Практический материал по русскому включает десять текстов, взятых из открытого банка заданий ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ОГЭ", и тестового задания (№ 2) к ним. Материал предназначен для подготовки обучающихся 9 класса к государственной итоговой аттестации и ориентирован на проверку умения работать с текстом, на понимание смысла текста.Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 2)
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 1.
1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город
фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудохудожник рисует но
гами». (3)Конечно, я жалобно прошу:
— (4)Маама...
(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате — это зал представлений —
перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Ктото
играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и
стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:
— (12)Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую за
гадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (13)Художник этот научился рисовать ногами, и вы сей
час убедитесь в этом сами.
(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пи
джака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий ху
дожник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед моль
бертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начина
ет рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется чтото вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её
возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом изза деревьев появляется солнце.
(25)Всё.
— (26)«Дорога уходит вдаль...», — объясняет художник, — это пейзаж.
(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются, хлопают. (29)Художник встаёт,
нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предла
гает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.
— (32)Недорого... (33)Купите! — предлагает помощник художника. (34)Художник стоит непо
движно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.
— (37)А сколько? — вдруг взволнованно спрашиваю я.
(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам:
— (40)Дёшево...
(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.
— (42)Мамочка!..
(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сер
дечно и просто:
— (45)Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...». (46)Когда я ещё был ху
дожником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все —
вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все
— вдаль!..»
(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, пове
сили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, изза
которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога
уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не
победило его — он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как
просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я за
помнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (53)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
(По А.Я. Бруштейн*)
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884 — 1968) — русская советская писательница и драма
тург.
Задание. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему девочка захотела приобрести рисунок художникакалеки?»
1) Девочке было жалко помощника художника, у которого не было денег на самое необходимое.
2) Девочку и её маму попросил об этом художник.
3) Это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил недорого.
Ответ: ____________________________Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 2.
(1)У нас в классе стояло пианино, старенькое и обшарпанное. (2)Когда в большую перемену
Нинка села к нему и открыла его потрескавшуюся деревянную крышку, девчонки окружили пианино
плотным кольцом. (3)И Нинка заиграла.
(4)Я и подумать не мог, что она умеет так играть! (5)Нет, не чижикапыжика, не упражнение
номер 24 играла Нинка. (6)Старенькое, обшарпанное пианино стонало всеми струнами, рождая уди
вительные звуки. (7)Я не знал, что играет Нинка, но это походило на море. (8)Волны то накатывали,
сверкая брызгами, то отступали, и всё это было в музыке.
(9)Девчонки, окружившие Нинку, стояли открыв рот, и даже самые шебутные мальчишки не
орали. (10)Все слушали музыку, и всем, даже ничего не понимавшим в ней, она нравилась.
(11)Меня будто мороз по коже продрал — стало холодно и торжественно. (12)Я видел только
Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не взглянула на меня. (13)Но я
знал, я чувствовал, что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне.
(14)Волна благодарности закружила мне голову. (15)Захотелось сейчас, сию минуту сделать
чтонибудь достойное, рыцарское, чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение. (16)Как только она
встала, перестав играть, я, краснея, подошёл к пианино и одним духом выпалил всё, что знал: упраж
нение номер 24 и два других, новых…
(17)Ктото из мальчишек хлопнул меня по плечу, крикнул в ухо модную в классе присказку:
«И ты, брутто, сказало нетто…»
(18)Смешная поговорка, которой я не придавал раньше значения, вдруг приобрела для меня
особый смысл.
(19)Я готов был сгореть со стыда, но всётаки взглянул на Нинку: она смотрела в сторону.
(20)Мне стало горько.
(21)Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я всё не мог прийти в себя. (22)Было
так хорошо, и вот…
(23)Ах, как клял я себя! (24)«И ты, брутто, сказало нетто…» (25)Дурацкая прибаутка верте
лась в голове, и было тошно. (26)Мне казалось, что все смотрят на меня, и я сидел, уткнувшись в тет
радь. (27)Наконец я поднял голову, и глаза мои сами собой посмотрели на Нинку.
(28)Она смотрела на меня и улыбалась, ничуть не сердясь.
(29)Тяжкий груз свалился с меня. (30)Я понял, что мне опять хорошо.
* Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная
тема творчества — становление характера подростка — проходит через десятки произведений:
повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и дру
гие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.
(По А. Лиханову) *
Задание. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Можно ли сказать, что для рассказчика Нинка в описываемый момент была в
классе несравненной, единственной?»?
1) (2) Когда в большую перемену Нинка села к нему и открыла его потрескавшуюся деревян
ную крышку, девчонки окружили пианино плотным кольцом.
