«Практика развития инклюзивного образования в ОУ»
За последние три года в МКОУ-Теренгульская СОШ происходит рост количества учащихся с ОВЗ. Организация обучения детей с ослабленным здоровьем, в том числе детей с ограниченными возможностями ,учеников с особыми нуждами позволяет обеспечить их постоянное общение с нормально развивающими сверстниками,что способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации. Большинство семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ- это малообеспеченные семьи и в них не созданы максимально благоприятные условия для их развития и воспитания.Много детей с ОВЗ из приемных семей,ранее они проживали в детских домах. Для оказания образовательных услуг и коррекционных мероприятий с родителями (законными представителями)данных обучающихся заключены договоры. В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые, приемные дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. В течение учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями, (законными опекунами)и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель ходили по месту жительства обучающихся. С родителями (законными опекунами) проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи со специалистами Управление образования Баганского района и психологами. С детьми ведется постоянная работа: вовлечение их в творческие объединения, в воспитательные, классные и школьные мероприятия, индивидуальные беседы с детьми и их родителями со стороны классного руководителя и администрации школы.
Администрация и педагоги уделяют большое внимание проблеме сохранения здоровья учащихся. В школе ежедневно проводится 15-ти минутная утренняя зарядка для учащихся всех классов. В течение урока обязательно проводится в начальных классах две, а в средних и старших – одна, физминутка или минутка релаксации, или гимнастика для глаз. Это способствует снижению усталости учащихся. На протяжении учебного года проводятся спортивные соревнования между классами по различным видам спорта и один раз в четверть День здоровья. Спортивные секции проводятся 5 раз в неделю для всех возрастов учащихся. В них занимается 80% всех учащихся. Всё это повышает двигательную активность школьников, что способствует профилактике некоторых заболеваний. Каждое лето в нашей школе организуется лагерь дневного пребывания детей «Город здоровья» в котором оздоравливаются дети из многодетных, малоимущих, приемных семей, дети-инвалиды, дети из приемных семей. В этом году в лагере оздоровились 50 детей. Ребята были разделены на две группы. Одна группа (17 детей) - до 18.00 часов, полный день с 3-х разовым питанием. Вторая группа (34детей) - до 14.30 часов, неполный день с 2-х разовым питанием и полдником. Воспитателями лагеря проводились спортивные, познавательные, развлекательные мероприятия. Велось тесное сотрудничество с СДК, сельской библиотекой
2 Контингент детей с особыми образовательными потребностями:
В школе обучаются 17 детей с ОВЗ,в том числе 2 инвалида детства.
VII – обучение в классе
2класс-1 ученик,полная инклюзия,очная форма обучения;
4 класс-1 ученик,полная инклюзия,очная форма обучения;
5 класс (част. инкл.),(рус.яз., матем.)-1 уч.,очная форма обучения;
5 класс -1ученик, полная инклюзия,очная форма обучения;
6 класс-4 учеников ,полная инклюзия, очная форма обучения;
7 класс- 1ученик, полная инклюзия, очная форма обучения;
8 класс- 1ученик ,полная инклюзия, очная форма обучения;
9 класс- 1 ученик, полная инклюзия, очная форма обучения;
9 класс – 1 ученик, общеобразовательная программа.очная форма обучения.
6 класс- 1,инклюзивное обучение (частичная инклюзия) по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением поведения,частичная инклюзия (матем., рус.яз., литер., анг.яз., биология, история, география, ОБЖ, обществознание, информ.-индивидуально),очная форма обучения.
VIII – в классе
5 класс – 1 ученик;
9 класс – 1 ученик;
Дети – инвалиды –
7класс -1 ученик; VIII вид (частичная включённость- физическая культура, изобразительная деятельность, музыка , пение и технология),индивидуальная программа развития.
2 класс- 1 ученик, общеобразовательная программа, очная форма обучения.
Обучение для обучающихся с ОВЗ,с умственной отсталостью ведется по программе В.В.Воронковой,для обучающихся остальных категорий по общеобразовательной программе с дополнительным коррекционным блоком. Коррекцию(в основном ,развитие речи ,СБО, развивающие курсы) осуществляют учителя-предметники.
3Специальное оборудование:
Беспрепятственный вход и выход – имеется.
Площадка перед входом в ОУ,для посадки и высадки в транспортное средство с использованием кресла-коляски.
