Практические работы по химии в домашних условиях
Оценка 4.9

Практические работы по химии в домашних условиях

Оценка 4.9
Домашняя работа +1
docx
химия
8 кл
06.11.2017
Практические работы по химии в домашних условиях
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение при изучении любого предмета. Однако в химии есть свои особенности, и прежде всего это касается химического эксперимента. Для повышения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся стали активными соучастниками образовательного процесса. Само-стоятельное открытие доставляет большое удовольствие, позволяет ученику ощутить свои возможности, повышает самооценку, и, как след-ствие, появляется не только интерес к предмету обучения, но и к процессу познания. В то же время возможностей для активизации учителем субъективного опыта учащихся по отношению к объектам познания на уроках химии сегодня явно недостаточно. Искусственно заданная насыщенность уроков химии процессами постоянного формирования ЗУНов оставляет всё меньше времени для целенаправленного развития природных способностей учащихся средствами учебного предмета. В последнее время наблюдается тенденция сокращения часов, отведенных на изучение химии, что, в свою очередь, неизбежно сказывается на школьном эксперименте. Как можно найти выход из сложившейся ситуации? Одним из путей, на мой взгляд, является использование домашних практических работ исследовательского характера. Практика работы показывает: домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии.
Домашние практические работы.docx
ДОМАШНИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ХИМИИ Основная  цель  модернизации  российского  образования  состоит  в достижении  его  нового  качества,  отвечающего  современным  социально­ экономическим  условиям  страны  и  основным  направлениям  его  развития. Инновационный  путь  развития  экономики  и  изменения  в  общественной жизни  предъявляют  новые  требования  к  личности.  Глав­ные  среди  этих требований  —  к способность  к изменяющимся  условиям,  обоснованному  выбору  профессии. инициативность,  ответственность,  критическое  мышление,  адаптивность  Изучение  химии  как  самостоятельного  предмета  —  неотъемлемый современных компонент  полноценной  естественнонаучной  подготовки  школьников. Эффективность  обучения  находится  в  прямой  зависимости  от  уровня активности  учащихся,  поэтому  одна  из  главных  задач  школы  —  не  только сообщение  учащимся  определенной  суммы  готовых  знаний,  но  и  развитие  у них  познавательных  интересов,  творческого  отношения  к  делу,  стремление к  самостоятельному  пополнению  знаний,  совершенствованию  умения применять  их  в  практической  деятельности. Развитие познавательных интересов учащихся в  процессе  обучения  имеет большое  значение  при  изучении  любого  предмета.  Однако  в  химии  есть свои особенности, и прежде всего это касается химического  эксперимента. Для  повышения  эффективности  обучения  важно,  чтобы  учащиеся стали  активными  соучастниками  образовательного  процесса.  Само­ стоятельное  открытие  доставляет  большое  удовольствие,  позволяет ученику  ощутить  свои возможности,  повышает  самооценку,  и,  как  след­ ствие,  появляется  не  только  интерес  к  предмету  обучения,  но  и  к процессу  познания.  В  то  же  время  возможностей  для  активизации учителем  субъективного  опыта  учащихся  по  отношению  к  объектам познания  на  уроках  химии  сегодня  явно  недостаточно.  Искусственно постоянного заданная  формирования  для целенаправленного  учащихся средствами учебного предмета. процессами  меньше  способностей  химии  всё  природных  насыщенность  ЗУНов  времени  уроков  оставляет  развития  В  последнее  время  наблюдается  тенденция  сокращения  часов, отведенных  на  изучение  химии,  что,  в  свою  очередь,  неизбежно сказывается  на  школьном  эксперименте.  Как  можно  найти  выход  из сложившейся  ситуации? Одним  из  путей,  на  мой  взгляд,  является  использование  домашних практических  работ  исследовательского  характера.  Практика  работы показывает:  домашние  опыты  и  наблюдения  способны изменить  отношение учащихся  к  химии. работы  который  именно  домашние  организует  учащихся»,  эксперименты.  Домашний  Многие  прославленные  российские  ученые  —  А.  М.  Бутлеров,  Н.  С. Курнаков,  Н.  Н.  Семенов  —  источником  своего  интереса  к  химии  счи­ тали  химический эксперимент  дает  возможность  учащимся  исследовать  свои  предложения в  свободной,  неформальной  обстановке.  