Практика работы учителя-дефектолога
в комплексной системе сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: невозможность целостно воспринять наблюдаемые объекты, фрагментарное восприятие предметов, выделение отдельных признаков. С трудом удается привлечь внимание некоторых детей к предмету, многим сложно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Встречаются и такие дети, которые любят попробовать все «на вкус». Часто у них проявляется неадекватная реакция (плач, крик, раздражение) на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека. Наблюдается апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами. Повышенная двигательная активность при шумной окружающей обстановке, нарушение контакта со сверстниками. Часто сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается тела ребенка. А причиной этих и ряда других трудностей является нарушение или дисфункция сенсорной интеграции. Всё это затрудняет процесс обучения, коррекции и социализации. Мы считаем, что одним из возможных путей решения этих проблем является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционно-развивающей работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет одну из важнейших задач - охрану и укрепление здоровья дошкольников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
В связи с этим, перед нами встала проблема: «Как решать задачи развития ребенка с ОВЗ во взаимосвязи, в комплексе?»
Ребёнок - это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью - активностью. Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с ОВЗ сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с педагогами, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей с ОВЗ, поскольку работа по устранению недостатков развития предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Мы предположили, что результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. А коррекционная работа с использованием приемов сенсорной интеграции, помогает сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику. В нашем проекте задействованы все педагоги ДОУ: воспитатели выполняют задания на прогулке, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре отрабатывают на своих занятиях, родители - дома.
Для решения этой проблемы нами был разработан проект «Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».
Цель проекта: создание условий для обогащения и накопления полисенсорного опыта детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством сенсорной интеграции.
Задачи:
1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста с ОВЗ все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. развивать социально-эмоциональную, волевую сферы личности, корректировать поведение;
3. познакомить детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, звуками;
4. создать условия для накопления и обогащения двигательного опыта.
Для выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией нами используются методы: наблюдение, анкетирование родителей, выявление сенсорного профиля ребенка. В основе программы лежит примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности в форме игровых сетов. Культурные практики, используемые педагогами, являются вариативными и имеют адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу дошкольников, имеющих сходные затруднения.
Формы игровых сетов:
1.Индивидуальное взаимодействие с ребенком.
2.Подгрупповое взаимодействие.
Коррекционно-развивающая деятельность организуется как в первую, так и во вторую половину дня
Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 10 - 30 минут. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет учитель-дефектолог, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ. Каждое занятие имеет две части. Первая часть – двигательная или сенсомоторная коррекция. Вторая часть - когнитивная или познавательная, в нее входят упражнения и игры для развития памяти, внимания, мышления, речи, освоения пространственных представлений.
Используемые методы:
1. Словесные методы. Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
2. Наглядные методы. Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях.
3. Практические методы: упражнение; игровой; соревновательный.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение определенных действий.
4. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры.
Благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы достигается высокий уровень в работе по сенсорному развитию детей, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы воспитанников с ОВЗ.
В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты:
• значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;
• улучшилось осознание своего тела в пространстве;
• снизился уровень двигательного беспокойства;
• значительно улучшилась двигательная координация;
• значительно улучшилась концентрация внимания;
• улучшилась способность к обучению и коммуникации;
• значительно улучшился эмоциональный фон.
Методические источники:
1.Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012.
5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.