Назначен сопровождающий для инвалида- колясочника,
если таковой появится.
4.Дидактический материал:
Методическая литература и дидактический материал по инклюзивному образованию:
-альбом логопедического обследования;
-логопедическое лото;
-счетный материал;
-касса цифр,букв,слогов ;
- дидактический материал для логопедов Альбом №4 Коновашенко В.В.;
- альбом графических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9(6
частей);
- комплект коррекционно-развивающих материалов для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забромская , О.В. Боровик;
-комплект музыкальных инструментов и т.д.
Остался и ряд материально-технических проблем.
План оснащения школы учебным оборудованием составлен, необходимо финансирование соответствующих статей расходов ОУ. Школьный каталог ЦОР и образовательных ресурсов Интернета продолжает пополняться
5.Научно-методическое обеспечение инклюзивной образовательной деятельности:
В течение учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг. Одним из его этапов являлось отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения. Анализ по предметам позволял выявлять недостатки в работе педагогического коллектива по обучению учащихся, их причины.
Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных образовательных стандартов. Контроль осуществляется на основании плана работы школы. По итогам контроля деятельности составляются аналитические материалы, изучаются приказы директора. Внутришкольный контроль строится в соответствии с целью и задачами школы. Администрация школы использует различные формы контроля: тематический, фронтальный, индивидуальный, классно-обобщающий, обзорный. Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на совещаниях, педсоветах, заседаниях МО.
Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников школы. Он был и остаётся основной формой проведения методической работы в школе, корректируются только формы его проведения. Распространение получили такие формы как конференция, педсовет – круглый стол, педагогические игры, моделирование педагогических ситуаций и др. Все методические вопросы рассматриваются с использованием ИКТ (презентации и фильмы). Педагогический совет рассматривает вопросы совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе, утверждает корректировку учебных планов и программ, обсуждает план работы, выносит решения о представлении к награждению учащихся и т.д. . В год проводится 3 методических педсовета: 2 по учебной и 1 – по воспитательной тематике. В этом учебном году обсуждались следующие вопросы: «Особенности работы с детьми с ОВЗ», «Адаптация учащихся 1 и 5 класса в школе», «Отчёт о продвижении проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве НСО», «Портфель достижений учащихся» и др.
Педагогический совет рассматривает вопросы совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе, утверждает корректировку учебных планов и программ, обсуждает план работы, выносит решения о представлении к награждению учащихся и т.д.
В школе функционируют 5 методических объединений:
1) классных руководителей – руководитель ФИО.
2) учителей начальных классов – руководитель ФИО.
3) учителей математики и физики - руководитель ФИО.
4) учителей филологии и истории – руководитель ФИО.
5) учителей естественнонаучного направления, физической культуры, технологии и ОБЖ – руководитель ФИО.
Таким образом, все учителя-предметники школы заняты в каком-либо МО. Периодичность проведения заседаний МО 1 раз в четверть, а также работа между заседаниями при посещении и анализе уроков и внеклассных мероприятий.
Ведение «Портфеля достижений» обучающихся с ОВЗ.
Ведение ИОМ и дневников динамического наблюдения.
Разработка и внедрение методических продуктов для участников образовательного процесса - рекомендации,
Проведение творческого отчёта школы «Формирование и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассной работе в МКОУ-Теренгульская–СОШ» 17.12.2014г.
МКОУ –Теренгульская СОШ является стажировочной площадкой по региональному проекту «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья»,поэтому в школе состоялся 15.10.2015 г.творческий отчет.
Цель: представление опыта школы по формированию у обучающихся с ОВЗ положительного отношения к обучению через использование педагогами на уроках «ситуаций успеха»
1.Учебное занятие по геометрии в 7 классе «Треугольник». Получение новых знаний с использованием инсценировок.
2.Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе «Стихи русских поэтов И.Суриков «Детство».Получение новых знаний с применением технологии продуктивного чтения.
3.Учебное занятие по русскому языку в 5 классе «Второстепенные члены предложения».Получение новых знаний с использованием элементов чтения русских народных сказок.
4.Учебное занятие по ОБЖ в 8 классе»Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов». Получение новых знаний с использованием учебного фильма.
5.Обмен мнениями по учебным занятиям.
6.Выступление заместителя директора по УВР ФИО. «Формирование у обучающихся с ОВЗ положительного отношения к обучению через использование педагогами на уроках ситуаций успеха».
