Практика использования цифровых технологий на уроках русского языка и литературы»
Оценка 4.7

Практика использования цифровых технологий на уроках русского языка и литературы»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +2
docx
русская литература +1
Все классы
31.08.2023
Практика использования цифровых технологий на уроках русского языка и литературы»
23.04 Семинар статья.docx

Практика использования цифровых технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье рассматривается влияние цифровых технологий на русский язык и русскую литературу. Выявляются изменение компетенций автора и читателя, представлений о литературном произведении, его языке. Рассматривается использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Влияние цифровых технологий на русский язык и литературустановится заметным второй половине ХХ столетия, ощутимым в последние десятилетия ХХвека и стремительно нарастает в настоящее время.

Цифровизация одолевает пределы среди стран, включает предметы в мировую процедуру изучения новейших технологий для изучения и преподавания дисциплин в модернизированном    виде. Концентрируя внимание на русскойсловесностимы можем увидеть,что тенденция к цифровизации прослеживается и в разных частях мира: Европе, Америке, Азии.

Говоря о цифровизации, мы в первую очередь думаем о воздействии на литературу мировой информационно-коммуникационной среды Интернет. С 1994 г. в сети начинают размещаться созданные ранее литературные произведения, научные и критические тексты, им посвященные. Оцифровка литературных текстов происходит стремительно, в настоящее время в интернете можно найти собрания сочинений классиков литературы XIX–XX вв., более ранних эпох, а также наших современников. Создание Национальной электронной библиотеки включено в число национальных проектов РФ, осуществлена оцифровка 48 тысяч книжных памятников. На этом ресурсе размещены как древние и редкие тексты (первые Евангелие, Апостол и др.), так и произведения золотого, серебряного века русской литературы, ХХ столетия,новейшая проза. Можно сделать подборку по авторам, жанрам или тематике.

В настоящее время текст   можно создать и   разместить сразу в интернете, из-за этого меняется представление о тексте, о языке произведения, в целом о деятельности писателя и читателя. Мировая «паутина», как ни странно даёт возможность каждому испытать себя в роли писателя или журналиста; Интернет помогает сократить время между созданием произведения и публикацией, текст можно разместить на сайте, минуя долгий процесс предоставления рукописей в редакцию, где в соответствии с международными правилами публикационной этики редакция осуществляет тщательную проверку и оценку рукописей. Интернет создаёт благоприятные условия для словесного творчества, помогая найти каждому автору «своего читателя». Таким образом данный ресурс позволяет всем желающим реализовать свой творческий потенциал.

С развитием каналов обмена сообщениями, где можно вступать в группы и сообщества по интересам, появилась возможность находить единомышленников, предлагать читателю своё творение для критики, взаимопомощь в продвижении произведений современных авторов.

Безусловно публикации на сайтах не делают человека профессиональным писателем, но такие сочинения можно считать частью развития современной литературы.

Цифровая грамотность педагога – это система базовых знаний, умений и навыков в сфере повседневного использования цифровых технологий, как и в других профессиях. Учитель должен иметь не только фундаментальные знания по своему предмету, но и полностью овладеть интернет-сервисами, новейшими цифровыми технологиями, средствами обучения, которые помогут заинтересовать и мотивировать учащихся.

Использования цифровых технологий на уроках русского языка и литературы в современных школах практикуется уже долгое время.

Сеть интернет помогает учителю в подготовке к урокам, облегчает нахождение контрольно-измерительных материалов, даёт возможность совместить новейшие технологии и изучение языковых норм и правил, которые существовали не одно десятилетие.

На данном этапе обучается поколение детей, для которых характерны:восприятие мира как безграничного,преобладание в жизни виртуальной среды.

Такая позиция определяет их мышление и восприятие информации:они прагматичны и ориентированы на быстрый результат. При изучении нового возникает вопрос о необходимости данной информации в жизни.

Информация для современных школьников должна быть идеально отобрана и актуальна в технологических вопросах. Сайты, приложения и платформы должны быть адаптированы для нового поколения. Дети обладают фильтром, который отсеивает лишнее. С первой секунды они погружаются в новый мир и также быстро выныривают, если интерес гаснет.

