Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)
Практическое занятие23
Тема: Логическое ударение. Прямой и обратный порядок
слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении
Цель: Усвоить функции логического ударения; прямой и обратный порядок слов.
Стилистические функции и роль порядка слов в предложении
Задание: изучить теоретический материал; выполнить упражнения 12.
Порядок выполнения работы:
1 задание: Изучите теоретический материал:
Логическое ударение. Выделение в произношении одного из слов предложения для
усиления его смысловой нагрузки. Ср.: Я сегодня, поеду в институт (не кто либо другой, а именно
я). Я сегодня поеду в институт (не в другой день, а именно сегодня).
В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается
свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его
членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера
внимательно прочитал рукопись допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов
предложения.
Различаются п р я м о й п о р я д о к слов, определяемый типом и структурой
предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди
других слов, которые непосредственно с ним связаны, а также стилем речи и контекстом, и
о б р а т н ы й
отступлением от обычного порядка и выполняющий чаще
и н в е р с и и , т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их
перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко
используется в произведениях публицистических и литературнохудожественных; особую роль
обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.
п о р я д о к , являющийся
всего функцию
Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность
высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е
ч л е н е н и е высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к
неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части
предложения, второе (ядро высказывания) в его конечной части. Ср.: 1) 12 апреля 1961 года
состоялся полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой,
основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром
высказывания остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);
2) Полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля
1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а
ядром высказывания указание на дату, которое логически подчеркивается).
Д.Э.Розенталь “Справочник по правописанию и стилистике”
Стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксическое и
стилистическое значение порядка слов. В русском предложении порядок слов (точнее, порядок
членов предложения) считается «свободным». Это значит, что не существует строго закрепленного
места в предложении за тем или иным его членом (в немецком, например, зафиксировано место
сказуемого в предложении). Верно следующее положение: всякая перестановка связана с бо'лыним
или меньшим изменением значения или стилистических оттенков, присущих предложению.
Порядок слов играет двоякую роль: синтаксическую и стилистическую.
1) Я встретил учителя (дополнение) брата (несогласованное определение). Я встретил
брата (дополнение) учителя (несогласованное определение). 2) Москва столица России. Столица
России Москва. (Подлежащее и сказуемое обменялись местами).
Порядок слов имеет синтаксическое значение, является одним из средств выражения
синтаксических отношений между членами предложения. Наряду с синтаксическим значениемпорядок слов имеет значение стилистическое (инверсия): с перестановкой слов создаются
добавочные смысловые и выразительные оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного
члена предложения.
1) Эти фильмы мне не понравились. Не понравились мне эти фильмы. 2) Он имел доброе и
благородное сердце. Он имел доброе и благородное сердце.
Усиление смысловой нагрузки переставляемых слов при сохранении их синтаксической
функции. Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении, у каждого
члена предложения есть обычное, свойственное ему место, определяемое структурой и типом
предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, местом среди
других слов, которые непосредственно с ним связаны, а также стилем речи и ролью контекста. На
этом основании различают прямой (обычный) порядок слов и обратный (как правило, выражает
функцию инверсии). Первый характерен для речи научной и публицистической, второй чаще
встречается в речи разговорной и произведениях художественной литературы.
Инверсный характер члена предложения определяется местом слова в предложении в
наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в начало
или, наоборот, отодвигается в конец предложения (Помочь мне может только судьба. Кончились
мои неприятности).
Инверсия содержит в себе богатые стилистические возможности. Прямой порядок
воспринимается как норма, а обратный как отступление от неё. Всякий обратный порядок в тексте
должен быть эстетически оправдан (стилистическое применение). Неоправданная инверсия,
неудачный порядок слов являются источником стилистических ошибок, приводят к искажению
смысла фразы или двусмысленности (например, «Лучшая доярка Иванова на 28й день после отела
получила от коровы под кличкой Маруська 37 литров молока» слова «на 28й день после отела»
следовало поставить после слова «Маруська»).
Предложение это минимальная единица человеческой речи и, как правило, оно связано
тесными смысловыми отношениями с контекстом. Поэтому порядок слов в предложении
определяется его коммуникативной ролью в данном отрезке высказывания, прежде всего его
смысловой связью с предшествующим предложением. Актуальные члены предложения. На первое
место ставится известное из предшествующего контекста («данное»), на второе другой компонент
предложения, то, ради чего оно создается («новое»). Например: У главного входа в здание треста
шла ночная жизнь. Подъезжали машины, мотоциклеты. Всё время входили и выходили офицеры и
солдаты...
2 задание:
Подготовьтесь к чтению вслух (расставьте логические ударения;
определите место пауз); вспомните, что является сигналом конца предложения. Как доказать, что
перед нами одно сложное предложение? Запишите его. В каких случаях вы можете лишь указать
место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов
таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых
караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора. (А.
Пушкин)
3 задание: Выразительно прочитайте текст. Определить в предложениях текста прямой и
обратный порядок слов. Объясните стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Церковь Покрова на Нерли построена из тесаного белого камня князем Андреем
Боголюбским "за одно лето" в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально
насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами.
Относится к типу четырехстолпного одноглавого придворнокняжеского храма. Первоначально
была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной стене) на хоры.
Древняя глава имела полусферическую форму (луковичная глава устроена в XVII в.). По
стройности пропорций, изяществу силуэта, поэтичности архитектурного образа, оригинальности
скульптуры представляет один из шедевров мирового зодчества. Лопатки с полуколонками делят
каждый фасад на три части и переходят в закомары. Многоступенчатая профилировка лопаток,перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление пластичности здания.
Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть
колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и
зооморфные мотивы. Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме
восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым (но в короне!), восседающим на
"троне", у основания которого расположены львы, а по сторонам птицы. На левом колене Давид
держит псалтырь. Символически связывается с посвящением храма Богоматери, а также
прообразует князя Андрея как мудрого правителя. В боковых закомарах представлены грифоны.
Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских
прообразов. Символизируют мир, внимающий псалмопевцу Давиду. Над окнами проходит пояс из
21 женской маски. Они символизируют посвящение храма Деве Марии. Четыре крестчатых в
сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестовокупольную систему.
Столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов символ злых сил,
которым нет доступа на небо (своды). Всего в интерьере храма около 20 таких капителей целая
"львиная сюита". Их можно было бы рассматривать как великокняжеские эмблемы, но "эпическая"
трактовка львиных голов говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации
злых сил (показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к алтарю,
рельефов львов нет). Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой
были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные
рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне внутри церкви). Круглые скульптуры
лежащих львов, повидимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы,
спускающейся к реке.
Дополнительное задание к тексту.
Озаглавьте текст. Составьте его план. Найдите термины и определите из значения.
Определите стиль текста.