Практический семинар Проблемное обучение
Оценка 4.6

Практический семинар Проблемное обучение

Оценка 4.6
Мероприятия +2
ppt
администрации +1
Взрослым
27.01.2017
Практический семинар Проблемное обучение
Сегодня далеко не все знают, что такое семинар и для чего он нужен. Понятие «семинар» пришло из латинского языка и дословно означает «рассадник». Семинар – это форма обучения практического характера, которая направлена на углубленную проработку теоретического материала. Семинары способствуют формированию у участников самостоятельности суждений, учат выражать и отстаивать собственные взгляды и мысли, а так же аргументировать их, опираясь на конкретные научные факты. Вот для чего нужны семинары.
семинар проблемное обучение.ppt

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Если действовать не будешь Ни к чему ума палата. Шота Руставели Есть вещи настолько сложные, что о них можно говорить лишь шутя. Нильс Бор

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Проблемный урок обеспечил тройной  эффект:  • более качественное усвоение знаний;  • мощное развитие интеллекта и  творческих способностей;  • воспитание активной личности.

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Классификация методов обучения. (табл.4) Методы Проблемные «Классические» «Сокращенные» Постановки  проблемы Сообщение  проблемы  учителем  от  проблемной  ситуации Постановка  проблемы  учениками  от   проблемной  ситуации Побуждаю­ щий  диалог  от  проблемной  Побуждаю­ ситуации  щий  диалог  от  проблемной  ситуации Подводящий  к теме  Диалог  Подводящий  к теме  диалог Сообщение  темы  с мотиви­ Сообщение  рующим  темы Приемом   с мотиви­ рующим  приемом  Традицион ые Сообщение  темы Поиска  решения Сообщение  гипотез  проверки  учителем Выдвижение  проверка   учениками гипотез  Побуждаю­ щий от  проблемы  диалог Подводящий  от  проблемы  диалог Подводящий  без   диалог проблемы  Сообщение  знаний

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Приемы создания проблемной ситуации. (табл.5) Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной  ситуации С  удивлением Между двумя  (или более)  положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты,  теории, мнения. Между житейским  представлением  учащихся и  научным фактом Между  необходимостью и  невозможностью  выполнить задание  учителя С  затруднением 1.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим  заданием. 1.Шаг 1. Обнажить житейское представление                   учащихся вопросом или практическим                   заданием «на ошибку».      Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением,                   экспериментом или наглядностью. 4.Дать практическое задание, не выполнимое    вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с     предыдущим. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание,                  сходное с предыдущим.       Шаг 2. Доказать, что задание учениками                  не выполнено.

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Предметные акценты. • Для русского языка  наиболее  характерны приемы  2,3,6 содержащие  практическое задание «на ошибку», а  приемы 1и 4 идут в ход несколько реже. • Для математики типичны проблемные ситуации с   затруднением, создаваемые  приемами 4,5,6, хотя прием  1 тоже  встречается. • • В истории и литературе необходимо сталкивать  полярные позиции ученых (или критиков) и разные  мнения учеников с помощью  приемов 1 и 2. В естествознании чаще других предметов используется  прием 3, ибо по поводу окружающего мира у ребенка  много житейских представлений. Впрочем, прием 1,2,4  здесь тоже весьма популярны.

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Побуждающий диалог от проблемной ситуации. (табл.6) Побуждение к  формулированию  учебной проблемы Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему! Побуждение к осознанию противоречия Прием 1. О фактах. Что вас удивило?  Что интересного вы заметили?  Какие вы видите факты? О теориях. Что вас удивило?  Сколько теорий существует ( точек зрения)? Прием 2. Сколько в нашем классе мнений? Почему? Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4. Вы смогли выполнить задание?  В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не  получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания  применили? Задание выполнено?

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Диалог Побуждающий Подводящий • Мысль  делает  неизвестному ученика  к  скачок  • Развивает  творческие  способности • Система вопросов и  заданий • Формирует  логическое мышление

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Выход из проблемной  ситуации (поиск решения) Выдвижение и проверка гипотез (побуждающий диалог)           Подведение к новому знаний (подводящий диалог)

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
СЛОВА: весть, известный, вестник,         известие, известно. ВОПРОС: почему в некоторых  словах [ Т ]  не произносится?

