Практическая работа "Получение аммиака, качественное определение ионов аммония", 9 класс, карточка - путеводитель
Оценка 4.9
Карточки-задания
docx
математика +1
9 кл
05.03.2018
Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
получение аммиака качественное определение солей аммония.docx
Практическая работа № 3
ПОЛУЧЕНИЕ АММИАКА.
КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЛЕЙ АММОНИЯ
Ц е л и : получить аммиак реакцией ионного обмена, выполнить опыты,
характеризующие его свойства; совершенствовать умения решать качественные
задачи, работать с химическими веществами и оборудованием.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) смесь хлорида аммония и оксида кальция, концентрированная соляная
кислота;
2) универсальный индикатор, прибор для получения газов, зажим (или
лабораторный штатив), спиртовка, стакан с водой;
3) раствор гидроксида натрия, три пробирки с растворами хлорида натрия,
хлорида аммония, гидроксида натрия.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) тушить спиртовку, накрыв колпачком, не нюхать
образующийся газ, после проведения опыта сразу закрыть пробирку
реактор пробкой.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите и подчеркните
верные утверждения о правилах ТБ при работе в химической лаборатории.
а) Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус.
б) При попадании кислоты на кожу данный участок кожи необходимо
промыть водой или раствором соды.
в) Работы с растворами солей проводят только в вытяжном шкафу.
З а д а н и е 2. Экспериментальное получение аммиака.
Проведите необходимые действия и заполните таблицу: Действия
Наблюдения
Уравнения реакций
в молекулярном
и ионном виде
1. Добавить в смесь NH4Cl
и CaO 4 капли воды и собрать
прибор
2. Нагреть пробиркуреактор
и собрать аммиак в сухую
пробирку
3. Проверить наличие
аммиака индикатором,
смоченным водой
4. Поднести стеклянную
палочку, смоченную соляной
кислотой, к отверстию
газоотводной трубки
В ы в о д . Аммиак – газ ____________________________________, который
можно получить при__________________________________ и собрать
_________________________________.
З а д а н и е 3. Проведите качественное определение соли аммония среди
выданных растворов (хлорида натрия, хлорида аммония, гидроксида
натрия). Заполните таблицу и составьте уравнения протекающих реакций.
Реактивы
Проба универсальным
индикатором
(или лакмусом)
Проба качественным
реактивом (NaOH)
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
I
рН:
II
рН:
III
рН:
Протекание или
отсутствие реакции
Протекание или
отсутствие реакции
Протекание или
отсутствие реакции
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________ В ы в о д . Качественным реактивом на ион NH4
+ является _________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Мысленный эксперимент.
Ответьте на вопросы:
1) Какие еще газы можно различить по запаху?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Почему при получении аммиака пробирку следует держать донышком
вверх?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3) Назовите еще 2–3 газа, которые, как и аммиак, хорошо растворимы в воде.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ПОЛУЧЕНИЕ АММИАКА. КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Практическая работа № 3
СОЛЕЙ АММОНИЯ
Задание 1: а, б.
Задание 2. Действия
Наблюдения
1. Добавить в смесь NH4Cl
и CaO 4 капли воды и
собрать прибор
2. Нагреть пробирку
реактор и собрать аммиак
в сухую пробирку
3. Проверить наличие
аммиака индикатором,
смоченным водой
4. Поднести стеклянную
палочку, смоченную
соляной кислотой, к
отверстию газоотводной
трубки
–
Смесь кипит,
выделяется газ
с резким
запахом
Намоченная
лакмусовая
бумага меняет
цвет на синий
(щелочная
среда)
Образуется
мелкодисперсн
ый порошок
белого цвета в
виде дыма
Уравнения реакций в молекулярном
и ионном виде
–
Сa(OH)2 + 2NH4Cl = CaCl2 + 2NH3
OH– + NH4
+ H↑
+ = NH3
2O
+ 2H↑
2O
NH3 + H2O
NH↔
+ + OH–
4
NH3 + HCl = NH4Cl(тв.)
В ы в о д : аммиак – газ с резким запахом, легче воздуха (М = 17 г/моль),
легко растворяющийся в воде, который можно получить при взаимодействии
солей аммония со щелочами и собрать методом вытеснения воздуха, держа
пробирку дном вверх.
Задание 3.
Реактивы: в пронумерованных пробирках – растворы хлорида натрия (1),
хлорида аммония (2), гидроксида натрия (3); раствор NaOH.
Реактивы
Универсальный
индикатор (или
лакмус)
Качественный
реактив (NaOH) –
добавить в 1ю и 2ю
пробирки
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдений
I
II
нейтральная
нейтральная
III
щелочная
–
NaCl
При слабом
нагревании
появляется слабый
запах аммиака
Методом
исключения
NH4Cl
NaOH В ы в о д : качественным реактивом на ион NH4
+ является гидроксидион
(ОН–).
Задание 4.
1) По запаху можно отличить сернистый газ (SO2) – резкий специфический,
сероводород (H2S) – специфический (запах тухлых яиц), оксид азота (IV) (NO2) –
резкий специфический.
2) Аммиак легче воздуха (
3) Хорошо растворяются в воде также: Cl2 (хлор), NO2 (оксид азота (IV)),
= 17 г/моль, Мвоздуха = 29 г/моль).
SO2 (оксид серы (IV)).
Практическая работа "Получение аммиака, качественное определение ионов аммония", 9 класс, карточка - путеводитель
Практическая работа "Получение аммиака, качественное определение ионов аммония", 9 класс, карточка - путеводитель
Практическая работа "Получение аммиака, качественное определение ионов аммония", 9 класс, карточка - путеводитель
Практическая работа "Получение аммиака, качественное определение ионов аммония", 9 класс, карточка - путеводитель
Практическая работа "Получение аммиака, качественное определение ионов аммония", 9 класс, карточка - путеводитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.