2) (7) Я не знал, что играет Нинка, но это походило на море.
3) (12) Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не
взглянула на меня.4) (26) Мне казалось, что все смотрят на меня, и я сидел, уткнувшись в тетрадь.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 3.
(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:
— (2)Меня очень волнуют семейные дела.
(3)Он глубоко вздохнул.
—(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно
в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.
—(7)Понимаю, — сказал я.
—(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в
прошлом. (10)Это какойто парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже
сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.
(13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.
— (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная ис
тория. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
(16)Он помолчал.
— (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот както она собралась на юг. (18)Взяла мою
сестрёнку — она в первом классе училась — и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У
них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обе
щал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.
(24)Он опять замолчал.
— (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за
руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испуга
лась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к
ней подойти. (30)Неловко както было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого
любишь...
(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог
сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какойто замок мне повесили. (34)А она всё
смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вотвот умру. (35)Чем дольше длилась эта
мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какието плоские слова.
(37)Не знаю, что тогда на меня нашло.
(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я
вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправлять
ся. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Гдето в середине я их
нашёл. (45)Какието люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама
сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уез
жает — мало ли...
(По А. Геласимову*)
*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) — филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рас
сказов, стихотворений в прозе.
Задание. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования от
вета на вопрос: «Почему авторрассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по
стопам своих родителей?»1) Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, — к точным
наукам.
2) Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами пре
подавали.
3) Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.
4) Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 4.
(1)Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.
(2)— Дитя моё, — обратился он к сыну, — что же это получается? (3)Не успел отец прилететь из ко
мандировки, как его уже тянут в школу к классному руководителю. (4)Посреди рабочего дня! (5)Бред какой
то!
(6)Кирилл тут же стал всё объяснять отцу: что он на самом деле не виноват, что Ева Петровна его об
винила несправедливо, даже не разобравшись в ситуации, что его это обидело и поэтому он повёл себя не
очень вежливо.
(7)— Ева Петровна твоё сегодняшнее поведение считает вызывающим, ужасающим, подрывающим ос
новы педагогики, — добродушно подытожил отец после рассказа сына. (8)Он знал, что Кирилл не виновен,
хотя и считал, что тот мог проявить больше понимания.
(9)— А ты как считаешь? — спросил Кирилл, с любопытством глядя на отца. (10)Однако отец ничего
не ответил, только быстрее заходил по комнате из угла в угол.
(11)Кирилл снисходительно вздохнул:
(12)— Трудное у тебя, папа, положение. (13)Согласиться с Евой Петровной тебе совесть не позволяет.
(14)А сказать, что твой сын прав и что он ни в чём не виноват, непедагогично. (15)Да?
(16)Отец громко возразил:
(17)— Не городи чепуху, сынок! (18)«Педагогично, непедагогично»… (19)Ты же понимаешь, что не в
педагогике дело, а в человеческих отношениях.
(20)— Пап, я вот что хотел спросить: как ты думаешь, почему наша Ева Петровна такая? — обратился
к отцу Кирилл.
(21)— Какая «такая»? (22)В общемто, обыкновенная, — ответил отец. — (23)Наверное, ты слишком
сурово на неё смотришь.
(24)— Ага. (25)Ты ещё скажи: «Какое ты имеешь право обсуждать взрослого человека?» (26)А как
жить, чтобы не обсуждать? (27)Всё равно обсуждается — не вслух, так в голове. (28)И не получается подру
гому: мозгито не отключишь.
(29)— Видишь ли, Кир... (30)Обсуждать и судить — разные вещи. (31)Чтобы судить, надо понимать.
(32)Ты пробовал понять Еву Петровну, устающую каждый день в школе, издёрганную хлопотами в семье?
(33)Возможно, имеющую проблемы со здоровьем. (34)И тем не менее работающую с полной отдачей. (35)Ради
вас.
(36)— Ради нас? (37)А нас она спросила, нужно ли нам это?
(38)— Подожди. (39)Я сегодня с ней беседовал и вижу: она искренне убеждена, что поступает пра
вильно, она отдаёт своей работе массу сил.
(40)А то, что она не всегда вас понимает, ну что ж...
(41)— Вот видишь! (42)Она не понимает, а мы должны, да?!
(43)— Кирилл, дорогой мой, — медленно сказал отец. (44)— Человеческие отношения — это ведь не
рынок, где торговля и обмен товарами: ты мне дал столько, а я тебе за это столько... (45)Нельзя так мерить:
ты проявил столько понимания, и я тебе буду отмерять равную дозу. (46)И с добротой так нельзя. (47)И тем
более с обидами. (48)Чем лучше человек, тем добрее он к другим и тем больше понимает других людей.
