Практический опыт работы использования универсального модифицированного квадрата активности

  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практический опыт работы Использование универсального модифицированного квадрата.docx

Дата проведения: 30.01.2025

 

 

Обучающий вебинар на основе собственного опыта

для слушателей Народного университета Детства

 

 

Практический опыт работы

Использование универсального модифицированного квадрата активности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

 

 

Подготовила:

Бармина К. В., учитель-дефектолог Детского сада № 10

Каменск-Уральского ГО, Свердловская область

 

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я Бармина Ксения Владимировна учитель-дефектолог представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование универсального модифицированного квадрата активности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

Ограничение ребенка в движении чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем.

Здоровье и двигательная активность, два взаимосвязанных компонента гармоничного развития ребенка. Не всегда применяемые педагогами традиционные приемы, бывают эффективными и позволяют решать поставленные задачи. Поэтому перед педагогами возникает проблема поиска эффективных методов, приемов, средств и форм организации образовательной деятельности. Не секрет, что необходимые умения у дошкольников формируются в процессе различных видов деятельности, в т.ч. игровой. Положительный эффект дает и применение педагогом в образовательной деятельности с детьми метода моделирования, который позволяет создавать ситуацию близкую к реальной, но в упрощенном, в нашем случае безопасном для ребенка, варианте. 

Одним из таких средств обучения, по нашему мнению, является универсальный модифицированный квадрат активности.  

Универсальный модифицированный квадрат активности, разработан коллективом детского сада 172 г. Тюмени.

Коллективом нашего сада дидактическое пособие дополнено играми, направленными на развитие  высших психических функций, развитие речи, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, координации движения детей с особыми образовательными потребностями 5 – 6 лет. Может использоваться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Представляю вашему вниманию игры с использованием модифицированный квадрат активности с детьми ЗПР 5 – 6 лет.

Игра «Найди пару»

 Эта игра предназначена для развития пространственного мышления, координации, внимания и памяти у детей, а также для формирования навыков  работы в парах через игровую активность.

 Игра начинается с того, что педагог раскладывает карточки изображением вниз в ячейках квадрата, создавая увлекательный элемент неожиданности, определяет точку начала с помощью оранжевого круга. Затем каждому ребенку выдается карточка с картинкой  и схема передвижения, в которой указаны шаги, например, «1 шаг прямо, 2 шага вправо, 1 шаг по диагонали влево».

Дети следуют указаниям схемы, передвигаясь по квадратам. При успешном выполнении движений они находят пару к своей карточке, переворачивают её и забирают. Если ребенок выполнил схему не правильно, то он находит другую карточку, не соответствующую своей.                      В данном случае педагог предоставляет право либо самому ребенку исправить свою ошибку,                        либо проходит путь вместе.

 Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут найдены. Через этот процесс дети развивают навыки памяти и внимания, а также укрепляют координацию.

Во время организации второго варианты игры роль ведущего берет на себя один из детей. Он раскладывает карточки, оставляя одну картинкой вверх, составляет схему для других детей                      и переворачивает обратно картинкой изображением вниз. Затем передает схему другому ребенку или можно педагогу.

В  игре можно использовать карточки по лексическим темам.

Это подход, совмещающий физическую активность, логику и взаимодействие, который, несомненно, обогатит образовательный процесс.

Игра  «Лабиринт»

Цель игры заключается в том, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, развивать внимание, память и умение работать в парах. Кроме того, игра помогает детям различать и распознавать геометрические фигуры и различные предметы по лексическим темам.

Игра «Лабиринт» предполагает использование поля из квадратов. Педагог заранее размещает картинки с различными предметами изображением вверх. Каждому ребенку выдается своя схема, на которой указано, какие предметы нужно собрать. Дети собирают картинки в определенной последовательности, которая на схеме. Если ребенок затрудняется, то педагог идет вместе с ребенком и проговаривает каждый предмет на схеме.

После того как все картинки собраны, дети раскладывают их перед собой и составляют предложения. Например: яблоко, груша, банан – это фрукты.

Второй вариант игры заключается в том, что 1 ребенок называет предметы, 2 ребенок должен их запомнить и собрать на поле. Педагог составляет карточку схему для проверки,                              но сразу не показывает ее.

