ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИИ /из опыта работы/
Оценка 4.8

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИИ /из опыта работы/

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
воспитание +1
1 кл—4 кл
23.08.2024
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИИ /из опыта работы/
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИИ /из опыта работы/
ПЛАН ПО КОРРЕКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.docx

Манипулирование последствиями

 

Подкрепляющие стимулы/поощрения.

Способы сбора данных о предпочтения ученика:

·        Беседа с участником;

·        Опрос / беседа с родителями;

·        Прямое наблюдение;

·        Формальное тестирование мотивационных стимулов.

 

Варианты процедуры формального тестирования мотивационных стимулов:

1.     Одиночный стимул

Для выполнения поместите перед ребенком один из предметов.

Для каждого предмета повторите процедуру 10 раз.

Каждый раз, когда ребенок возьмет предмет - отметьте на бланке.

В конце тестирования посчитайте, сколько раз ребенок взял этот предмет из общего количества раз, когда этот предмет был ему предоставлен.

Те предметы, у которых наиболее высокое соотношение являются наиболее мотивационными и имеют высокий потенциал функционировать как усилители.

При проведении этого вида систематического тестирования следует принять во внимание:

·        Малые усилия, которые прилагает ученик для того, чтобы взять этот предмет.

·        "Приметы удовольствия" – ребенок протестует, когда нужно возвращать предмет, закрывает глаза от удовольствия, пытается быстро отобрать предмет обратно, отодвигает от себя, и так далее.

Тестирование "Одиночный стимул" позволяет сделать выводы о индивидуальных предпочтениях наиболее просто.

2.     Выбор из 2-х предметов

Для выполнения дайте ребенку выбрать из двух предметов.

Каждый из предметов следует парировать с каждым другим предметом, и продолжать тестирование, пока не будут проверены все пары.

Каждый раз нужно записывать, какой из предметов выбрал ребенок.

Иерархия выстраивается на основе количества раз, когда ребенок выбрал определенный предмет из всех возможных пар.

Например: 4 предмета, 6 возможных пар. Кукла - 3/6, Машинка - 2/6, Свисток - 1/6, Фонарик - 0/6

При проведении этого вида систематического тестирования следует принять во внимание:

·        Большое количество времени, которое занимает это тестирование

·        Индивидуальные особенности ребенка (ребенок может делать выбор не на основе интереса, а например, места расположения).

Тестирование "Выбор из 2-х предметов" позволяет сделать выводы о индивидуальных предпочтениях наиболее точно.

3.     Множественный выбор

Для выполнения нужно положить все предметы перед ребенком.

Ребенок должен выбрать один предмет.

Вариации:

·        С возвращением в набор.

·        Без возвращения в набор.

Вариант "без возвращения" дает наиболее точную индикацию предпочтений ребенка, и позволяет выстроить более точную иерархию.

При проведении этого вида тестирования следует принять в расчет:

·        Затруднения в просмотре всех предметов.

·        "Остатки сладки" (ребенок может оставлять напоследок самый предпочитаемый предмет).

Тестирование "Множественный выбор" позволяет сделать выводы о индивидуальных предпочтениях наиболее быстро.

 

Жетонная система подкреплений

1.     Подробное писание перечня видов целевого поведения;

2.     Описание жетонов или баллов, которые получают участники за выполнение данного поведения;

3.     Набор отсроченных подкреплений – любимых вещей, занятий, привилегий, льгот, - получаемых участниками по своему выбору в обмен на заработанные жетоны.

Жетоны:

·        Безопасность;

·        Контроль над выдачей жетонов и невозможность их подделки;

·        Прочность и доступность;

·        Легкость в замене и низкая цена;

·        Непривлекательность жетона как объекта.

Практичное применение жетонной системы:

·        Выдача жетонов всегда должна сопровождаться социальным одобрением и устной похвалой;

·        Число реакций, необходимых для получения жетонов может варьироваться в зависимости от сложности подкрепляемого поведения и уровня сформированности целевого поведения;

·        Жетонная система может действовать в определенные интервалы времени;

·        Со временем использовать отсроченные поощрения, которые встречаются в естественных условиях;

·        Цена привлекательных поощрений может увеличиваться, а цена наименее привлекательных – оставаться низкой;

·        Со временем использование материальных жетонов может сходить на нет: от материальных жетонов к пометкам на бумаге.

 

Поведенческие контракты

Поведенческий контракт – остаточный продукт формулирования договоренностей, имеющих отношение к:

·     задания, которое необходимо выполнить,

·     описанию награды,

·     отчета о выполнении задания.

·     Кто: человек, который получит подкрепление;

Задание

·     Что: собственно задание, которое необходимо выполнить;

·     Когда: время, когда задание должно быть выполнено (периодичность повторения, продолжительность деятельности и т.д.);

·     Как: специфические особенности задания.

Награда

·        Кто: человек, которому предстоит оценить качество выполнения задания и проследить за выполнением задания;

·        Что: награда;

·        Когда: в какое время может быть получена награда;

·        Как: количественная характеристика награды, которую можно будет получить в случае успешного выполнения. В этом пункте можно учесть дополнительные бонусы.

