Практики ЗОЖ «Здоровое питание школьников»
Попова Марина Сергеевна,
куратор проекта «Здоровое питание школьников»,
учитель МАОУ СОШ №21
В 2021 – 2022 учебном году в рамках реализации федерального проекта «Здоровое питание от А до Я» в МАОУ СОШ №21 два года реализуется институциональный проект «Здоровое питание школьников». Куратор проекта – учитель начальных классов, Попова Марина Сергеевна. Участники проекта: учителя начальных классов, родители, 543 обучающиеся 1 - 4 классов, в том числе 40 детей ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам.
Особенности психофизического развития контингента обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью не требует приспособления информационных систем и информационно-коммуникационным сетей для использования в образовательном процессе. В школе нет в наличии специальных технических средств для доступа в здания. Специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования учреждение не обладает.
В школе оборудовано 2 спортивных зала для занятий физической культурой и спортом. На территории корпуса 1 размещена спортивная площадка с твердым покрытием для организации физкультурно-спортивных мероприятий.
В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; постановлением Правительства Пермского края № 482-п от 02.07.2020 обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях обеспечиваются не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, в размере, установленном постановлением, за счет источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются двухразовым бесплатным горячим питанием за счет средств бюджета города Кунгура Пермского края.
В соответствии с Законом Пермской области № 533-83 от 09.09.1996 «О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае» обеспечиваются бесплатным горячим питанием обучающиеся из многодетных малоимущих и малоимущих семей из регионального бюджета.
Питание обучающихся обеспечивается путем заключения договора о предоставлении услуг горячего питания с индивидуальным предпринимателем. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым горячим питанием.
Медицинское обслуживание обучающихся проводится в лицензированном кабинете, который находится в корпусе № 2, фельдшером и медицинской сестрой детской поликлиники ГБУЗ ПК «Кунгурская ГБ» на основании договора о совместной деятельности.
Актуальность проекта связана с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Для реализации проекта были поставлены и реализованы цели и задачи.
Цель: формирование у детей, а также их родителей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, пропаганда здорового питания, расширение кругозора школьников о пользе здоровой пищи, формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
Задачи:
· формировать у школьников знания о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
· формировать и развивать представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
· способствовать освоению практических навыков рационального питания;
· формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, способствовать осознанию того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
· развивать творческие способности и кругозор у детей, их интерес и познавательную деятельность;
· пробуждать интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем;
· просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Учителя начальных классов используют следующие формы и методы обучения.
Формы: сюжетно-ролевые игры, мини-проекты, экскурсии, наблюдения, квест-игра, викторина, творческие конкурсы, научно-исследовательские работы, ученические проекты, индивидуальные и групповые занятия, коллективная работа, совместная работа с родителями.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, творческий, поисковый, проектный, практический.
Работа осуществляется в следующих направлениях: классные часы и беседы о здоровом питании; уроки ЗОЖ, проекты «Здоровое питание» и ЗОЖ, уроки «Экология человека», «Экология как наука и мировоззрение»; конкурсы «Здоровое питание», «Экология человека», «ЗОЖ»; научно-исследовательские работы; работа с родителями.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап (январь - февраль 2021). Выявление перспективных направлений в работе по пропаганде здорового питания в ОУ, моделирование нового качественного состояния работы в данном направлении в современных условиях, разработка программы действий.
2. Основной этап (март 2021 – май 2023 г.) Реализация программных действий.
3. Обобщающий (июнь - август 2023 г.)Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития работы по пропаганде здорового питания.
Планируемые результаты:
1.Активное участие детей и родителей в мероприятиях, направленных на формирование у учащихся представлений об основах здорового питания и готовности вести здоровый образ жизни.
2.Взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на решение цели и задач, определяемых программой.
3.Проведение широкой разъяснительной и профилактической работы среди учащихся и их родителей. 4.Введение в учебно-воспитательный процесс мероприятий, способствующих формированию культуры питания и осознанию роли здорового питания в жизни человека.
Полученные результаты:
1.Проведение цикла тематических часов общения «Уроки здорового питания».(классные руководители»
2.Проведение цикла тематических часов общения «Уроки здорового питания».(классные руководители».
3) Выставка лучших работ рисунков «Мы за здоровое питание».