(49)Потому что он такой сам по себе, а не потому, что ждёт воздаяния за доброту... (50)Кир, ты сейчас не
спорь, ты просто подумай.
(51)— Ладно, — вздохнул Кирилл.
(52)Отец обнял его за плечи.
(53)— Ты пока дерёшься со злом, с несправедливостью помушкетёрски.(54)А нельзя ведь постоянно всё в жизни решать, как в бою, на шпагах. (55)Человеческое понимание —
это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость... (56)Если ты постараешься поглубже, с
пониманием взглянуть на свою учительницу Еву Петровну, может, и она станет добрее.
(по В. П. Крапивину) *
* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) — советский и российский детский писатель, автор книг о
детях и для детей, в том числе фантастических.
Задание. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему отец не стал ругать Кирилла за вызов в школу?»
1) Ругать детей непедагогично.
2) Отец знал, что его сын не виноват.
3) У отца было очень много других важных дел.
4) Отец был в хорошем настроении.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 5
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отда
вались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
(5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в
два коротких слова вмещалось всё.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось чтото грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек
медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались
и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были со
всемсовсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала огляды
ваться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников.
(14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купи
ла билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле,
ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения
звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Плане
тария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея,
Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему
жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игру
шечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откудато с высот, нарастая, ширясь и крепчая,
полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на
мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умираю
щих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, воз
никла гдето в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долгодолго летела, может, дольше, чем
звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу,
музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек по
сылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на
весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
– (38)Жить! (39)Жить!
(По В.П.Астафьеву) *
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов,
повестей, рассказов.
Задание. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования от
вета на вопрос: «Почему Лину потрясла музыка Чайковского?»
1) Потому что музыка была очень громкой, она «грянула на весь необъятный поднебесный мир».
2) Потому что силой музыки композитор «славил вечную жизнь и всё живое на земле».
3) Потому что Лина слышала эту музыку первый раз.
4) Потому что Лине показалось, что эту музыку мог написать лектор Планетария.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 6
(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.
– (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.
(4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далекодалеко пестрели цветы – и красные, и
синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.
(6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель.
(7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
(8)Вдруг Федя сказал:
– (9)Чтото здесь пчёл много!
– (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.
– (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели –
вон ульи стоят!
(14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны дере
вянные пчелиные домики.
– (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы заку
сают.
(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не
сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что ктото плачет. (19)Он оглянулся на това
рищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на
пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
– (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!
– (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.
– (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.
(26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
– (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.
(28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васят
ке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.
(31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
– (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!
(34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось изза Васятки! (35)Ты не
бойся: поболит – перестанет!»
– (36)Мне ничего, – сказал Ваня.
(37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
– (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?
– (41)Пчёлы, – ответил Ваня.
– (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
– (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спа
сать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?
(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
– (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня
сынок! (53)Вот бы что она сказала!
(По Л.Ф.Воронковой) *
* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла
исторических повестей для детей.
Задание. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Ваня не убежал с пчельника вместе с ребятами?»
1) Ваня не боялся пчелиных укусов: поболит – перестанет.
2) Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчи
ку.
3) Ребята пошли за помощью к отцу Васятки, а Ваня не хотел идти с ними.
4) Ваня боялся быстро двигаться или бежать, чтобы не сердить пчёл.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 7
(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау1 успешно сдал экзамены в Бакинский университет
и был зачислен на физикоматематический факультет сразу на два отделения — математическое и естествен
ное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и ма
тематика ему больше по душе.
(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало.
(5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо
старше. (6)Вокруг столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но он не смеет
даже мечтать об этом: для них он — странный ребёнок, непонятно как здесь очутившийся. (7)Так продолжа
лось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно по
могает товарищам.
(8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос. (9)Пётр Петрович Лукин знал ма
тематику прекрасно и лектором был превосходным. (10)Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличал
ся свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к Лукину с почтительновежливой
опаской.
(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос. (13)В аудитории стало очень тихо, все
сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математи
ческими знаками.
(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! (17)Лицо у Льва было серьёзное
и сосредоточенное, у Петра Петровича — взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал
вывод и положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
– (20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное решение.
(22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал, куда деваться.
(24)С этого дня гроза отделения, профессор Пётр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау,
всегда здоровался с ним за руку, а друзьяоднокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.
(25)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но
главное — та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь силь
ным натурам. (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться изза пустяков, не
разбазаривать время.
