Практические работы по дисциплине «Русский язык»
Оценка 5

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
Взрослым
28.02.2018
Практические работы по дисциплине  «Русский язык»
Практические работы и методические указания к ним составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины "Русский язык", которая является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего общего образования и ФГОС СПО по специальностям: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» Содержание практических работ направлено на реализацию Федеральных государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и составлено на основе рабочей программы по дисциплине «Русский язык». В методических указаниях приведена структура и содержание восемнадцати практических занятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины, рассмотрены основные теоретические сведения, приведены образцы выполнения упражнений, даны задания для самостоятельной аудиторной работы. Также к каждой практической работе прилагается список литературы, которой обучающийся может воспользоваться при подготовке к занятию или в ходе выполнения заданий.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.doc
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «КОРАБЛИНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Практические работы по дисциплине  «Русский язык» для специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного    транспорта» 19.02.10  «Технология продукции общественного питания» Рассмотрено                                                           на заседании методической комиссии Протокол № 6 от «25»  февраля 2018 г. Председатель МК  Карпухина Л. Н. «Утверждаю» зам. директора по УМР Емелина Е.О.___________ «26»  февраля 2018 г. Организация­разработчик: ТЕХНИКУМ»  ОГБПОУ   «КОРАБЛИНСКИЙ   АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Разработчик:     Карпухина Л.Н., преподаватель. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Практические работы и методические указания к ним  составлены в соответствии с рабочей   программой дисциплины "Русский язык", которая  является частью программы подготовки  специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего общего образования и ФГОС СПО по специальностям:  23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 19.02.10  «Технология продукции общественного питания»           Содержание практических работ направлено на реализацию Федеральных государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и  составлено на основе рабочей программы по дисциплине «Русский язык».          В методических указаниях приведена структура и содержание восемнадцати практических занятий,   предусмотренных   рабочей   программой   дисциплины,     рассмотрены   основные теоретические   сведения,   приведены   образцы   выполнения   упражнений,   даны   задания   для самостоятельной аудиторной работы.                   Также к каждой практической работе прилагается список литературы, которой обучающийся может воспользоваться при подготовке к занятию или в ходе выполнения заданий.                    Обучающийся допускается к выполнению практических работ только после изучения соответствующей теоретической части учебного материала. Перед началом работы преподаватель контролирует знания теоретического учебного материала, необходимого для выполнения работы. Практические работы выполняются каждым обучающимся индивидуально.        После выполнения всего цикла практических работ по дисциплине обучающийся должен:  знать:    уметь:  русского литературного языка;   Цели и задачи практических работ по дисциплине «Русский язык». основные орфографические и пунктуационные правила русского языка;  основные особенности функциональных стилей русского языка; соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и   пунктуационные   нормы   современного выявлять и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Основной целью проведения практических занятий по русскому языку является  –   закрепление   теоретических   знаний   и   приобретение   практических   навыков   по   дисциплине «Русский язык».  ­   повышение   уровня   практического   владения   современным   литературным   языком   в   разных   сферах   его функционирования (в письменном и устном его разновидностях).  Задачи:  выполнение студентами практических занятий направлено: • на   обобщение,   систематизацию,   углубление   и   закрепление   полученных   теоретических   знаний   по конкретным темам дисциплины «Русский язык»; • на формирование умений применять полученные знания на практике; • на  формирование   умения   работы   с   информацией,   умения   анализировать,   редактировать,   работать   со справочным материалом; • на   выработку   при   решении   поставленных   задач   таких   профессионально   значимых   качеств,   как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. Тематика практических занятий соответствует рабочей программе по дисциплине «Русский язык».    №5.   ПРАВОПИСАНИЕ   СУФФИКСОВ   И   ОКОНЧАНИЙ   ИМЕН 2. Перечень практических работ по дисциплине «Русский язык и культура речи». Практическая  работа    №1.   ПРАВОПИСАНИЕ   БЕЗУДАРНЫХ   ГЛАСНЫХ,       ЗВОНКИХ   И   ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ . Практическая работа №2.  ПРАВОПИСАНИЕ О/Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.  Практическая работа №3.  ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.  Практическая работа №4. ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ.  Практическая   работа ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.  Практическая работа №6. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА.  Практическая работа №7. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ И СОЮЗОВ. Практическая работа №8. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ. Практическая работа №9. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.   Практическая  работа  №10.  ПОСТАНОВКА  ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ   В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ  С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Практическая работа №11. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Практическая работа №12. ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.                 Практическая   работа  №13. ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫХ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  Практическая работа №14. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ.                                     Практическая   работа ПРЕДЛОЖЕНИИ. Практическая   работа  №16. СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Практическая   работа  №17. ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. Практическая работа №18. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.                                                            ПОСТАНОВКА   ЗНАКОВ   ПРЕПИНАНИЯ   В   БЕССОЮЗНОМ  ПОСТАНОВКА   ЗНАКОВ   ПРЕПИНАНИЯ   ПРИ   СЛОВАХ,  №15.  ПОСТАНОВКА   ЗНАКОВ   ПРЕПИНАНИЯ   В   СЛОЖНОМ  ПОСТАНОВКА   ЗНАКОВ   ПРЕПИНАНИЯ   В   СЛОЖНОМ Практические занятия предполагают работу: по обогащению словарного запаса;  по расширению лингвистического кругозора;  по усвоению норм литературного языка;  по формированию коммуникативной культуры;  по формированию навыков отбора языковых средств, в зависимости от цели и места   речевого высказывания;  по формированию навыков публичного говорения.        Занятия носят комбинированный характер: частично теоретический материал излагается  преподавателем. Общие методические указания.      