Практическое занятие №6 по МДК 01.001 «Практические основы бухгалтерского учета и имущества организации»

  • docx
  • 17.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала БУ-20 МДК 01.01 Короткова Л.В.docx

Уважаемые студенты, прошу ознакомиться с темой практического занятия и последовательностью выполнения задания, записать в тетрадь для практических работ, если тетради в кабинете , следовательно выполняете в новой тетраде, выслать  korotkova_61@bk.ru   , при возникновении вопросов, ватцап, вайбер, выполнить до 10.11.2021

 

 

Практическое занятие №6 по МДК 01.001 «Практические основы бухгалтерского учета и имущества организации»

 

Расчет показателей ассортимента

 

Цель занятия: научиться рассчитывать показатели ассортимента.

 

Ассортиментная конкуренция производственных предприятий создает перенасыщение рынка однородными товарами (затоваривание), но позволяет торговым предприятиям выбирать оптимальные марки, модели, модификации товаров и наиболее выгодные условия закупки, формировать торговый ассортимент, максимально соответствующий покупательскому спросу.

 В основе формирования и оптимизации ассортимента лежит анализ его показателей.

 

Показатель ассортимента товаров – это количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента.

 

При проведении анализа ассортимента определяют следующие показатели:

 

- широту ассортимента - это число товарных групп и подгрупп;

 

- глубину (полноту) ассортимента – количество наименования товаров, сортов внутри каждой группы (общая численность набора товаров);

 

- структуру ассортимента – соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе;

 

- устойчивость ассортимента – степень колебания численности набора товаров;

 

- обновляемость ассортимента – интенсивность пополнения набора новыми товарами и изъятия из него устаревших товаров.

 

При проведении анализа определяются абсолютные и относительные значения показателей.

Абсолютный показатель определяется путем подсчета совокупностей товаров, он может быть фактическим и базовым (предпочтительным).

Относительный показатель получают путем сравнения фактического и базового показателей, он используется для оценки ассортимента.

Определение абсолютного показателя широты ассортимента проводится подсчетом товаров в наборе, выделенном по определенному признаку.

При определении относительного показателя широты в качестве базового показателя принимается количественный состав набора товаров, присутствующих на рынке, в каталоге, стандарте.

 

 

Определение широты ассортимента в магазине может проводиться следующим образом.

Первоначально определяется фактическая широта ассортимента (Шф).

 

Пример. В магазинах «Спорт А» и «Спорт Б» реализуются городские дорожные велосипеды, особенности ассортимента отражены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Торговый ассортимент велосипедов в магазинах спортивных товаров

 

Признаки

Фактическая широта (Шф)

Коэффициент широты (Кш)

Половозрастное назначение велосипеда

Производится отраслью

Магазин А

Магазин Б

Магазин А

Магазин Б

Взрослый мужской

10

7

9

0,7

0,9

Взрослый женский

10

5

7

0,5

0,7

Подростковый для мальчиков

5

3

4

0,6

0,8

Подростковый для девочек

5

3

4

0,6

0,8

Детский для мальчиков

4

2

3

0,5

0,75

Детский для девочек

4

1

1

0,25

0,25

 

Коэффициент широты ассортимента показывает, что широта ассортимента городских велосипедов в магазинах неоптимальная. Наиболее близок к оптимальному ассортимент городских велосипедов магазина «Спорт Б».

Если признаки ассортимента равнозначны, групповой показатель широты определяется как среднее из значения единичных показателей.

 

Определение полноты ассортимента основано на подсчете общего числа разновидностей товара. Полнота ассортимента определяет возможность удовлетворения запросов покупателей при выборе товара из альтернативного набора и зависит от широты по каждому признаку и числа признаков, по которым сформирован ассортимент. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

 

Определение устойчивости ассортимента позволяет установить амплитуду колебаний широты и полноты ассортимента. Показатель характеризует качество обслуживания покупателей. Колебания величины показателя могут характеризоваться коэффициентом вариации.

Числовые значения коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находятся в диапазоне от 0 до 1, и чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, тем лучше он формируется.

 

Определить коэффициент устойчивости ассортимента (Ку) можно по формуле

 

Ку = 1 – V

 

где V – коэффициент вариации.

 

     

 Рассмотрим пример расчета показателя.

В таблице 2 показано, как в двух магазинах в течение рабочего дня изменялось наличие продовольственных товаров (хлеба) в торговом зале.

 

Таблица 2

Наличие хлеба в торговом зале магазина

Магазины

Утро

День

Вечер

А

8

5

2

Б

9

7

5

 

Коэффициент вариации полноты ассортимента V в магазине А равен 0,6,

 Ку = 1,00 – 0,6 = 0,4

Для магазина Б соответствующее значение V = 0,29,

 Ку = 1,0 – 0,29 = 0,71

Следовательно устойчивость ассортимента в магазине Б существенно выше.

Устойчивость может характеризоваться стабильностью предложения товара.

