Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"
Оценка 4.9

Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
экология
Взрослым
17.02.2019
Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"
Практические занятия занимают одно из важных мест в системе преподавания дисциплины: "Экологические основы природопользования" Практическая деятельность позволяет студентам формировать целостные представления о мире, развивать умение четко устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Этот материал может быть использован для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в сочетании с формированием необходимых для этого навыков.
Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду.docx
Практическое занятие по дисциплине "Экологические основы природопользования" Тема:«Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду» Цели: 1. познакомиться с основными методами мониторинга окружающей среды как  средства определения загрязнения атмосферы; 2. раскрыть проблему влияния автомобильного транспорта на экологию города;  3. способствовать активному осмыслению проблемы антропогенного влияния на  биосферу 4. развивать навыки работы с информационными источниками, анализировать и делать  выводы. Оборудование:  секундомер ВОПРОСЫ: 1. Что такое загрязнение, его виды. 2. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха вы знаете? 3. Охарактеризуйте автомобильный транспорт как основной источник загрязнения в городах. 4. Охарактеризуйте влияние загрязняющих веществ на организм человека и экосистему в  целом. 5. Основные направления защиты атмосферного воздуха городов. Краткие теоретические положения Загрязнение(окружающей среды, природной среды, биосферы) — это привнесение в  окружающую среду (природную среду, биосферу) или возникновение в ней новых, обычно не  характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей), или превышение  их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным  воздействиям Виды загрязнения: Биологическое — загрязнителем являются организмы, привнесение и размножение  которых несёт нежелательный характер как для человека, так и для экосистем в целом.  Проникновение может идти естественным путём, а в некоторых случаях является следствием  деятельности человека. В качестве составной части выделяют микробиологическое загрязнение. Механическое — загрязнение химически и физически инертным мусором среды, которое,  как правило, приводит к ухудшению её качеств и оказывает влияние на обитающих в ней  организмов. Физическое — загрязнитель приводит к изменению физических параметров среды, среди  которых температурно­энергетический (тепловое загрязнение), волновой (световое, шумовое,  электромагнитное загрязнения), радиационный (радиоактивное загрязнение) и некоторые другие. Химическое — загрязнитель приводит к изменению естественных химических свойств  среды, выражаемое в повышении их концентрации, либо к проникновению веществ, которые  отсутствовали в среде раньше.  Главные загрязнители (поллютанты)  атмосферного воздуха, образующиеся в процессе производственной и иной деятельности человека — диоксид серы (SOJ, оксиды азота(NOJ, оксид углерода (СО) и твердые частицы. На их долю приходится около 98% в общем объеме выбросов вредных веществ. Помимо главных загрязнителей в атмосфере городов и поселков наблюдается еще   более   70   наименований   вредных   веществ,   среди   которых   —   формальдегид,   фтористый водород,   соединения   свинца,   аммиак,   фенол,   бензол,   сероуглерод   и   др.   Городской   транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) N0 и (IY) N02, угарный газ (С02), углеводороды — СхНу, сажа — продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (S02), тяжелые металлы.  Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь. Уровень   загрязнения   воздуха  зависит   от   ряда   причин.   Так,   дизельные   двигатели расходуют на 25% меньше топлива, чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца; при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: тяжелые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. В несколько раз возрастают выбросы   при   неисправности   двигателей.   Состав   выхлопных   газов   зависит   также   и   от   того, насколько   отрегулирован   двигатель.Выбросы   при   малых   скоростях   движения   автомобилей   и торможении в 3–5 раз больше, чем при больших скоростях. В связи с этим загрязнение воздуха в городах существенно зависит от ширины улиц, числа перекрестков, железнодорожных переездов и т. д.  