При  выполнении  домашнего эксперимента  учащиеся  не  ограничены  во  времени,  если  опыт  не получился,  его  можно не  торопясь  повторить,  что  часто  затруднительно в классе. Под  домашним  экспериментом  методисты  понимают  «особый  вид самостоятельной  и контролирует  учитель  с  целью  выявления  склонностей  учащихся  к изучению  химии,  развития  интереса  к  науке.  Практические  работы исследовательского  характера  позволяют  учащимся  овладеть  методикой научного  познания,  самостоятельно  пройти  путь:  идея  —  выдвижение гипотезы  —  эксперимент  —  анализ  результатов  —  подтверждение  или опровержение гипотезы  —  вывод. Однако  к  ним  и самостоятельное  выполнение  химических  опытов  в  большинстве  случаев вызывает у учащихся затруднения, что, соответственно, влияет  на  качество их  выполнения.  В  свою  очередь,  это  сказывается  не  только  на  уровне экспериментальной  химического мышления,  но  и  на  усвоении  химии  в  целом.  В  связи  с  этим,  прежде  чем приступать  к  выполнению  практических  работ,  важно  выработать  у учащихся  лабораторным оборудованием,  умения  проводить  целенаправленные  наблюдения  и осмысливать  их  результаты,  сосредоточить  внимание  на  технике безопасности,  которые  необходимо соблюдать. элементарные  подготовки  обращения  опыт  работы  показывает,  что  подготовка  учащихся,  развитии  навыки  с  Методисты  отмечают,  что  «в  домашние  задания  целесообразно включать  элементы  исследования,  проведение  мысленного  эксперимента или  выполнение  возможен  в  домашних условиях…». эксперимента,  который  Роль  учителя  при  организации  домашних  практических  работ заключается  в  подготовке  инструкций,  проверке  выполнения  опытов  и консультировании по решению возникших в ходе выполнения  эксперимента проблем.  Предлагаемые  мною  задания  по  домашнему  практическому эксперименту  в  основном  проводятся  с  использованием  бытовой  посуды  и веществ.  Если  для  проведения  домашнего  эксперимента  требуется простейшее  оборудование  и  материалы,  учитель  может  выдать  его ученикам. При  домашних  организации  эффективнее использовать  индивидуальную или  парную  работу.  При  организации  парной работы  необходимо  помнить,  что  при  постоянном  составе  пар  один учащийся  часто  становиться  генератором  идей,  а  другой  —  пассивным созерцателем.  При  смене  состава  пар  будут  развиваться  способности каждого  учащегося. практических  работ  Особую  ценность  приобретает  эксперимент, связанный  с  повседневной жизнью.  Поэтому  при  подборе  того  или  иного  эксперимента  желательно учитывать его связь с жизнью и простыми производственными процессами. Например,  в  10  классе  при  изучении  темы  «Природные  источники углеводородов»  предлагаю  задание  узнать,  применяются  ли  антифризы  в автомашинах  нашей  местности,  ознакомиться  с  их составом,  свойствами  и правилами  пользования  и  представить  письменный  отчет.  Можно предложить  другой  вариант  задания:  назвать  важнейшие  нефтепродукты  и указать  области  их  применения.  Узнать,  какой  марки  автобензин применяется  на  автомашинах  заводов  г.  Белгорода,  колхозов  (совхозов), школы,  каково  его  октановое число. Наибольший  интерес  вызывают  задания  домашних  практических работ,  касающиеся  давно  известных  учащимся  явлений,  которые  они  не могут  объяснить  без  знаний  основ  химической  науки.  Например,  в  теме «Подгруппа азота» учащиеся выполняют такое задание: составьте уравнения химических  реакций,  происходящих  при  зажигании  спички.  Запах  какого газа  при  этом  ощущается?  Если  соскрести  со  спичечной  коробки фосфорную намазку  вместе  с  бумагой,  поместить,  уплотняя  ее в  пробирку, глубоко  вдвинуть  ватный  тампон,  предварительно  продев  через  него  нитку, и сильно  нагреть  фосфорную  намазку,  затем  в темноте  быстро выдернуть  за нитку  ватный  тампон  из  трубки,  то  наблюдается  интересное  явление. Объясните его. такое  для  задание  предлагаю  Домашние  практические  работы  могут  предшествовать  изучению  тем. Так,  например,  перед  рассмотрением  тем  «Железо»  или  «Коррозия  ме­ таллов»  домашнего эксперимента:  налейте  в  чашку  воды, положите  в  нее  комок  бумаги,  а  на него  —  два гвоздя,  один  из  которых  смажьте  вазелином  или растительным маслом,  и  кусочки  алюминия  (например,  внутреннюю  обертку  от шоколада).  В  течение  нескольких  дней,  время  от  времени  подливая  воду, записывайте  происходящие  изменения  с  железом  и  алюминием,  отмечая каждый  раз  время.  