Практика педагога – психолога с начинающим специалистом (воспитателем)
Оценка 4.8

Практика педагога – психолога с начинающим специалистом (воспитателем)

Оценка 4.8
docx
04.06.2023
Практика педагога – психолога  с начинающим  специалистом (воспитателем)
Практика педагога – психологаМурушкиной Наталии Борисовны.docx

 Практика педагога – психолога Мурушкиной Наталии Борисовны

с начинающим  специалистом (воспитателем) Ковалевой Натальей Андреевной,

с целью успешной адаптации и дальнейшего развития

педагогических навыков  в работе с детьми и родителями.

 «Наставничество - путь к самореализации  и профессиональному росту молодого педагога»

 В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.

          Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей других профессий потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему молодому специалисту. Педагог–это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

В начале своей профессиональной деятельности молодой воспитатель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко неполный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях.

Начинающий воспитатель должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на занятиях. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, воспитанники, родители. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Ему необходима постоянная товарищеская помощь. Молодому педагогу было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшие коллеги стремились передать им свой опыт.

Решить эту стратегическую задачу может создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого воспитателя получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

          Я работаю в детском саду педагогом - психологом.  Желание стать педагогом появилось в школьные            годы.   Этому способствовали умные, добрые, любящие детей мои учителя, компетентные в своей профессии. Они воспитали во мне творческое начало, привили трудолюбие.

Имею большой опыт работы. Конечно, не всѐ получалось сразу. Очень благодарна  моим наставникам, педагогам, которые помогали мне в начале моей педагогической карьеры. Мне повезло, потому что все педагоги, которые меня окружали, были гениальными, творческими и научили меня любить свою работу и детей искренне, всей душой и всем сердцем.

Современный педагог- психолог – это человек, сохраняющий в себе черты психолога, наставника, друга... и не только для детей, но и для начинающих педагогов.

Я была назначена наставником молодого воспитателя Ковалевой Натальи Андреевны для оказания помощи в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по должности воспитателя, в выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе, а также в приобретении практического опыта и освоении современных образовательных технологий.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель наставничества:

Способствовать формированию профессионально - адаптированного, компетентного молодого педагога - практика.

Задачи:

Помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;

Способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;

      Предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми , поиск возможных путей их преодоления;

Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности;

Способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

Новизна моей практики заключается в комплексном подходе через  применение новых форм и методов путем преодоления  возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе , открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам,  передаче практического опыта через организацию работы в позиции «педагог – педагог» «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодого воспитателя к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример  и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Наша работа строилась на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом стало конструктивным и приносило желаемый эффект, я придерживалась следующих правил общения: не поучать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не оправдывать и не оправдываться.

Свою работу по наставничеству я выстроила планомерно в три этапа:

І этап. Адаптационный этап период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться коллеги.

ІІ этап. Основной этап процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.

ІІІ этап. Контрольно- оценочный – сложилась система работы,  появились собственные разработки. Педагог, стал внедрять в свою работу новые технологии; произошло совершенствование, саморазвитие, накопление и общение своего опыта.

           Процесс повышения профессионализма молодого педагога я строила с учѐтом следующих факторов: уровня базового образования, теоретической подготовленности; индивидуальных особенностей; уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться); имеет  ли практический опыт работы с детьми.

На первом этапе я проводила анкетирование, тестирование, беседы для того, чтобы выяснить, какие трудности испытывает Наталья Андреевна. Поставила перед собой задачу заинтересовать молодого педагога и помочь ей реализовать себя в педагогической деятельности.

 Наталье Андреевне я предложила примерные темы по самообразованию, провела консультацию, как спланировать работу над методической темой. Оказала помощь в составлении календарно-тематического плана. Я посещала педагога на еѐ рабочем месте, анализировала еѐ деятельность. Помогла в подборе литературы и ресурсов интернета. В первую очередь я обратила внимание Натальи Андреевны на требования к организации учебного процесса, требования к ведению документации, формы и методы организации игровой деятельности, механизмы использования дидактического, наглядного и других материалов.

Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагога, я в своей работе с ней старалась применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, самоактуализацию, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, я систематически использовала следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога:

-    индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, участие в конкурсах , самообучение в информационном пространстве сети Интернет;

-   групповые: семинары, тренинги, практикумы, практические задания, участие в конкурсах, выставки.

Наибольшую эффективность по сравнению с традиционными формами работы имели новые нетрадиционные или модернизированные формы: психологические тренинги, коучинги, кейс-метод, семинары- практикумы круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога.

Молодому специалисту я предложила изучить памятки по темам «Основные требования к личностно-ориентированному подходу на занятиях», «Самоанализ занятия», «Как написать конспект занятия?», «Как подготовить современное занятие с использованием ИКТ?», «Как анализировать проведенное занятие?», «Структура занятия».

Организовала консультации по составлению перспективных плановых программ, составлению обучающих проектов для детей, созданию сценариев совместных мероприятий с родителями и др.

Организовала участие молодого педагога в практикумах по планированию собственной методической работы и работы с детьми, проектированию методической структуры занятия в зависимости от его типа и вида, оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятия.

