Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Оценка 4.6

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
12.04.2017
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 5.doc
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе  Тема 1.2. Общество как сложная система    Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем   Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники; пользоваться учебной  литературой,  обобщать имеющиеся знания Учебные задачи:  научиться проводить сравнительный анализ   различных взглядов на решение глобальных проблем;   научиться формулировать и аргументировать свою точку зрения. Предметные   результаты:  сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать   информацию:   теории,   концепции,   факты,   имеющие   отношение   к общественному   развитию   и   роли   личности   в   нём,   с   целью   проверки   гипотез   и интерпретации   данных   различных   источников;   владение   знаниями   о   многообразии взглядов   и   теорий;     сформированность   представлений   об   основных   тенденциях   и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире.    Задачи практической работы  1. Повторить материал по теме «Пути решения глобальных проблем». 2. Ответить на вопросы. 3.  Прочитать текст и выполнить задание. 4. Прочитать текст, ответить на вопросы. 5. Сформулировать пути решения одной из глобальных проблем.   Обеспеченность занятия 1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4.  Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме   Термин "глобальные проблемы" в научной литературе начал употребляться с конца 60­х годов  XX  века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже   с   конца   50­х   годов   ХХ   века   с   достаточной   очевидностью   проявилась глобальная   экологическая   проблема.   Мировые   войны   ХХ   столетия,   создание ракетно­ядерного оружия на рубеже 40­50­х годов поставило человечество перед угрозой самоуничтожения.     Выделяя   критерий   глобальности   проблем,   следует   отметить,   что   здесь недостаточно   их   пространственно­планомерного   измерения,   которое,   безусловно необходимо.   Главное   значение   приобретают   признаки   содержательного   плана,   и прежде всего вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными следует   считать   только   такие   проблемы,   которые   сдерживают   общественный прогресс   человечества,   а   при   определенных   условиях   ставят   под   сомнение существование нашей цивилизации. Данное определение является довольно общим, но на его основе можно сформулировать наиболее характерные черты глобальных проблем:     ­   они   имеют   общечеловеческий   характер,   т.к.   затрагивают   интересы   всех стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества;    ­ имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно; ­ в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета;     ­  имеют  комплексный, системный  характер,  и  для  их успешного  решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;     ­ постоянно развивается во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;     ­ противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные   потребности   удовлетворимы   только   в   большой   исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества;    ­ имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения и по характеру проявления.     Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем,   от   решения   которых   зависит   социальный   прогресс   человечества   и сохранение   цивилизации,   это   проблемы,   которые   характеризуются   динамизмом, возникают   как   объективный   фактор   развития   общества   и   для   своего   решения требуют объединенных усилий всего человечества. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.  Когда возникли глобальные проблемы? 2. Какие проблемы можно считать глобальными? 3. Назовите характерные черты глобальных проблем.   Задания для практического занятия 1.   Прочитайте текст и выполните задание. В 1944 году теория В.И.Вернандского о ноосфере могла представляться утопией, но сегодня   она   является   реальной   альтернативой.   Именно   эта   теория   лежит   в   основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции   в   Рио­де­Жанейро   в   1994   г.   Ее   суть:   безудержный   рост   стандартов потребления губителен для общества и природы; научно­техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку «щадящих» технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.  Российский   ученый   Ю.В.Яковец   выделили   следующие   факторы   устойчивого развития: а) ограничение темпов роста совокупных потребностей населения за счет снижения темпов его прироста в развивающихся странах; б)   повсеместное   освоение   малоотходных   и   безотходных,   экологически   чистых технологий, прекращение загрязнения окружающей среды; в) распространение реального демократического правления; г)   обуздание   милитаризма,   исключение   войн   из   арсенала   средств   решения конфликтов;   поэтапное   уничтожение   опасных   видов   вооружений   и   жесткий международный контроль за оставшимся. д) объединение усилий мирового сообщества в преодолении 1) опасного разрыва между развитыми и развивающимися странами, 2) в разработке и реализации глобальной экологической программы. е)   осознание   всеми   слоями   населения   бесперспективности   и   крайней   опасности преобладающих ныне тенденций, выработка новых научных и политических парадигм, способных стать основой целенаправленных действий всего мирового сообщества.    Задание:     Подумайте   и   запишите,   каким   образом   человечество   должно прийти к осознанию данных идей? 2. Прочитайте текст и сформулируйте свой взгляд на перспективы развития человеческой цивилизации  Перспективы человечества На фоне нарастания глобальных проблем многие ученые стали искать пути их решения и делать глобальные прогнозы на будущее. В 1968 г. для исследования глобальных проблем и разработки возможных путей их   решения   учеными   по   инициативе   итальянского   экономиста   и   общественного деятеля Аурелио Печчеи был создан Римский клуб ­ международная общественная   которая   объединяет   около   100   членов   из   разных   стран: организация, предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и искусства. Деятельность Римского   клуба   послужила   толчком   к   возникновению   глобалистики   –   нового направления   науки,   связанного   с   социальным   прогнозированием.   Ученые   – «глобалисты» разделились на пессимистов и оптимистов. Представители экологического пессимизма (американский кибернетик Джей Форрестер   и   его   последователи)   рисуют   «катастрофические»   картины   будущего   с вероятной   и   даже   неизбежной   гибелью   человечества.   Выступая   на   научной конференции,   один   из   экологов   заявил:   «Пора   осознать,   что   человечество   идет   к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Для обоснования своей правоты пессимисты приводят следующие аргументы: ­  опасность   глобального   изменения   климата,   сокращение   биологического разнообразия Земли; ­ в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется средств его восстановления; ­  ХХI   век   может   стать   «столетием   экологических   болезней»,   вызванных загрязнением   окружающей   среды,   рак   вместе   со   СПИДом   могут   положить   конец человеческой цивилизации; ­  велика   опасность   исчерпания   энергоносителей   (нефти,   газа,   торфа,   угля)   в ближайшее время; ­ существует угроза начала третьей мировой войны в случае попадания ядерного оружия   в   руки   тоталитарных   реакционных   режимов   или   в   руки   отдельных террористов; ­ в ХХI веке существует угроза старения человечества в развитых странах ; ­ в развивающихся странах к 2100 г. может сосредоточиться до 95 % населения Земли; ­  снижение   интеллектуального   и   творческого   потенциала   человечества   в результате «демографического взрыва» в странах третьего мира. Сторонники научно ­ технического оптимизма (технологического оптимизма) возлагают   надежды   на   человеческий   разум   и   научно   –   техническую   революцию   в разрешении глобальных проблем. Н.М. Аносову принадлежат слова: «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести». Прогнозы «оптимистов» таковы: человечество научится получать энергию путем термоядерного синтеза и в недалеком будущем   возможно   создание   такого   типа   энергии,   ресурсы   которого   станут неисчерпаемыми.  Задание:  согласны ли Вы  с прогнозами ученых на будущее человечества и  каковы Ваши взгляды на перспективы развития человеческой цивилизации. 3. Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем – предложения свои обоснуйте. Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 2. балла Задание 2 – 2 балла Задание 3 – 1 балл   Форма контроля выполнения практической работы Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения  практических работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов 1. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. 2. Важенин   А.Г.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей технического,   естественно­научного,   гуманитарного   профилей   Практикум:   учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014. 3. Горелов   А.А.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей социально­экономического   профиля:   учебник   для   учреждений   начального   и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014. 4. Горелов   А.А.   Обществознание   для   профессий   и   специальностей социально­экономического   профиля:   практикум   для   учреждений   начального   и среднего профессионального образования. ­ М.: «Академия», 2014.

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем

Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017