1. Основные подходы и актуальные аспекты аксиологии здоровья детей дошкольного возраста. Практики использования здоровьесберегающих технологий в УДО.
Аксиология – теория ценностей. Это философское учение о природе ценностей. Их места в реальности. Главная задача аксиологии – показать, как возможна ценность в общей структуре бытия, и какое ее отношение к фактам реальности. Существует несколько подходов к пониманию природы ценностей. Источник ценностей заключается в потребностях человека. А сами ценности представляют собой «наблюдаемые реальности». Ценность – это идеальное бытие, соотносящееся с «нормативным» сознанием. Ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний.
Ценностные ориентации – одно из важнейших понятий в науке о ценностях. Ценностные ориентации – важнейшие элементы философии человека, отграничивающие значимое для данного человека от незначимого. Совокупность устоявшихся ценностных ориентаций личности определяет тип поведения и деятельности человека. Ц.О. выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию поведения.
Выделяются ценностные ориентации на труд, семью, образование, здоровье и другие сферы деятельности индивида.
Процесс формирования культуры здоровья – один их древнейших институтов человеческого общества.
Я.А. Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется, как часть природы, ее главнейшим, всеобщим законам. При этом он выделяет три главнейших условия, необходимые для сохранения нашего здоровья. Во-первых, разумное питание; во-вторых, «серьезные упражнения или игры»; в-третьих, переменный отдых в виде сна, а также «бесед, игр, шуток, музыки и тому подобных развлечений, восстанавливающих силы внешних м внутренних чувств».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии испльзуемые в учреждении дошкольного образования
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста. Обращать внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
(Руководитель физ. воспитания, музыкальный руководитель, педагоги УДО)
Динамические паузы (физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
(Педагоги УДО)
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр.
(Руководитель физ. воспитания, педагоги УДО)
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
(рук. физического воспитания, педагоги УДО)
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам и развлечениям. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
(Все педагоги УДО)
Гимнастика пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
(Все педагоги УДО, учитель-дефектолог)
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
(Все педагоги УДО)
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
(Все педагоги УДО)
Гимнастика пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Во всех возрастных группах. Форма проведения различна: ходьба по ребристым дорожкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий УДО.
(Педагоги УДО)
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
Все возрастные группы. 1-ая младшая - 2 занятия (10мин), 2-ая младшая - 3 занятия (15 мин), средняя группа - 4 занятия (20 мин), старшая группа - 4 занятия (25 мин). Занятия проводятся в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Перед занятием хорошо проветривается помещение.
(рук. физического воспитания, педагоги УДО)
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
(педагоги УДО)
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
(педагоги ДОУ)
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
(Рук. физ. воспитания, педагоги УДО)
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах.Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
(Педагоги, музыкальный руководитель)
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие в зависимости от поставленных задач со среднего возраста. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров УДО. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.