Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации биологической направленности для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
«Исследование умственной работоспособности школьников»
Практическая работа
Предлагаемая методика практической работы повышает не только уровень,
но и динамику умственной работоспособности в течение одного учебного дня,
недели, учебного года.
Применяется буквенная таблица, которая содержит в каждой строке по 40
букв. Буквы расположены в определенной последовательности и встречаются
одинаковое количество раз.
Задание состоит из 4 частей и занимает 4 минуты. В первые 2 минуты
дается задание зачеркнуть какиенибудь 2 буквы, а во вторые 2 минуты не
только зачеркнуть, но и подчеркнуть буквы, если они встречаются в сочетании
с определенными другими буквами, то есть во второй части вводятся
тормозные агенты. При изучении динамики умственной работоспособности в
течение учебного дня исследование проводят в начале первого и в конце
каждого урока. При изучении динамики умственной работоспособности в
течение учебной недели исследование проводят каждый день.
Цель:
ознакомиться с методикой исследования умственной
работоспособности школьников и определить свою умственную
работоспособность.
Оборудование: буквенные таблицы с печатными буквами, секундомер,
микрокалькулятор.
Ход работы
1. Получить таблицы и провести исследование, а на обратной стороне
таблицы написать карандашом фамилию, имя, возраст, день недели, дату,
самочувствие.
2. После команды приступить к вычеркиванию 2 определенных букв (по
заданию учителя). По истечении 2 минут следует команда «стоп» –
остановить работу. Поставить значок «уголок» в том месте, где закончена
работа.
3. По команде учителя продолжать вычеркивать буквы, например Х и И во
всех случаях, кроме тех, когда перед Х будет стоять В, а перед И – буква Е. В
этих случаях надо ВХ и ЕИ подчеркнуть. Через 2 минуты после команды
«стоп» остановить работу.
4. Подсчитать количество букв, просмотренных за первые 2 минуты
Подсчет: считают количество полных строчек и умножают их на 40
(количество букв в строке). Затем к ним прибавляют количество букв
неполной строки. Например: строчек – 8, знаков неполной строки – 17. 8 40
= 320, 320 + 17 = 337.5. Подсчитать количество букв, просмотренных за вторые 2 минуты.
Пример: полных строчек 6, знаков в первой неполной строке 9, во второй
неполной строке 4. 6 40 = 240, 240 + 9 + 4 = 253 знака.
6. Подсчитать количество знаков, просмотренных за 4 минуты. 337 + 253 =
590. Это количество букв характеризует интенсивность умственной работы.
7. Вычислить коэффициент К. Для этого количество букв, просмотренное
за 4 минуты, разделить на количество букв, просмотренных за первые 2
минуты. К = 590 : 337, К = 1,75
8. Определить качественный параметр умственной работы: общие ошибки,
ошибки на дифференцировку и сумму этих ошибок.
• Отметить кружком все пропущенные, неправильно зачеркнутые буквы
или пропущенные строчки. Пропущенные строчки считаются за ошибку, а из
количества просмотренных знаков за 4 минуты и соответствующие 2 минуты
необходимо вычесть 40. Во второй части задания незачеркнутые буквы в
сочетаниях ВХ, ЕИ кружком не обводить за исключением, когда они не
зачеркнуты вне этих сочетаний. Например: в обоих частях задания не
зачеркнуты 3 буквы Х, 2 буквы И и зачеркнута буква К. Тогда общих ошибок
6. Справа на полях под коэффициентом К написать ОБ6.
• Внимательно просмотреть вторую половину задания и все
неподчеркнутые сочетания (ВХ, ЕИ) обвести квадратом. Квадратом обвести
также все другие ошибки на дифференцировку, все исправления,
подчеркивания других сочетаний. Например: не подчеркнуто сочетание ВХ,
зачеркнуто И в сочетании ЕИ. Тогда ошибок на дифференцировку 2. Справа
на полях написать Д2.
• Итого: всех ошибок 8. (Ош8)
Справа на полях должно стоять 7 цифр.
1. Количество букв, просмотренных за первые 2 минуты.
2. Количество букв, просмотренных за вторые 2 минуты.
3. Количество букв, просмотренных за 4 минуты.
4. Коэффициент К.
5. Количество общих ошибок.
6. Количество ошибок на дифференцировку.
7. Количество ошибок всего.
Провести стандартизацию ошибок. Пример: просмотрено за 4 минуты 590
знаков и сделано 8 ошибок. Составляется пропорция 590 – 8 : 500 – х,
получаем х = 6,8.
Ошибок стандартных 6,8. Они характеризуют точность умственной работы.
Провести стандартизацию ошибок на дифференцировку на 200
просмотренных знаков. Пример: за вторые 2 минуты просмотрено 253 буквы и
сделано 2 ошибки на дифференцировку. Составляется пропорция: 253 – 2 :200 – х , получаем Дст = 1,6. Рассчитать коэффициент продуктивности по
формуле:
КП = (А : 10) (А : 10) : (А : 10) + В, где А – количество букв,
просмотренных за 4 минуты, В – количество всех ошибок.
Вывод: Средняя скорость умственной работы находится в пределах 544–
644 знаков за 4 минуты. Средняя точность работы в пределах 2,86–7,34.
Вопросы для закрепления:
1. Чем оценивается скорость умственной работы?
2. Чем оценивается точность умственной работы?
3. Что отражает коэффициент К?