Практические работы выполняются в рабочей тетради. Текст пишется синими чернилами, четко и  аккуратно. Задания формулируются по мере их выполнения. Студенты обязаны выполнить все задания,  представленные в практической работе. Оценка практических работ    . Оценка за выполнение практических работ выставляется по пятибалльной системе согласно нормам оценки письменных работ и учитывается как показатель текущей успеваемости студента.       Если работа выполнена неудовлетворительно, то должна быть работа над ошибками.  ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.  В результате выполнения практической работы обучающийся должен:  знать:   общие   правила   правописания   безударных   гласных,   проверяемых,   правописания   звонких   и   глухих   согласных, непроверяемых   ударением, употребления буквы ь;  соблюдать в практике письма правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных. Порядок выполнения практической работы.  1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­5. 5. Если у Вас осталось время, Вы можете попытаться выполнить задание 6 повышенного  уровня сложности. Краткие сведения по теории Безударные гласные в корне Для проверки безударной гласной  в корне необходимо  изменить слово или  подобрать проверочное слово, поставив гласный под ударение. Например: бескрайние   б(е,и)р(е,и)га – берег, побережье  Способы проверки безударных гласных в корне: 1. Измените форму слова: а) число существительного: гора – горы, река – реки б) падеж существительного: вода – воду, полей – поле в) род у глаголов прошедшего времени: взяла – взял, вела – вел г) время глаголов: боролся – борется, несет – нес д) образуйте краткую форму прилагательного: седой – сед, зеленый ­ зелен 2. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник – полк 3. Подберите однокорневое слово другой части речи: удалиться – даль, непримиримый – мир ВНИМАНИЕ! Необходимо помнить, что в русском языке существует такое явление, как ОМОФОНЫ – слова, которые одинаково звучат, но пишутся по­разному. Посветить фонарем (свет) ­ Посвятить себя (свято) Правописание   слов  с   непроверяемыми   безударными   гласными  в   корне   следует проверять по орфографическому словарю. К числу таких слов относятся, например, такие: вентиляция,   вестибюль,   винегрет,   дезертир,   дирижер,   интеллигенция,   инцидент, привилегия, режиссер, электрификация и др. Звонкие и глухие согласные в корне Различаются   слова   с   проверяемыми   и   непроверяемыми   (или   трудно   проверяемыми) согласными.  1. Для   проверки   написания   слов  с   проверяемыми   согласными  нужно   изменить   или подобрать  родственные  слова,   с тем,  чтобы  за  проверяемым  согласным  следовал   гласный  звук (косьба  – косить,  низкий  ­ низок,  дуб  ­ дубы) или,  чтобы  после   согласной  оказалась  одна  из согласных Р, Л, М, Н, В (зубки – зубной, вымок ­ мокрый) 2. орфографическому словарю. Например: вокзал, мундштук, футбол. Написание   слов  с   непроверяемой   и   удвоенной   согласной  проверяется   по Необходимо помнить об ОМОФОНАХ – словах, которые одинаково звучат, но ВНИМАНИЕ! пишутся по­разному. Изморось (очень мелкий дождь) – моросит Изморозь (похожий на иней осадок)­ морозит Употребление буквы Ь Разделительный Ь пишется:  перед буквами Е, Ё, Ю,Я в корне слова: барьер, обезьяна;  перед О в иноязычных словах: бульон, компаньон. Смягчающий Ь Ь после шипящих употребляется Ь после шипящих не употребляется 1. в именах существительных  3 склонения:  речь, тишь, рожь 2. в повелительном наклонении глаголов:  отрежь, смажьте 3. в глаголах  2­ого лица единственного  числа изъявительного наклонения: пишешь,  любишь, добьешься 4. в наречиях (кроме уж, замуж,  невтерпеж): сплошь, навзничь 5. в частицах вишь, лишь, бишь, ишь. 1. в именах существительных 2 склонения:  сторож, камыш 2. в именах существительных женского рода  множественного числа родительного  падежа: много дач, решение задач 3. в краткой форме прилагательных: могуч,  шипуч, горяч Буква Ь не пишется внутри сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, РЧ: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ   1. Как проверить написание безударных гласных в корне слова? 2. Как проверить написание звонких и глухих согласных в корне слова? 3. Когда употребляется буква Ь?  КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и в скобках укажите проверочные слова. Посв…тить   (фонарем),   расп…вать   (песни),   в..сна,   ч…сы,   неперев…димый,   ст..рожил, м..литься, л…петать, сум…рки, нар…диться, прим…рять платье, прим…рить соперников, спл..тить единомышленников, запл…тить долги, скр..пить подписью, скр…петь на морозе, пос…деть за столом, пос…деть от горя.  Задание 2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Аб…туриент, аб…риген, иде…логия, т..рмометр, сах…рница, агр…ном, ф…рфор, к… рзина, с…нт…ментальность, м…нифест, см…родина.  Задание   3.  Спишите   слова,   вставьте,   где   нужно,   пропущенные   буквы.   Объясните написание слов с проверяемыми согласными Грус…ный,   искус…твенный,   ре…ьба,   сала…ки,   гол….андский,   здра…ствуйте,   нахо… чивый,   груп…а,   тер….аса,   дискус…ия,   ат…естат,   кол….ичество,   мас…а,   гал…ерея, драм…а, горох с фасолью в банке впереме…ку, елки и сосны росли впереме…ку, на крышах изморо…ь, сеет мелкая изморо…ь.  Задание 4. Спишите слова, дописывая, где нужно, Ь. Рож…,  нож…,  реч…,  печ…,  раздался   плач…,  не  плач…,  остав…,   назнач…,  отреж…, мяч…,   мыш…,   калач…,   иш…,   невмоч…,   замуж…,   бережёш…,   скажеш…,   стрич…ся, бетон…щик, тень от туч…, много луж…, лиш…, навзнич…, жилищ…, могуч…, фел… етон,   батал…он,   роскош…,   играть   туш…,   возвращаеш…ся,   бар…ер,   развлеч…ся, вскач…, веч…ный, печ…ник, сборник задач…, доч…, ветош… Задание   5.  Выпишите   из   текста   слова   с   проверяемыми   безударными   гласными, выделите корень, проверьте написание этих слов. Х…р…шо летней порой в л…су! Я шел по тр…пинке среди б…рез и осин, на которых др…жали   серебристые   листья,   а   серые   ств…лы   выд…ляли   их   из   множества белоствольных   д…ревьев.   Подальше   виднелись   хвойные   посадки   м…л…дняка,   за которыми должна была быть п…ляна. Я посп…шил туда. От тр…вы и с…сны исх…дил бл…готворный …ромат. Настойчиво стучал дятел по к…ре какого­то дерева, сороки л… тали с громкими криками. Посп…вала ч…рника, а з…мляника уже отходила. Вд…леке загр…хотал   гром, прибл…жалась   гроза. Я  посп…шил   выбраться  из  леса.  Мне  не  х… телось, чтобы в этот день события разв…вались с некоторыми осл…жнениями. Но вот лес пор…дел, и вд…ли показались п…ля пш…ницы и гр…чихи. На небольшой д…лянке рос клев…р, а в меже б…лели р…машки. Теперь я легко смогу найти д…рогу домой. Задание 6. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Что   значит   инте…..игентность,   культурн…сть   ч…ловека?   Знание,   э….рудиция,   осв… домленность? Нет! Избав…те ч…ловека от всех его сведений, л…шите его пам…ти, но если он при этом сохр…нит умение пон…мать людей иных культур, пон…мать ш…рокий и разно…бразный кру… пр…изведений иску…тва, ш…рокий кру… чужих идей, если он сохр…нит   свою   во…приимчивость   к   инте…ектуальной   жизни   –   вот   это   и   будет инте….игентный и культурный ч…ловек.                                          1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­  ЛИТЕРАТУРА разования. — М., 2014. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. ПРАВОПИСАНИЕ О/Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц  В результате выполнения практической работы обучающийся должен:  знать: правила правописания о/ё после шипящих и ц в различных частях речи;  соблюдать в практике письма правила правописания о/ё после шипящих и ц.  