Данная практическая работа может быть использована в дополнительном образовании детей по программе "Компьютерная графика".Анимация в среде растрового редактора дело очень трудоемкое. Поэтому в данной практической работе представлена пошаговая инструкция как сделать движение куклы Неваляшка. Эта работа как показывает практика очень понравилась детям.
Анимация "Неваляшка"
Скачиваем из Интернета картинку куклы неваляшки. Яндекс предлагает 4 тысячи
картинок. Я выбрала картинку «Неваляшка девочка малая расписная 150 мм». Её
размер 600×600 пикселей.
Для того чтобы создать новое изображение, в выпадающем меню «Файл» выберите
пункт «Создать…» Появится окно «Создать новое изображение».
В данном окне задаём размер изображения в пикселях 640×480. Можно задать
в поле «Ширина» и «Высота», или выбрать из шаблона. Нажимаем ОК.
Идём в меню «Файл», «Открыть как слои…», находим изображение, которое скачали,
и нажимаем «Открыть».
Открылось изображение неваляшки. Но в данном случае оно больше созданного нами
изображения.
Надо изменить размер изображения неваляшки. Так как размер созданного изображения 640
пикселей, а неваляшка будет наклоняться то в одну, то в другую сторону, то высота её
не должна быть больше 320 пикселей. Можно выбрать и меньшую.
На панели инструментов выбираем инструмент «Масштаб». Для того, чтобы узнать название
того или иного инструмента, наведите на него курсор: появится небольшая подсказка
и краткое описание его действия. Или изменить размер
в меню «Инструменты», «Преобразование», «Масштаб».
1Задаём высоту 320 пикселей при сомкнутой цепочке. Соответственно изменится и ширина.
Нажимаем на «Изменить». Можно изменить масштаб, потянув за квадратики на сетке.
Для удобства в дальнейшей работе создадим направляющую. Идём в выпадающее
меню «Изображения» → «Направляющие» → «Создать направляющую по %…».
Открывается окно. В «Ориентации» выбираем «Вертикаль». Задаём Расположение 50%
и нажимаем ОК.
Выбираем в панели инструментов инструмент «Перемещение», в параметрах
выбираем «Переместить активный слой». В диалоговом окне «Слои» должен быть выделен
слой с неваляшкой.
Располагаем неваляшку так, чтобы направляющая зрительно делила её на две симметричные
части.
2Теперь надо отделить неваляшку от фона, на котором она была расположена. Добавим слою
с неваляшкой альфаканал в диалоговом окне «Слои». Щелкаем правой кнопкой мыши по слою
с неваляшкой и нажимаем на пункт «Добавить альфаканал».
Приблизим изображение с помощью инструмента «Лупа», выбираем Приблизить
Нужно выделить неваляшку удобным способом. Их существует несколько. Я выбрала
инструмент «Свободное выделение».
Аккуратно общёлкала куколку по её контуру. Появляется так называемая «муравьиная
дорожка».
3Инвертируем выделение. В меню «Выделение» на пункт «Инвертировать», и удаляем фон,
нажав DEL на клавиатуре. Снимаем выделение: «Выделение» → «Снять выделение».
Автокадрируем слой: «Слой» → «Автокадрировать слой».
Так как неваляшка была в данном случае на белом фоне и слой «Фон» тоже белый, то трудно
понять удалился ли фон от куколки. Я решила добавить другой фон под слой с неваляшкой.
Нашла понравившийся мне фон, открыла его: «Файл»→ «Открыть как слои». В диалоговой
панели «Слои» передвинула с помощью стрелочек под слой с неваляшкой.
Вы можете выбрать любой фон, но он должен быть такого же размера, как и наш, т.
е. 640×480 пикселей. Размер можно изменить инструментом «Масштаб» или другими
известными вам способами. Если вас устраивает белый фон, то можете оставить его.
Моя куколка велика для этого фона. Я чутьчуть уменьшила её.
Теперь приступаем к созданию кадров для анимации. Добавим ещё три копии слоя
с неваляшкой, нажав трижды на значок «Создать копию слоя и добавить
ее в изображение»
4Получилось четыре промежуточных кадра с неваляшкой. Изменим имена слоёв. Нажимаем
правой кнопкой мыши на нижнем слое с неваляшкой. Выбираем «Изменить атрибуты слоя».
Вводим новое имя слоя в появившемся окне. Нажимаем ОК.
Изменяем соответственно имена следующих слоёв на 2,3,4.
Неваляшка будет наклоняться сначала в одну сторону. Слой 1 не изменяем. Переходим
на Слой 2 и инструментом «Вращение» поворачиваем примерно градуса на 22, чтобы
неваляшка чутьчуть наклонилась.
