Практика внутриклассного оценивания
Оценка 4.6

Практика внутриклассного оценивания

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
история +1
5 кл—7 кл
25.02.2018
Практика внутриклассного оценивания
Данный материал содержит описание работы учителя по модернизации системы оценки уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с концепцией ФГОС. Автор подробно описывает собственный опыт системы оценивания на уроке, в основу которого положены элементы формирующего оценивания, обозначив подробно все аспекты и раскрыв выявленные проблемы в данном направлении.
Практика внутриклассного оценивания.docx
Практика внутриклассного оценивания Деятельность педагога по модернизации системы оценки уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с концепцией ФГОС Моя   деятельность   в   системе   оценки   уровня   и   качества   освоения обучающимися учебных программ была пересмотрена и модернизирована в связи   с   переходом   от   стандартов   1­го   поколения   к   новым   ФГОС. Качественные изменения в образовательных технологиях меня коснулись в 2015 году: по новой программе начал обучение 5­й класс, и мы получили первый   опыт   работы   по   стандартам   2­го   поколения.   Поскольку   обобщать полученный   опыт   пока   преждевременно   –   мы   находимся   в   самом   начале исследований – расскажу о первых результатах апробации моей системы. Изменения   в   системе   оценки   назрели   в   результате   многолетнего   за   время применения   традиционной   5­балльной   системы   оценки, существования которой выявились, например, такие проблемы: ­ 5­балльная система оценивает объем и форму выполненной работы, а не качество достижений обучающегося;  ­ критерии оценивания размыты и не позволяют определить реальный уровень   освоенных   обучающимся   знаний,   умений   и   навыков,   а,   главное   – точно определить направление дальнейшего развития его компетенций;  ­ сравнение   детей   друг   с   другом   снижает   активность   и   мотивацию: деморализует менее успешных и демотивирует более успешных; ­ проблема  индивидуализации  обучения: сложно адекватно оценить и зафиксировать новые достижения ребёнка в сравнении с его предыдущими результатами; ­ оценивание в этой системе выполняет функцию  внешнего  контроля результатов   обучения   (контролирующими   субъектами   являются   учитель   и школа,   но   не   сам   обучающийся),   а   это   затрудняет   формирование   у обучающегося самостоятельности в оценке; ­ повышается уровень тревожности обучающихся: дети и родители не защищены   от   возможных   манипуляций   и   психологического   давления   со стороны учителя. Если в стандартах первого  поколения основной целью  обучения  был уровень   освоения   школьниками   обязательного   минимума   содержания образования, то в новых стандартах – это овладение системой универсальных учебных действий. Таким образом, акцент с предметных знаний, умений и навыков   перенесён   на   формирование   общеучебных   компетентностей обучающихся.  В   оценочной   деятельности   мы   реализуем   заложенный   в   стандарте принцип   распределения   ответственности   между   участниками образовательного   процесса.   Система   оценки   выстраивается   так,   чтобы Резникова Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания обучающиеся   включались   в   оценочную   деятельность,  приобретая   навыки   и привычку к самооценке и взаимооценке.  Самооценка   –   это   процесс   сбора   и   анализа   информации   о   своих достоинствах и недостатках, о своих возможностях и проблемах. Сущность самооценки и взаимооценки заключается в следующем: дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть ясные и отчетливые цели, которых они должны добиться в процессе обучения, и понятные критерии оценивания. Детям объясняю, что оценивание строится на критериях, а не на эмоциях или чувствах. Система самооценки обучающегося включает в себя: ­ чётко сформулированную цель; ­ критерии   оценки   результатов,   предложенных   учителем   или разработанных совместно с обучающимися; ­ характеристики достигнутого на данный момент уровня;  ­ понимание   того,   как   можно   сократить   разрыв   между   поставленной целью и достигнутым уровнем.  Самооценка ученика предшествует оценке учителя.  Взаимооценка   обучающихся   имеет   два   положительных   момента: оценивая работы одноклассников, дети учатся находить их сильные и слабые стороны, определяя тем самым уровень своих достижений, а также получают возможность   закрепить   новый   материал   или   восполнить   пробелы   в собственных   знаниях­умениях­навыках.   Таким   образом,   взаимооценка способствует прогрессу в обучении.  