Расчет производится по формуле:

 

Ку = Σ t/T

где t – число дней, в течение которых данный вид (разновидность) товара находится в продаже; T – количество рабочих дней в месяце, квартале.

При исследовании ассортимента товаров, имеющий короткий жизненный цикл (бытовая радиоэлектронная аппаратура, компьютерная техника, парфюмерные товары, одежда, обувь), необходимо оценивать обновление ассортимента.

 

 

Таблица 3

Показатели устойчивости ассортимента магазина

Наименование товара

Количество рабочих дней в месяце, Т

Число дней, в течение которых данный вид (разновидность) товара находится в продаже, t

Коэффициент устойчивости ассортимента Ку

Хлеб «Дарницкий»

31

30

0,97

Хлеб «Столичный»

31

31

1

Хлеб «Нарезной»

31

31

1

Хлеб «Подольский»

31

20

0,64

Хлеб «Формовой»

31

25

0,81

Хлеб «С отрубями»

31

25

0,81

 

186

162

Ку = 0,87

 

 

 

Базовый темп обновления рассчитывается по формуле

Qб = 100% /τ

где τ – срок морального старения товара

Фактический темп обновления (Qф) рассчитывается как удельный вес новых модификаций товаров в ассортименте товаров, поступивших в продажу:

Qф = Nо/N,

No – количество новых образцов товара, шт.;

N – общее количество образцов товара.

 

 

 

 

Относительный показатель обновления (Ко) рассчитывается по формуле

 

Ко = Qф/Qб

 

В салоне связи реализуется 50 моделей сотовых телефонов (N=50), срок морального старения модели телефона составляет, по данным экспертов, 1 год (τ = 1). В течение года заменили 15 моделей телефонов на новые (No = 15).

Расчет:

Qф = 15/50•100% = 30%;

Qб = 100%/1 = 100

Ко = 30/100 = 0,3

 

При исследовании рынка и ассортимента товаров наиболее информативные сведения дает анализ структуры ассортимента, объемов продаж товаров реализованных за соответствующие периоды времени.

 

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте.

 

Таблица 4

Структура торгового ассортимента транспортных средств магазина спортивных товаров

Наименование группы, подгруппы

Широта ассортимента

Фактическая структура ассортимента, Фс,%

Самокаты

5

10,9

Велосипеды

20

43,5

Велосипеды с электроприводами

3

6,5

Мопеды

10

21,7

Мотоциклы

8

17,4

 

Шф = 46

100

 

В товароведении и практическом маркетинге при анализе структуры ассортимента используется понятие «ассортиментная группа» - совокупность товаров, объединенных признаками идентичности принципов функционирования (например, ассортимент телевизоров) или общности продажи одним и тем же категориям потребителей (детская одежда), или продажей через одну и ту же группу торговых предприятий (аптечные товары), или торговлей в определенном диапазоне товаров (ассортимент дешевых товаров).

Сравнительный анализ проводится по каждой выделенной (ассортиментной) группе. В рамках сравнения устанавливается коэффициент, характеризующий соответствие оцениваемого ассортимента базовому.

Наиболее важным элементом анализа является правильное определение признаков группы товаров. Как правило, это назначение, природа (вид) исходного материала, градации качества и цен, виды изделий, их параметры (размеры, роста и т. д.), т.е. признаки, определяющие возможность и полноту удовлетворения потребностей.

Например, анализируя структуру ассортимента одежды, важно определить долевое соотношение изделий по сезонному назначению (функциональная, групповая структура ассортимента), природе исходного материала (морфологическая структура ассортимента). Затем устанавливается внутривидовая структура по размерам, ростам, сложности фасонов и т.д.

 

Удельный вес товаров определяется в количественном и стоимостном выражении.

Анализ структуры ассортимента обеспечивает возможность формирования рационального ассортимента, т.е. такого, который удовлетворяет покупательский спрос и обеспечивает наибольшую прибыль предприятию.

В рамках анализа структуры ассортимента предприятия может сравниться с базовой структурой, способной отражать структуру запросов потребителей, структуру ассортимента магазинов-конкурентов, структуру, рекомендованную научно-исследовательскими организациями.

 

Таблица 5

Оценка соответствия структуры ассортимента потребительским предпочтениям

Полнота обуви

Фактическая структура ассортимента (Сф,%)

Предпочтительная структура ассортимента (Сп,%)

Степень соответствия фактической структуры предпочтительной (Сф/Сп или Сп/Сф)

1 - 3

1

3

Кс = 1/3 = 0,33

4 - 5

4

12

Кс = 4/12 = 0,33

6 - 7

90

56

Кс = 56/90 = 0,62

8 - 9

4

25

Кс = 4/25 = 0,25

10 -11

1

4

Кс = 1/4 = 0,25

 

100

100

Кср = 0,34

 

По результатам анализа ассортимента составляются планы мероприятий и рекомендаций по его формированию и оптимизации.

 

 

 

Домашнее задание

 Записать практическую работу в тетрадь.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru