МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Илишевский район
МБОУ СОШ с. Карабашево
Доклад на тему:
«Практическое применение знаний,
полученных на уроках биологии»
Подготовила: Резванова И.А., учитель биологии и химии
|
2024-2025 уч. год
Биология - очень важная наука, потому что она изучает саму жизнь. От клетки, которая может быть самостоятельным организмом, до макроогранизмов, например, вымерших огромных динозавров, а также очень сложного по своей природной организации - человека. Зная биологию, человек может считать себя хорошо вооруженным и подготовленным к жизни. Парочка примеров биологических знаний:
- мы сильно устаем, если долго занимаемся одним и тем же трудом, например, учим уроки. Для уменьшения усталости умственный труд надо чередовать с физическим. Например, выучив один урок, пойти и почистить снег на тропинке.
- с помощью генетики селекционеры создают новые сорта и гибриды помидоров, огурцов и других овощей. Если человек не знает законов биологии, генетики, то он возьмет семена от гибридов. И на следующий год он получит очень плохой урожай. Потому что гибрид отличается от сорта "не чистой" генетикой.
Но, на уроках часто можно услышать от учащихся: «Зачем нам вообще нужна эта биология?» Обучающиеся подчас не понимают и не видят связи изучаемых предметов с реальной жизнью, с реальным опытом, да и само наше время отрывает детей от реальности, пользование гаджетами уводит детей в виртуальный мир, они чувствуют себя оторванными от реальных событий и жизненных ситуаций, проводя большое количество времени в социальных сетях и за компьютерными играми. Поэтому важно, объясняя школьный учебным материал, сделать акценты на уроках, обратить особое внимание детей на то, где и как они могут использовать полученные знания, предложить им сами ответить на эти вопросы в конце урока, включить рефлексию в этап подведения итогов практически каждого урока.
На примере изучения многообразия организмов и четырех царств живой природы происходит понимание общности происхождения, строения и функционирования клеток, понимание того, что человек только часть целого, не господин и не хозяин природы. При дальнейшем изучении царств эти понятия закрепляются и обогащаются необходимыми полезным в практической жизни знаниями. Так изучая царство грибы делается акцент на строении грибов, мицелий может прорастать почти всюду, отсюда опасность плесневых грибов и грибов паразитов человека, растений и животных. Практическое значение имеют знания мер профилактики грибковых заболеваний, необходимость соблюдения требований личной гигиены, а также знания особенностей строения съедобных и ядовитых грибов, главное правило: не уверен - не бери. Царство бактерий знакомит обучающихся с болезнетворными (ангина, сибирская язва, холера и другие), почвенными, кисломолочными, гниения, азотфиксирующими и другими видами бактерий, поясняет относительный характер понятия полезные и вредные бактерии (пример, кишечная палочка, молочнокислые, почвенные). Особенно важна эта тема в период пандемии, понятие разницы между вирусами и бактериями, требования безопасности. Почему они так опасны становится понятно, когда дети узнают как быстро они размножаются.
Изучение предметов естественно-научного цикла предоставляет широчайшие возможности для осуществления связи изучаемых предметов школьного курса с реальным практическим опытом обучающихся, в идеале нужно так строить обучение, чтобы подводить ребят к потребности замечать, искать и находить эту связь изучаемого школьного материала с жизненным опытом, тогда и не будет вопросов» Зачем нам эта химия, биология, география?
Задача учителя – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Научить использовать полученные знания по биологии в практической жизни.
Практическая направленность в преподавании биологии одно из основных требований к уроку. Аристотель говорил, что «без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и В процессе обучения биологии учащиеся рассматривают и запоминают биологические объекты, определяют растения и животных по справочникам и определительным карточкам, изучается польза и вред биологических объектов в жизни человека и в природе в целом. У учащихся вырабатываются навыки оказания первой медицинской помощи.
У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознал, стоящую перед ним проблему и ищет пути ее решения.