Сделайте  вывод  о  сравнительной  химической устойчивости  алюминия  и  железа  по  отношению к воде  и  воздуху. выполнения  Результаты  эксперимента  учащиеся  представляют  в  виде  презентации проекта, творческого отчета  на  уроке. домашних  работ  стало  Результатом  практических  развитие творческого  мышления  и  деятельности,  формирование  интереса  к познанию  химических  явлений  и  их  закономерностей.  Учащиеся осознают, что  изучать  данную  науку  можно  не только  в  лабораторных  условиях,  но и  дома.  Химия  вокруг  нас!  Происходит  превращение  знаний в  инструмент творческого  освоения  мира. ИНСТРУКЦИИ К ДОМАШНИМ ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ Тема. Электролитическая диссоциация Исследуйте,  подвергаются  ли  гидролизу  питьевая  сода,  стиральный порошок,  мыло.  Фенолфталеин вы  можете  найти  в  домашней  аптечке. Составьте отчет  о  работе. Дата проведения  эксперимента: Цель эксперимента: Реактивы  (вещества): Оборудование: Ход работы  и  наблюдения: Выводы: Тема. Железо Налейте  в  чашку  воды,  положите  в  нее  комок бумаги,  а  на  него  —  два гвоздя,  один  из  которых смажьте  вазелином  или  растительным  маслом, и кусочки  алюминия  (например,  внутреннюю  обертку  от  шоколада).  В течение  нескольких  дней,  время  от  времени  подливая  воду,  записывайте происходящие  изменения  с  железом  и  алюминием,  отмечая  каждый  раз время.  Сделайте  вывод  о  сравнительной  химической  устойчивости алюминия и  железа  по  отношению  к  воде  и  воздуху. Составьте отчет  о  работе. Дата проведения  эксперимента: Цель эксперимента: Реактивы  (вещества): Оборудование: Ход работы  и  наблюдения: Выводы: Тема. Металлы Составьте  список  предметов,  используемых  вами  дома,  в  которых применены  металлы  и  сплавы.  В  каждом  случае  укажите,  как  связано данное  применение  металла  с  его  физическими  свойствами.  Не  забудьте включить  в  перечень  такие  предметы,  как  зеркало,  медицинский термометр,  коррозии случаи  включенных в список предметов, если эти случаи наблюдались. Составьте отчет  о  работе. Дата проведения  эксперимента: Цель эксперимента: Реактивы  (вещества): Оборудование: Ход работы  и  наблюдения: Вывод: лампочка.  Отметьте  электрическая  Тема. Алюминий На  следующем  уроке  вы  приступите  к  изучению  алюминия,  поэтому: 1)  Возьмите  фольгу  из  алюминия,  в  которую  завертывают  шоколад. Опишите физические  свойства  алюминия. 2)  Исследуйте,  горит  ли  алюминий  на  воздухе  и  как  легко  плавится. Для  этого  отрежьте  полоску  фольги,  закрепите  один  конец,  а  к  другому концу  поднесите  зажженную  спичку. Опишите,  что  произойдет  (вопрос «Что  мешает  алюминию,  после  того  как  он  расплавится, стечь  с  нагретой полоски в виде капель?» разрешится на  уроке). 3)  Поместите  по  кусочку  фольги  в  воду,  в  нашатырный  спирт,  в столовый уксус. Опишите,  что  произойдет  через  несколько  суток.  Опыт  закончите,  когда  в одном  из  растворов  кусочек  фольги  превратится  в  тончайшее  метал­ лическое  «кружево».  Сохраните его. Составьте отчет  о  работе. Дата проведения  эксперимента: Цель эксперимента: Реактивы  (вещества): Оборудование: Ход работы  и  наблюдения: Выводы: ЗАДАНИЯ К ДОМАШНИМ ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ Тема. Предельные углеводороды Приготовьте  дома  модели  молекул,  пользуясь  пластилином  разной окраски для обозначения разных атомов: а)  хлорэтана; б)  дифтордихлорметана. Тема. Природные источники углеводородов Узнайте,  применяются  ли  антифризы  в  автомашинах  вашей  местности. Ознакомьтесь  с  их  составом,  свойствами  и  правилами  пользования. Представьте письменный  отчет. Тема. Природные источники углеводородов Назовите  важнейшие  нефтепродукты  и  укажите  области  их  применения. Узнайте,  какой  марки  автобензин  применяется  на  автомашинах  за­водов г.  Белгорода,  колхозов  (совхозов),  школы, каково  его  октановое  число. Тема. Углеводороды Проделайте  дома  следующие  опыты: а)  проследите за изменением сахара при нагревании; б)  определите  растворимость  сахара  в  воде  при комнатной  температуре. Тема. Предельные углеводороды Изготовьте  из  пластилина  или  другого  материала  модель  молекулы  н­ гексана  и  путем  последовательных  ее  преобразований  —  модели  молекул изомерных углеводородов.

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях

Практические работы по химии в домашних условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017