(27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья по отдельным репликам
могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. (28)Но с каждым днём он становился взрослее, целе
устремлённее.(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга — «Красное и чёрное» Стендаля. (31)Благо
даря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление
произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затрачен
ных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего — не просто сильный характер, а достой
ная цель. (34)Для него эта цель — наука, физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от
любых помех, которые мешали работе.
(36) Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя формула счастья, которая со
держала три составляющих: работу, любовь, общение с людьми. (38)Именно в такой последовательности: на
верное, для всех творческих людей любимая работа — основа жизни.
(39)Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство. (40)Од
нажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся:
– (42)Тебе надо почитать Гоголя. (43)Он справедливо замечает, что никогда не следует хвастать буду
щими успехами.
1Лев Давидович Ландау — выдающийся советский физиктеоретик, академик, лауреат Нобелевской премии.
(По М. Бессараб) *
* Бессараб Майя Яковлевна (род. в 1925 г.) — русская писательница, прозаик, переводчик. Собственные вос
поминания и воспоминания учеников академика легли в основу её книги «Страницы жизни Ландау».
Задание. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему Ландау постоянно работал над собой?»?
1) Первокурсник Ландау был моложе всех в университете.
2) Ландау стремился завоевать уважение профессора Лукина и однокурсников.
3) Ландау не умел чётко организовать свою учёбу и работу.
4) Ландау считал, что ему нужно воспитать в себе сильный характер.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 8
(1)После инцидента с подростками, которые чуть не отняли у юных кинооператоров бесценную камеру,
Оля сокрушённо сказала:
– (2)Толпа негодяев… (3)И никуда от них не спрячешься — везде они есть.
(4)Нилка, чемто растревоженный, произнёс тихо и непримиримо:
– (5)Навсегда не спрячешься, но в нашем городе не надо, чтобы толпа была.
– (6)Куда же денешься, раз она есть, — пробормотал Борис.
– (7)Я же не вообще про город, а про который совсем наш. (8)Тот, который мы… делаем… — Нилка имел в
виду тот сказочный город, который они пытались создать в своём фильме.
(9)Но на этом Нилка не кончил разговор про толпу. (10)Видно, чтото его зацепило, разбередило старую
рану. (11)Он проговорил с болезненной ноткой, будто трогал языком больной зуб:
– (12)В толпе или не замечают никого, или все прут куданибудь стадом… (13)Папа говорит, что это син
дром толпы; он мне это сказал после одного происшествия…
– (14)Какого? — спросил Федя. (15)Было почемуто жаль Нилку.
– (16)Стыдно вспоминать…
– (17)Ну, Нил, не вспоминай тогда, — покладисто сказала Оля.
– (18)Нет, я скажу. (19)Потому что … мне так легче станет… (20)Это было, когда я жил ещё в старом
доме, который на улице Тургенева…
(21)И пока брели они вот такие, приунывшие, Нилка рассказал про то, что случилось два года назад.
(22)Рядом с их пятиэтажкой тянулся старый квартал, и там, в покосившемся домишке, жил старик.
(23)Родственники у него или умерли, или разъехались, так что он один хозяйничал как мог. (24)Жил на пенсию,
огород не вскапывал: видать, не было сил и охоты. (25)Зато однажды — то ли была это память о детстве, то ли про
сто чудачество — начал он среди заброшенных грядок строить игрушечный город. (26)Из глины, из гипса, из череп
ков и стеклянных осколков. (27)Работал каждый день: клепал из проволоки узорные решётки, лепил и сушил на
солнце кирпичики, складывал из них домики и крепостные стены…
(28)Видно, он, старик этот, был с талантом и коечто понимал в архитектуре. (29)Город — с причудливыми
зданиями, с рыцарским замком посередине, с мостами через овраг — вырастал на заброшенном огороде, как ма
ленькое чудо. (30)Сперва люди посмеивались, потом стали стоять у низкой изгороди подолгу, смотрели уже
серьёзно, любуясь этой рукотворной красотой,нашлись и помощники из ребят. (31)Выкладывали жестяными буты
лочными пробками сверкающую мостовую, собирали цветные стёклышки для мозаик, резали из красного пластика
кусочки для черепицы…
(32)И не знал Нилка, не понимал, откуда у местных мальчишек появился «заговор». (33)В том числе и у
тех, кто днём, бывало, помогал старику. (34)И совершенно непостижимо, почему в этом заговоре оказался Нилка.– (35)Пришли они ко мне в сумерках, позвали. (36)Говорят, «тайная операция», чтобы отомстить за кого
то. (37)Говорят, старик этот когото из ребят обидел, на двор не пустил… (38)Все собрались, секретно так, будто
разведчики. (39)Интересно… (40)Фонарики откудато взяли… (41)К огороду подкрались, фонарики включили — и
давай по городу камнями, как бомбами…
(42)Они торопятся, кидают, и я тоже начал, будто со мной чтото сделалось, а потом от моего камня одна
башня посыпалась. (43)Знаете, будто меня самого по голове! (44)И тут у меня словно глаза открылись, я как заору:
«(45)Вы что делаете, гады!» (46)Заревел — и домой… (47)Папа выскочил, а там уже никого нет. (48)И половины
города нет… (49)Папа меня потом всё спрашивал: «(50)Ну а тыто зачем пошёл? (51)Зачем кидал? (52)Ты же этот
город так любил…» (53)А я только реву, потому что сам не знаю. (54)Вот тогда он и рассказал про синдром
толпы…
– (55)А тебя потом ребята не били? — нерешительно спросил Федя. — (56)За то, что выдал.
