Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».
Оценка 4.9

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
биология
10 кл—11 кл
13.05.2017
Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».
Выполнение практической работы по решению генетических задач на сцепленное наследование и кроссинговер между ними позволяет закрепить, навыки учащихся по теме, развивать умения решать генетические задачи различных типов. Лаказать взаимосвязи биологии с другими отраслями деятельности человека (медициной, гигиеной. экологией и т. д.).Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».
урок биологии 1.docx
Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом». Цель Задачи Оборудование Формы организации  урока Методы урока Ход урока Учитель биологии  Смоляк Татьяна Владимировна Закрепление, развитие и коррекция навыков учащихся по теме. Выполнение практической работы по решению генетических задач на сцепленное наследование и кроссинговер между ними. Развитие умений решать генетические задачи различных типов. Развивать понятие взаимосвязи биологии с другими отраслями деятельности человека  (медициной, гигиеной. экологией и т. д.) Карточки  с задачами по теме, пособие «Сборник задач с решениями по генетике», Л.Н.  Песецкая, Минск, 2005 Урок ­ практикум Поисковые. 1. Орг. момент 2. Актуализация знаний по теме (Фронтальный опрос) 3. 4. Решение задач по теме (Групповая и индивидуальная работа) Выставление оценок, рефлексия  Примеры задач. 1 – 2 уровень 1. Какие типы гамет образуются у организмов, имеющих генотипы: АВ   Ав   аВ     авСd ===, === , === ,  =====    (кроссинговер отсутствует)? ав     аВ      АВ     аВсD Решение: Р: АВ                      Р:  Ав            Р: аВ                              Р: авСd     ===                             ===                   ===                                 ====     Ав                               аВ                      АВ                                 аВсD G: АВ ав                  Ав аВ                 ав АВ                           АвСd      аВсD 2. Опишите, сколько и какие типы гамет производят особи, имеющие гентипы: А) самец дрозофилы А В    Б) самец дрозофилы Вс       В) самец дрозофилы РА                                     ===,                                       === ,                                       ===,                                      Ав                                         вс                                            Ра Г) самка дрозофилы РА      Д) самец дрозофилы Ае     В                                     ===,                                       ===   ==?                                     Ра                                            ае      в 3 уровень  1. Определите различия в численном соотношении образующихся гамет у двух организмов,  имеющих структуру генотипов: 1) А     В     2) АВ                                                                                   =     =,         ===                                                                                   А     в          ав Решение: У первого организма гены не сцеплены и наследуются независимо. Он дает в равном количестве четыре сорта гамет (25% АВ, 25% Ав, 25% аВ, 25% ав). у второго наблюдается  сцепление генов. этот организм дает при полном сцеплении два сорта гамет (50% АВ и 50%  ав). При  неполном сцеплении генов будут образовываться 4 сорта гамет, их них  некроссинговерныен АВ, ав в количестве большем, чем по 25% и кроссинговерные Ав и аВ –  менше, чем по 25%. 2. При скрещивании особи, дигерозиготной по генам А иВ, с рецессивной гомозиготной  особью получено расщепление по фенотипу на А_В_; А_вв; ааВ_; аавв в процентном  соотношении25 – 25 – 25 ­25 ­ 25. Определите, наследуются лт эти гены сцеплено или здесь  наблюдается их свободная комбинация. Поясните свой ответ. 