Порядок выполнения практической работы.  1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­4. 5. Если у Вас осталось время, Вы можете попытаться выполнить задание 5 повышенного  уровня сложности. Краткие сведения по теории        Правописание о/ё после шипящих и ц в корне слова После шипящих под ударением в корне пишется Е (Ё), хотя произносится [о], если в родственных словах  или в другой форме того же слова пишется Е, например: жёлтый – желтеть, шёлк ­ шелковый. ИСКЛЮЧЕНИЕ:  артишок, чопорный, чащоба. Примечания. 1. Следует   различать   написание   существительных  ожог,   поджог  и   глаголов  ожёг,  крыжовник,   мажор,   обжора,   шов,   шорох,   шок, поджёг. Например: солнечный ожог – ожёг себе руку. 2. В   словах   иноязычного   происхождения   возможно   написание   О   после   шипящих     в безударном слоге:  жонглер, жокей,   шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофер. 3. В именах собственных написание О после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге, например: Печорин, Шолохов, Шостакович. Правописание о/ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и в суффиксах наречий  после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е. Например: книжонка, камышовый, смешон, горячо, мячом, чужого. ВНИМАНИЕ: ещё. После шипящих в суффиксах и окончаниях под ударением пишется Ё в следующих  случаях: 1) в окончаниях и суффиксах глаголов: печём, затушёвывать; 2) в суффиксах отглагольных существительных –ЁВК и ­ЁР: размежёвка, дирижёр; 3) в суффиксах страдательных причастий –ЁНН, ­ЁН, отглагольных прилагательных ­ЁН:  завершённый, сокращён, тушёный; 4) в производных словах: тушёнка, копчёности; 5) в предложном падеже местоимения ЧТО: о чём, на чём, а также в словах причём,  нипочём.  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ   1. Как проверить написание о/ё после шипящих и ц в корне слова? 2. От чего зависит написание о/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях  разных  частей речи?  КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание. Прич…ска,   деш…вый,   зач…т,   ж…рнов,   молодож…ны,   наш…птывать,   ц…коль, печ…нка, пощ…чина, кош…лка, сч…т, реш…тка, пш…нка, беч…вка, ч…лн, ж…ванный, ч…рный, ч…рточка, щ…тка, ш…лк, щ…голь, ж…лудь, щ…лкать, ш…рстка, щ…лочь. Бумаж…нка, ноч…вка, боч…к, боч…нок, копч…ности, нож…вка, напряж…нность, волч…нок, воротнич…к, печ…нка, сгущ…нка, протяж…нность, реч…нка, марганц…вка, стаж…р,   вооруж…н,   сокращ…нный,   теч…т,   затуш…вывать,   собач…нка,   камыш…вый, копч…ный.  Задание 2. Спишите, употребляя данные существительные в творительном падеже. С тремя   из   них   составьте   словосочетания   (или   предложения).   Например:  разговор   с врачом. Врач, вираж, дележ, багаж, баржа, бахча, биржа, борщ, грош, душ, каланча, камыш, круча, кожа, лужа, лещ, манеж, ноша, невежа, луч. Задание 3.  Перепишите веселые рифмованные строки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание о/ё после шипящих.  I. Ч…ртик – ч…порный пиж…н – В гости прибежал с нож…м! Этот ножик вызвал ш…к: Ч…рт им режет артиш…к. II. А ж…нглер принес трещ…тку, Шляпу, шарики и щ…тку, Их бросает он играя  И чеч…тку отбивая. ­ Артиш…к как кабач…к, ­  Объясняет старич…к. – А лапш…вник и туш…нка, Выступает с ним девч…нка – Расклеш…нная юбч…нка, Кудри – ш…лк, на лобик – ч…лка, И гусиная печ…нка, И харч…, и даже пш…нка, И крыж…вник, и сгущ…нка, Ш…коладка и борж…м –  Все не режется нож…м! А на блузке брошка – пч…лка. Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание. В этом ож…говом центре спасают людей, получивших даже самые страшные ож…ги.  Виктор разж…г печь, а вы поддерживайте огонь.  Подж…г бензоколонки – дело рук террористов. Рабочие спешили: кто­то недож…г кирпич, а теперь недож…г кирпича скажется на его качестве. Задание 5. Спишите текст, исправляя ошибки на правописание букв О и Е. Объясните написание слов. На хуторе. Хорошо жить в деревне, имея своё хозяйство. Встаешь с первым лучём, бежишь на речёнку, поплаваешь на саженках и на ферму. Там уже работа кипит ключём. На мельнице слышен шорох жорнова, грибники уже несут из чащобы кошолки с грибами, а прожорливые свиньи роют землю под дубом, выискивая жолуди. Недолго вам, хрюши, гулять на свободе! Скоро из вас сделают тушонку. Когда сын фермера будет жениться, старичёк­папаша устроит пир горой. Будут к столу и копчоные окорочка, и жареная печонка. Молодожоны полакомятся шоколадными конфетами, запивая сладости боржомом. Будет у них и рай во дворце, точнее в новом доме, облицованном кирпичём. А вокруг раскинутся новые сады: на алычовых и грушовых деревьях ветви будут ломиться от плодов.  Завел старичёк и пасеку, пчолки там жужжат весь день. Несколько бочонков меда можно гарантировать к осени.  Не везет только местным земледельцам с бахчёй: в этом климате ни дыни, ни арбузы не успевают вызреть. Зато есть крыжовник и артишоки.   ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­  разования. — М., 2014. 2. Греков,   Василий   Фёдорович.   Русский   язык.   10­11   классы   :   учебник   для   общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 2­е изд. – М. : Просвещение, 2009. – С. 126­127. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.  ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК  В результате выполнения практической работы обучающийся должен:  знать: неизменяемые приставки; правила правописания приставок на з­ / с­ ; и – ы после   приставок;   правило   правописания   приставок   при­/пре;   трудные   случаи написания приставок при­/пре­;  соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и   пунктуационные   нормы современного русского литературного языка. Порядок выполнения практической работы.  1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­6. 5. Вместо заданий 5,6 Вы можете выполнить задание 7 повышенного уровня сложности. Краткие сведения по теории                      Правописание приставок на з­ / с­.    Приставки на з­ / с­ (из­/ис­, воз­/вос­, раз­/рас­, без­/бес­, чрез­/чрес­, через­/черес­, низ­/нис­) …з­ …с­ 1. Перед гласными и звонкими согласными:  1. Перед глухими согласными:                       бездомный, возглавить, изгнать бесконечный, воспеть, истратить 2. Приставки з­ ­ не бывает Но запомнить: здесь, здание, здоровье, ни зги. 2. Приставка с­ пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть, сделать  Правописание приставок  при­ и пре­. При­ Пре­ 1. Присоединение, приближение: 1. Высокая степень действия или качества: приделать, приплыть преувеличить, пренеприятный, преумножить 2. Пространственная близость: 2. Значение, близкое к приставке пере­: преступить, преграждать прибрежный, приморье 3. Неполнота действия: приоткрыть, присесть 4. Доведение действия до конца: придумать, привыкнуть ВНИМАНИЕ!  