Практические задания по теме:
«Системы счисления».
Часть 2
Приложения к методическому пособию:
«Системы счисления».
Нечаева Ирина Владимировна,
учитель информатики
высшей категории
Содержание
1) Задания к теме: «Арифметические операции в двоичной системе счисления»……...…………………………2
2)Задания к теме: «Связь между системами счисления» ………..…………………..………………..2
3) Задания к теме: «Системы счисления, используемые в ЭВМ»……..……………………..…………4
4)Итоговая контрольная работа…….…….5
5)Приложение. Таблица чисел в различных системах счисления.
Таблица методов перевода чисел из системы счисления в систему счисления……………………….………...7
Тема 1: «Двоичная система счисления»
Задания
1.1. Этот случай вполне мог иметь место во времена «золотой лихорадки». На одном из приисков старатели были возмущены действиями Джо Макдональда — хозяина салуна, принимавшего от них в уплату золотой песок. Очень уж необычными были гири, с помощью которых тот взвешивал золото: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 грамма. Джо утверждал, что с помощью такого набора гирь он может взвесить любую порцию золотого песка, не превышающую 100 граммов. Прав ли Джо Макдональд? Какой наибольший вес могут «взять» такие гири? Как с помощью названных гирь набрать вес:
а) 25 г. Б) 48 г. В) 72 г. Г) 105 г.?
1.2. Некогда был пруд, в
центре которого рос один лист
водяной
лилии. Каждый день число таких листьев удваива
лось, и на десятый день поверхность пруда уже была запол
нена
листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы
заполнить
листьями половину пруда? Сосчитайте, сколько
листьев
выросло к десятому дню.
1.3. Воспользуйтесь формулой (5) для перевода следующих чисел из двоичной системы счисления в десятичную:
1) 1000 2) 0001 3) 0110
4) 0011 5) 0101 6) 0111
7) 0100 8) 1001 9) 0010
Полученные числа впишите в соответствующие клетки квадрата.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Сложите числа в каждом столбце, каждой строке или в любой из диагоналей — и убедитесь, что данный квадрат магический.
1.4. Используя метод разностей переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:
а). 347 б). 329 в). 401
266 273 257
625 578 670
703 746 726
999 925 929
Тема 2: «Представление чисел в позиционных системах счисления»
Задания
2.1. Выполните операцию сложения над двоичными числами:
а). 1) 10010011+101101 а). 1) 10110111+10011011
2) 1011101+11101101
2) 10010111+1011100
3) 11101001+10011101 3)
1101001 1+1 101 1011
4) 110010,11+110110,11 4)
111011,11+101111,11
в). 1). 11001110 +100010001 2). 10011110 + 10101010
3). 11001100 + 1011101 4). 110111,01 + 10011,11
Для того
чтобы убедиться в правильности полученных результатов,
воспользуйтесь формулой (5) и найдите десятичные эквиваленты
операндов и результата.
2.2. Выполните операцию вычитания над двоичными числами:
а). 1). 100001000-10110011 б). 1). 11011011-110101110
2). 11001100-101110110 2). 110000110-10011101
3). 110101110-10111111 3). 11110011-10010111
4). 11001011-110100110 4). 1100101,101-10101,111
в). 1). 110010011-10110011
2). 100111011-11001101
3). 101010101-11011001
4). 1111011,101-110101,011
2.3. Выполните операцию умножения над следующими двоичными числами:
а). 1).10001 х 1111,11 б). 1).100101 х 1110,11 в).1).11011 х 1101,01
2).111110 х 100010 2). 111010 х 100110 2). 10110 х 101101
3).100011 х 1111,01 3). 100111 х 1110,01 3). 11101 х 1100,11
4).111100 х 100100 4). 111000 х 101000 4). 10101 х 1101,11
2.4. Выполните операцию деления над следующими двоичными числами:
а)1)111010001001:111101 б) 1) 100011011100:110110
2)101111001101:110101 2) 100010000111:111011