3. Самку дрозофилы. гетерозиготную с нормальной окраской тела и нормальными крыльями,  скрестили с самцом, который имел темное тело и миниатюрные крылья. от этогог  скрещивания было получено: 249 мух с темным телом и нормальными крыльями; 20 мух с нормальной окраской тела и нормальными крыльями; 15 мух с темным телом и миниатюрными крыльями; 216 мух с темным телом и миниатюрными крыльями; Считаете ли вы, исходя из этих данных, эти две пары генов сцепленными или не сцепленными? Если вы решили, что они сцеплены. то укажите, какое из двух приведенных утверждений  правильно описывает их сцепление у самки: А) Гены темной окраски тела и и миниатюрных крыльев лежат в одной хромосоме. а гены  нормальной окраски тела и нормальных крыльев в ее гомологе. Во время мейоза произошли  кроссинговеры; В) Гены темной окраски тела и нормальных крыльев лежат в одной хромосоме. а гены  нормальной окраски тела и миниатюрных  крыльев в ее гомологе. Во время мейоза произошли  кроссинговеры; Ответ : а) гены сцеплены; в) у самки гены черной окраски и нормальных крыльев находились в одной хромосоме, а гены нормальной окраски тела и миниатюрных крыльев в ее гомологе. О  таком расположении свидетельствует большое число потомков с комбинациями «темное тело  и нормальные крылья» и «нормальная окраска и миниатюрные крылья». 4. При скрещивании двух мух дрозофил получено 35 мух с серым телом и зачаточными  крыльями и 37 мух с черным телом и зачаточными крыльями. каковы фенотипы родителей? 4 уровень 1. Гены А и С расположены в одной группе сцепления, расстояние между ними 5,8  морганид. Определите. какие типы гамет и в каком процентном соотношении образуют  особи генотипа АС                                                                             ===                                                                              Ас Решение. У организма с данным генотипом наблюдается полное сцепление генов,  некроссинговерные гаметы – АС и ас, кроссинговерные – Ас и аС. Количество каждой из  кроссинговерных гамет будет 5,8 : 2 = 2.9 %, а каждой некроссинговерной (10 – 5,8) 6 2 =  47,1% 2. Гены А.В иС находятся в одной группе сцепления. Между генами Аи В кроссинговер  происходит с частотой 7,4 %, между генами В иС – с частотой 2,9%. Определите  расположение генов А.В.С. в хромосоме. если расстояние между генами А иС составляет  10,3 морганиды Решение: Учитывая линейное расположение генов в хромосоме, гена А,В, и С на  условной линии будут распологаться следующим образом                            10, 3 М  __!_______________________________!____________!______________             А                                     7,4 М                В        2,9 М    С  2. От скрещивания между гомозиготным серым длиннокрылым самцом и гомозиготной черной  самкой с зачаточными крыльями в первом поколении получено потомство с серым телом и  длинными крыльями. Гены окраски тела и и длинны крыльев наследуются сцеплено. и  расстояние между ними равно 19 морганид. Какова вероятность ( в процентах) появления  серых мух с зачаточными крыльями при скрещивании самки дрозофилы из первого поколения  с черным самцом. имеющим зачатковые крылья.  (10 %) (Сборник  тестов по биологии ЦТ –  2006 год задание В3 во всех вариантах ) 5 уровень 1. скрещивание между гомозиготным серым длиннокрылым самцом и  дрозофилы и  гомозиготной черной самкой с зачаточными крыльями дало в первом поколении  гетерозиготных потомков с серым телом и длинными крыльями. При возвратном скрещивании дрозофилы из первого поколения с гомозиготным рецессивным  самцом были получены результаты: Родительские фенотипы: серое тело, длинные крылья 965, черное тело, зачаточные крылья  944. Рекомбинантные фенотипы: черное тело, длинные крылья 206, серое тело, зачаточные крылья  185. Определите расстояние между генами. Решение. Расстояние между генами вычисляется по формуле 6       а +в Х =­­­­­­  . 100%,         п где Х – расстояние между генами в5 кроссинговера или морганидах, а – число  кроссинговерных особей одного класса, в – число кроссинговерных особей другого класса, п – общее число особей, полученных в результате анализирующего скрещивания. В нашем  примере:           (206 + 185) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  . 100% = 17% (965 + 964) + (206+185) Таким образом, расстояние между генами составит 17 морганид. 2. у крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой. розовый цвет глаз – над красным. оба признака сцеплены. В лаборатории от скрещивания розовоглазых темношерстных крыс с  красноглазыми светлошерными получено потомство светлых красноглазых – 28, темных  розовоглазых – 30, светлых розовоглазых – 24, темных красноглазых – 25. Определите  расстояние между генами.  Ответ: 45,79 морганиды Можно так же дополнительно использовать задачи  из пособия  «Сборник задач с решениями  по генетике», Л.Н. Песецкая, Минск, 2005 1 – 2  уровень: 2.102, 3 уровень:2.104, 5 уровень: 2.107          На дом: Задачи

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование и построение карт хромосом».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017