Таким образом, игра «Лабиринт» является прекрасным инструментом для обучения                             и развития детей. Она адаптируется под ваши потребности и может быть проведена в самых различных образовательных контекстах.

Игра «Кинезиологические упражнения»

Эта игра направлена на развитие координации движений, слуховой и речевой памяти,                            а также на усвоение кинезиологических упражнений через физическую активность и речевые задания.

На начальном этапе мы подготавливаем карточки с кинезиологическими упражнениями, которые будем располагать в ячейках квадрата. Затем дети по очереди берут карточки определенного цвета и раскладывают их в  ячейках квадрата того же цвета.

После того как все упражнения размещены, ребенок проходит квадрат, выполняя каждое из заявленных упражнений. Педагог помогает ему, контролируя выполнение и подсказывая.                       Исходя из индивидуальных особенностей детей, педагог может предложить  выполнять  упражнения только одной рукой.

Второй, более интересный вариант игры, который добавляет элемент речевой активности. Мы используем те же  карточки с упражнениями, но дополняя карточками с короткими фразами или чистоговорками.

Например, во время выполнения однотипных движений он может произнести фразу                           «Са-са-са-са в лесу лиса». Такой подход не только развивает физические навыки, но и улучшает речевые способности и артикуляцию.

Игра «Напольный танграм»

Это игра, которая направлена на развитие пространственного мышления, креативности, координации движений и навыков командной работы у детей.  Игра основана на принципах танграма, но при этом она прекрасно подходит для использования на полу, что делает её более доступной для детей с ЗПР.

Педагог подготавливает примеры фигур или объектов для вдохновения, например, это могут быть дом, животные или даже абстрактные формы.

Каждому ребенку предоставляется модифицированные квадраты. Дети могут свободно перемещать, складывать и поворачивать части квадрата, создавая  фигуры. Субъективность ребенка проявляется в том, что например один и тот же дом они могут построить разными способами. Сделать крышу не из одного треугольника, а из двух, трех.

После создания фигур дети представляют свои работы остальным и описывают процесс создания. Это не только развивает их речь и уверенность, но и способствует обмену идеями. Важно поддерживать атмосферу творчества и свободы, поощряя детей к экспериментам.

Игра «Создание новогодней елки»

Цель данной игры заключается в том, чтобы развить у детей воображение, научить их работать в команде, а также укрепить навыки пространственного мышления.

Для начала педагог показывает детям различные примеры новогодних елок и обсуждает, как можно их украсить. Это уже на данном этапе способствует развитию воображения у детей.

Далее следует этап создания елок. Дети по очереди выкладывают свои идеи из модифицированных квадратов.

Что касается украшения, я предоставляю детям заранее подготовленные картинки елочных игрушек, из которых они выбирают те, что им больше всего нравятся. Но не только это!                          Чтобы усложнить задачу, предлагаю детям сделать тематическую елку и украсить их разными предметами (овощами, фруктами, посудой и т.д.).

В конце игры мы обсуждаем получившиеся результаты, делимся впечатлениями и рассказываем о том, как мы создавали свои елки. Этот момент важен, так как он развивает навыки публичного выступления и командной работы.

Игра «Классификация предметов»

Эта игра предлагает детям уникальную возможность развивать пространственное мышление и креативность через конструирование, способствовать  работе в парах                                                     и коммуникации среди участников, развивать логическое мышление и навыки классификации объектов.

Для этого будем использовать символы. Педагог объясняет детям, что они будут строить различные объекты, используя квадрат, а также классифицировать животных,  растения, транспорт и т.д. Создается свободное пространство для работы с квадратом и дополнительными элементами.

Рассмотрим вариант игры «Транспорт». Квадрат используется для создания дороги, моря, облака, а затем детям выдаются карточки с изображениями транспорта. Дети классифицируют транспорт по назначению наземный, воздушный, водный.

Игры с модифицированным квадратом активности – это не просто увлекательное занятие, это мощный образовательный инструмент, который помогает детям развивать творческие                          и логические навыки, а также понимание окружающего мира. Мы видим, как обучение в форме игры способствует более глубокому усвоению материала и увеличивает интерес детей к новым знаниям.