Практические работы в процессе обучения в начальных классах.
Проведение самостоятельных практических работ с учащимися вносит разнообразие в уроки математики,окружающего мира, ИЗО, литературного чтения ; повышает активность ребят и самостоятельность на уроке; способствуют повышению качества знаний учащихся; делает сложные понятия понятными, доступными, наглядными.
Практическая деятельность – ступенька к пониманию предметов , которая помогает решить ряд проблем (узнать площадь поля, стены, огорода, просчитать бюджет семьи, разделить предметы, узнать строение предмета и т.д.). Чтобы заинтересовать детей предметом , нужно поощрять их самостоятельную деятельность на всех уровнях. Через практическую работу можно дать понять (почувствовать важность и значимость знаний открытых самим ребенком) Обучающиеся начальной школы имеют специфические возрастные особенности:
- неустойчивое внимание;
- повышенную двигательную активность;
- преобладание наглядно-образного мышления;
- стремление к игровой деятельности.
Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности в которой участвуют сами дети.
Подбор практических работ на уроке, связанных, например, с перегибанием листа бумаги, а так же упражнений на измерение и черчение, требующих использования линейки, чертежного угольника и циркуля .
При изучении элементов геометрии в начальных классах, для формирования практических навыков предлагается так же использовать «различные практические упражнения». К этим упражнениям относится:
- закрашивание;
- выделение признаков;
- конструирование;
- исследование.
Детей следует знакомить с геометрическими задачами на примере жизненных ситуаций, в которых само задание носит реальный смысл:
- определение длины забора вокруг огорода ;
- количество обоев для оклейки стены комнаты;
- подбор количества краски для окраски стен;
- вычислить периметр данных на бумаге фигур;
- найти площадь только треугольника;
- вырезать из бумаги данные фигуры и вычислить их площадь ;
- измерить шагами длину и ширину класса;
- конструировать и изображать геометрические фигуры.
Практические уроки проходят успешнее при интеграции предметов: математики и технологии, окружающего мира и изо, литературного чтения и музыки… Важно и во внеурочной деятельности подбирать практические задания для поддержания интереса к предметам. В своей работе я использую практические задания на уроках и внеклассной работе.
№ п/п |
Параметры описания |
Содержание |
I. Общие сведения |
||
1. |
Название предметной области |
Математика, естествознание. |
2. |
Название |
Модуль практико-ориентированных занятий метапредметного курса «Я - юный практик» |
3. |
Головная организация |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 2» |
3.1. |
Тип образовательной организации, осуществляющей реализацию успешной практики |
Общеобразовательная организация |
3.2 |
Субъекты взаимодействия (сотрудничества) |
Указать форму сотрудничества В сотрудничестве: ü с родительской общественностью. |
4. |
Начало реализации |
С 2017 года |
5. |
Форма организации образовательной (просветительской) деятельности |
ü Авторский образовательный модуль «Практическая школа» |
6. |
Ссылка на ресурс в Интернете |
Информация об успешной практике размещена в Интернете: - страница ГлобалЛаб «Дневник юного фенолога» ссылка - Фестиваль науки «ЭкспериментУМ» ссылка |
7. |
Масштабность |
Успешная практика реализуется в масштабе: ü системы образования одного муниципалитета (город Муравленко) ü 40% охват целевой аудитории (число детей 125); ü группы образовательных организаций (количество образовательных организаций): 2- МБОУ «Школа № 2»; МАУДО ЦДТ «Радуга». ü 100% охват целевой аудитории 2- 3 класс (число детей – 125 чел). |
8. |
Результативность успешной практики |
|
|
8.1 Динамика охвата обучающихся успешной практикой |
Успешной практикой охвачено: около 120 обучающихся;
|
|
8.2. Достижения обучающихся, охваченных успешной практикой (за последние пять лет)
|
Указать уровень олимпиад и конкурсов, их название и количество победителей, призеров, участников, охваченных успешной практикой □ Всероссийская дистанционная олимпиада образовательной платформы Учи.ру .. Количество победителей 27 чел. Количество призеров 40 чел. Количество участников 38 чел. Международная олимпиада ЭМУ – специалист: Количество победителей 36 чел. Количество призеров 67 чел. Количество участников 114 чел. |
9 |
Межведомственное взаимодействие |
- Городская детская библиотека, - городской музей, - магазин «Северянка», «Трианон» и др. Взаимодействие осуществляется с целью применения знаний по математике и окружающему миру на практике. |
10 |
Поддержка успешной практики |
Реализация успешной практики поддерживается: ü родителями |
11. |
Сетевое взаимодействие |
Сотрудничество с эколого-биологическим клубом «Юные экологи Муравленко» МАУДО ЦДТ «Радуга». Учащиеся занимаются исследованием жизни животного и растительного мира в условиях мини-зоопарка. |
12. |
Распространение успешной практики |
Открытые уроки: - «Решение задач с недостающими и лишними данными» - «Доли. Деление на доли и сравнение долей» - Фестиваль науки «ЭкспериментУМ» |
13. |
Риски при реализации успешной практики |
- Недостаточное количество времени для исследования объекта на уроке. Завершение практики возможно во внеклассной работе. - трудность организации и включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями. |