Различайте слова по значению: прибывать в город (= приезжать) – пребывать в городе (= находиться); притворить дверь (= чуть­чуть затворить) – претворить в жизнь (= воплотить); приступить к делу (= начать) – преступить закон (= нарушить) ЗАПОМНИТЕ слова, в которых значение приставок не выступает с достаточной ясностью: ПРИ­ ПРЕ­ Приключение, присягать, придирчивый, причинить, приветствие, причудливый, привидение, пригодный, прихотливый, приравнять, пристрастный, приправа, прилежание, привольный, прибегнуть, прибаутка, приказание Преподнести, преподать, препоручить, преследовать, препроводить, преимущество, преобладать, преисполненный, преемственный, прегрешения, пресмыкаться, преклонный (возраст) ЗАПОМНИТЕ слова, в которых приставки при­ и пре­ не выделяются: ПРИ­ ПРЕ­ Приказать, неприязнь, приют, причина, Прельщаться, пренебрегать, препятствие, привередливый, причащаться, пригожий, притязание, прибор, приличный, привилегия, претить, камень преткновения, препона, знаки препинания, предмет, предельный, пререкание, примитивный, приоритет премировать, пресловутый, препарировать, препарат, премьера, премьер­министр, президент, президиум, претендовать, прецедент, престиж, прелюдия НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ: о­, на­, за­, до­, пере­, противо­, над­, под­, от­, пред­, в­, об­, сверх­, меж­. ВНИМАНИЕ: в приставке раз­ (рас­) – роз­ (рос­) без ударения пишется а, под ударением пишется о. Например, развалить – розвальни, рассыпать – россыпь. Ы и И после приставок на согласную. Ы пишется И пишется 1. После всех приставок на согласную: сыграть, отыскать, предыстория 1. После иноязычных приставок суб­,  контр­, транс­, супер­, пан­, пост­, дез­: контригра, субинспектор 2. В сложносокращенных словах: пединститут, спортинвентарь 3. После приставок меж­,  сверх­ : сверхизысканный, межинститутский      ЗАПОМНИТЕ: ВЗИМАТЬ. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ   1. Когда в приставках на з­ / с­ пишется З, а когда С? 2. От чего зависит написание приставок при­ и пре­?  3. Когда после приставок на согласную пишется Ы? И? КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание. Бе…болезненный,   ра…лагать,   бе..граничный,   …дешний,   бе..сильный,   чере..чур,   бе… жизненный,   …дороваться,   и…гонять,   ра..гореться,   и…калеченный,   ра…становка,   и… пуганный, …дание, …дельная оплата, ра…чет. Р…спись, р…списаться, р…счертить, р…счерк, р…здать, р…зданные. Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Пр..добрый, пр…встать, пр…лететь, пр…школьный, пр…рекаться, пр..крыть, пр..зидент, пр..город, пр…крепить, пр…гнуться, пр..ступить (закон), пр…подаватель, пр…слушаться, пр…остановиться, пр…дирчивый, пр…падать (к земле).  Рассмотрите     слова,   в   которых   значение   приставок  при­   и   пре­  не Задание   3.   выступает с достаточной ясностью или вообще данные приставки не выделяются. Составьте   5   словосочетаний   с   любыми   из   этих   слов   с   приставкой   при­   и   5 словосочетаний со словами, имеющими приставку пре­. Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание. Без…скусственный, пред..стория, до…нфарктный, без…мпульсный, вз…мать, по…грать, об…скать,   под…тожить,   раз…грать,   сверх…нтересный,   спорт…гра,   мед…нститут,   с… грать, пред…нфарктный, дез…нформация, об…ндеветь. Задание   5. приставками на з­, с­.  Запишите   данные   словосочетания,   подберите   к   ним   синонимы   с Смелый человек – Правильный ответ –  Добродушный смех –  Тихие шаги –  Тихая погода –  Жестокий человек –  СПРАВКА Синонимы –  слова, различные по звучанию и написанию, но близкие или одинаковые по значению. Задание   6.  Допишите   пословицы,   дополнив   их   подходящими   по   смыслу   словами   с приставками пре­ и при­. Где родился, там и ….. Счастье не птица, само не … Каков …., таков и ответ. Правда не солнце, ее ладонью не …. Опытному воину река не …. Задание 7. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните написание. Письменность Древней Руси. С начала христианства и до татаро­монгольского нашествия Киевская Русь была страной   высокой   и   пр…красной   письменной   культуры.   Введение   христианства   и   пр… общение   ее   к   византийской   книжности   установило   пр…емственность   двух   письменных культур.   Это   сильно   пр…умножило   интерес   славян   к   книге   и   способствовало   ра… пространению письменности.  Не без основания пре…полагают, что грамотность была у нас во…принята в течение короткого времени и бе…пр…пятственно ра…вивалась. Ничто не пр…граждало народу путь  к грамоте, и наши прародители быстро овладели высоким уровнем письма. Это по… тверждается сохранившимися на…писями на старинных предметах. Без пр…увеличения можно   сказать,   что   археологические   находки   пр…взошли   все   ожидания   ученых,   пр… открыв картины живой древности.  В небез…звестных ра…копках под Новгородом были  найдены сверх…нтересные грамоты   на   бересте.   Р…з…скать   такое   по…тверждение   традиции   русской   письменной культуры было нелегко. Но оптимизм археологов, ведущих этот трудный роз…ск, верный ра…чет и бе…счетные усилия  всего коллектива  дали ни с чем не сравнимый  научный эффект. Берестяные грамоты Новгорода – бе…пр…цедентное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная пред…стория русской книги. ЛИТЕРАТУРА Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­ разования.  1. — М., 2014. Греков,   Василий   Фёдорович.   Русский   язык.   10­11   классы   :   учебник   для   общеобразоват. 2. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 2­е изд. – М. : Просвещение, 2009. – С. 118­121. ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4.  В результате выполнения практической работы обучающийся должен:  знать: условия, от которых зависит написание чередующихся гласных; правила правописания корней с чередующимися гласными;    соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и   пунктуационные   нормы современного русского литературного языка. Порядок выполнения практической работы.  1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­3. 5. Вместо заданий 1 и 3 Вы можете выполнить задание 4 повышенного уровня сложности. Краткие сведения по теории Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Корни с чередованием гласных бир­/бер­        стил­/стел­ блист­/блест­    чит­/чет­ жиг­/жег­    дир­/дер­ Условия написания суффикс  ­А­ Правило Примеры    –А­    ,  Если есть суффикс  то пиши:              бир­         собирать – соберу           расстилать – расстелить ударение мир­/мер­     пир­/пер­ кас­/кос­ гор­/гар­ клон­/клан­ твор­/твар­ зар­/зор­ лаг­/лож­ раст­/ращ­/рос­ скак­/скоч­ плав­/плов­/ плыв­ мак­/мок­ равн­/ровн­ стил­                  блист­       чит­                     жиг­         дир­                     мир­         пир­                      кас­  Запомни:  сочетать,  сочетание Без ударения пиши:            гор­                                      клон­                                    твор­            НО:   зар­ Запомни: утварь. Перед Г пиши А, перед Ж пиши О;           перед СТ и  Щ пиши А, перед С пиши  О;  перед К пиши А,  перед Ч пиши О.           Запомни: отрасль,  росток, Ростов,  ростовщик, Ростислав;  скачок, скачу.   Всегда пиши А.                   Запомни: пловец,  пловчиха, плывуны.  значение слова Мак­  «погружать в  последняя согласная в   корне жидкость»,                          мок­  «пропускать  жидкость».                    Равн­ «равный,  одинаковый»,                    ровн­ «ровный, гладкий» Запомни: равнина. блистать – блестящий     вычитание – вычет          зажигалка – выжег          касаться ­ коснуться горе'ть                   склони'ть       сотвори'ть озаре'нный прилагать – приложить  растение – выращенный – росли проскакать –  проскочить  плавучий  обмакнуть в краску         непромокаемый               уравнение                         уровень ВНИМАНИЕ! В   корнях   с   чередованием   а(я) — им(ин)   пишутся сочетания им, ин, если после них идёт суффикс ­а­. Например: пожать — пожимать, замять — заминать,   начать —  начинать. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ   1. Можно ли проверить написание безударных чередующихся гласных с помощью  ударения?  