Отчёт о выполнении задания

В бланке договора должно быть предусмотрено место для отметок о выполнении задания.

 

Групповые договоры/контракты

Групповой договор – это договор, при котором последствие зависит от поведения одного члена группы, части группы или каждого члена группы.

´ Независимый групповой договор;

´ Зависимый групповой договор;

´ Взаимозависимый групповой договор.

Независимый групповой  договор/контракт

При независимых групповой договорах одинаковые условия «выполнение задания – получение поощрения» действует на всех участников группы, но применяются на индивидуальной основе. Последствия для каждого ученика не обусловлено поведением других участников группы.

Зависимый групповой договор/контракт

В зависимых групповых договорах награда для всей группы зависит от результатов отдельного участника или маленькой группы.

Взаимозависимый групповой договор/контракт

Взаимозависимый договор – такой вариант группового договора, при котором для того, чтобы все члены группы получили награду, требуется выполнение условий договора каждым участником группы.

 

Рейтинговые шкалы

Применение рейтинговой шкалы включает в себя 2 компонента:

´ Положительное подкрепление

´ Отрицательное наказание (вариация штрафа)

Важно! Отрицательное наказание применяется только в совокупности с разными вариантами подкрепления.

 

Игра «Хорошее поведение»

Группа/класс делится на несколько команд;

В процессе работы учитель отмечает:

·        Случаи нарушения поведения. в таком случае приз получает команда, которая получила меньше всего нарушений, либо команды, которые остались в пределах обозначенного критерия;

·        Ситуации соблюдения правил (например, по PLACHECK). В таком случае при получает команда, набравшая больше всех очков, либо команды, достигшие обозначенного критерия.

 

PLACHECK – метод оценки группового поведения

Урок или занятие делится на интервалы наблюдения (как правило, непредсказуемые). В конце каждого интервала педагог отмечает, кто из детей занят необходимым видом деятельности.

В соответствии с этим могут распределяться баллы в игре «Хорошее поведение».

 

Реактивные методы коррекции поведения – манипулирование последствиями

´ Гашение поведения;

´ Прерывание и перенаправление реакции;

´ Блокирование реакции;

´ Штраф;

´ Тайм-аут

 

Гашение поведения

происходит, когда какое-либо поведение перестает подкрепляться и его частота постепенно снижается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Виды гашения:

´ Процессуальное гашение – игнорирование;

´ Функциональное гашение – прекращение поддерживающего подкрепления.

Угасательное обострение/ поведенческий взрыв:

´ Увеличение частоты поведения;

´ Увеличение интенсивности поведения;

´ Изменение топографии поведения.

 

Прерывание и перенаправление реакции

Прерывание и перенаправление реакции используется в случае с самостимулятивным поведением. Представляет из себя процесс переключения ребенка на несовместимое поведение.

 

Штраф

Разновидность отрицательного наказания, предполагающая незамедлительное лишение заработанных очков в результате нежелательного поведения.

Штраф применяется только в совокупности с системой подкрепления.

Штраф, как и любой другой вариант наказания – исключительная мера, применяемая в заранее оговоренных случаях исключительно неприемлемого (опасного) поведения.

 

Тайм-аут

Временное исключение учащегося из текущей мотивационной деятельности, которое незамедлительно происходит в результате возникновения нежелательного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Принятие решения о необходимости коррекции поведения

´ Поведение опасно для самого ребенка;

´ Поведение опасно для окружающих;

´ Поведение мешает ученику социализироваться;

´ Поведение мешает ученику обучаться.

 

Чтобы составить план по коррекции поведения, нужно:

1.     Выбрать и дать определение целевому поведению;

2.     Собрать фоновые данные о его частоте;

3.     Провести функциональную оценку поведения;

4.     Описать меры, которые необходимо реализовать, чтобы поведения не происходило (проактивные методы);

5.     Описать стратегии действия окружающих во время поведения (реактивные методы);

6.     Описать систему мониторинга прогресса;

7.     Выполнять все пункты плана;

8.     На основе собранных данных делать выводы об эффективности вмешательства и своевременно при необходимости вносить коррективы.


 

Манипулирование последствиями

Манипулирование последствиями

Тестирование "Выбор из 2-х предметов" позволяет сделать выводы о индивидуальных предпочтениях наиболее точно

Тестирование "Выбор из 2-х предметов" позволяет сделать выводы о индивидуальных предпочтениях наиболее точно

Со временем использование материальных жетонов может сходить на нет: от материальных жетонов к пометкам на бумаге

Со временем использование материальных жетонов может сходить на нет: от материальных жетонов к пометкам на бумаге

Взаимозависимый групповой договор/контракт

Взаимозависимый групповой договор/контракт

Виды гашения: ´ Процессуальное гашение – игнорирование; ´

Виды гашения: ´ Процессуальное гашение – игнорирование; ´

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИИ /из опыта работы/

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИИ /из опыта работы/

Принятие решения о необходимости коррекции поведения ´

Принятие решения о необходимости коррекции поведения ´

Чтобы составить план по коррекции поведения, нужно: 1

Чтобы составить план по коррекции поведения, нужно: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2024