5Инструментом «Перемещение» совмещаем низ «туловища» неваляшки слоя 2 со слоем 1.
Переходим на Слой 3 и инструментом «Вращение» наклоняем неваляшку еще ниже и также
совмещаем низ инструментом «Перемещение». Для удобства можно отключать видимость
слоёв, нажав на значок «Глазик». Проделываем то же и с четвёртым слоем. Вот что должно
получиться.
Теперь неваляшка должна вернуться в вертикальное положение. Создадим копии этих
четырёх слоёв и разместим их после четвёртого слоякадра в ОБРАТНОМ порядке!
6Из этого положения неваляшка будет откланяться в противоположную сторону. Будем
создавать копии слоёв 1, 2, 3, 4 и менять имя слоя.
Создадим копию Слоя 1, изменим имя на Слой 5, имя копии Слоя 2 на Слой 6, имя копии Слоя 3
на Слой 7, имя копии Слоя 4 на Слой 8. Расположим их после слоя Копия 1 в таком порядке как
на скриншоте: 5, 6, 7, 8, передвигая с помощью стрелочек внизу диалогового окна.
На этих слоях неваляшка наклоняется в ту же сторону, что и раньше. А нам надо, чтобы теперь
она наклонялась в противоположную сторону.
Изменим это с помощью инструмента «Зеркало». Отразим слои 6, 7, 8 по горизонтали. Слой 5
не изменяем. Можно и не отражать слои по горизонтали, но тогда нужно вручную
устанавливать новые положения наклона слоёв с неваляшкой.
7В диалоговом окне слоёв активируем поочерёдно каждый слой и щелкаем по изображению.
Слои развернуться в нужную нам сторону.
Совместим низ неваляшки инструментом «Перемещение», как это уже делали раньше.
Должно получиться так.
Надо вернуть неваляшку в исходное вертикальное положение. Создаем копии слоев 5, 6, 7, 8
и располагаем эти копии после Слоя 8 в обратном порядке.
8Неваляшка вернётся в исходное положение, и цикл будет повторяться сначала. Всего
получилось 16 слоев с неваляшкой и фон.
Если просмотреть анимацию в таком виде, то она будет воспроизводиться неправильно. Чтобы
это изменить, нужно под каждый слой с неваляшкой добавить слой с фоном. Как видите,
создание анимации в GIMP — довольно трудоёмкое дело. Копируем слой с фоном, чтобы
получить 16 слоёв. Под каждый слой с неваляшкой помещаем слой с фоном.
9Попарно объединяем слои. Какие слои объединять, отмечено на скрине. Чтобы объединить
слои, нажимаем правой кнопкой мыши на слое с неваляшкой в списке слоёв и в выпадающем
меню нажимаем «Объединить с предыдущим», то есть с фоновым слоем.
Ещё раз переименовываем слои, прописав в названии слоя в скобках задержку кадров
в миллисекундах, дважды щёлкнув левой кнопкой мыши по слою. По умолчанию задержка
кадров — 100 миллисекунд. 1секунда равна 1000 миллисекунд. При задержке кадров
по умолчанию куколка будет качаться быстро.
10Нужно уменьшить скорость движения неваляшки, а, значит, надо увеличить время задержки.
Установим 200 мс. В имени слоёв (идём в «Изменить атрибуты слоя») добавим в скобках 200
ms.
Идём в меню «Фильтры» → «Анимация» → «Воспроизведение». Открывается окно
Нажимаем «Воспроизвести» и просматриваем. Если всё устраивает, то надо сохранить
анимацию в формате GIF.
В меню «Фильтры» → «Анимация» пункт «Оптимизация (для GIF)» изменяет изображение
так, чтобы уменьшить размер файла для сохранения анимации в формате GIF. Если сохранить
анимацию в таком виде, как она создана, то её размер будет почти 2 МБ. Поэтому применим
этот пункт, нажав на него мышкой.
Сохраняем анимацию. Идем в меню «Файл» → «Экспортировать». Открывается окно:
Выбираем папку, в которую будем сохранять. В поле «Имя» называем нашу анимацию.
Нажимаем на крестик возле пункта «Выберите тип файла (По расширению)».
В открывшемся списке выбираем «Изображение GIF» и нажимаем «Экспортировать».
Если откроется такое окно, то нажимаем «Обрезать». В нем надо обязательно поставить
галочку в окошке «Сохранить как анимацию». Нажимаем «Экспорт». Анимация сохранена.
1112