Практическое применение элементов баса в аккомпанементе.
Берём любое трезвучие (аккорд). Например: «A moll». Мы знаем уже что он состоит из 3-х базовых звуков – ( A – C – E)
( I – III – V) – ступени, где ( I-я ступень, а значит звук «А» – главный). Это не значит что ( III-я звук «С» и V-я звук «Е») ступени, вовсе не нужны. Это совсем не так. (III –я) ступень трезвучия (аккорда), промежуточная, «проходящая», и используя её в таком качестве, аккорд насыщается за счёт применения её в басовом штрихе (ходе). Что касается V-й ступени, то она в басу применяется довольно часто, и является очень важной в аккомпанементе.
Итак, нам уже известно что аккорд, это 3 и более звуков, следовательно нам необходимо использовать не только 1-е три струны (трезвучие), но и 4, 5, 6 струны, именно они и будут выполнять роль баса, ну а такт (отрезок), можно просчитать: | 1, 2, 3, 4 | , в этом же такте мы и проиграем уже известное трезвучие (аккорд), используя элемент баса.
Дано:
- трезвучие «A moll» - оно строится на грифе, и берётся левой рукой.1-й вид трезвучия. (см. «Таблица построения трезвучий»);
- правая рука располагается так, чтобы пальцы уже были сформированы для извлечения 3-х струн
(щипок). Здесь же, большим пальцем правой руки, мы извлекаем с верху вниз, 5-ю струну – состояние
«открытая», (которая и является главной I-й ступенью – звуком «А»;
- после извлечения баса (звука «А» открытой 5-й струны), мы с помощью «щипка» извлекаем трезвучие;
- после чего большим пальцем правой руки, мы извлекаем с верху вниз, 6-ю струну – состояние «открытая», (которая и является главной V-й ступенью – звуком «Е»;
- после извлечения баса (звука «Е» открытой 6-й струны), мы с помощью «щипка» извлекаем ещё раз это же трезвучие выстроенное в левой руке.
Таким образом, мы чередуем бас с щипком, вследствие чего образуется полноценное звучание аккорда «A moll». Схема приведена ниже:
Тактовая черта | 1, 2, 3, 4 |
Счёт в такте
Бас главная I-я ступень аккорда А Щип. Е Щип.
Приём извлечения
Приём
извлечения
Бас V-я ступень аккорда
Примечание:
- на примере и в разборе, показан лишь один аккорд «A moll», это не значит что все аккорды извлекаются таким же образом (см. «Таблица расположения трезвучий на грифе гитары»);
- приём «щипок», можно заменить на приём «перебор», используя такое же сочетание; - состояние струн, не всегда «открытое» (см.таблицу «Сочетание элементов бас/щипок и бас/перебор»);
- счёт в каждом из тактов, может быть и другим (см. таблицу «Просчёт (счёт) и исполнение аккордов (построений) в одном такте»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.