Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
обществознание
Взрослым
12.04.2017
Практическая работа по обществознанию включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Составители: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 5.doc
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и
обществе
Тема 1.2. Общество как сложная система
Практическая работа № 5
Пути решения глобальных проблем
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники; пользоваться
учебной литературой, обобщать имеющиеся знания
Учебные задачи: научиться проводить сравнительный анализ различных взглядов
на решение глобальных проблем; научиться формулировать и аргументировать свою
точку зрения.
Предметные результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и
оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к
общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и
интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии
взглядов и теорий; сформированность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Пути решения глобальных проблем».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и выполнить задание.
4. Прочитать текст, ответить на вопросы.
5. Сформулировать пути решения одной из глобальных проблем.
Обеспеченность занятия 1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М.,
2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Термин "глобальные проблемы" в научной литературе начал употребляться с
конца 60х годов XX века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше.
Уже с конца 50х годов ХХ века с достаточной очевидностью проявилась
глобальная экологическая проблема. Мировые войны ХХ столетия, создание
ракетноядерного оружия на рубеже 4050х годов поставило человечество перед
угрозой самоуничтожения.
Выделяя критерий глобальности проблем, следует отметить, что здесь
недостаточно их пространственнопланомерного измерения, которое, безусловно
необходимо. Главное значение приобретают признаки содержательного плана, и
прежде всего вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными
следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный
прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение
существование нашей цивилизации. Данное определение является довольно общим,
но на его основе можно сформулировать наиболее характерные черты глобальных
проблем:
они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех
стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества;
имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его
истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их
развитие не всегда даже заметно; в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их
действия впервые стала вся планета;
имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения
необходимы совместные усилия всех стран и народов;
постоянно развивается во времени и пространстве, в результате появляются
новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;
противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью
глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической
перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное
решение при условии активного международного сотрудничества;
имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения
и по характеру проявления.
Таким образом, глобальные проблемы – это совокупность социоприродных
проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и
сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом,
возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения
требуют объединенных усилий всего человечества.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Когда возникли глобальные проблемы?
2. Какие проблемы можно считать глобальными?
3. Назовите характерные черты глобальных проблем.
Задания для практического занятия
1. Прочитайте текст и выполните задание.
В 1944 году теория В.И.Вернандского о ноосфере могла представляться утопией, но
сегодня она является реальной альтернативой. Именно эта теория лежит в основе
концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в РиодеЖанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов
потребления губителен для общества и природы; научнотехническая и технологическая
революции должны направить усилия на разработку «щадящих» технологий в интересах
выживания, сохранения природной среды существования человечества.
Российский ученый Ю.В.Яковец выделили следующие факторы устойчивого
развития:
а) ограничение темпов роста совокупных потребностей населения за счет снижения
темпов его прироста в развивающихся странах;
б) повсеместное освоение малоотходных и безотходных, экологически чистых
технологий, прекращение загрязнения окружающей среды;
в) распространение реального демократического правления;
г) обуздание милитаризма, исключение войн из арсенала средств решения
конфликтов; поэтапное уничтожение опасных видов вооружений и жесткий
международный контроль за оставшимся.
д) объединение усилий мирового сообщества в преодолении 1) опасного разрыва
между развитыми и развивающимися странами, 2) в разработке и реализации глобальной
экологической программы.
е) осознание всеми слоями населения бесперспективности и крайней опасности
преобладающих ныне тенденций, выработка новых научных и политических парадигм,
способных стать основой целенаправленных действий всего мирового сообщества.
Задание: Подумайте и запишите, каким образом человечество должно
прийти к осознанию данных идей?
2. Прочитайте текст и сформулируйте свой взгляд на перспективы развития
человеческой цивилизации
Перспективы человечества
На фоне нарастания глобальных проблем многие ученые стали искать пути их
решения и делать глобальные прогнозы на будущее. В 1968 г. для исследования глобальных проблем и разработки возможных путей
их решения учеными по инициативе итальянского экономиста и общественного
деятеля Аурелио Печчеи был создан Римский клуб международная общественная
которая объединяет около 100 членов из разных стран:
организация,
предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и искусства. Деятельность
Римского клуба послужила толчком к возникновению глобалистики – нового
направления науки, связанного с социальным прогнозированием. Ученые –
«глобалисты» разделились на пессимистов и оптимистов.
Представители экологического пессимизма (американский кибернетик Джей
Форрестер и его последователи) рисуют «катастрофические» картины будущего с
вероятной и даже неизбежной гибелью человечества. Выступая на научной
конференции, один из экологов заявил: «Пора осознать, что человечество идет к
своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Для
обоснования своей правоты пессимисты приводят следующие аргументы:
опасность глобального изменения климата, сокращение биологического
разнообразия Земли;
в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется
средств его восстановления;
ХХI век может стать «столетием экологических болезней», вызванных
загрязнением окружающей среды, рак вместе со СПИДом могут положить конец
человеческой цивилизации;
велика опасность исчерпания энергоносителей (нефти, газа, торфа, угля) в
ближайшее время;
существует угроза начала третьей мировой войны в случае попадания ядерного
оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных
террористов;
в ХХI веке существует угроза старения человечества в развитых странах ;
в развивающихся странах к 2100 г. может сосредоточиться до 95 % населения
Земли; снижение интеллектуального и творческого потенциала человечества в
результате «демографического взрыва» в странах третьего мира.
Сторонники научно технического оптимизма (технологического оптимизма)
возлагают надежды на человеческий разум и научно – техническую революцию в
разрешении глобальных проблем. Н.М. Аносову принадлежат слова: «Наука подвела
мир к смертельной черте. Она же может и отвести». Прогнозы «оптимистов» таковы:
человечество научится получать энергию путем термоядерного синтеза и в недалеком
будущем возможно создание такого типа энергии, ресурсы которого станут
неисчерпаемыми.
Задание: согласны ли Вы с прогнозами ученых на будущее человечества и
каковы Ваши взгляды на перспективы развития человеческой цивилизации.
3. Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем –
предложения свои обоснуйте.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического
материала к
практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 2. балла
Задание 2 – 2 балла Задание 3 – 1 балл
Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения
практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.
учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф.
2.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей Практикум: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
3.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
социальноэкономического профиля: учебник для учреждений начального и
среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
4.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей
социальноэкономического профиля: практикум для учреждений начального и
среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2014.
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Практическая работа № 5 Пути решения глобальных проблем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.