Уважаемые коллеги, устранение недостатков звукопроизношения у детей – одна из основных задач логопеда. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию практический материал по автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей с речевыми нарушениями.
Задания, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуков, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыков звукового анализа и синтеза, а так же развитию связной речи. Они помогают ребенку быстрее усвоить речевые звуки.
1. Вариант «Назови и прошнуруй»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие мелкой моторики рук.
Ребенку предлагается назвать все картинки, четко проговаривая звук и одновременно надевая (или снимая) их на шнурок.
2. Вариант «Около»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие связной речи, тонкой моторики рук.
Составь предложение со словом около. Около лавки лопата и лыжи.
3. Вариант «Я начну, а ты закончи»
Цель: развитие навыков звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, автоматизация и дифференциация звуков.
Са-са-са, выбирай, какая картинка подходит и надевай на шнурок. (Самолет) и т.д.
4. Вариант «Жадина»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование грамматического строя речи, согласование притяжательного местоимения с существительными.
Мои сапоги, моя сабля…ребенок называет картинки и снова надевает картинку на шнурок.
5. Вариант «Чего не стало?»
Цель: употребление существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.
Есть санки, не стало санок. Ребенок называет и снимает картинку со шнурка.
6. Вариант «Два – пять»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие мелкой моторики рук, согласование числительных с существительными мужского и женского рода.
А теперь давай считать (Одна сумка, 2…, 5…).
7. Вариант «Я, мы, он, она, они»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, употребление глаголов в единственном и множественном числе в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице.
Давай придумывать такие предложения. (Я купила сапоги. Мы… купили сапоги. Он… купил сапоги. Она… купила сапоги. Они… купили сапоги.)
8. Вариант «Найди каждой картинке свой шнурок»
Цель: Дифференциация звуков звуков [с – з], [с’ – з’], [ц – с], [с – ш], [с – ж], [з – ш], [з – ж], [ц – ч], [с – щ], [л – л’], [р – р’], [л – р], [л’ – р’].
9. Вариант «Начало – середина – конец»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие мелкой моторики рук, навыков звукового анализа, определение места звука в слове.
Назови все картинки, выбери и надень на шнурок только те, в названии которых звук… будет в начале (середине, конце) слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.