Практики современного образования: алгоритм работы с текстом
Оценка 4.6

Практики современного образования: алгоритм работы с текстом

Оценка 4.6
docx
05.01.2023
Практики современного образования: алгоритм работы с текстом
НПК_тезисы.docx

Козлова Л.А.,

МАОУ «Селенгинская гимназия»,

Кабанский район, Республика Бурятия

 

ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

   Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах образования (в том числе во ФГОС третьего поколения) сделан акцент на развитие  метапредметных и личностных навыков. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
   Остановимся на нескольких метапредметных результатах, связанных с работой с текстом:

мение работать с разными текстовыми источниками, находить нужную информацию, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности;

-умение понимать проблему текста, её формулировать, структурировать материал;

-умение выделять причинно-следственные связи, формулировать авторскую позицию, выводы.

   Говоря о читательской компетентности, необходимо отметить, что чтение, как и любой другой процесс познания, имеет две стороны - логическую и чувственную. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Соответственно, и механизмы чтения связаны с обеими сторонами.

   Первым компонентом в системе механизмов чтения является восприятие письменной речи. Восприятием текста считается чувственное понимание, ограниченное деятельностью первой сигнальной системы.

   Не менее важен для чтения и механизм логического понимания.

   Следующий механизм - это механизм внутреннего речевого слуха. Мы как бы слышим внутри себя то, что читаем. Получив зрительные сигналы, человек должен преобразовывать их в мысли на основе своего жизненного опыта.

   Существует классификация и видов чтения:

· ознакомительное

· поисковое

· просмотровое

· аналитическое

· синтетическое

· изучающее.

Рассмотрим данные виды чтения.

Предметом внимания при ознакомительном чтении становится все произведение без установки на получение какой - либо определенной информации. Результатом является построение комплексных образов читаемого. Следовательно, данный вид чтения способствует развитию образного мышления.

Целью поискового чтения является - найти конкретную информацию для использования ее в дальнейшей деятельности. Этот вид чтения развивает и образное и словесно - логическое мышление.

Целью просмотрового чтения является получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно - логического мышления.

При аналитическом чтении внимание читающего направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы.

Синтетическое чтение строится на базе прочного владения лексическим и грамматическим материалом.

Изучающее чтение требует тщательного прочтения с установкой на полное понимание текста и сохранение в долговременной памяти.

Рассмотрев разные виды чтения, мы можем сделать вывод, что каждый вид чтения задействует образное и словесно - логическое мышление.

Что касается этапов работы с текстом, их можно выстроить в определённый алгоритм.

Информационная обработка текста лежит в основе экзамена по русскому языку: выпускникам 11-х классов приходится работать с тремя текстами. Два текста предлагается в КИМе, третий – текст собственного сочинения на основе прочитанного. В его структуре, на мой взгляд, и представлены основные этапы работы над смысловым чтением:

-выявление проблемы,

-её комментирование,

-авторская позиция (идея),

-аргументация собственного мнения (согласие/несогласие с позицией автора).

Любое осмысленное чтение начинается с практического или теоретического вопроса, требующего решения, исследования. Это и есть проблема текста. Такие вопросы могут затрагивать разные стороны жизни: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека. Таким образом, мы сталкиваемся с различными категориями (видами) проблем.

Вторым этапом работы с текстом является комментирование. Комментарий – наше размышление о том, как именно автор раскрывает поставленную в тексте проблему.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью вопросов.

·         Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

·         На чём заостряет внимание?

·         Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

·         Какие эмоции автора выражены в тексте?

·         Как выражено отношение автора к изображаемому?

Третьим этапом работы с текстом является выявление авторской позиции.

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Можно предложить ребятам различные способы формулирования авторской позиции:

·         Позиция автора такова: …

·         Автор считает, что …

·         Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …

·         Автор убеждает нас в том, что …

·         В тексте доказывается мысль о том, что …

·         Основная мысль текста заключается в том, что …

·         Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что …

  Заключительным этапом является аргументация своего согласия/несогласия с авторской позицией.

  Вот четыре основных шага, которые ведут к смысловому чтению текста. Если мы научим школьников следовать им, то появится надежда на то, что чтение из формального превратится в осмысленное, а значит, станет фундаментом для обозначенных в стандарте результатов.

 Для начала попробуем предложить ребятам алгоритм выявления и формулирования проблемы текста.

1.Помню о том, что проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор в тексте.

2.Формулирую главную мысль текста в виде законченного предложения.

3.Думаю, на какой вопрос отвечает это предложение.

4.Не забываю при этом, что проблема охватывает не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

5.Формулирую главную мысль двумя способами: либо с помощью существительного в родительном падеже (в тексте поднимается проблема (чего?)), либо в виде вопроса.

Проверим работу по данному алгоритму на примере текста Ф. Кривина (прилагается)

Проделав определённый путь, можно прийти к выводу: в данном тексте автор поднимает проблему воспитания  (Как следует воспитывать детей?  Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?).

В заключение хочется отметить, что данный алгоритм можно использовать при работе с разными текстами (естественно-научного, исторического, математического характера). Потому что современное образование призвано развивать не какую-то конкретную область образования, а функциональную грамотность.

Используемая литература:

1.Дьякова, Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе, материалы 11 Международной научной конференции. – М, 2020. – С. 250-255.

2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования, сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- П, 2020. - С. 116-125.

3. Нарушевич А.Г. ЕГЭ по русскому языку: методические рекомендации. Педагогический университет «Первое сентября». М, 2020, С. 56-66.

 

 


 

Козлова Л.А., МАОУ «Селенгинская гимназия»,

Козлова Л.А., МАОУ «Селенгинская гимназия»,

Целью просмотрового чтения является получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно - логического мышления

Целью просмотрового чтения является получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно - логического мышления

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что … ·

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что … ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.