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
УЧИТЕЛЬ ­ Какие будут мнения? ­ Поделите слова на группы Какие есть предложения? ­ Все с этим согласны? ­ Все слова 2 столбика имеют  приставку?      Может непроизносимость  связать с приставкой? ­ Какие ещё есть идеи? ­ Где стоит непроизносимая  согласная? ­ Докажите ­ Что вы наблюдаете? ­ Сделайте вывод ДЕТИ Молчат Группа, где [ Т ] произносится и  не произносится Молчат «Вестник» без приставки Нет Молчат Между согласными Подчеркивают Во всех словах 2 столбика стоит  «т» Делают вывод

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
УЧИТЕЛЬ ­ Какие будут мнения? ДЕТИ Молчат Группа, где [ Т ] произносится и  не произносится ­ Поделите слова на группы Какие есть предложения? ­ Все слова 2 столбика имеют  приставку?      Может непроизносимость  связать с приставкой? ­ Но слово «вестник» без  приставки, а [ Т ]  не  произносится, значит не в  приставке дело ­ Может [ Т ]  не произносится,  когда стоит между согласными? Да ­ Сделайте вывод

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Выдвижение гипотез последовательно          одновременно

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Выражение решения (продуктивное задание) • Формулировка  ­ новое знание ­ тема ­ вопросы по пройденному материалу • Опорный сигнал ­ символ ­ схема ­ таблица ­ опорные слова • Художественный образ ­  метафора ­ загадка ­ стихотворение

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Слоник, лесоруб, заяц, солнышко.

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
лесоруб Сколько корней в слове лесоруб? лес рубить

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
ЛИСТ ЛАЗ ВЕРТ ПЕШ ВОД ЛИСТОПА Д ВЕРТОЛЁТ ХОД ЛЁТ ПЕШЕХОД ПАД ВОДОПАД ВОДОЛАЗ

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Тема: Сложные слова Цели: • познакомиться со  сложными словами • узнать, какие слова  называются сложными • научиться находить  сложные слова

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
При введении нового знания ученик может пройти  два творческих звена: постановку проблемы и  поиск решений. Каждое можно организовать  тремя методами. Перечислим их.  Метод постановки проблемы включает:  • побуждающий от проблемной ситуации диалог,  • подводящий к теме диалог,  • сообщение темы с мотивирующим приемом.  Методы поиска решения содержат:  • побуждающий к гипотезам диалог,  • подводящий от проблемы диалог,  • подводящий без проблемы диалог.

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Подготовка проблемного урока Алгоритм подготовки урока с одной проблемой.  (табл.10) 1.Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип : Факт – единичная, не содержащая обобщения информация. Правило – алгоритм действия, указание как поступить. Понятие – выделение существенных признаков предмета. Закономерность – отражение связей между понятиями. 2.Обеспечить  проблемы. постановку  Побуждающий диалог от проблемной  ситуации. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом. 3.Обеспечить поиск решения: если проблема есть: если проблемы нет: Побуждающий к выдвижению и проверке  гипотез диалог. Подводящий от проблемы диалог. Подводящий без проблемы диалог. 4. Выбрать из списка уместные продуктивные задания (проделать самому)

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
Специфика изучения знаний разного типа. (табл.10А) Тип знания Методы Продуктивные задания Постановк а  проблемы Л Ю Б Ы Е Поиск  решения Другие Формулиров ка  темы Сообщение (нельзя  открывать  факты, они уже  открыты) Любые. редко Один признак:  подведение. Несколько:  любые Часто  конце  урока Таблица, стих. в  Схема,  опорные  слова, стих. Метафора,  загадка, стих,  символ / схема /опорные слова Любые Схемы Факты (поставить проблему  можно, дальше факты  сообщаются в готовом виде) Правила (ПС, тема, гипотезы) Понятия (простые и сложные, т.е.  состоящие из  нескольких признаков) Закономерности (Подводящий диалог. ПС не всегда идет через  гипотезы)

Практический семинар Проблемное обучение

Практический семинар Проблемное обучение
РЕКОМЕНДАЦИИ 1. 2. Если  проблема  возникла  в  виде  вопроса,  не  спешить  формулировать тему урока. Если  проблема  возникла  в  виде  вопроса,  не  забыть  вернуться к нему. 3. Не  упускать  продуктивное  задание  на  формулирование  темы. 4. Соблюдайте  структуру  побуждающего  диалога:  при  выходе  из  проблемной  ситуации  не  опускайте  шаг  осознания противоречия. 5. При поиске решения не начинайте диалог с подсказки ( к  решающей  гипотезе  или  проверке).  Начинайте  с  общего  побуждения. 6. При  постановке  учебной  проблемы  даже  если  ученики  успешно  справились  с  заданием  на  новый  материал  не  искать  способ  решения,  а  добиться  формулирования  проблемы. 7. Следить за своей реакцией на реплики учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017