4) Включение бесед о здоровом питании в уроки окружающего мира.
5) Включение интерактивных мероприятий внеурочной деятельности по здоровому питанию во время классных часов. (Квест-игра, викторины, агитбригады, конкурсы)
6) Просмотр видеороликов «Пирамида питания», «Что такое рациональное питание?».
7) Общешкольные родительские собрания «Рациональное питание младших школьников» (онлайн), «Реализация проекта Здоровое питание от А до Я» (очное).
8) Краевые детские конкурсы по ЗОЖ:
1) «Мое здоровое лето» - диплом 2 степени.
2) «Стиль жизни – здоровье» - итоги в конце апреля.
А) Видеоролик «Я за ЗОЖ»
Б) Плакат «Овощи и фрукты - кладовая здоровья».
9) Детские учебные проекты «Здоровое питание».
По итогам второго года обучения обучающиеся знают основные правила питания и особую роль витаминов в питании, знают о необходимости разнообразия продуктов для здоровья человека. На данном этапе ученики начальных классов достаточно хорошо соблюдают санитарные нормы и гигиену питания, могут приготовить простейшие витаминные салаты, находить данные о калорийности продуктов на упаковке товаров.
Учебная деятельность школьников в рамках проекта строится по следующим блокам: правила питания, рацион питания, режим питания, разнообразие питания, этикет, традиции и культура питания, культура питания.
Во внеурочное время и во время проведения уроков окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, русского языка, физической культуры, учитель вместе с детьми проводит исследовательскую работу по различным темам, организует экскурсии, дети оформляют рисунки и плакаты по правилам правильного питания, выполняют практические работы, проводят и принимают участие в конкурсах разного уровня, касающиеся здоровья человека, экологии человека и здорового питания. Все это позволяет сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №21 реализует различные модули. Важное значение имеет модуль «Экологическая культура», приоритетным направлением которого является реализация проектов разного уровня: федеральный проект «Здоровое питание от А до Я», институциональный проект «Здоровое питание школьников», краевой «Школа – территория здоровья».
Работа в воспитательной деятельности дает большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребенка – индивидуальную или групповую. В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм и привычка здорового питания. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в мероприятиях данного проекта.
Учебная деятельность школьников в рамках проекта строится по следующим блокам: правила питания, рацион питания, режим питания, разнообразие питания, этикет, традиции и культура питания, культура питания.
Данная работа по реализации проекта «Здоровое питание школьников» способствует развитию коммуникативных навыков, творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
Приложение
«Отчет реализации проекта «Здоровое питание школьников»
Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
· формировать у школьников знания о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
· формировать навыки правильного питания, как составляющей части здорового образа жизни;
· формировать и развивать представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
· способствовать освоению практических навыков рационального питания;
· формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, способствовать осознанию того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
· развивать творческие способности и кругозор у детей, их интерес и познавательную деятельность;
· пробуждать интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем;
· расширять знания об истории и традициях своего народа и культуре и традициях других народов;
· развивать коммуникативные навыки у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
· просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Формы работы: сюжетно-ролевые игры, мини-проекты, экскурсии, наблюдения, квест-игра, викторина, творческие конкурсы, научно-исследовательские работы, ученические проекты, индивидуальные и групповые занятия, коллективная работа, совместная работа с родителями.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, творческий, поисковый, проектный, практический.
Работа осуществлялась в следующих направлениях: классные часы и беседы о здоровом питании; уроки ЗОЖ, проекты «Здоровое питание» и ЗОЖ, уроки «Экология человека», «Экология как наука и мировоззрение»; конкурсы «Здоровое питание», «Экология человека», «ЗОЖ»; научно-исследовательские работы; работа с родителями.
Классные часы и беседы о здоровом питании
1 «в» класс – практическое занятие «Правила этикета»,
классный руководитель – Летова Т.А. Охват 30 человек.
Цель: формирование у младших школьников основных правил этической культуры за столом, сервировки стола, развитие нравственно-эстетических качеств.
На занятии дети познакомились с правилами этикета за столом, учились правилам пользования столовыми приборами.
|
|
2 «Б» класс - час общения «Хлеб всему голова»,
Классный руководитель: Тур О.А.