3)11111100101:101011 3) 111010001000:111100
4)100011111111:101111 4) 101011110101:110111
в) 1) 100000011111:111111
2) 100000111100:100010
3) 100001010111:111101
4) 100001110000:111100
2.5. Выполните арифметические операции с двоичными числами:
1) 110011001+111011101
2) 111011101-1101110110
3) 101011 х 110101
4) 100011001111:110111
2.6. Выполните арифметические операции с двоичными числами:
1)100110011+101110111
2) 1101110110-101110111
3) 110100 х 101100
4) 100001110000:111100
2.7. Выполните арифметические операции с двоичными числами:
1) 110111011+101010101
2) 1100010000-110111011
3) 101101 х 110011
4) 111010000101:111111
2.8. Выполните арифметические операции с двоичными числами:
1) 110111011+110110110
2) 1101110001-110111011
3) 110010 х 101110
4) 101000100101:110101
2.9. Выполните арифметические операции с двоичными числами:
1) 110111011+100110011
2) 100110011-1011101100
3) 101111 х 110001
4) 11010001101:101011
2.10. Выполните арифметические операции с двоичными числами:
1) 101110110+101100111
2) 1011011101-101100111
3) 100011 х 100111
4) 100011110111:101101
Тема 3: «Связь между системами счисления»
Задания
3.1. Переведите целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
а). 1) 8700 2) 8888 3) 8900 4) 9300
б). 1) 6404 2) 8238 3) 8626 4) 9412
в). 1) 7999 2) 8661 3) 8812 4) 9333
3.2. Переведите десятичные дроби в двоичную систему счисления (ответ записать с шестью двоичными знаками):
а) 1) 0,4622 2) 0,5198 3) 0,5803 4) 0,6124
б)1) 0,7351 26) 0,7982 3) 0,8544 4) 0,9321
в) 1) 0,5372 2) 0,6274 3) 0,5962 4) 0,7331
3.3. Переведите смешанные десятичные числа в двоичную систему счисления:
а)1) 40,5 2) 31,75 3) 124,25
б)1)42,7 2) 38,25 3) 131,06
в)1) 39,8 2) 29,63 3) 133,21
3.4. Переведите целые числа из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления:
а). 1) 266 2) 1023 3) 1280 4) 2041
б). 1) 326 2) 1011 3) 1199 4) 2113
в). 1) 293 2) 1047 3) 1237 4) 2023
3.5. Переведите целые числа из десятичной в восьмеричную систему счисления:
а). 1) 626 2) 743 3) 999 4) 1236
б). 1) 700 2) 802 3) 963 4) 1321
в). 1) 701 2) 821 3) 945 4) 1291
3.6. Переведите числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
а). 1) 0,43 2) 37,41 3) 2936 4) 481,625
б). 1) 0,51 2) 35,26 3) 2812 4) 349,261
в). 1) 0,49 2) 41,31 3) 2762 4) 452, 371
3.7. Переведите числа
из десятичной системы счисления
в
шестнадцатеричную:
а). 1) 0,17 2) 43,78 3) 25,25 4) 18,5
б). 1) 0,26 2) 41,22 3) 26,73 4) 28,3
в). 0,19 2) 42,29 3) 27,02 4) 22,7
3.8. Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления:
а). 1) 1010001001011 2) 1011001101111
б). 1) 110001000100 2) 1010,00100101
в). 1) 1110,01010001 2) 1000,1111001
3.9.
Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную
систему
счисления:
а). 1) 1010001001011 2) 1011001101111
б). 1) 110001000100 2) 1010,00100101
в). 1) 1110,01010001 2) 100,1111001
3.10. Переведите восьмеричные
и шестнадцатеричные
числа в двоичную систему счисления:
а). 1) 2668 2) 12708 3) 10,238
4) 26616 5) 2А1916 6) 10,2316
б). 1) 2468 2) 12678 3) 12,458
4) 24616 5) 2D2716 6) 12,4516
в). 1) 2368 2) 13018 3) 13,128
4) 23616 5) 2F1216 6) 13,1216
3.11. Переведите целые числа из двоичной системы в десятичную по схеме Горнера:
а). 1) 110101110001110 2) 1001010011011101
3) 10110010010001010 4) 11000011010100000
б). 1) 11001010000111100 2) 11110001110011010
3) 11110101000101010 4) 11111010100100011
в). 1) 1011111000011111110 2) 10011110001111000
3) 1111001111001001101 4) 10011100110011100
3.12. Переведите дробные числа из двоичной системы счисления в десятичную по схеме Горнера. Счет ведите с четырьмя знаками после запятой.