7. Выступление социального педагога «Методы и приемы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся».
8.Выставка наработанных материалов (портфель достижений обучающихся, портфолио учителя и т.д.).
Школа демонстрировала в рамках регионального отчёта о реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве НСО» - «Формирование и развитие творческих способностей детей с ОВЗ во внеклассной работе МКОУ-Теренгульская СОШ», на котором присутствовали специалисты МКУ «Управление образованием Баганского района» и представители школ района. Открытые кружковые мероприятия для гостей района демонстрировали во время отчёта школы: ФИО.
Стендовый доклад об участии в региональном проекте «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве НСО» на областной конференции в г.Новосибиске представили ФИО . и ФИО.
Организация классных часов, информационных бесед все это положительно влияет на ребят. Согласно составленному расписанию, проводились классные часы 1 раз в неделю. Классные часы были посвящены темам: семья и семейные ценности, путешествие в лес чудес, здоровье прежде всего, мульти-пульти, планета загадок, путешествие по ПДД. Литературный брейн-ринг, 75-лет НСО, к тебе пришли гости, развиваем свою память, юные герои – антифашисты, заочная экскурсия в картинную галерею ВОВ, без друзей так трудно жить, традиции народов, права и обязанности в семье, красота природы, полезные привычки, корни рода твоего, жертвы моды, оружием знаний против наркотиков, неформалы - путь к себе или от себя, праздник крещения, шаг к выбору профессии, деревня моя, юность пора самоутверждения, поговорим о любви, как стать успешным, суд над сигаретой, олимпийские и паралимпийские игры, признание как его найти, культура речи, и т. д. Посещенные классные часы проводились с использованием дополнительной литературы, наглядностей, ТСО, ИКТ
Учащиеся и учителя активно участвуют в районных, областных, всероссийских и международных играх, олимпиадах, конкурсах.
Привлекаются для участия и дети с ОВЗ
1 |
Конкурс рисунков отдела опеки и попечительства «Мамочка, спасибо, что ты есть» |
Районный |
6 участников |
Подарки: 1 место – 1 уч-ся,6 кл., 2 место – 1 уч-ся .5 кл., 3 место – 1 уч-ся 2 кл. Участие: . 1 уч-ся 4 кл., 1 уч-ся 5 кл., 1 уч-ся 6 кл. |
2 |
Конкурс-игра по математике «Кенгуру» |
Международный |
1учащийся |
3 кл – 9 место в районе, |
3 |
V Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик 21 века: пробуем силы – проявляем способности» |
Муниципальный |
2 участника |
Участие:1 уч-ся 4 кл. |
4 |
Детский сетевой конкурс «Сказки-малышки», посвящённый 250-летию И.Крылова и 65-летию Г.Остера |
Областной |
1 участник |
1 уч-ся 4 кл. |
5 |
«Моя мама – лучшая на свете» |
Муниципальный |
1 участников |
Сертификаты участников: 1 уч-ся -4кл., |
6 |
Конкурс исследовательских и творческих проектов «Первые шаги в науку» |
Районный |
1 участник |
Грамоты участников:1 уч-ся , 4 кл.,. |
7 |
Игровой конкурс «Золотое руно» |
Всероссийский |
1участников |
3 место в районе – 1 уч-ся, 4 кл.; . |
6.Сетевые формы взаимодействия:
Баганская СОШ №2.
Филиал ОЦДК в г.Карасук.
Детская спортивная юношеская школа с.Баган.
Дом детского творчества с.Баган.
Музей с. Баган.
7. Кадровое обеспечение:
1.ФИО, директор-1 категория.
2.ФИО. заместитель директора по УВР -1 категория.
3.ФИО, заместитель директора по ВР-1 категория.
4.ФИО, учитель начальных классов -1 категория.
5.ФИО, организатор-преподаватель ОБЖ
6.ФИО, воспитатель ДОУ
7. ФИО, учитель начальных классов
8. ФИО, учитель начальных классов-1 категория.
9. ФИО, учитель физики-2 категория.
10. ФИО, учитель математики-2 категория.
11. ФИО, учитель географии-2категория.
12. ФИО, учитель физкультуры-2 категория.
13. ФИО, учитель русского языка и литературы-2 категория.