Во   избежание   конфликтов   между   обучающимися   при   использовании взаимооценки приходится быть особенно внимательной и напоминать детям о том, что проверяется подготовленная работа, а не личность обучающегося. Метод взаимооценки мы используем нечасто. В   моей   практике   используется   преимущественно   внутренняя   оценка. Внешняя оценка, проводимая независимыми экспертами, осуществляется, как правило,   в   форме   неперсонифицированных   процедур   (мониторинговых исследований, аккредитации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах. В   своей   системе   оценки   я   учитываю   такие   особенности   контроля   и оценивания учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС, как: 1. комплексный   подход   к   оценке   результатов   образования   (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся); 2. использование   планируемых   результатов   освоения   основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; 3. уровневый   подход   к   разработке   планируемых   результатов, инструментария и представлению их; 4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся; 5. самооценка и взаимооценка обучающихся; 6. использование   накопительной   системы   оценивания   (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; 7. использование   наряду   со   стандартизированными   письменными   или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др. Я   выделяю   три   взаимосвязанных   элемента   оценочной   деятельности: оценочную деятельность учителя, самооценку и взаимооценку обучающихся. И разделяю три понятия: оценивание, оценка и отметка. Оценивание – это процесс   наблюдения   за   учебной   и   познавательной   деятельностью обучающихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования. Оценка – это   процесс   сравнения   знаний,   умений   и   навыков   с   критериями, представленными в учебной программе. Отметка – это количественная мера оценки, выраженная в баллах. На каждом уроке ставлю для себя задачу: создать такую проблемную ситуацию, которая формирует потребность к обучению, повышает учебную мотивацию и учебную самостоятельность у обучающихся. Своей задачей вижу не оценку работы школьника, не контроль выполнения каких­то действий, а формирование   учебных   действий   контроля   и   оценки.   Формы   оценки достижений обучающихся отражаю в рабочей программе по предмету, с этой целью   определяю   виды,  формы   и  критерии   оценивания,  время   проведения проверочных работ.  Для   организации   самостоятельной   оценочной   деятельности обучающихся разрабатываю критерии оценки к каждому уроку. Уверена, что обучающийся   должен   знать,  на   что   учитель   будет   обращать   внимание   при оценивании и четко должен представлять критерии успешности по каждому виду деятельности. Озвучиваю критерии на каждом на уроке непосредственно после целей, а также при переходе к новой теме, которую планирую закончить тестовым контролем. Обучающийся должен узнавать о требованиях к тесту не перед уроком повторения темы, а перед началом ее изучения.  Критерии   оценивания   тщательно   продумываются   и   совместно разрабатываются   для   каждого   занятия.   Применение   конкретных,   понятных обучающимся и родителям критериев стимулирует их позитивное отношение к   оценке   и   повышает   ответственность   детей   за   достигнутые   результаты. Критерии оценивания всегда довожу до сведения обучающихся (размещаю их на учебной доске, в оценочных листах). Критерии  помогают обучающимся более   объективно   оценивать   качество   собственной   работы.   Ознакомление обучающихся   с   критериями   оценивания   происходит   перед   выполнением заданий.  В системе оценки  применяю разнообразные формы и методы. Например, для реализации самоконтроля или взаимоконтроля использую оценочный лист, который дает большой объем информации. Во-первых, он показывает всю картину успешности усвоения той или иной темы не только отдельным обучающимся, но и классом в целом. Анализ результатов позволяет мне определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним, дает возможность увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Во-вторых, накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет им видеть изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно- познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. При составлении оценочного листа тщательно отбираю такие задания на урок, которые мотивируют на успех каждого обучающегося. На уроке обучающиеся работают с оценочными листами, определяя оценку каждого критерия по шкале от 0 до 2. Оценочный лист позволяет повысить учебную мотивацию обучающегося на всех этапах урока. В условиях, когда способности обучающихся развиты неодинаково, этот подход позволяет дать каждому обучающемуся возможность работать в том темпе, при котором он наилучшим образом