2. Каковы условия написания корней с чередованием? КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание   1. чередованием, графически объясните написание.  Спишите   слова,   вставляя   пропущенные   буквы,   выделите   корни   с Отп_рать,   пл_вник,   скл_ниться,   пром_кашка,   бл_стательный,   ст_рать,   оз_ренный, выч_тать,   зар_стать,   р_внять   дорожки,   ск_калка,   ср_щение,   заг_релый,   ск_кун, прик_сновение,   тв_рец,   р_внозначный,   зан_мать,   прил_гательное,   попл_вок,   заб_рут, пол_жить, разж_гать, плащ пром_кает, сг_реть.  Задание 2. «Четвертый лишний» Спишите. Определите в каждой группе слов лишнее, подчеркните его, объясните свой выбор. Р…скошный, р…сти, возр…стной, подр…стать.                                                                        Пл…вник, пл…вец, пл…вучий, попл…вок. Сл…жение, пол…жение, пол…гается, предл…жение.  Г…реть, г…ра, заг…релый, г…рение.                                                                                    Расст…лить, уб…рать, выч…тать,  заж…гать.                         Задание 3. К сочетаниям слов подберите  и запишите синонимы с чередующимися гласными в корне, графически объясните написание.     СПРАВКА Синонимы – слова, различные по звучанию и написанию, но близкие или одинаковые по значению. 1. Шнур, через который прыгают, вертя его и перекидывая через себя.                                      2. Ровная, без высоких холмов земная поверхность.                                                                     3. Дотрагиваться до кого­нибудь или чего­нибудь.                                                                       4. Несколько вырасти, стать старше.                                                                                              5. Отдельная область деятельности науки, производства.                                                            6. Сообщать свои мысли.                                                                                                                  7. Поддаваться действию огня.                                                                                                        8. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.                                  9. Способность предмета держаться на плаву благодаря силе поддерживающей его воды. Задание 4.  Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя  написание (без объяснений правописания слов задание не считается выполненным).  Охота на зайца. Мы соб…рались в дорогу еще до з…ри и рассчитывали добраться до места охоты пораньше, но задержались из­за Пети, потому что его пришлось зап…реть дома, так как вчера   он   выск…чил   на   коньках   на   озеро,   которое   покрылось   слабой   коркой   льда,   и провалился в воду. Конечно, он предпол…гал, что лед уже крепкий, но ведь нельзя же было рисковать, не умея плавать, а пл…вец он никудышный, и ему с трудом пришлось доб…раться до пл…вучего мостика, где его поджидали ум…равшие от страха товарищи. Вместо провинившегося Пети с нами пошел Р…стислав,    недавно приехавший в наши   края   из   Р…стова­на­Дону   и   мечтавший   сотв…рить   что­нибудь   необыкновенное. Когда   он   узнал,   что   мы   соб…раемся   охотиться,   он   немедленно   приск…кал   к   нам   на молодом ск…куне из соседнего совхоза «З…рница», и с ним мы отправились в путь. С   зам…рающим   сердцем   мы   проб…рались   в   своей   непром…каемой   одежде   по мелкой пор…сли осинника, надеясь в зар…слях напасть на след зайца. Однако вскоре мы догадались, что наши предпол…жения о заячьем укрытии неверны. Настоящий охотник не лезет в чащобу, а выб…рает дорожки, просеки. А когда лес распол…жен   по гористым склонам, заячьи тропы идут вдоль дороги, а самый верный расчет   –   подстеречь   зайчика   на   пересечении   дорог.   Это   рассказал   нам   потом   старый охотник,   который   предл…жил   свои   услуги   проводника,   и   мы,   конечно,   приняли   это предл…жение с радостью. Разг…ралась поздняя з…ря. Был легкий мороз, ветви деревьев бл…стали инеем. Оз…ренный   розовыми   лучами   снег   в   соч…тании   с   голубым   небом   казался   сказочным убором зимней природы. Собакам удалось найти зайца. Загонщики постепенно р…внялись и гнали зайца в нашу сторону. Я г…рел желанием отличиться и мечтал, чтобы заяц выск…чил на меня. И вдруг   я   увидел   старого   русака,   который   ск…кал,   плотно   прижав   уши.   После   моего выстрела заяц дважды кувыркнулся и, подск…чив еще раз, упал замертво. ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­  разования. — М., 2014. 2. Греков, Василий Фёдорович. Русский язык. 10­11 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 2­е изд. – М. : Просвещение, 2009. – С. 98­100. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5.  В результате выполнения практической работы обучающийся должен:  знать: правила правописания суффиксов имен прилагательных: ­к­/­ск­, ­н­/­нн­и др., окончаний имен прилагательных;   соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и   пунктуационные   нормы современного русского литературного языка Порядок выполнения практической работы. 1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­4. 5. Если у Вас осталось время, Вы можете попытаться выполнить задание 5 повышенного  уровня сложности. Краткие сведения по теории Правописание суффиксов имен прилагательных Суффиксы –к­/­ск­. ­К­ В прилагательных,  имеющих краткую форму: резок –  резкий В прилагательных,  1. 2. образованных от существительных с  основой на –К, ­Ч,    ­Ц: казак –  казацкий, ткач – ткацкий, немец ­  немецкий ­СК­ Во всех остальных случаях: белорусский, январский ЗАПОМНИ: ­ЧИВ­, ­ЛИВ­, ­ЧАТ­    Например: находчивый, совестливый, матерчатый.      ­Н­ и –НН­ в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.  ­НН­ Стык морфем : сон­н­ый ­ОНН­: ревизи­онн­ый ­ЕНН­: торжеств­енн­ый Искл. : стекл­янн­ый, олов­янн­ый, дерев­янн­ый ­Н­ ­ИН­: гус­ин­ый ­АН­ (­ЯН­) : кож­ан­ый, глин­ян­ый         Искл. ветр­ен­ый ВНИМАНИЕ!   В кратких прилагательных столько Н, сколько в полных.  Например:  туманная ночь – ночь туманна ВНИМАНИЕ!  Необходимо   различать   прилагательные,   орфография   которых   зависит   от   их значения: ветреный  ­ «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» ­ перен. (ветреная девушка); ветряной ­ «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель). Суффиксы –ив­/­ев­, ­чив­/ ­лив­. Суффикс  ­ив­  пишется у прилагательных под ударением, суффикс  ­ев­  ­ без ударения: игривый,   красивый,   плаксивый,   учтивый,   но:   алюминиевый,   гостевой,   грязевой,   долевой, дрожжевой, соевый.  Исключения: милостивый, юродивый. Суффиксы ­лив­, ­чив­ пишутся только с гласной и: причудливый, опрометчивый.   Суффиксы –ов­/­ев­ после шипящих и ц. Суффикс  –ов­  пишется  под ударением, суффикс  –ев­  ­  без ударения. Например:  парчо′вый, гру ш′ евый.                                      Правописание окончаний имен прилагательных. У   прилагательных   пишутся   окончания,   аналогичные   окончаниям   вопросительного   слова какой, которое задается от имени существительного: о веселом (каком?) характере. Помните, что окончание прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах не совпадает с окончанием вопроса: высокий (какой?) клен.  Притяжательные прилагательные на ий, ья, ье, ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи) во всех падежах,   кроме   именительного   и   сходного   с   ним   винительного   падежа   мужского   рода единственного   числа,   пишутся   с  ь:  медвежий,   медвежьего,   медвежьему,   медвежьим,   о медвежьем. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ   1. Какие правила правописания суффиксов имен прилагательных вы знаете?  2. Как проверить написание окончаний прилагательных? КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Образуйте имена прилагательные с суффиксами ­ев­, ­ив­, ­ов­, ­лив­, ­чив­ от приведенных ниже слов. Объясните написание.  Влюбиться, биржа, доверять, расчёт, засуха, поле, лень, ворчать, ненависть, край, доля, ливень, выносить, терпеть, надоедать, плющ, уступать, глянец, ковш, парча, свинец, кумач, ситец, камыш.  Задание 2. Спишите слова, вставляя суффиксы –н­ и –нн­. Объясните написание.  Баше...ый,   безымя...ый,   бесчисле...ый,   равни…ый,   ветре...ый,   дивизио...ый,   глиня...ый, деревя...ый, дли...ый, дровя...ой, име...ой, кожеве...ый, кожа...ый, клюкве...ый, конопля...ый, каме...ый, карма...ый, карти...ый, льня...ой, мыши...ый, масля... ый, моното...ый, нитя...ой, оловя...ый,   осе...ий,   платя...ой,   чугу…ый,   петуши...ый,   племе...ой,   производстве...ый, румя...ый,   революцио...ый,   серебря...ый,   соломе...ый,   даль   тума...а,   урага...ый,     девочка ветре…а, шерстя...ой,  эволюцио...ый. Задание 3.  Образуйте имена прилагательные с суффиксами ­к­ или ­ск­ от данных ниже слов. Вязнуть, Волга, Астрахань, январь, богатырь, калмык, казах, кабак, матрос, низ, дьявол, узбек, Сибирь, Урал, Одесса, Томск, рыбак, знахарь, ткач, кулак, декабрь, приятель. Задание 4.   Спишите текст, добавляя окончания прилагательных. Укажите падеж прилагательного и графически обозначьте его окончание. Домой. Была   ясн...   летн...   ночь.   Луна   светила   весело   и   спокойно;   она   заливала   своим серебром поляны и дороги, пронизывала холодными лучами леса, золотила реки. В эту самую   ночь   из   дверей   переселенческ...   барака   крадучись   вышел   Сёмка,   вихраст... бледнолиц...   мальчик   лет   одиннадцати,   огляделся,   перекрестился   и   вдруг   побежал   что было   мочи   по  направлению   к  бескрайн...   полю,  откуда   начиналась   «расейск...»   дорога. Боясь погони, он часто оглядывался, но никто за ним не бежал. И он благополучно достиг сначала поляны, а потом и трактов... пути. Здесь он остановился, подумал и потихоньку пошел вдоль по широк... дороге. Задание   5.  В   каких   словах   выбор   Н/НН   определяется   правилом   правописания суффиксов отымённых прилагательных? Выпишите эти слова, вставляя пропущенные буквы, объясняя написание.  1. Но   эта   осень   была   вое…ой,   безрадостной.   Всюду   дымились   сожжё…ые   дома, пылали нескоше…ые хлеба.  2. За   решетчатой,   остекле…ой   перегородкой   стоял   еще   один   чугу…ый   станок   с чертежной доской, а дальше – письме…ый стол.   3. В этот стра…ый час светлой и тума…ой осе…ей ночи запуще…ый парк казался печальным и таинстве…ым, как заброше…ое кладбище.  4. По всему двору были разброса…ы покрытые мхом могильные плиты, надтреснутые глиня…ые кувшины, бронзовые кресты и осколки камней с отпечатками листьев.  5. Из припудре…ой утре…им инеем хвои высунулась дли…ая бурая морда, увенча… ая тяжёлыми ветвистыми рогами.  6. Случилось это в начале ноября, во время осе…их каникул, а закончилось в первый школьный   день.   Всего­то   несколько   дней   и   продолжалась   эта   история,   а   жизнь Ленке перевернула. В тот день Ленка долго бродила по городку, пока не оказалась в тополи…ой рощице около скульптуры "Уснувший мальчик». 7. Дли…ый   обеде…ый   стол,   вокруг   которого   разместились   двенадцать   стульев   в полотня…ых чехлах, покрыт белоснеж…ой скатертью.  8. Так бекас на собстве…ом хвосте и разыгрывает в воздухе свою весе…юю песенку. А   пёстрый   дятел   уселся   на   самый   верх   сухой,   слома…ой   ёлки   да   как   начнёт колотить   клювом   по   дереву:   трррр,   трррр!   Далеко   разносится   по   лесу   частая бараба…ая дробь.  9. С моста сквозь хрустальной прозрачности воду отлично, до крохотных камешков проглядывалось   освещё…ое   солнцем   песча…ое   дно;   поблёскивая   серебря…ыми чешуйками, стайки рыб беззаботно гуляли, скользили и беспорядочно сновали во всех направлениях.   ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­  разования. — М., 2014. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6.  В результате выполнения практической работы обучающийся должен:  знать:   правила   правописания   суффиксов   глаголов   –ова­   ,­ева­,   ­ыва­,   ­ива­; личных окончаний глагола; не с глаголами;  иметь представление о порядке морфологического разбора глагола;  соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и   пунктуационные   нормы современного русского литературного языка Порядок выполнения практической работы 1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­3, 4 (часть 1). 5. Если у Вас осталось время, Вы можете попытаться выполнить задания 4 (часть 2) и 5  повышенного уровня сложности. Краткие сведения по теории Правописание суффиксов глаголов –ова­ ,­ева­, ­ыва­, ­ива­ ­ОВА­ (­ЕВА­) ­ЫВА­ (­ИВА­) Если в 1­м лице единственного числа настоящего или будущего времени –УЮ (­ЮЮ) (я) беседую – беседовать (я) воюю ­ воевал Если в 1­м лице единственного числа настоящего или будущего времени –ЫВАЮ (­ИВАЮ) (я) настаиваю – настаивал (я) опаздываю ­ опаздывать  Правописание личных окончаний глагола Число Лицо I спряжение Глаголы на ­еть, ­оть, ­уть, ­ють, II  спряжение Глаголы на –ить; а также  ­ать, ­ять и брить, стелить ­у (­ю) ­ ешь (­ёшь) ­ ет (­ёт) ­ем (­ём) ­ете, (­ёте) ­ут (­ют) Ед. ч Мн. ч 1 л. 2 л.  3 л. 1 л.  2 л. 3 л. слышать, дышать, держать, гнать смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть ­у (­ю) ­ ишь ­ ит ­им ­ите ­ат (­ят) Правописание частицы НЕ с глаголами.  НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме глаголов, которые не употребляются без  НЕ, и глаголов с приставкой НЕДО­, имеющими значение «несоответствие требуемой  норме; мало, недостаточно». Например: не пришел, не выучил, НО: ненавидеть,  недоговорить, недосолить. Порядок морфологического разбора глагола I. II. III. Часть речи. Начальная форма (инфинитив). Постоянные признаки: 1. вид глагола; 2. возвратность; 3. переходность; 4. тип спряжения. IV. Непостоянные признаки:  1. наклонение; 2. число (если есть); 3. время (если есть); 4. лицо (если есть); 5. род (если есть). V. Функция в предложении.   КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ   1. Как проверить написание суффиксов глаголов –ова­ ,­ева­, ­ыва­, ­ива­?  2. Какие глаголы относятся к первому спряжению, какие – ко второму?  3. Как пишется частица НЕ с глаголами? КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, объясните написание. Присутств….вать,   воспит…вать, доклад…вать, запазд…вать, проповед…вать, команд… вать, использ…вать, обслед…вать, танц…вать, отта…вать, упаков…вать, израсход…вать. Задание 2.  Спишите предложения, дописывая личные окончания глаголов, определяя спряжение, в скобках указывая неопределенную форму глагола. Образец: Правда глаза колет (колоть, 1 спр.). Что было, то вид..м, что будет, то увид…м. Пожале…шь лычка – не увяж…шь ремешком. Пашню паш…т – руками не маш…т. Ноги нос…т, а корм корм…т. Скаж…шь – не ворот… шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь. Кругом все гуд…т и колыш… тся, листья круж…тся у ног. Не расскаж…шь, не опиш…шь, что за жизнь, когда в бою за чужим огнем расслыш…шь артиллерию свою. Умчались школьные годы, не догон…шь их. Двое  бойцов   тащ…т   пулемет.   На   небе  брезж…т   утренняя   заря.   На  ветру   колыш…тся вышитый   платок.   