Практическая работа по химии предназначена для учащихся 8 класса. В ходе работы обобщаются и систематизируются знания по основным классам через решение экспериментальных задач. в ходе работы создаются условия для развития у учащегося ключевых компетентностей: компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) (аспект – целеполагание и планирование деятельности (1,2,3 уровни), коммуникативный аспект – продуктивная групповая коммуникация; умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами безопасности; воспитывается бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих через соблюдение правил техники безопасности.
Практическая работа №7: «Решение экспериментальных задач»
Задачи:
1. обобщить и систематизировать знания по основным классам через
экспериментальные задачи;
2. создать условия для развития у учащегося ключевых компетентностей:
компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) (аспект – целеполагание и
планирование деятельности (1,2,3 уровни), коммуникативный аспект –
продуктивная групповая коммуникация; умения анализировать результаты
лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами,
оборудованием в соответствии с правилами безопасности;
3. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
через соблюдение правил техники безопасности.
Мотивация и целеполагание:
Для чего вам необходимо выполнять практическую работу?
Вспомним, что вы знаете об основаниях?
Как классифицируют основания?
Как распознать щёлочь в растворе?
Можно ли использовать индикаторы для распознавания н/р оснований?
Могут ли основания быть опасны для человека?
Какая реакция объединяет кислоты и основания?
Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах, основаниях, солях выполнив практическую
работу?
Выполнение практической работы:
Тест по правилам техники безопасности
1. Пробирка для опыта должна быть чистой так как:
А) это эстетично
Б) наличие грязи может сказаться на проведении эксперимента
В) цвет осадка может измениться
Г) не имеет значения
2. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?
3. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?
А) можно перепутать вещества
Б) загрязнить вещество
В) запачкать руки
Г) трудно открыть пробки
4. Проводить опыты, не предусмотренные инструкцией:
А) не разрешается
Б) можно с согласия учителя
В) можно, если знаешь, что получится
5. При попадании на кожу раствора щелочи необходимо:
А) смыть холодной водой
Б) обработать 2 % раствором соды
В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты
6. Как оформляются результаты практической работы:А) на отдельном листочке
Б) в тетради для практических работ
В) в рабочей тетради
7. Пробирку в пробиркодержателе закрепляют:
А) на середине пробирки
Б) у отверстия пробирки
В) в нижней части пробирки
Г) не имеет значения
С целью обобщения химических свойств веществ разных классов проведем
экспериментальное решение задач, создадим группы – химиков – исследователей.
Каждая группа получает задачу, которую необходимо решить с использованием
эксперимента. И представить результаты своей работы в виде отчёта, поможет вам
представить результаты ИД. Каждая группа получает КОЗ. Перед началом работы
учащиеся повторяют т/б при работе с кислотами и щелочами, с нагреванием, с
использованием ИД.
Критерии оценки:
«5» проведены все реакции, в карточке записаны шаги по решению задачи, записаны
уравнения реакций.
«4» проведены все реакции, в карточке записаны шаги по решению задачи, уравнения
с ошибками
«3» проведены не все реакции, уравнения с ошибками или отсутствуют.
№1 Компетентностноориентированное задание. (компетентность разрешения
проблем)
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»
Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Стимул: выполнив задание, ты научишься экспериментально подтверждать
химические свойства веществ на примере кислот.
Задание №1: Используя имеющиеся реактивы, осуществить превращения согласно
схеме.
Необходимо провести химические реакции (записать уравнения).
Модельный ответ к задаче №1.
По данной схеме можно провести реакции, подтверждающие химические
свойства кислот:
ZnCl
2 + H2
→
1) Кислота + металл:
Zn + 2HCl
2) Кислота + основной оксид:
СuO + 2HCl
CuCl
3) Кислота + щёлочь:
NaOH + HCl
4) Кислота + н/р основание:
Cu(OH)2 + 2HCl
NaCl + H
2 + H2O
→
→
2O (использовать индикр)
→
CuCl
2 + 2H2O№2 Компетентностноориентированное задание (компетентность разрешения
проблем)
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Стимул: Если вы решите задачу, то узнаете, что существуют разные способы
получения одной соли.
Задание: Прочти внимательно задачу и предложи последовательные шаги по решению
данной задачи.
Задача: Используя имеющиеся реактивы, экспериментально получите соль хлорид
цинка, запишите уравнения соответствующих реакций.
Модельный ответ к задаче №2
Чтобы получить данную соль необходимо:
1) Определить какой кислотный остаток в составе данной соли – хлорида цинка?
2) Какой кислоте соответствует этот остаток?
3) Данную кислоту использовать для получения соли.
Исходя из имеющихся реактивов
1 способ: кислота + металл→
Zn + 2HCl
2 способ: реакция нейтрализации
Zn(OH)2 + 2HCl
2 + 2H2O
Вывод: Соли можно получать разными способами.
2 + H2
ZnCl
ZnCl
→
→
№3 Компетентностноориентированное задание (компетентность разрешения
проблем)
Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Стимул: выполнив задание, ты научишься планировать свою деятельность, а также
узнаешь, как практически распознавать кислую среду.
Задание: Прочти внимательно задачу и предложи последовательные шаги по решению
данной задачи.
Задача: Из гидроксида меди (II) получите вещества, относящиеся к разным классам
неорганических соединений.
Модельный ответ к задаче №3
Чтобы получить вещества разных классов необходимо:
1. Определить к какому классу веществ относится гидроксид меди(II). Основные
ЭХОУ – оксиды,
классы
НКост кислоты, Ме(ОН)n – основания, МеКост соли.
неорганических
веществ:
2. Гидроксид меди (II) Сu(OH)2 это основание, нерастворимое в воде, в состав
входят атомы меди.
Атомы меди могут быть в составе оксидов, оснований и солей. Как получить оксид и
соль из основания?
3. Для нерастворимых оснований характерны реакции разложения и нейтрализации,
при этом получаются вещества, относящиеся к классам оксидов и солей:
реакция нейтрализации: прилить кислоту в результате соль и вода:→
CuCl
2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2HCl
разложение при нагревании, в результате оксид и вода: Cu(OH)2
Вывод: Из н/р основания можно получить соль и оксид, в составе которых
имеются атомы металла, входящие в состав основания. Вещества генетически
взаимосвязаны.
CuO + H
2O
→
№4 Компетентностноориентированное задание ( компетентность разрешения
проблем)
Аспект: целеполагание и планирование деятельности.
Стимул:
Если вы решите задачу, то узнаете о существовании генетической
взаимосвязи между классами неорганических соединений.
Задание: Прочти внимательно задачу и предложи последовательные шаги по решению
данной задачи.
Задача: Какие взаимопревращения возможны для веществ: Сu; CuO; Cu(OH)2; CuSO4;
CuCl2
Модельный ответ к задаче №4
Сu; CuO; Cu(OH)2; CuSO4; CuCl2 – все вещества содержат в составе атомы меди,
поэтому из одних можно получить другие.
2
→
4
Cu(OH)
→
CuCl
2
Возможные варианты взаимопревращений:
CuO→
1) Сu
→
CuSO
2) CuO
→
3) CuSO4
4) Cu(OH)2
Общая схема взаимопревращений:
Сu
Уравнения взаимопревращений по данной схеме:
1) 2Сu + O2
2) CuO + H2SO4
3) CuSO4 + 2NaOH
4) Cu(OH)2 + 2HCl
Вывод: Вещества разных классов взаимосвязаны между собой, эта связь
Cu(OH)
CuCl
2↓ + Na2SO4
CuO CuSO
2 + 2H2O
Cu(OH)
CuCl
2
CuSO
4 + H2O
2CuO
→
→
→
→
4
→
→
→
2
называется генетической.
Рефлексия и подведение итогов:
Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент).
Оценка собственного продвижения (рефлексия) указывает на сильные и слабые
стороны своей деятельности
Определите сильные и слабые стороны собственного продвижения в изучении
темы «Классы неорганических соединений»: умею (сильная сторона), не умею (слабая
сторона)/ надо повторить.