Козлова Л.А.,
МАОУ «Селенгинская гимназия»,
Кабанский район, Республика Бурятия
ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для
жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых
стандартах образования (в том числе во ФГОС третьего поколения) сделан акцент
на развитие метапредметных и личностных навыков. Общество
нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного
характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать
решения.
Остановимся на нескольких метапредметных
результатах, связанных с работой с текстом:
-умение работать с разными текстовыми источниками, находить нужную информацию, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности;
-умение понимать проблему текста, её формулировать, структурировать материал;
-умение выделять причинно-следственные связи, формулировать авторскую позицию, выводы.
Говоря о читательской компетентности, необходимо отметить, что чтение, как и любой другой процесс познания, имеет две стороны - логическую и чувственную. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Соответственно, и механизмы чтения связаны с обеими сторонами.
Первым компонентом в системе механизмов чтения является восприятие письменной речи. Восприятием текста считается чувственное понимание, ограниченное деятельностью первой сигнальной системы.
Не менее важен для чтения и механизм логического понимания.
Следующий механизм - это механизм внутреннего речевого слуха. Мы как бы слышим внутри себя то, что читаем. Получив зрительные сигналы, человек должен преобразовывать их в мысли на основе своего жизненного опыта.
Существует классификация и видов чтения:
· ознакомительное
· поисковое
· просмотровое
· аналитическое
· синтетическое
· изучающее.
Рассмотрим данные виды чтения.
Предметом внимания при ознакомительном чтении становится все произведение без установки на получение какой - либо определенной информации. Результатом является построение комплексных образов читаемого. Следовательно, данный вид чтения способствует развитию образного мышления.
Целью поискового чтения является - найти конкретную информацию для использования ее в дальнейшей деятельности. Этот вид чтения развивает и образное и словесно - логическое мышление.
Целью просмотрового чтения является получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно - логического мышления.
При аналитическом чтении внимание читающего направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы.
Синтетическое чтение строится на базе прочного владения лексическим и грамматическим материалом.
Изучающее чтение требует тщательного прочтения с установкой на полное понимание текста и сохранение в долговременной памяти.
Рассмотрев разные виды чтения, мы можем сделать вывод, что каждый вид чтения задействует образное и словесно - логическое мышление.
Что касается этапов работы с текстом, их можно выстроить в определённый алгоритм.
Информационная обработка текста лежит в основе экзамена по русскому языку: выпускникам 11-х классов приходится работать с тремя текстами. Два текста предлагается в КИМе, третий – текст собственного сочинения на основе прочитанного. В его структуре, на мой взгляд, и представлены основные этапы работы над смысловым чтением:
-выявление проблемы,
-её комментирование,
-авторская позиция (идея),
-аргументация собственного мнения (согласие/несогласие с позицией автора).
Любое осмысленное чтение начинается с практического или теоретического вопроса, требующего решения, исследования. Это и есть проблема текста. Такие вопросы могут затрагивать разные стороны жизни: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека. Таким образом, мы сталкиваемся с различными категориями (видами) проблем.
Вторым этапом работы с текстом является комментирование. Комментарий – наше размышление о том, как именно автор раскрывает поставленную в тексте проблему.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью вопросов.
· Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
· На чём заостряет внимание?
· Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
· Какие эмоции автора выражены в тексте?
· Как выражено отношение автора к изображаемому?
Третьим этапом работы с текстом является выявление авторской позиции.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Можно предложить ребятам различные способы формулирования авторской позиции:
· Позиция автора такова: …
· Автор считает, что …
· Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
· Автор убеждает нас в том, что …
· В тексте доказывается мысль о том, что …
· Основная мысль текста заключается в том, что …
· Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что …
Заключительным этапом является аргументация своего согласия/несогласия с авторской позицией.
Вот четыре основных шага, которые ведут к смысловому чтению текста. Если мы научим школьников следовать им, то появится надежда на то, что чтение из формального превратится в осмысленное, а значит, станет фундаментом для обозначенных в стандарте результатов.
Для начала попробуем предложить ребятам алгоритм выявления и формулирования проблемы текста.
1.Помню о том, что проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор в тексте.
2.Формулирую главную мысль текста в виде законченного предложения.
3.Думаю, на какой вопрос отвечает это предложение.
4.Не забываю при этом, что проблема охватывает не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
5.Формулирую главную мысль двумя способами: либо с помощью существительного в родительном падеже (в тексте поднимается проблема (чего?)), либо в виде вопроса.
Проверим работу по данному алгоритму на примере текста Ф. Кривина (прилагается)
Проделав определённый путь, можно прийти к выводу: в данном тексте автор поднимает проблему воспитания (Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?).
В заключение хочется отметить, что данный алгоритм можно использовать при работе с разными текстами (естественно-научного, исторического, математического характера). Потому что современное образование призвано развивать не какую-то конкретную область образования, а функциональную грамотность.
Используемая литература:
1.Дьякова, Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе, материалы 11 Международной научной конференции. – М, 2020. – С. 250-255.
2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования, сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- П, 2020. - С. 116-125.
3. Нарушевич А.Г. ЕГЭ по русскому языку: методические рекомендации. Педагогический университет «Первое сентября». М, 2020, С. 56-66.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.