Министерство образования и науки Луганской народной республики
ГОУ ВПО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»
Стахановский инженерно-педагогический институт менеджмента
Кафедра информационных систем
Практическое занятие №1
по дисциплине «Основы научных исследований»
Луганск, Стаханов
2021
Практическое занятие № 1
Тема: Анализ и проблематика научных исследований. Библиографическое описание источников
Цель практического занятия: овладение навыками проведения начальных этапов научных исследований и работ в области профессиональной деятельности; изучение научных проблем, возникающих при исследовании прикладных и информационных процессов; овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме исследования; овладение навыками оформления библиографического списка.
Ход работы:
Задание 1. Приведите пример конкретного научного исследования из предложенных научных направлений, которое может проводиться в современных информационных системах. Обоснуйте его актуальность. Назовите ресурсы, которые необходимы для проведения такого исследования, и результат, который может быть получен.
(Задание 2 рассмотрено ниже)
Задание 3. Выбрать и сформулировать тему научного исследования. Обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цель и задачи научного исследования, определить объект и предмет исследования.
Направление научного исследования: «Управление и диагностика на основе Neuro – Fuzzy технологий»
Тема: «Neuro – Fuzzy технологии»
Цель исследования: область искусственного интеллекта Neuro – Fuzzy относящаяся к комбинациям искусственных нейронных сетей и нечеткой логики.
Объект исследования: специализированное программное обеспечение для Neuro – Fuzzy технологий, компьютерные системы и сети.
Актуальность исследования: данная тема исследования является актуальной, так как Neuro – Fuzzy технологии постоянно развиваются, модернизируются и усовершенствуются.
Ресурсы для проведения исследования: персональный компьютер, глобальная сеть Интернет.
Результат проведения исследования: определение значения Neuro – Fuzzy технологий в целях управления и диагностики.
Задание 2. Выбрать и сформулировать проблему. Обозначить, почему она является проблемой, а не задачей. Обосновать ее актуальность. Провести ее анализ в соответствии с требованиями к ее обозначению и постановке.
За основу, проблемы, возьмем данную тематику «Управление и диагностика на основе Neuro – Fuzzy технологий».
Даная тематика, может являться как задачей, так и проблемой. Рассмотрим ее как проблему.
Объединение возможностей нейронных сетей и нечеткой логики является наиболее перспективным подходом к организации систем интеллектуального анализа данных. Системы нечеткой логики компенсируют две основные «непрозрачности» нечетких систем (НС) в представлении знаний и объяснений результатов работы интеллектуальной системы, т.е. нечеткая логика (НЛ) наилучшим образом дополняет нейронные сети.
Нечеткая логика позволяет формализовать качественную информацию, полученную от экспертов-экономистов для конкретной сферы применения, и представить совокупность полученных знаний в виде системы нечетких правил логического вывода, позволяющих анализировать заключения, полученные в процессе работы гибридной интеллектуальной системы.
Нейронные сети дают возможность отобразить алгоритмы нечеткого логического вывода в структуре НС, вводя в информационное поле нейронной сети информацию, полученную от экспертов-экономистов.
Сформированная подобным образом база знаний автоматически корректируется в процессе обучения нейро-нечеткой сети исходя из реальных значений анализируемых экономических показателей и результаты коррекции могут быть подвергнута последующему анализу.
Однако несмотря на широкий спектр возможностей Neuro – Fuzzy, решению задач с их помощью сопутствует ряд недостатков:
- большинство подходов для проектирования Neuro – Fuzzy являются эвристическими и часто не приводят к однозначным решениям;
- для построения модели объекта на основе Neuro – Fuzzy требуется выполнение многоцикловой настройки внутренних элементов и связей между ними;
- проблемы, возникающие при подготовке обучающей выборки, связанные с трудностями нахождения достаточного количества обучающих примеров;
- обучение сети в ряде случаев приводит к тупиковым ситуациям;
- продолжительные временные затраты на выполнение процедуры обучения зачастую не позволяют применять Neuro – Fuzzy в системах реального времени;
- поведение обученной Neuro – Fuzzy не всегда может быть однозначно предсказуемо, что увеличивает риск применения Neuro – Fuzzy для управления дорогостоящими техническими объектами;
- большинство известных коммерческих продуктов схемотехнической реализации нейронных сетей, выполняются в виде сверхбольших интегральных схем (СБИС), которые сегодня трудно назвать широкодоступными и др.
Данная тема исследования является актуальной, так как Neuro – Fuzzy технологии постоянно развиваются, модернизируются и усовершенствуются.
Задание 4. Составьте библиографическое описание источника.
Книги
1. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2002. – 352 с.
2. Баранов Г.В. Проблемы научного метода / Г.В. Баранов. - Саратов: Бератор-Пресс, 1990. - 318 с.
3. Богатая И.Н. Аудит / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Ивин А.А. Основы теории аргументации: учебник / А.А. Ивин. - Москва: Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 116 с.
5. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М Надеина. - Санкт-Петербург: ИНФРА-М, 1997. - 186 с.
6. Налоговый контроль: учебно-практич. пособие / под ред. Ю.Ф.Кваши. – Москва: Юристъ, 2001.
Задание 5. Составьте библиографическое описание источника.
Журналы
1. Василюк Ф.Е. От психологической практики до психологической теории / Ф.Е. Василюк // Московский психо-терапевтический журнал. – 1991. - №1. – С. 15-21.
2. Ивашкевич В.Б. Этика поведения аудитора / В.Б. Ивашкевич // Аудиторские ведомости. – 2003. - №3. – С. 22 – 27.
3. Газарян А.В. Аудиторская проверка финансовых результатов и их использования / А.В. Газарян, Г.И.Костюк // Бухгалтерский учет. – 2001. - №5. – С. 12-15.
4. Князев Г.А. Как организовать личный подсобный архив / Г.А. Князев// Вопросы архивоведения. – 1962. - №3. – С. 18-24.
5. Ильясов И.И. О теории и практике психологии / И.И. Ильясов, А.О. Орехов // Вопросы психологии. – 1989. - №4.- С. 135-140.
6. Климнкова Л.В. Закрываем резервы / Л.В. Климнкова, О.Ю Хохлова// Учет, налоги, право. - 2004. - №4.
Вывод: на практическом занятии получен навык проведения начальных этапов научных исследований и работ в области профессиональной деятельности; изучены научные проблемы, возникающие при исследовании прикладных и информационных процессов; также получен опыт выбора научной темы исследования и подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме исследования; овладение навыками оформления библиографического списка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.