Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием.
Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Практическая работа № 2
РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ
Ц е л ь : научиться применять знания о зависимости способа очистки
веществ от их свойств, о физических способах разделения смеси для
выделения чистой соли.
Внимание!
Никогда не приступайте к работе с химическими
реактивами без изучения инструкции.
О п ы т 1 . Разделение гетерогенной смеси.
1. Возьмите смесь, состоящую из песка, поваренной соли и древесной
стружки.
2. Прилейте к ней воду и осторожно перемешайте стеклянной палочкой.
3. Отметьте признаки наблюдаемого явления.
4. Известным вам методом отделите древесную стружку от смеси.
5. Известным вам методом отделите от смеси песок.
6. Отметьте признаки наблюдаемого явления.
О п ы т 2 . Разделение гомогенной смеси.
1. Известным вам методом выделите из смеси соль.
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления.
Задания: 1) Предложите способы очистки воздуха от пыли.
2) Составьте план выделения чистой поваренной соли
из смеси, состоящей из хлорида натрия (поваренной соли), карбоната аммония
и железной стружки.
ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.
___________________________________________________________
2. Запишите цель данной практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Продумайте и обсудите с товарищем по парте план выполнения работы.
Запишите план работы.___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
6. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению работы.
7. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы, записав действия,
соответствующие плану, и отметив предполагаемые признаки наблюдаемых
явлений:
Действия
Наблюдения
Свойство вещества,
используемое для разделения
8. Выполните одно из заданий.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
9. Запишите выводы об основных методах выделения чистых веществ из
смесей.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 2
РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ
Ц е л ь : уметь применять знания о зависимости способа очистки веществ
от их свойств, о физических способах разделения смеси.
П л а н р а б о т ы :
1) К гетерогенной смеси добавить воду.
Отделить древесную стружку методом отстаивания.
Отделить песок от смеси методом фильтрования.
2) Методом выпаривания выделить поваренную соль.
3) Выполнить задание 3.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы : стакан химический, стеклянная
палочка, шпатель, воронка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка для
выпаривания, лабораторный штатив, спиртовка, спички; смесь из песка,
поваренной соли и древесной стружки.
ТБ: зажигать спиртовку спичкой, тушить, накрывая колпачком; аккуратно
обращаться со стеклянным и фарфоровым оборудованием.
Х о д р а б о т ы
Действия
Наблюдения
1. Добавляю к смеси воду и
перемешиваю стеклянной
палочкой
2. Собираю древесную
стружку с помощью
шпателя
3. Готовлю бумажный
фильтр и фильтрую смесь
4. Наливаю фильтрат в
фарфоровую чашку и
нагреваю чашку в пламени
Древесная стружка всплыла,
песок осел на дно, раствор стал
мутным
В стакане смесь, состоящая из
песка и раствора соли в воде
Свойство вещества,
используемое для разделения
Разная плотность веществ
Разная плотность веществ
В фильтре – песок, в фильтрате
– прозрачный раствор соли в
воде
Вода испаряется, на дне чашки –
мелкие кристаллы поваренной
соли
Разная растворимость и
разные размеры частиц
веществ
Разная температура
кипения воды и солиДействия
Наблюдения
Свойство вещества,
используемое для разделения
спиртовки
Задания:
1) Для очистки воздуха можно распылить в нем воду. Капли воды под
действием силы тяжести падают вниз, унося на себе частицы пыли.
2) План выделения поваренной соли из смеси:
– смешивание смеси с водой (железная стружка выпадет на дно, соли
растворятся);
– фильтрование смеси (можно просто слить раствор);
– выпаривание жидкой смеси (вода испаряется, а карбонат аммония
разлагается до газообразных веществ; в чашке остается поваренная соль).
В ы в о д ы :
1) В смесях вещества не меняют свои свойства.
2) Смесь можно разделить физическими методами (отстаиванием,
фильтрованием, выпариванием, кристаллизацией), используя разные свойства
веществ в смеси.