При изучении русского языка и литературы, нужно соединить то, что на первый взгляд кажется невозможным, — современность, термины и сокращения с добрыми и вечными ценностями.

Так как Жизнь современных детей с первых дней связана с гаджетами и социальными сетями, поэтому коммуникацию лучше всего выстраивать с использованием именно этих каналов.

На уроках использование цифровых технологий должно быть совмещено с традиционными системами обучения.

Подача материала в презентации, должна нести информативный характер, а не развлекательный, поэтому используются чёткие формулировки, при оформлении презентации не должно быть отвлекающих моментов, в большей степени – минимализм. Это существенно влияет на подачу информации.

Использование новых шрифтов, но не более трех на одном слайде.

Текст должен быть достаточно крупным, его не должно быть много. На слайде должно быть много пространства.

Текст и картинки должны быть выровнены.

Каждый пункт,одно изображение – отдельный слайд.

Важный текст выделяется другим цветом.

Исключение со слайдов ненужных полей и логотипов.

Текст должен вызывать эмоции.

Результатом использования такого подхода стало лучшее запоминание материала учащимися, возросший интерес к предмету, повышение мотивации учения.

Для поддержки обучения и процесса преподавания можно организовывать уроки с помощью интерактивных модулей. Интерактивные задания этого можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету, включать как тренажёры при подготовке к ОГЭ.  Игровая форма способствует познавательной активности учащихся, повышает мотивацию учащихся к предмету, позволяет им творчески перерабатывать информацию

На уроках литературы для изучения новой темы, можно использовать видеофрагменты, посвященные биографии автора изучаемого произведения, так как в учебнике часто представлены только самые важные моменты жизни и творчества.

Орфографическая грамотность всегда была и остается важным компонентом подготовки учащихся по русскому языку на всех этапах развития российской школы. Внедрение интерактивных методов и цифровых технологийв учебный процесс по русскому языку в разделе орфография, позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, чтобы обеспечить наиболее глубокую и всестороннюю адаптацию содержания и технологии обучения, ведущую к индивидуальным особенностям обучаемого. Главное направление адаптации – предъявление ученику такого количества упражнений, которое достаточно для овладения им навыком, формируемым при помощи этих упражнений. Комплексная система упражнений, созданная с помощью интерактивного метода обеспечивающая поэтапный, многоуровневый контроль усвоения орфографических знаний и выработку прочных орфографических навыков,

Интерактив, используемый на уроках орфографии, открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность процесса самообразования, дает возможность для поисковой, творческой деятельности, позволяет свободно ориентироваться в информационном поле.

В заключение хочу отметить, что каждый учитель сам выбирает удобные в его работе цифровые инструменты, но при этом он должен помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

М.В. Коледенко

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №128 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Барнаул

Список используемой литературы

1.        Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва: Икар. 2009. – 448 с.

2.        Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – Москва: МГПИ, 1975. – 279 с.

3.        Арапова, П.И. Формирование готовности старшеклассников к выбору жизненного пути средствами групповой воспитывающей деятельности / П.И. Арапова // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 56–60.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Практика использования цифровых технологий на уроках русского языка и литературы»

Практика использования цифровых технологий на уроках русского языка и литературы»

Интернет создаёт благоприятные условия для словесного творчества, помогая найти каждому автору «своего читателя»

Интернет создаёт благоприятные условия для словесного творчества, помогая найти каждому автору «своего читателя»

Сайты, приложения и платформы должны быть адаптированы для нового поколения

Сайты, приложения и платформы должны быть адаптированы для нового поколения

Орфографическая грамотность всегда была и остается важным компонентом подготовки учащихся по русскому языку на всех этапах развития российской школы

Орфографическая грамотность всегда была и остается важным компонентом подготовки учащихся по русскому языку на всех этапах развития российской школы

Арапова, П.И. Формирование готовности старшеклассников к выбору жизненного пути средствами групповой воспитывающей деятельности /

Арапова, П.И. Формирование готовности старшеклассников к выбору жизненного пути средствами групповой воспитывающей деятельности /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023