усваивает учебный материал. При подобной организации урока в корне меняется деятельность каждого ребёнка. Ученик изучает новый материал, осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает. После выполнения ребятами всех видов работ я также оцениваю их по предложенным критериям, а затем соотношу результаты моей оценки и самооценки обучающихся, затем выставляю итоговую отметку за урок. Если отметка ученика выше моей отметки на 1 балл, то выставляю отметку в пользу ученика. Если отметка ученика выше моей отметки на 2 балла, то снижаю итоговую отметку на 1 балл. Высокие положительные значения корреляции показывают, что обучающиеся и педагог одинаково оценивают работы, одинаково понимают значения критериев, показывают также, что обучающиеся в большей мере овладели навыками самооценки. Успешные результаты за урок заношу в классный и электронный журналы, а неуспешные – в личный журнал. Чтобы не снизить учебную мотивацию детей, даю им дополнительные дифференцированные задания для улучшения результатов. Такая организация работы не только увеличивает интенсивность труда педагога,   но   и   создает   для  обучающегося комфортные   условия   при осуществлении   контроля. У   обучающихся   происходит   реальное   развитие оценочных   умений,   снижается   уровень   тревожности,   осуществляется дифференциация   не   только   по   процессу,   но   и   по   результату   обучения, обеспечиваются стабильные положительные результаты. С   целью   эффективного   оценивания   образовательных   достижений обучающихся   используются   следующие   виды   оценивания:   диагностическое, формирующее,   итоговое,   ­   они   позволяют   установить   соответствие   оценки компетенций (знаний, умений, навыков, ценностей) и компетентностей целям и результатам обучения.  Диагностическое оценивание проводится в начале учебного года или на первом   занятии   учебного   раздела   с   целью   определения   уровня сформированности   компетенций   обучающегося   относительно   поставленных целей. Отметка, полученная в результате проверки диагностических работ, в классный журнал не выставляется.  Формирующее   оценивание –  это   постоянный   мониторинг   достижений обучающихся,   который   проходит   в   тесном   сотрудничестве   с   детьми   и родителями.   Прообразом   формирующего   оценивания   послужило   текущее оценивание, сводившееся к накопляемости оценок в журнале. Формирующее оценивание   предполагает   проведение   проверочных   работ   в   ходе   изучения темы   с  целью   определения  уровня   достижений   обучающихся  относительно образовательных   целей   и   выявления   проблемных   мест.   Использование формирующего оценивания подразумевает, что по итогам проверки работ и опросов обучающихся учитель, вместо отметки использует либо письменные, либо устные комментарии по качеству выполнения (представления) работы. Итоги не просто констатируются, а обсуждаются с обучающимся.  Итоговое   оценивание   определяет   уровень   сформированности компетенций   и   компетентностей   обучающихся   при   завершении   изучения курса, проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, исследовательской работ, эссе, проекта, устной презентации и т.п.) в завершение изучения раздела курса, в конце четверти и учебного   года.   Отметки,   выставленные   за   проверочные   работы,   являются основой для определения итоговой оценки. Отметка, полученная в результате проверки итоговых работ, выставляется в классный и электронный журналы. Диагностический, формирующий и итоговый виды оценивания являются составными   частями   системы   оценки,   они   существуют   и   функционируют параллельно с целью улучшения качества обучения.  В   процессе   апробации   моей   системы   оценки   возникли   две   основные проблемы: 1. Существенное   влияние   личностного   фактора   на   взаимооценку обучающихся:   симпатии,   антипатии,   боязнь   неодобрения   со   стороны одноклассников мешают детям объективно оценить достижения друг друга. Результативной   в   этой   ситуации   оказалась   разъяснительная   работа   среди обучающихся, основная идея которой – оценивать надо не личность, а дела и работу товарища; 2. Непонимание   родителями   сущности   оценивания   достижений детей   в   рамках   новых   ФГОС,   так   как   представления   родителей   об оценивании основаны на предыдущем собственном школьном опыте, который не даёт им информации о формирующем оценивании. Эффективной в данном случае   оказалась   демонстрация   результатов   формирующего   оценивания   на конкретных   примерах   при   индивидуальных   беседах   и   на   родительских собраниях.

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания

Практика внутриклассного оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018