На своих уроках я стараюсь приблизить изучаемый материал к окружающей деятельности. Осуществляя практическую направленность преподавания, нельзя забывать о воспитании у учащихся ответственного отношения к природным ресурсам страны. Будущие работники промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения должны быть экологически грамотными специалистами.
Считаю, что использование таких методов и форм практической деятельности учащихся приносят положительные результаты и способствуют развитию исследовательских умений и навыков; формированию умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; повышению мотивации, интереса к предмету, а, следовательно, развитию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Достижение этих целей возможно при использовании в преподавании биологии практических методов преподавания. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.
Практическая работа - один из важных методов в биологии с помощью которого осуществляется передача знаний, их усвоение и закрепление. Самые достоверные знания учащиеся приобретают при выполнении лабораторных и практических работ. Каждая работа должна быть эффективной и целесообразной. Этого можно достичь четко поставленной целью: что надо увидеть, как увидеть, какие результаты надо получить и как их оформить. Итогом работы могут быть рисунки, заполнение таблицы по заданной форме, вопросы, которые помогут сформулировать выводы. В ходе практических работ особую роль играет самостоятельный мыслительный процесс позволяющий решить задачу, вопрос, проблему. Результаты такой работы являются основным источником знаний.
Связь теории и практики, пригодятся учащимся в их дальнейшей жизни. А это ли не главное в обучении: научить знаниям и умениям, которые не были бы мертвым грузом, а были бы при востребовании временем восстановлены и применены.
Практическая направленность преподавания биологии направлена на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.
Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах — организмах растений и животных, экосистемном уровне, биосферном уровне, понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям.
Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на их личном опыте. Каждому человеку важно знать особенности своего организма. А учитывая расположение нашей школы, мне кажется, что для сельских детей также важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе на приусадебном участке.
Изучать биологию - не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной задачей учителя. При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты. Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс. Игра может быть положена как в основу всего урока, так и в его отдельные моменты.
Загадки, ребусы, головоломки используем очень часто на уроках биологии в 6-7 классах. Работа с загадками помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляются на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. При отгадывании загадки мы помогаем детям выделить в необходимой последовательности все заключенные в ней признаки, т.к. часто именно нарушение порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибкам.
Игры - упражнения могут
иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды.
Кроссворд - это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из
квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия
восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных
кроссвордах обычно небольшое - ответ основывается на трех - пяти словах. В
зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей
детей задания можно изменять и варьировать.
Чаще всего мы используем кроссворды при изучении
терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему
дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. На следующем
уроке их решаем по группам или индивидуально. Можно также предложить детям
закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке.
Например, по биологии в 6 классе после изучения темы «Деление клетки» задаем
разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз
митоза. Если кроссворд использовать на этапе закрепления, то к заданию
добавляем: кто выполнит первым и без ошибок.
Большинство ребят увлекаются такой работой, она
их не утомляет, и в то же время заинтересовывает, дает возможность проявить
инициативу, изобретательность, творчество.
Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы. Ребус - это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков. Мы постепенно знакомим с разными способами решения ребусов, с основными правилами составления и разгадывания ребусов - своего рода «ребусной азбукой».
В качестве примера важных биологических знаний хотелось бы привести следующие:
В качестве выводов можно сказать следующее: биологические знания помогают нам ежедневно в нашей повседневной жизни бороться с бактериями, добывать пищу, строить жилища. Именно поэтому, биология - одна из самых важных наук, законы которой мы можем наблюдать на протяжении всей жизни. Наличие биологических знаний помогает человеку чувствовать себя увереннее и защищеннее. Зная, из чего состоит человеческое тело, как оно работает, как влияет на человека еда, которую мы едим, и воздух, которым мы дышим, мы можем вести более здоровый образ жизни. Это поможет предотвратить, вылечить и справиться с разного рода недомоганиями и болезнями.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.