Воздух   уж   весною  дыш…т,   и   мертвый   в   поле   стебель   колыш…т. Равняясь, стро…тся полки. Я стремился не  завис…ть  в движении к цели от прихотей случая.  Произведите морфологический разбор 2­х любых  выделенных глаголов.  Например: Правда глаза колет. I. II. III. IV. V. Колет – глагол, обозначает действие предмета. Н. ф.­ колоть. Постоянные признаки: несов.в., невозвр., перех., 1 спр. Непостоянные признаки: изъяв. накл., ед.ч., наст. вр., 1л.  Правда (что делает?) колет. Задание 3.   Перепишите   предложения,   вставляя   пропущенные   буквы,   учитывая спряжение глагола и наклонение. СПРАВКА!   Различайте личные окончания глаголов 1 спряжения в формах 2 лица мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения: в изъявит. накл. пишется –ете, в повел. накл. ­ ­ите. Когда выберете себе книги, скажите мне. (глагол изъявит. накл., 2 л., мн.ч., 1 спр.) – Выберите  себе книги и скажите мне. (глагол повелит. накл., 2 л., мн.ч.)  В глаголах 2 спряжения во 2 лице мн.ч. пишется –ите и в повел. накл., и в изъявит. накл. Например: Посмотрите новый фильм. – Когда вы его посмотрите?  Выуч…те уроки к пяти часам. Когда выуч…те, пойдете гулять. Вам дадут совет, если вы покаж…те свои работы и расскаж…те о своих планах. Расскаж…те подробно, что вы видели на выставке. Сообщ…те о себе все, что считаете нужным. Когда вы смотр…те комедию, то вам весело. Смотр…те, какие прекрасные пейзажи! Задание 4. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.  Объясните написание.  Часть 1. Унынья моего ничто (не) муч…т, (не) тревож…т, и сердце вновь гор…т и люб…т оттого, что (не) любить оно (не) может. На дворе (не) истовствовала буря, из­за метели нельзя было выехать в поле. Он ни во что (не) верил и ничего (не) признавал. Часть 2. Злая старуха всегда (не) долюбливала соседку, а теперь (не) взлюбила ее молодую невестку. Ещё с вечера мне (не) здоровилось, и я (не) доумевал, откуда это недомогание. Если вам не по душе мое предложение, не нужно себя (не) волить. Метель (не) давала возможности продвигаться вперед. И как (не) досмотрел, и как ты (не) дослышал?  Задание 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, определите спряжение  глаголов.   Чем же бесценен белый гриб для азартного грибника? Тем, что каждый раз, когда наход… шь его, сердце ёка…т дважды. Первый раз – когда увид…шь белый гриб и уже понимаешь, что теперь он никуда не денется. Любу…шься своей находкой, а на душе неспокойно. Красив­то он красив, но ведь может быть съеден червяком. Среж…шь, а внутри труха. Буд…шь в последней надежде отрезать от корня белые колёсики. Но зато, когда среж…шь гриб у самой земли и увид…шь, что мясо корня также бело и чисто, как сметана, тогда второй раз ёкн…т сердце. И получается, что один гриб ты нашёл как бы дважды, испытал от него двойную радость ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­  разования. — М., 2014. 2. Греков, Василий Фёдорович. Русский язык. 10­11 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 2­е изд. – М. : Просвещение, 2009. – С. 180­182. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ И СОЮЗОВ  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7.  В результате выполнения практической работы обучающийся должен: ­ знать: правила правописания союзов; отличия союзов тоже, также, чтобы, зато от слов­омонимов;  ­ понимать: особенности употребления предлогов в составе словосочетаний; функции союзов в простом и сложном предложении; ­ применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;  ­   соблюдать   в   практике   письма   орфографические   и   пунктуационные   нормы   современного   русского литературного языка. Порядок выполнения практической работы 1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­3 (полностью) ИЛИ задания 1(1­6), 2(1­6), 3 и  задание повышенной сложности 4. Краткие сведения по теории Правописание союзов Союзы – это служебные слова, используемые для связи однородных членов в  составе простого предложения и частей сложного предложения. Простые союзы –  и, а, но, да, что, как, чтобы, тоже, также, если, едва, когда Составные   союзы   –   вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, не только – но и  ВНИМАНИЕ! Необходимо отличать пишущиеся слитно союзы  зато, тоже, чтобы  от созвучных местоимений с предлогами и частицами за то, то же, что бы, а союз  также – от наречия с частицей так же.  потому   что,   так   как,   для   того   чтобы,   лишь   только,   как   будто, 1. Нужно   отличать   союз   ЗАТО   от   местоимения   ТО   с   предлогом   ЗА.   Для   проверки местоимение ТО можно заменить прилагательным или существительным: Спрячься за то дерево. Спрячься за большое дерево. Союз ЗАТО можно заменить союзом НО: Приют наш мал, зато (=но) спокоен. 2. Нужно отличать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ от местоимения ТО с частицей ЖЕ и наречия ТАК с частицей ЖЕ. При проверке частицу ЖЕ от местоимения ТО и наречия ТАК можно отбросить: Клевета для слуха то же, что полынь для языка. – Клевета для слуха то, что полынь для языка. Союзы   ТОЖЕ,   ТАКЖЕ   по   значению   близки   союзу   И.   При   проверке   их   можно   заменить   друг другом. Например: Мы тоже пойдем в музей. = Мы также пойдем в музей. = И мы пойдем в музей. 3. Нужно отличать союз ЧТОБЫ от местоимения ЧТО с частицей БЫ. Частицу БЫ можно отделить от местоимения и перенести в другое место предложения:  Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. – Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. Союз ЧТОБЫ можно заменить составным союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ. Например: Нужно бороться, чтобы жить. = Нужно бороться, для того чтобы жить.   Правописание предлогов. Предлог – это служебная часть речи, служащая для связи слов в предложениях. Предлоги  уточняют, дополняют и разнообразят значения косвенных падежей. Непроизводные предлоги: без, в, за, для, до, из, к, на, о, об, от, перед, при, у, с, через, по, под, про. Производные предлоги (образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков):  вблизи, внутри, впереди, вследствие, в течение, благодаря, включая и др.  Пишутся через дефис: ИЗ­ЗА, ИЗ­ПОД, ПО­ЗА, ПО­НАД Пишутся  слитно:   ВВИДУ   (в   значении   «по   причине»,   но  иметь   в   виду),   ВРОДЕ   (в   значении «подобно»), НАСЧЕТ (в значении «о»), ВМЕСТО, СВЕРХ, НАПОДОБИЕ, НАПЕРЕКОР,  ВДАЛЬ, ВОКРУГ, ВСЛЕД, ВСЛЕДСТВИЕ (в значении «из­за»); НАВСТРЕЧУ (кому); НЕСМОТРЯ  НА, НЕВЗИРАЯ НА. Пишутся раздельно:  В ВИДЕ, В СВЯЗИ С, НА СЧЕТ, ПО МЕРЕ, ПО ПОВОДУ, ПО СЛУЧАЮ, В СИЛУ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, В ОТЛИЧИЕ. Предлоги   В   ТЕЧЕНИЕ,   В   ПРОДОЛЖЕНИЕ,   В   ЗАКЛЮЧЕНИЕ,   ВСЛЕДСТВИЕ имеют на конце Е.  ВНИМАНИЕ!  Необходимо   отличать   производные   предлоги  в   течение,   в продолжение, вследствие и др. от слов­омонимов. Предлоги в течение, в продолжение имеют временное значение. Например: учили  в течение  урока = учили  в продолжение урока (как долго?). Выражение   с   предлогом  вследствие  имеет   причинное   значение.   Например:   не   поехали вследствие дождей = из­за дождей (почему?)   ВНИМАНИЕ! Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ управляют только дательным падежом. Например: вопреки ему, согласно постановлению, благодаря нашим усилиям. Предложное сочетание СОГЛАСНО С употребляется с творительным падежом.  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ   1. Как отличить союзы  тоже, также, чтобы, зато от слов­омонимов?  2. Какие предлоги пишутся через дефис? слитно? раздельно?  3. Каким падежом управляют предлоги благодаря, согласно, вопреки?  КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Спишите предложения, раскрывая скобки, графически объясните написание. 1. Я решил пойти один на болото караулить – пошел на то(же) место и все так(же) сделал, как тогда. 2. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 3. Надо было дождаться мулов во что(бы) то ни стало. 4. Не было такой задачи, что(бы) мы поняли, была задача, что(бы) мы жили. 5. После   длительного   перехода   люди   очень   устали,   лошади   так(же)   нуждались   в отдыхе. 6. В лощине, на пустом месте, то(же) рвались снаряды, но реже, за(то) на высотке с тремя домиками стоял сплошной дым. 7. Павел исчез за дверью так(же) внезапно, как и появился. 8. Я учусь, что(бы) быть грамотным. 9. Раневская приезжает из Парижа, что(бы) покаяться в своих грехах, а так(же) найти покой в родном имении.  10. В эту ночь, готовясь к завтрашнему походу, бойцы перекладывали свои вещи так, что(бы) сапоги были на самом верху. Задание 2.  Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, графически объясните написание.  (В) течени… дня Хорь не раз заговаривал со мной. (В) течени… военных событий произошли изменения.  1. 2. 3. Желтые шустрые огоньки вырвались (из)под сизого дыма. 4. Впрочем, (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. 5. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких 6. палочек. (В) следстви… подчиненного положения Якова в пансионате товарищи относились к нему небрежно. (В)роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 7. Письма стали чем­то (в)роде моего дневника. 8. 9. Воронин хотел было спросить (на)счет завтрака, но промолчал. 10. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени… романа. 11. Она повторяла свою роль на ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на)подобие глиняных котов. 12. (В)виду   отсутствия   финансирования   ремонт     производится   (за)счет   средств предприятия. 13. Сверкнула молния, и (в)след (за)тем грянул гром. 14. Имейте (в)виду, (за)то, что вы опоздали, вам будет объявлен выговор. 15. (Не)смотря на дождь, шар поднимался (в)верх. Задание   3.  Перепишите,   раскрывая   скобки,   поставьте   слова,   данные   в   скобках,     в нужном падеже.  Согласно (распоряжение, приказ, устав, решение собрания, резолюция, желание). Благодаря (внимание, успех, удачное выступление). Вопреки (чужое мнение, наше ожидание, обещание). Согласно с (расписание, решение). Задание 4. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги одной чертой, а союзы ­ двумя.  Северное лето кончалось. (В)течени… недели шли непрерывные дожди. (Не)смотря на испортившуюся погоду, работа шла так(же) напряженно. Все решили во что(бы) то ни стало сдать дом к сроку.  Боялись только, что(бы) (в)следстви… дождей не разлилась река. Тогда не на чем будет перебрасывать материалы, необходимые для работы. Их подвозили, используя старый деревянный мост или паром. (В)последстви… рядом с железнодорожной станцией должны были построить новый мост. Однако (в)виду того, что людям негде было жить, а зима приближалась, решили сначала построить дом. Строители помнили, что зима не будет страшна жителям нового поселка благодаря их работе. (В)продолжени… лета дождей было много, но (в)течени… реки ничего не менялось до сих пор. Теперь оно стало бурным,   по   реке   плыли   оторвавшиеся   куски   деревьев,   доски.     Все   труднее   давался паромщику каждый рейс, все опаснее становилась переправа по старенькому мосту. Но никто   не   думал   об   опасности.   Всеми   владела   одна   и   та(же)   мысль:   дом   надо   было заканчивать, что(бы) люди могли спокойно встретить зиму. 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об­ разования.  — М., 2014. ЛИТЕРАТУРА ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8.  ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ  В результате выполнения практической работы обучающийся должен:  усвоить определения понятий: «междометие», «звукоподражание»;  понимать роль частиц и междометий в предложениях;  знать правила правописания частиц;  соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. Порядок выполнения практической работы 1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы. 2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории. 3. Дайте ответы на контрольные вопросы. 4. Выполните обязательные задания 1­4. 5. Выполните задание 5, выбрав уровень сложности. Краткие сведения по теории Правописание частиц Частицы  – это служебные слова, которые выражают дополнительные смысловые  оттенки слов, словосочетаний, предложений.  Можно выделить несколько групп частиц: 1. Модальные (выражают отношение говорящего к высказыванию): разве, ли, что за,  только, лишь, вот, вон, ведь, все­таки, даже, именно и др.  2. Формообразующие (для образования условного, повелительного наклонения  глагола, особых форм прошедшего времени): бы, пусть, пускай, да, давай­ка, было, бывало.  3. Отрицательные: не, ни. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно. Например: Что бы вы не говорили, я вам не верю. И завтра то  же, что вчера.  НО: в составе союзов частицы пишутся слитно. Например: Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Частицы  –то, ­либо, ­нибудь, кое­, ­таки, ­ка, ­де, ­тка, ­с  пишутся  через дефис.  Например: смотри­ка, ну­тка, слушаю­с, он­де говорил, книгу­то прочел, опоздал­таки. Правописание частицы НЕ с различными частями речи Слитное написание Нелепость, нелепый, нелепо, ненавидеть  Раздельное написание Неприятель (враг), небольшой (маленький), невысоко (низко) Разряды слов Существительные, прилагательные, наречия на – О, глаголы, которые без НЕ не употребляются. Существительные, прилагательные, наречия на –О, образующие с НЕ новые слова (можно заменить синонимами без НЕ) Существительные, прилагательные, наречия на –О при противопоставлении Глаголы (включая деепричастия) Причастия А) без пояснительных слов Б) с пояснительными словами В) при наличии противопоставления Г) краткие причастия Неопределенные и отрицательные местоимения (без предлога) Отрицательные местоимения с предлогом Местоименные наречия Неотправленное письмо Некто, некому, несколько Негде, некуда, неоткуда, незачем Не приятель, а враг; не большой, а маленький; не высоко, а низко Не был, не спеша Не отправленные вчера письма; не отправленные, а задержанные письма; Письма не отправлены Не с кем, не к чему НЕ слитно С прилагательными, причастиями и наречиями, если к ним относятся слова СОВЕРШЕННО, ОЧЕНЬ, ВЕСЬМА, КРАЙНЕ,ЧРЕЗВЫЧАЙНО, усиливающие степень крайности  Поступить крайне неосторожно В сочетаниях НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА в значении ХОТЯ Несмотря на плохую погоду НЕ раздельно С прилагательными, причастиями, наречиями на –О, если есть слова – ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ Вовсе не обязательно С деепричастиями СМОТРЯ, ВЗИРАЯ Не смотря по сторонам, шел он по дороге. В глаголах с приставкой НЕДО­, обозначающих, что действие совершено ниже С наречиями, которые пишутся через дефис Не по­товарищески,  не по­новому положенной нормы Недовыполнил, недожарил С краткими прилагательными, употребляемыми в роли сказуемого Не рад, не должен, не обязан, не намерен ВНИМАНИЕ!  Слова  на  –мый  (любимый,   хранимый)  пишутся   раздельно,   когда   при  них  есть местоимение или существительное в творительном падеже:  нелюбимый ребенок – не любимый матерью ребенок.

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»

Практические работы по дисциплине «Русский язык»

Практические работы по дисциплине  «Русский язык»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018