сформированность умений обобщать, анализировать
и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к
общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и
интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии
взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Теории развития общества».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и составить схему.
4. Составить синквейн.
5. Написать эссе.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка 3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Формационный подход – оценка истории развития общества и культуры как
единого процесса в рамках формации.
Формации – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о
производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе производства,
например, между зависимым крестьянином и помещиком в период феодализма) и
производительных силах (производители – трудящиеся, средства производства, орудия
труда, заводы и фабрики).
Основоположник формационного подхода К. Маркс выделял в развитии общества
несколько формаций (этапов):
первобытность, рабовладение, феодализм,
капитализм и коммунизм (первой фазой которого является социализм).
Цивилизационный подход был направлен против оценки истории общественного
развития как единого мирового процесса и приписывания культуры всему
человечеству в целом. Появилось понимание культуры как цивилизации. История
развития человеческого общества рассматривалась в виде многообразия культур.
Цивилизация – понятие, имеющее несколько значений:
• цивилизация – этап развития человеческого общества, пришедший на смену
«первобытному варварству». Соотношение «первобытное варварство – цивилизация»
было разработано антропологом Д. Морганом, выделявшим три стадии развития
общества: дикость, варварство и цивилизацию;
• цивилизация – состояние общества в исторический период. Общество
рассматривалось не как целостность, а в виде суммы «исторических типов» (греко
римская, романогерманская, западная цивилизации и т. д.). У каждой цивилизации свои особенности социальной,
существовали свои специфические черты,
экономической, политической и культурной жизни. Цивилизация понималась как
обособленная история отдельного народа или государства, например цивилизация
ацтеков (так считали философы А. Тойнби, Н. Данилевский), или как завершающая
фаза упадка культуры (О. Шпенглер);
• цивилизация – синоним культуры. Французские философыпросветители
рассматривали «цивилизованное общество» как общество, основанное на идеалах
справедливости и разума.
Таким образом, при изучении развития общества и культуры важно понимать
разницу формационного и цивилизационного подходов. Культура может изучаться как
единая линия человеческого развития («человеческая культура в целом»,
формационный подход, выделяющий общее для всех народов), а также как самобытная
особенность каждого народа («локальная культура», цивилизационный подход,
изучающий своеобразие каждой культуры).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Что такое формации?
2. В чем суть формационного подхода развития общества?
3. Охарактеризуйте цивилизационный подход к развитию общества?
4. Какие значение имеет понятие «цивилизация»?
5. В чем разница между формационным и цивилизационным подходами?
Задания для практического занятия
1. Прочитайте предложенный текст и представьте его в виде схемы.
Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому.
В книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский утверждает, что цивилизация
это наиболее творческий период развития культурноисторического типа. Каждая
цивилизация зарождается, расцветает, гибнет. Всего типов цивилизации четыре: • «первичные» (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл). К ним
относятся египетская, китайская, иранская, некоторые другие цивилизации;
• «одноосновные» (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят
все их особенности). Это еврейская (религия), древнегреческая (культура),
древнеримская (политика) цивилизации;
• «двухосновные» (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал).
Такова европейская цивилизация (политика и культура);
•
«объединительная» (в гармонии развивающая начала политические,
культурные, религиозные и нравственноэкономические) славянская (пока не как
реальность, а как возможность) цивилизация.
Типология цивилизаций по О. Шпенглеру.
В 1918 г. издал первую часть книги «Закат Европы». Он четко разграничивает
понятия «цивилизация» и «культура». Цивилизацию
О. Шпенглер определяет как стадию упадка культуры. Культуры отличаются
изолированностью и самостоятельностью. Локальных цивилизаций всего восемь:
египетская, вавилонская, китайская, арабовизантийская, грекоримская, западная и
культура инков.
Типология цивилизаций по А. Тойнби
Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 3060 гг. XX в. написал
многотомный труд «Постижение истории». Он выделяет цивилизации
• «первичные» (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных
географических условиях, малосильные, легко возникающие и также легко
погибающие);
• «вторичные» (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их
первоначального существования);
• «третичные» (возникающие на основе формирования единых религий и
церквей из «вторичных» цивилизаций).
К середине XX в., по мнению А.Тойнби, осталось не более 78 из почти 30
существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддистская, индуистская и др.). Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель
неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее
основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» и тем самым перейти к
«третичной» цивилизации.
2. Составьте синквейн:
1. Слово мировая система.
2. Подобрать 2 прилагательных, которые его характеризуют (отвечают на вопрос
какое?)
3. Подобрать 3 глагола, которые характеризуют понятие «мировая система» (что
делать?)
4. Подобрать пословицу, поговорку или цитату, которая отражала бы смысл и
характер данного слова (можно заменить определением понятия)
5. Подобрать однодва слова (не более) на основе своего мнения (т.е. синонимы к
термину «мировая система»).
3. Напишите Эссе «Возможно ли сегодня создание единой человеческой
цивилизации?»
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического
материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2 балла
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 2 балла
Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
социальноэкономического профиля: учебник для учреждений начального и
среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
социальноэкономического профиля: практикум для учреждений начального и
среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Практическая работа № 4 Теории развития общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.