Общая   концепция   решения   данной   проблемы   для   Краснодарского   края   состоит   из следующих направлений:     усиление государственного контроля за эксплуатацией топливной системы двигателей и некачественного   горючего   с   применением   строгих   административно­экономических санкций; административно экономическое поощрение применения технических усовершенствований автотранспортных средств, ведущих к улучшению экологических характеристик двигателя; рационализация   системы   дорожного  движения   в   городах,   совершенствование   дорожного покрытии магистралей; создание   в   крупных   городах   и   курортных   зонах   обширных   территорий,   недоступных автотранспорту,   с   сооружением   объездных   магистралей   и   выводом   из   "спальных" микрорайонов   частного   легкового   транспорта   посредством   строительства   крупных гаражных комплексов с их экологическим обустройством. Вредные вещества Оксид углерода Свинец Оксиды азота Озон Токсичные выбросы  (тяжелые металлы) Последствия воздействия на организм человека Препятствует абсорбированию кровью кислорода, что ослабляет  мыслительные способности, замедляет рефлексы, вызывает сонливость и  может быть причиной потери сознания и смерти Влияет на кровеносную, нервную и мочеполовую системы; вызывает,  вероятно, снижение умственных способностей у детей, откладывается в  костях и других тканях, поэтому опасен в течение длительного времени Могут увеличивать восприимчивость организма к вирусным заболеваниям (типа гриппа), раздражают легкие, вызывают бронхит и пневмонию Раздражает   слизистую   оболочку   органов   дыхания,   вызывает   кашель, нарушает   работу   легких;   снижает   сопротивляемость   к   простудным заболеваниям; может обострять хронические заболевания сердца, а также вызывать астму, бронхит Вызывают рак, нарушение функций половой системы и дефекты у  новорожденных ХОД РАБОТЫ 1. Выберите две улицы с разной интенсивностью автомобильного движения. 2. Дайте характеристику участка трассы: ширина проезжей части; число сторон и полос движения; интенсивность движения: 3. На каждой из них определите участок дороги, протяженностью примерно в 100 м. 4. Подсчитайте   число   единиц   автотранспорта,   проходящего   по   участку   за   15   мин. Умножив полученное число на 4, вы узнаете их численность за час (N). 5. Рассчитайте общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 ч. S= NxlOOм. 6. Рассчитайте количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин (R).  R=  SxK, где К — расход топлива на 1 км пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л, для дизельных — 0,4 л. 7. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ на выбранном вами участке дороги. Для этого воспользуйтесь такими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л. угарного газа, 0,1 л. углеводородов, 0,04 л. диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 (!) раза меньше. 8. Данные занесите в таблицу, где  Грузовые автомобили с бензиновыми двигателями (ГАЗ, ЗИЛ) – группа – Г1.  Грузовые   автомобили   с   дизельными   двигателями   (МАЗ,   КАМАЗ,   большегрузные фургоны) – группа Г2   Автобусы с бензиновыми двигателями (КАВЗ, ПАЗ, ЛАЗ, ГАЗель) – группа А1.   Все остальные легковые машины и иномарки – группа Л2. Пример расчета количества вредных выбросов Допустим,   что   за   15   мин   вами   отмечено   20   единиц   автотранспорта   с   бензиновыми двигателями. Тогда за 1 ч пройдет 80 единиц автотранспорта. Общий путь, пройденный всеми автомобилями: S ­ 80x100 м= 8000 м (8 км). Количество   топлива,   сжигаемое   всеми   автомобилями,   —   0,1   л/км   х   8   км   =   0,8   л. Рассчитаем   суммарное   количество   газообразных   вредных   выбросов,   выделяемых   при сжигании 0,8 л топлива (0,6 + 0,1 + 0,04) = 0,59 л. Г1 Г2 А1 Л2 Всего Группа транспорта Количество за час наблюдения Общий путь за час Количество топлива, л. Количество вредных веществ:  Угарный газ  Углеводороды  Диоксид азота Сделайте ВЫВОДо вкладе автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы:

Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"

Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"

Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"

Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"

Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"

Практическое занятие по теме: "Экологическая нагрузка автотранспорта на городскую среду"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019