Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации биологической направленности для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Практическая работа
«Оценка физического развития школьников»
Цель: освоить методику определения основных антропометрических
показателей и дать оценку физического развития участников занятия.
Оборудование: весы, ростомер, сантиметровая лента, спирометр, ручной
динамометр, таблица Головина, спирт, вата.
Ход работы
Первую половину занятия по освоению методики определения основных
антропометрических показателей учащиеся проводят друг на друге.
Полученные данные и проводимые вычисления заносятся в тетрадь в виде
протокола. В конце занятия делается заключение о физическом развитии
учащихся.
Соматоскопия.
1. Наружный покров. Состояние наружного покрова определяется путем
осмотра кожи, слизистых и волос. Эластичность кожи определяется по
скорости расправления кожной складки на тыльной стороне кисти.
2. Жироотложение оценивается: как слабое, если рельеф костей плечевого
пояса выступает резко; как среднее, если оно вырисовывается неясно; как
большое, если контура костей почти не видно.
3. Форма стопы. Различают нормальную, уплощенную и плоскую.
Нормальная стопа характеризуется узким перешейком, соединяющим пятку с
передней частью стопы, хорошо выраженными продольными и поперечными
сводами. При свободной стойке носки смотрят прямо вперед, внутренний
свод не опускается. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его
наружного края несколько выпуклая. При свободной стойке носки смотрят
несколько в сторону, внутренний свод несколько опущен. При плоской стопе
(плоскостопии) перешеек занимает почти всю ширину, стопа отведена в
сторону, наружный край её приподнят, носки сильно расходятся в стороны.
Во время ходьбы наблюдается быстрая утомленность, а иногда и появление
болей.
4. Нормальный позвоночник имеет четыре физиологических изгиба в
переднезаднем направлении:
в шейном и поясничном кпереди
(физиологические лордозы), грудном и крестцовом кзади (физиологические
кифозы). При увеличении лордозов его форма определяется как
лордотическая или как кифотическая. Уменьшение физиологических изгибов
определяется как плоская спина. Боковое искривление определяется как
сколиоз. Осмотр позвоночника проводится в положении обследуемого стоя и
в наклонном положении. Также при помощи соматоскопии можнообследовать мускулатуру,
цилиндрическая,
плоская),
гиперстенический, астенический).
форму грудной клетки (коническая,
осанку,
типы сложения (атлетический,
Соматометрия.
1. Рост (в см) измеряется с помощью ростометра с точностью до 0,5 см.
При измерении роста обследуемый становится к стойке ростометра спиной.
При этом он касается стойки тремя точками: лопатками, ягодицами и
пятками. Планшетка должна касаться верхушки головы. Рост сидя
определяется по второй шкале ростометра. Разница характеризует длину ног
и позволяет сравнивать её с длиной туловища.
2. Окружность грудной клетки (в см) измеряют в трех её положениях: при
максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы. Сантиметровая
лента накладывается сзади под нижним углом лопаток, а спереди – у
мальчиков по нижнему краю околососковых кружков, у девочек – на уровне
прикрепления четвертых ребер к грудине над молочными железами.
Примечание. Отклонение фактических данных от средних в пределах
(сигма) оценивается как среднее развитие, в пределах 2 как выше или ниже
среднего и в пределах 3 и больше как высокое или низкое.
Вес. Взвешивание производится без одежды и обуви с точностью до 50 г.
Для оценки соматометрических показателей по антропометрическим
стандартам в таблицу вносят фактические данные по результатам замеров. В
разделы «средняя возрастная норма» и «квадратическое отклонение «сигма»
вносятся соответствующие данные из таблицы 1. Затем проводится оценка
каждого показателя в отдельности и общего физического развития по
совокупности этих показателей.
Оценка физического развития ученика
Таблица 1
Показатель
Факти
ческие
данные
Средняя
Разница Квадратич
возрастная
норма
еское
отклонени
Х
М
Х–М
е
Рост
Окружность грудной
клетки
Вес
ЖЕЛ
Сила кисти
Отношение
разницы
к сигме
Общее
физическ
ое
развитие
(X – M) :
Таблица средних показателей физического развития прилагается (см.
ниже).Физиометрия.
Спирометрия. При помощи спирометра определяют жизненную емкость
легких (ЖЕЛ). Обследуемый после предварительного глубокого вдоха и
выдоха делает максимальный вдох и равномерно выдыхает в трубку
спирометра весь воздух. Измерения производят 3 раза и регистрируют
наибольший результат. Точность измерения 100 мл. Наконечник трубки
обрабатывают спиртом при каждом измерении. Оценку величины ЖЕЛ
производят по отношению к должной (ДЖЕЛ). ДЖЕЛ для мальчиков
подростков равна их росту, умноженному на 25; для девочекподростков – на
20. Отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ в пределах 20 % считается нормальным.
Динамометрия. Мышечная сила сжатия кисти правой и левой рук (в кг)
измеряется ручным динамометром. Ручной динамометр берется в руку
стрелкой к ладони, рука вытягивается в сторону и с максимальной силой
пружина сжимается. Измерение проводится 3 раза. Регистрируют наибольший
результат. Точность измерения 2 кг. Мышечная сила оценивается по
отношению к средним нормам. Отклонение в пределах 15 расценивают как
среднее.
Контрольные вопросы.
1. Какие три взаимосвязанных фактора выделяют в развитии школьника?
2. Что такое физическое развитие?
3. Что такое динамометрия, соматоскопия, соматометрия, физиометрия?
4. В чем заключается неравномерность развития ребенка?