– (57)Неа… (58)Лучше бы уж били. (59)А то я мимо того огорода ходить не мог. (60)Мимо развалин…
(61)Потому что как предатель…
– (62)Ты же маленький был, — попыталась утешить его Оля.
– (63)Ну да, маленький. (64)Семь с половиной!..
– (65)А старик город не восстановил? — спросил Борис.
– (66)Он чинил коечто. (67)Но както уже неохотно. (68)А та башня, которую я… она так и осталась…
(69)Потом мы уехали, а старик, говорят, скоро умер… (70)Может, изза этого… (71)И я до сих пор от стыда сго
раю, что был в этой толпе мальчишек, разрушающих чудесный город, что вёл себя, как они…
(По В. П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) — советский и российский детский писатель, автор книг о детях
и для детей.
Задание. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 3—5 представлено рассуждение.
2) В предложениях 9—11 содержится повествование.
3) Предложения 15—16 подтверждают содержание предложения 14.
4) Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 утверждение.
5) В предложениях 25—27 содержится описание.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 9
(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой сла
бой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью
ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова
и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей?
(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его чтото теплело и таяло, там чтото жгло
и жгло.
(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя
к бессонной ночи.
(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего
часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он под
нялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная
дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.
– (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди
добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А ма
мушка ихняя!..
(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!
(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет пла
кать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.
– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на ко
лени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке?
(39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. –
(42)Все целые, берите.
(43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу
пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я об
ронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!»
(51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.
– (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать?
(55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он,
словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите.
(59)Баба Дуня смолкла.
(60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил
озноб. (62)Какойто холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё
тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, пото
му что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и когото ещё. (68)Он не спал, но находился в стран
ном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое
горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.
* Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист и прозаик.
(По Б. Екимову) *
Задание. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования от
вета на вопрос: «Почему Гриша не спал ночью?»
1) Невнятное ночное бормотание бабушки мешало ему спать.
2) Гриша обдумывал произошедшее с ним в течение дня.
3) Грише было интересно послушать, о чём во сне бормочет бабушка.
4) Гриша хотел помочь бабушке освободиться от горестных переживаний, которые возвраща
лись к ней во сне.
Ответ: _____________________________
Задание № 2. Понимание смысла текста.
Текст 10
(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.
— (2)Вставайка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!
(5)Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был
готов, мы двинулись в путь.
(6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути
не было, пришлось сделать крюк — обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьёто мы забыли...
— (9)Не беда, — успокоил меня отец. — Не за тем идём...
(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (11)Миновали железнодорожное по
лотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги застыли вербы в се
ребряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание... (15)Вдали, в березняке, ктото
робко, неуверенно бормотал.
— (16)Ктото проснулся? — спросил я.
— (17)Тетеревкосач, — ответил отец.
(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в
овраг и подошли к ним ближе.
(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А
одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала
веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуффыхх, бубубу». (22)Ей по очереди, с рас
становкой вторили другие птицы.— (23)3наешь, — сказал отец, — это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе
праздник!
(31)А слова какие!
— (25)Какой?
— (26)Весенний... (27)Конец зимнему царству...
(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.
— (29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (ЗО)Музыка — лесная капель.
(32)Тут он подбоченился, охнул... да и запел вполголоса:
— (ЗЗ)Куплю балахон, продам шубу...
(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь,
неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню...
(По А. Баркову) *
* Барков Александр Сергеевич (1873—1953) — известный физикогеограф, доктор геогра
фических наук. Является создателем учебников, пособий по преподаванию географии в школе.
Задание. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования отве
та на вопрос: «Почему отец рассказчика назвал песню тетерева лучшей?»
1) 20—21
2) 23—27
3) 28—29
4) 32—34
Ответ: _____________________________
Ключи:
№ текста
ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
3
1
2
2
2
4
3
4
2
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/