Практическое занятие на курсах повышения квалификации
предметной области «Искусство»
Тема: «Поэтапная работа над созданием концертного номера»
Цель занятия: поделиться с коллегами опытом работы над созданием концертного номера – частушками.
Задачи:
1. Познакомить коллег с методами и приёмами поэтапного разучивания частушек.
2. Раскрыть каждый этап работы в практической деятельности
3. Создать радостную и непринуждённую атмосферу во время занятия.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Татьяна Владимировна Шаповалова, я работаю учителем музыки и педагогом дополнительного образования в Елизовской школе №7. Я являюсь руководителем 2 кружков. Один из них для учащихся начальных классов называется «Сударушка». На занятиях этого кружка дети осваивают игру в оркестре на русских народных музыкальных инструментах, учатся обыгрывать русские народные песни, игры и частушки.
- Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к частушкам. Этот жанр я выбрала неслучайно. Частушки являются украшением любого школьного праздника и их тематика настолько разнообразна, насколько вы сами того захотите.
- Знаю, что многие из вас являются не только педагогами-предметниками, но и классными «мамами». Наверняка вам приходится подготавливать детей к различным мероприятиям и концертам. Хочу с вами поделиться своим рецептом приготовления концертного номера.
- Сегодня вы, коллеги, будете в роли артистов. Вам нравиться выступать?
- Чтобы нравиться зрителям, артистам приходится много над собой работать, оттачивая своё мастерство. Сегодня мы будем оттачивать своё мастерство на частушке.
- Сейчас каждый из вас получит листочек с напечатанной на нём частушкой. В частушке не хватает несколько слов. Ваша задача подобрать недостающие и подходящие по смыслу и рифме слова.
В КИРО – курсы круглый ______,
Просвещают здесь народ.
Мы все тоже записались
И до финиша_____________________.
- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Похвалить).
- А сейчас, коллеги, я покажу игровые приёмы, которые использую в младших классах, разучивая не только частушки, но и песенный репертуар.
Предлагаю разучить слова частушки, предварительно включив «кнопку памяти», которая находится у вас за ушком. У нас в голове, так же как и в компьютере находится диск памяти, на который записывается информация. Запись происходит лишь в том случае, если информация проговаривается.
- Приём «кнопка памяти» помогает включить в работу всех детей. Все мы знаем, что в классе бывают такие пассивные ученики, которые неохотно включаются в работу. А здесь, я их мотивирую на то, что они смогут запомнить и вспомнить слова после урока самостоятельно, если будут их проговаривать, а не просто слушать.
- А сейчас мы разучим мелодию частушки, соединив её со словами. Так как частушка является народным жанром, то важно, чтобы её исполнение было в народной манере: на растянутых на улыбке губах и на открытом звуке. Улыбка во время пения придаёт голосу звонкость и яркость. Сейчас мы с вами поиграем в «эхо», где вы будете моим эхом. Я буду пропевать каждую фразу, а вы повторяйте её за мной.
- Если бы мы с вами не разучивали частушку, а пекли пирожки, я бы сказала, что тесто для пирожков готово и пора придать ему форму.
- Настало время придавать форму нашей частушке. И сейчас, коллеги, я попрошу оказать мне помощь и побыть не только в роли артистов, но и в роли детей. Мне нужно 4 человека. Сейчас предлагаю вам выйти на, так называемую, сцену и встать парами (мальчик-девочка).
– Поскольку частушка по своей природе задорная и весёлая, исполнять её без движений не уместно. Сейчас мы с вами разучим базовое движение -двойную пружинку с поворотом вправо-влево. Чтобы приступить к его освоению принимаем исходное положение: голова слегка приподнята, плечи расправлены, ноги стоят в позиции пятки вместе - носочки врозь, у девочек - руки на юбочках, у мальчиков - на поясе (пальцы собраны, локти расправлены в стороны). (Объясняю и показываю детям выполнение движения).
- Выполнять это движение будем по следующей команде: «Повернулись-отвернулись». Поскольку вы сейчас стоите в парах, то поворот и отворот будете выполнять каждый со своей парой.
- А сейчас важный момент. Взгляд у артиста всегда должен быть направлен в зал, ведь именно он поддерживает энергетическую связь между исполнителем и зрителем, хотя бывают и редкие исключения из этих правил.
- Предлагаю ещё раз повторить движение, которое освоили. Постарайтесь во время поворотов вправо-влево держать голову прямо и смотреть вперёд.
- А теперь подумайте, какие образные движения можно добавить в соответствии со словами частушки, чтобы придать ей смысловую выразительность.
- В частушках, как и в песнях, есть вступление и проигрыш. Сейчас мы разучим несложные движения, которые будем исполнять во время проигрыша. Вообще, вариаций музыкально-ритмических движений очень много, но сегодня я покажу вам самую простую. Она называется «круговая». Исполняется следующим образом. Руки, согнутые в локтях выполняют «качельки», при этом ладони остаются свободными и открытыми. Предлагаю закрепить это движение под музыку с шагом на месте. (Закрепляем).
- А сейчас мы выполним это движение в парах. Обращаю ваше внимание, что направление вашего тела будет оставаться неизменным, но при этом вы будем передвигаться по кругу. (Показываю. Закрепляем).
- А теперь настал заключительный этап работы, когда мы можем объединить все выученные элементы в одно целое. Вначале я дам аккорд, который будет вам сигналом к готовности исполнения. После аккорда последует вступление, на которое вы начнёте движение «повернулись-отвернулись», затем исполните частушку с образными движениями, а в конце, на проигрыш, исполните «круговую». Запомнили?
- Помните, что вы артисты. Расправьте плечи, улыбнитесь, «зажгите огоньки» в глазах и с удовольствием исполните частушку.
- Если бы мы с вами не разучивали частушку, а пекли пирожки, я бы сказала, какой замечательный у нас получился пирожок. (Обращаюсь к коллегам) - А вам понравился наш пирожок? Поскольку, пирожок мы никогда не готовим один, а сразу печём много. То и частушки всегда исполняются многокуплетно.
- Сейчас я предлагаю всем вам исполнить авторские частушки, которые я сочинила по случаю завершения курсов. По желанию вы можете разделиться по парам.
Все участники исполняют частушки. (Приложение)
- Уважаемые коллеги, вам понравилось быть в роли артистов?
- Сегодня вы показали свои прекрасные способности, проявили максимум трудолюбия, и доказали, что при желании можете добиться успеха в исполнительском мастерстве. Спасибо вам за участие.
Приложение
Частушки к окончанию курсов по «Искусству»
1. В КИРО – курсы круглый год,
Просвещают здесь народ.
Мы все тоже записались
И до финиша добрались.
2. Мы с Татьяной Николавной
Время с пользой провели:
И проекты защитили,
И на тест ответили.
3. Мы конфликты научились
Разрешать на раз, два, три,
Изучили все процессы
Мы снаружи и внутри.
4. Нам с работой повезло
В этом нет сомнения,
Кто рисует, кто поёт -
Какое наслаждение.
5. На мажорной этой ноте
Всем коллегам пожелаем:
Вдохновения в работе,
Что «Искусством» называем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.