а). 1) 0,010101100111 2) 0,100010011011
3) 0,101111001101 4) 0,110111101111
б). 1) 0,111111110000 2) 0,111100110101
3) 0,100110001000 4) 0,111111010111
в). 1) 0,111001100110 2) 0,100111100010
3) 0,110011110011 4) 0,111101001001
3.13. Выполните арифметические действия:
1)а). 23+23= в). 105-35= д). А12-812=
б). 1016 +516= г). 46*26= е). 34*34=
2) а). 45+45= в). 115-45= д). В12-712=
б). 916 +А16= г). 36*56= е). 23*23=
3) а). 56+56= в). 135-45= д). А12-612=
б). 1216 +516= г). 38*68= е). 45*45=
Задания
4.1. Представьте десятичные числа в двоично-десятичном коде:
а). 1) 1059234 2) 5431692 3) 2739568 4) 4890175
б). 1) 2367826 2) 3916274 3) 4958767 4) 4360102
в). 1) 1965423 2) 5626294 3) 2697354 4) 4563275
4.2. Представьте двоично-десятичные числа в виде десятичных:
а) 1)0111001101011000001001001001
2)0011100001100001100110000111
3)0100011100100001000010011000
4)0011000101110101100110000110
б) 1)1111111000110101000111000110
2)0010100011111000110010101110
3)1101001111001010001111010101
4)1000101000101000111100101001
в)1)11010100111001110000001110101
2)11100010100011100011000110010
3)11111110000000000011111111010
4)11101000110011001011101001010
Вариант 1
1. Переведите целое десятичное число а). 912, б). 936, в). 943 в двоичную систему счисления
а) делением на 2;
б) по схеме А10— А8—А2
в) по схеме А10—А16----А2.
Проверьте правильность полученного результата с помощью обратного перевода в десятичную систему.
2. Переведите правильную дробь а). 0,663 б). 0,731
в). 0,694из десятичной системы счисления в двоичную.
Ответ запишите с 12 двоичными знаками.
3. Переведите число 0,100111001111 из двоичной системы счисления в десятичную. Счет ведите с четырьмя знаками после точки.
4. Выполните арифметические операции в двоичной системе счисления:
а) 110111011+111001101 б) 1110001000-111001101
в) 101011 х 101111 г) 100101011101:101111
Выполните проверку переведя операнды и результаты в десятичную систему.
1. Переведите целое десятичное число а)899 б)965, в)873 в двоичную систему счисления
а) делением на 2;
б) по схеме А10— А8—А2
в) по схеме А10—А16---А2.
Проверьте правильность полученного результата с помощью обратного перевода в десятичную систему.
2. Переведите правильную дробь а)0,665, б)0,854, в)0,891 из десятичной системы счисления в двоичную. Ответ запишите с 12 двоичными знаками.
3. Переведите число 0,111100110111 из двоичной системы счисления в десятичную. Счет ведите с четырьмя знаками после точки.
4.Выполните арифметические операции в двоичной системе счисления:
а) 1110001011+1001001101
б) 1101101001-11000100100
в) 101101 х 110001
г) 11000111111:100111
Выполните проверку переведя операнды и результаты в десятичную систему.
Приложение
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ЧИСЕЛ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ
10-тичная |
8-ричная |
16-ричная |
2-ичная |
0 |
0 |
0 |
0000 |
1 |
1 |
1 |
0001 |
2 |
2 |
2 |
0010 |
3 |
3 |
3 |
0011 |
4 |
4 |
4 |
0100 |
5 |
5 |
5 |
0101 |
6 |
6 |
6 |
0110 |
7 |
7 |
7 |
0111 |
8 |
10 |
8 |
1000 |
9 |
11 |
9 |
1001 |
10 |
12 |
A |
1010 |
11 |
13 |
B |
1011 |
12 |
14 |
C |
1100 |
13 |
15 |
D |
1101 |
14 |
16 |
E |
1110 |
15 |
17 |
F |
1111 |
10 8
16
|
МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ 10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 2 МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ 10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 8 МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ 10-ТИЧНОГО ЧИСЛА НА 16 |
2 8 16 |
СХЕМА ГОРНЕРА
AnPn+An-1Pn-1+……+A5P5+A4P4+A3P3+A2P2+A1P1+A0P0+……
|
8 2 16 2 |
ЗАМЕНА ЦИФР 8-РИЧНОГО ЧИСЛА НА ТРИАДЫ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦИФР 2-ИЧНОЙ СС
ЗАМЕНА ЦИФР 16-РИЧНОГО ЧИСЛА НА ТЕТРАДЫ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦИФР 2-ИЧНОЙ СС |
8
2 16 |
ЗАМЕНА ТРИАД 2-ИЧНОГО ЧИСЛА СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЦИФРАМИ 8-РИЧНОЙ СС
ЗАМЕНА ТЕТРАД 2-ИЧНОГО ЧИСЛА СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЦИФРАМИ 16-РИЧНОЙ СС |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.