Практическая работа по экологии "Описание особенностей различных видов ООПТ"

  • Лабораторные работы
  • pdf
  • 13.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическая работа "Описание особенностей различных видов ООПТ" подготовлена для учащихся старших классов и позволяет им систематизировать знания об особенностях различных особо охраняемых природных территорий. Данную работу можно провести в рамках курса экологии или на уроках биологии при изучении раздела о влиянии человека на биосферу. Сюда же внесен и краеведческий аспект.
Иконка файла материала Практическая работа ООПТ.pdf

Практическая работа

Описание особенностей различных видов ООПТ

Цели:

*          Выявить и охарактеризовать виды ООПТ.

*          Познакомиться с ООПТ Воронежского края.

Продолжить формировать умения работы с различными источниками информации. Ход работы:

1.     Изучите материал об ООПТ.

2.     Заполните таблицу:

виды оопт

Какие задачи решаются

Какая хозяйственная деятельность аз ешена

Примеры

Биосферный заповедник

 

 

 

Государственный заповедник

 

 

 

Заказник

 

 

 

Памятник п ироды

 

 

 

Дендрологический парк

 

 

 

З. Составьте паспорт памятника природы города Воронежа по следующему плану:

Название памятника.

Географическое положение, площадь.

Исторические сведения. Растительный мир.

Экологическое состояние.

Значение.

4. Объясните, в каком виде ООПТ удается получить лучшие результаты в деле охраны природы? Почему?


Особо охраняемые природные территории

Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

                    осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

                    организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

                    осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

                    экологическое просвещение;

                    участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

                    содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научноисследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

                    сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

                    сохранение историко-культурных объектов;

                    экологическое просвещение населения;

                    создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

                    разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

                    осуществление экологического мониторинга;

                    восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.


в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

                    сохранение природной среды, природных ландшафтов;

                    создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

                    комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

                    биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

                    палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

                    гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

                    геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

д) Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.