Практическая работа "Разделение смесей", 8 класс, карточка-путеводитель

  • Карточки-задания
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди экспериментальных работ, рекомендуемых к проведению обучающимися, особое место занимают практические работы, которые требуют высшей степени самостоятельности учеников. Практическим занятиям отводится особое место в обучении экспериментальной химии, так как целью этих работ является не только совершенствование, закрепление и контроль знаний, но и проверка умений планировать собственную деятельность, делать обобщенные выводы при анализе результатов химического экспериментирования, грамотно работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Практические работы сопровождаются как картами-инструкциями, направленными на воспроизведение известных знаний и умений (репродуктивный уровень), так и карточками-заданиями, придающими практическим занятиям проблемный характер и стимулирующими творческую деятельность.
Иконка файла материала разделение смесей.docx
Практическая работа № 2 РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ Ц е л ь :   научиться   применять   знания   о   зависимости   способа   очистки веществ   от   их   свойств,   о   физических   способах   разделения   смеси   для выделения чистой соли. Внимание!     Никогда   не   приступайте   к   работе   с   химическими реактивами без изучения инструкции. О п ы т   1 . Разделение гетерогенной смеси. 1.   Возьмите   смесь,   состоящую   из   песка,   поваренной   соли   и   древесной стружки. 2. Прилейте к ней воду и осторожно перемешайте стеклянной палочкой. 3. Отметьте признаки наблюдаемого явления. 4. Известным вам методом отделите древесную стружку от смеси. 5. Известным вам методом отделите от смеси песок. 6. Отметьте признаки наблюдаемого явления. О п ы т   2 . Разделение гомогенной смеси. 1. Известным вам методом выделите из смеси соль. 2. Отметьте признаки наблюдаемого явления. Задания: 1) Предложите способы очистки воздуха от пыли.                       2) Составьте план выделения  чистой  поваренной  соли  из смеси, состоящей из хлорида натрия (поваренной соли), карбоната аммония и железной стружки. ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ АЛГОРИТМ  1. Запишите название практической работы.  ___________________________________________________________ 2. Запишите цель данной практической работы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3. Продумайте и обсудите с товарищем по парте план выполнения работы. Запишите план работы.___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с данными реактивами и оборудованием.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 6. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению работы. 7.   Оформите   отчет   о   выполнении   в   виде   таблицы,   записав   действия, соответствующие плану, и отметив предполагаемые признаки наблюдаемых явлений: Действия Наблюдения Свойство вещества,  используемое для разделения 8. Выполните одно из заданий.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 9. Запишите выводы об основных методах выделения чистых веществ из смесей.  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Практическая работа № 2 РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ Ц е л ь :  уметь применять знания о зависимости способа очистки веществ от их свойств, о физических способах разделения смеси. П л а н   р а б о т ы : 1) К гетерогенной смеси добавить воду.      Отделить древесную стружку методом отстаивания.     Отделить песок от смеси методом фильтрования. 2) Методом выпаривания выделить поваренную соль. 3) Выполнить задание 3. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы :   стакан   химический,   стеклянная палочка,   шпатель,   воронка,   бумажный   фильтр,   фарфоровая   чашка   для выпаривания,   лабораторный   штатив,   спиртовка,   спички;   смесь   из   песка, поваренной соли и древесной стружки. ТБ: зажигать спиртовку спичкой, тушить, накрывая колпачком; аккуратно обращаться со стеклянным и фарфоровым оборудованием. Х о д   р а б о т ы Действия Наблюдения 1. Добавляю к смеси воду и  перемешиваю стеклянной  палочкой 2. Собираю древесную  стружку с помощью  шпателя 3. Готовлю бумажный  фильтр и фильтрую смесь 4. Наливаю фильтрат в  фарфоровую чашку и  нагреваю чашку в пламени  Древесная стружка всплыла,  песок осел на дно, раствор стал  мутным В стакане смесь, состоящая из  песка и раствора соли в воде Свойство вещества, используемое для разделения Разная плотность веществ Разная плотность веществ В фильтре – песок, в фильтрате  – прозрачный раствор соли в  воде Вода испаряется, на дне чашки – мелкие кристаллы поваренной  соли Разная растворимость и  разные размеры частиц  веществ Разная температура  кипения воды и солиДействия Наблюдения Свойство вещества, используемое для разделения спиртовки Задания:  1) Для очистки воздуха можно распылить в нем воду. Капли воды под действием силы тяжести падают вниз, унося на себе частицы пыли.  2) План выделения поваренной соли из смеси: –  смешивание   смеси   с  водой  (железная   стружка   выпадет   на   дно,  соли растворятся); – фильтрование смеси (можно просто слить раствор); –   выпаривание   жидкой   смеси   (вода   испаряется,   а   карбонат   аммония разлагается до газообразных веществ; в чашке остается поваренная соль). В ы в о д ы : 1) В смесях вещества не меняют свои свойства. 2)   Смесь   можно   разделить   физическими   методами   (отстаиванием, фильтрованием, выпариванием, кристаллизацией), используя разные свойства веществ в смеси.