Мы обсудили, как можно создать систему мониторинга: критерии и показатели; разработка и анализ анкет, опросников и  тестов; разработка сценариев открытых занятий; составление методических рекомендаций.

Все выше перечисленное ускорило процесс  вхождения молодого специалиста в образовательную педагогическую среду. Наталья Андреевна почувствовала себя увереннее, закрепилось ее убеждение в правильном выборе профессии.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагога – наставника и молодого специалиста обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок.

На основе этой практики был  составлен план наставничества педагога психолога и молодого специалиста.                                                                                                                                                                             В плане можно отследить этапы работы, основные   направления, формы,           методы и      средства      профессиональной  поддержки, промежуточный и конечный результаты работы.

Свою работу по наставничеству выстроила планомерно в три этапа:

І этап – Период адаптации: самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться коллеги.

Выбор формы работы с молодым специалистом я   начинала сводного анкетирования, тестирования и собеседования, где она рассказала о своих трудностях, проблемах, неудачах.

На  этом этапе сопровождения я определила возможности педагога, выявила его личностные качества, мотивацию на саморазвитие, оказала адресную помощь, способствовала формированию аналитических умений: анализ занятий, самоанализ, выявила рост потенциальных возможностей педагога. Также для себя отметила недостатки в имеющихся умениях и навыках.

 В плане работы я отразила приоритетные направления:

Обеспечение реализации образовательных запросов начинающего  педагога. Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности.

Задача 1 этапа : предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

 

Ожидаемые результаты:

адаптация начинающего педагога в учреждении;

активизация практических ,индивидуальных, самостоятельных навыков воспитания;

      повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии;

обеспечение непрерывного совершенствования качества воспитания;

совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности детей;

      использование в работе начинающего педагога новых педагогических технологий.

ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

На втором этапе сопровождения совместно с молодым специалистом выбрали методическое направление деятельности. Я, как наставник, предложила определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Затем мы начали активную деятельность педагога по самообразованию  в соответствии с выбранными направлениями методической темой.

Содержание работы:

Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ.

Повышение профессионального мастерства молодого специалиста.                                                                                                                                                                                                                                                                                     Посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, профессионального мастерства.

Привлечение к показу занятий на уровне детского сада.

Приобщение педагога к подготовке и посильному участию в проведении педагогических часов, педагогических советов.

      Диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги.

Посещение семинаров-практикумов по темам.

В этот период я реализовывала план адаптации молодого коллеги, проводила работу по коррекции умений и навыков. Здесь же помогла молодому специалисту составить собственный план профессионального роста.

ІІІ этап – сложилась система работы,  появились собственные разработки.                                               Педагог стал внедрять в свою  работу новые технологии.                                                                      Происходило  совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.

На этом этапе я увидела результативность сопровождения по развитию компетентности педагога, проверила уровень профессиональной компетентности педагога, определила уровень его готовности к самостоятельному творческому выполнению своих обязанностей.

Процесс повышения профессионализма молодого педагога я строила с учѐтом следующих факторов:                                                                                                                                                                    уровня базового образования, теоретической подготовленности; индивидуальных особенностей;                                                                                                                                              уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочетдобиться);                                                                                                                                                                                 имеет ли практический опыт работы с детьми.

         Результаты наставничества.

Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:

·         создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;

·         применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

·         молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

·         у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;

·         молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Польза наставничества видна только тогда, когда эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель–подготовить высоко квалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели становится реальной пользой для образовательного учреждения.

Наиболее ощутимыми результатами такой работы являются:

 во первых, повышение квалификации профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченность, следование общим целям интересам МДОУ;

  во вторых, развитие личностно ориентированных отношений между коллегами педагогами, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике МДОУ;

в третьих, формирование в учреждении такой категории опытных педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение  молодых педагогов. Это самое ценное приобретение для детского сада, потому что наибольшей эффективности педагогическая деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры.

               Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.

            Используемая литература

1.Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007. 2. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.                                                                 3.Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.                                  4.Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.                                              5.Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.                                                                                  6. Кузнецова, Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А. Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. – 2009. – № 7. – С. 63–65.                                                                                                            7. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.                                                                    8. Наставничество в системе образования России : практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва : Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Практика педагога – психолога

Практика педагога – психолога

Современный педагог- психолог – это человек, сохраняющий в себе черты психолога, наставника, друга

Современный педагог- психолог – это человек, сохраняющий в себе черты психолога, наставника, друга

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, я систематически использовала следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога: - индивидуальные: консультирование,…

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, я систематически использовала следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога: - индивидуальные: консультирование,…

Ожидаемые результаты: адаптация начинающего педагога в учреждении; активизация практических ,индивидуальных, самостоятельных навыков воспитания; повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии; обеспечение непрерывного совершенствования…

Ожидаемые результаты: адаптация начинающего педагога в учреждении; активизация практических ,индивидуальных, самостоятельных навыков воспитания; повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии; обеспечение непрерывного совершенствования…

Польза наставничества видна только тогда, когда эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель–подготовить высоко квалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении

Польза наставничества видна только тогда, когда эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель–подготовить высоко квалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2023