14.ФИО, учитель английского языка
15.ФИО, учитель русского языка и литературы
16.ФИО, учитель технологии
17.ФИО, учитель технологии
18.ФИО, учитель истории
19.ФИО, воспитатель интерната
20.Обухова Т.Т., социальный педагог
21 ФИО, учитель истории
22.ФИО, учитель начальных классов.
курсы повышения квалификац:
№ |
ФИО-педагога |
Дата прохождения |
Место прохождения |
Тема |
1 |
02.06.15-02.07.16 |
НУДПО СИППП и СР |
«Организация инклюзивного процесса в образовательном учреждении» |
|
2 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
3 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
4 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
5 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
6 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
7 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
8 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
9 |
16.10.15-18.10.15 |
ГБОУ НСО ОЦДК |
«Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
10 |
03.11.15-06.11.15 |
НГПУ ИЕСЭН |
«Мониторинг эффективности инклюзивной практики» |
|
11 |
С 21.03.16- 02.04.16 |
ГАУ ДПО НСО |
«Образование обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ» |
|
12 |
С 22.03-31.03.16 |
ФГБОУ ВО «ОМ ГПУ» |
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
13 |
С 22.03-31.03.16 |
ФГБОУ ВО «ОМ ГПУ» |
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
|
14 |
С 22.03-31.03.16 |
ФГБОУ ВО «ОМ ГПУ» |
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» |
Создание Базы данных по обучающимся с ОВЗ.
8. Программно-методическое обеспечение:
В новом учебном году используем стандарты 2 поколения. Учебный план школы был составлен на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Новосибирской области (для федерального компонента ГОС – 9-11 классы), а также примерного учебного плана по ФГОС НОО и ООО (1-8 классы). Учебный план утвержден директором школы. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует допустимому количеству учебных часов. В среднем в классах было по 5-6 уроков. Учебный план (ФК ГОС) состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть составлена в соответствии с Базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану, на индивидуальные занятия с целью углубление и коррекции знаний учащихся, а также элективные курсы и курсы. Программы элективных курсов и курсов были разработаны педагогами школы, рассмотрены на заседаниях методических объединений школы. Согласно расписанию 1 раз в неделю проводились классные часы. Для каждой категории детей с ОВЗ , дифференциация стандарта-разработка вариантов, на практике обеспечивающая охват всех детей образованием.
19. Психолого-педагогическое сопровождение: собственных узких специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) в ОУ нет, но заключены договоры с данными специалистами из других организаций и они периодически проводят занятия с детьми ОВЗ.
Для увеличения доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья,своевременно проводятся школьные заседания ПМПк.
-для присвоения статуса «Обучающийся с ОВЗ» в феврале месяце были собраны документы и отправлены на комиссию ТПМПК с.Баган -13 обучающихся ,всем присвоен статус;
- в рамках реализации проекта участие 2 обучающихся приняли участие в мероприятии МКОУ-Баганской СОШ №2 по ППМС сопровождению «Встреча друзей»;
-помощь в организации и предоставлении транспорта для занятий с узкими районными специалистами;
-участие ребят с ОВЗ в различных конкурсах школьного, районного и областного уровня. Ребята имеют награды и призовые места;
-ведение ИОМ и дневников динамического наблюдения;
-ведение «Портфеля достижений» обучающихся с ОВЗ.
Проблемы:
1.Отсутствие собственных кадров по сопровождению детей с ОВЗ: психолога логопеда, дефектолога.
2.Недостаточная методическая база для реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
3.Недостаточная компетентность законных представителей в вопросах по воспитанию и образованию детей с ОВЗ.
План работы на 2016-2017 уч.год
1.Увеличение численности педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку, необходимой для дальнейшей работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами.
2. Обеспечение методическим материалом образовательный процесс с детьми ОВЗ.
3.Дальнейшее проведение внутришкольных мониторинговых исследований развития инклюзии.
4.Участие в семинарах, стажировочных площадках, круглых столах по обмену опытом и накоплению методического материала.
5.Корректировка индивидуально-образовательного маршрута детей с ОВЗ.
6.Обеспечение участия не менее 3 учащихся с ОВЗ ежегодно в районных мероприятиях и конкурсах.
7.Продолжить сотрудничество с внешними организациями по работе с детьми ОВЗ.
8. Продолжить работу с законными представителями обучающихся с ОВЗ по оказанию методической помощи в воспитании и образовании детей с ОВЗ.
Социальный педагог: Обухова Т.Т.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.