Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе"
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
обществознание
11 кл
04.03.2018
Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")
Цель занятия:
1. на основе ранее полученных знаний решить ряд познавательных (проблемных) задач;
2. продолжить обучение школьников применять имеющиеся у них знания и умения в конкретной учебной ситуации;
3. формировать навыки творческо-поисковой деятельности.
План занятия.
I. 1. Организационный этап: тема, цель, задачи, условия проведения работы (индивидуальные устные и письменные задания с последующим обсуждением и анализом выводов).
2. Повторение некоторых терминов и понятий:
• социальные отношения;
• социальные общности;
• социальная структура;
• номенклатура;
• страта;
• социальная стратификация;
• «средний класс»;
• маргинальность;
• социальный статус;
• социальная роль;
• социальный статус;
• социальная роль;
• социальный престиж;
• социальный конфликт.
Социальная стратификация.doc
Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном
российском обществе" по обществознанию в 11м классе (блок "Социология")
Цель занятия:
1. на основе ранее полученных знаний решить ряд познавательных (проблемных) задач;
2. продолжить обучение школьников применять имеющиеся у них знания и умения в конкретной
учебной ситуации;
3. формировать навыки творческопоисковой деятельности.
План занятия.
I. 1. Организационный этап: тема, цель, задачи, условия проведения работы (индивидуальные
устные и письменные задания с последующим обсуждением и анализом выводов).
2. Повторение некоторых терминов и понятий:
социальные отношения;
социальные общности;
социальная структура;
номенклатура;
страта;
социальная стратификация;
«средний класс»;
маргинальность;
социальный статус;
социальная роль;
социальный статус;
социальная роль;
социальный престиж;
социальный конфликт.
II. Сравните:
Классовый подход к анализу общества и теорию стратификации. В чем отличие подходов?
Социальную структуру российского общества:
в начале XX века;
к концу 1930х годов;
в начале 1990х годов;
сегодня.
III. Подумайте:
1) Историк М. Гефтер высказал мнение: «Россия – маргинал всемирноисторического процесса». Что
дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним? 2) Как измениться социальная структура нашего общества в том случае, если
а) страна уверенно войдет в рынок;
б) страна откажется от перехода к рыночным отношениям и вернется к административнокомандной
системе?
3) Как изменилось наше общество
а) с начала перестройки;
б) с 1992 г., с началом перехода к рынку;
в) после 15 лет рыночных реформ?
4) Существует ли в нашей стране социальная база для:
а) социальных конфликтов;
б) реформ;
в) контрреформ?
5) Чтобы вы предпочли:
а) движение вперед по пути реформ;
в) возвращение назад к дореформенным временам?
Сопоставляем ответы и делаем обобщающий вывод.
IV. Письменное задание: «Какие профессии в наши дни заслуживают особого уважения?»
1) См. приложение № 1. Сопоставьте социальную структуру американского общества с нашими
представлениями о роли той ил иной профессии. Почему так много отличий? В чем они состоят?
Почему шахтеры, водители такси оказались внизу американской социальной лестницы?
2) См. приложение № 2.
1) Какие профессии, по вашему мнению, заслуживают сегодня наибольшего уважения? (Как бы вы
сегодня выстроили предложенный журналом «Родина» список профессий по степени значимости?)
2) Каков будет список десяти наиболее и десяти наименее ценимых профессий сегодня?
V. Некоторые выводы по содержанию практического занятия (обсуждение итоговых решений):
1) современная социология оперирует такими понятиями как «классы», «слои» и «страты»,
объединенными общим названием «социальные группы»;
2) социальные группы – это двигатели общественного развития, так как без их усилий никакие
изменения в обществе происходить не могут;
3) от характера социальных групп зависит не только динамика (мобильность) общества, как его
статика, качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический
момент;
4) от того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующее положение, а какие –
подчиненное положение, от идеологии и реальной деятельности этих групп зависит тип общества, его
общественнополитическое и государственное устройство.
VI. Подведение итогов занятия:_
результативность урока;
подвижки учащихся в решении проблемных задач по социологии.
Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе"
Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.