II. Основные содержательные характеристики успешной практики и условия её реализации |
||
|
1.1. Описание успешной практики: |
|
1 |
- актуальность |
Актуальность модуля «Практическая школа» обусловлена необходимостью формирования у учащихся младшего школьного возраста универсальных учебных действий. ФГОС определяет требования к результатам обучения. Особое место занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности через исследования, творческий, неординарный подход к решению задач, позитивное отношение предмету. |
|
- цели и задачи |
Цель модуля: создать условия для применения знаний, полученных на уроках математики и окружающего мира через практические действия. Задачи: - сформировать систему практико-ориентированных заданий, направленных на применение знаний в практических, жизненных ситуациях. - разработать формы, место, способы оценки деятельности учащихся; - апробировать модуль на занятиях метапредметного курса «Я-юный практик»; - анализ результативности реализации модуля. |
|
- прогнозируемые образовательные результаты и эффекты |
Эффект: - ощущение собственной значимости и компетентности в рамках применения полученных знания через практику. Результат: - применение знаний в реальных жизненных ситуациях и практических действиях. |
|
- уникальность |
Учащиеся получают возможность реализовать себя через определенный опыт. Модуль способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и индивидуальной пробе, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. |
|
- практическая значимость |
Основой практико-ориентированного образования является деятельностный подход, который в отличие от традиционного образования, предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. |
|
- возраст обучающихся |
2-3 классы |
|
- особенности обучающихся, на которых ориентирована успешная практика |
- низкая мотивация к обучению; - учащиеся с кинестетическим типом восприятия информации. |
|
- охват обучающихся |
70% учащихся начальной школы МБОУ «Школа №2» |
|
- основные этапы реализации |
· подготовительный (работа с информацией по теме) · практический (формирование системы практико-ориентированных заданий, разработка форм, мест, способов оценки деятельности учащихся) · аналитический (анализ результивности модуля) |
|
1.2. Методы и технологии |
- Технология разработки и проведения проектных задач в начальной школе; - игровые технологии; - практические методы обучения (моделирование, визуализация и др.) |
2 |
Форма представления интеллектуальной деятельности обучающихся |
Опишите, в каком формате обучающиеся предоставляют продукт своей интеллектуальной деятельности: ü исследование ü проектная задача ü творческое задание ü решение сложного задания ü практическое задание |
3 |
Типы заданий, используемых в практике |
Задания с недостающими и лишними данными. Создание проблемной ситуации. Приложение 1. |
4. |
Формат взаимодействия ученых, экспертов, практикующих специалистов с детьми |
Осуществляется взаимодействие учителя с детьми: ü консультации ü коллективное рефлексивное обсуждение результатов работы.
|
5. |
Форматы педагогической поддержки, реализуемые в рамках практики |
Укажите, какие форматы педагогической поддержки и индивидуального сопровождения реализуются в рамках успешной практики: ü тьюторство ü управление игровыми формами |
6 |
Условия реализации и ресурсы: |
|
|
6.1. Комфортность, доступность образовательной среды |
ü эргономичность образовательной среды, её соответствие содержанию практики, условию сохранения физического здоровья обучающихся ü организация рабочей атмосферы ü доступность среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
|
6.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении |
Использование заданий, которые учащийся может выполнить в зависимости от выбора (трудности, интереса, возможности или др.) |
|
6.3. Кадры |
В реализации успешной практики занят коллектив общей численностью человек. В составе коллектива: ü педагогические работники – 1 (первая категория) ü практикующие специалисты эколого-биологического клуба «Юные экологи Муравленко» МАУДО ЦДТ «Радуга» - 2 |
|
6.4. Материально- техническая база, оборудование, программное обеспечение, цифровые ресурсы |
Успешная практика реализуется на материально-технической базе наименование организации Используется следующее оборудование: - нетбуки, - лабораторное оборудование. Используется следующее программное обеспечение: - CLASSROOM MANAGEMENT Используются следующие цифровые ресурсы: - исследовательская образовательная платформа https://globallab.org/ - образовательная платформа Учи.ру https://uchi.ru/ , Фоксфорд https://foxford.ru/ |
Слова и теории для ребенка в познании – ничто, а вот образы и практика - все. Поэтому при обучении особенно важно больше внимания уделять использованию образов, наглядности.
Практические работы на уроках позволяют учитывать индивидуальные особенности кинестетиков в визуалов и осуществлять обучение многосенсорно: вижу, слышу, осязаю, трогаю, двигаюсь, чувствую. Дети с удовольствием «включаются» в практическую деятельность.
Практическая работа – это действие и активность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.