Час общения «Хлеб всему голова»
Цель: Дать представление о традициях русского народа в употреблении в пищу хлеба. Разговор о правильном употреблении хлебобулочных изделий.
Формы работы:
1. Конкурс плакатов о бережном отношении к хлебу.
2. Рассказ учителя о хлебе, как традиционном блюде русского народа.
3. Пословицы о хлебе в народном творчестве.
4. Сообщения детей о разнообразных хлебобулочных изделиях (с показом).
5. Обсуждение по вопросу: какие хлебобулочные изделия, как и в каком количестве лучше употреблять в пищу.
3 «В» класс - квест - игра «Секреты здорового питания»,
классный руководитель: Попова М.С.
Цель: формирование у детей представления о правильном питании, как основе здорового образа жизни.
На уроке технологии, выполняя аппликацию, ребята приготовили консервированные фрукты и овощи. Родители приняли участие в подготовке квест-игры: принесли свежие овощи и фрукты для занятия. Общение одноклассников и практическая работа явились кульминацией классного часа. Ученики оценили полезные витамины, приняли участие в квест-игре «Секреты здорового питания». Были определены знатоки здорового питания.
3 «Б» класс – викторина «Знатоки правильного питания»,
классный руководитель: Коковина Е.А.
Цель: формировать у учащихся понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании, создать твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья.
Вместе с учителем обучающиеся 3 «б» класса ответили на вопросы, что означает «правильное питание», какие продукты полезные, а какие представляют опасность для нашего здоровья. Определены лидеры игры.
3 «г» класс – кл.руководитель: Филатова Л.Н.
Урок технологии «Витаминные компотики» с использованием здоровьесберегающих технологий. Ученики узнали, какие витамины есть во фруктах, как готовить компот, как ухаживать за деревьями, чтобы снимать осенью большой и витаминный урожай, а также узнали многое о фруктах, растущих в нашем крае.
|
|
Участие в проектах
1 «Б» класс - ученический проект «Здоровые продукты для здоровых зубов», классный руководитель: Нелюбина И.И.
Цель: развитие познавательных интересов, творческих способностей детей в разрешении проблемной ситуации, формирование у детей культурно- гигиенических навыков по уходу за зубами. Выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.
|
|
4 «д» класс, проект «Секреты здоровья»,
классный руководитель: Гребнева О.А.
Актуальность проекта: повышенный уровень заболеваемости детей в связи с резко изменяющимися климатическими условиями нашего региона, неправильное питание, недостаточное содержание фтора в воде, малоподвижный образ жизни, несоблюдение режима дня – ведёт к ухудшению здоровья человека. Изучив все секреты здоровья, ребята смогут укрепить и сохранить своё здоровье. Здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека. Цель проекта: составить рекомендации по сохранению и укреплению здоровья в виде банка мультимедийных презентаций и творческих работ обучающихся.
|
|
Краевой конкурс – проект «Мое здоровое лето» -
приняло участие 4 обучающихся - диплом 2 степени. Охват – 9 человек.
Цели: Развитие добровольчества, формирование культуры здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, приобретение молодежью опыта проектной деятельности.
активизация общественно-значимой деятельности учащихся,
объединений и молодёжных общественных организаций Пермского края по
формированию здорового образа жизни и просвещению населения;
развитие социальной активности у детей и
молодежи;
формирование у подрастающего поколения
представления о здоровье как главной ценности жизни, о правилах здорового
образа жизни.
Институциональный конкурс инсценировок «Академия здорового питания» - участники: обучающиеся 3-4 классов. Охват – 80 человек.
Цель: передача событий и действий в форме театрализации, пропаганда здорового питания и здорового образа жизни.
|
|
Институциональный конкурс «Пирамида питания»
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания, разработать принципы здорового питания через моделирование «Пирамиды здорового питания», нарисовать свою пирамиду питания. Охват 163 человека.
|
|
Принимая участие в конкурсе «Пирамида питания», обучающиеся смогут сделать выбор в пользу правильного питания, оценивать и составлять свой режим питания. Полученные знания помогут детям ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
Институциональный конкурс рисунков «Мы за здоровое питание. Мы за ЗОЖ». Охват 55 человек.
Цель: формирования культуры и навыков здорового питания и здорового образа жизни, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через изобразительное искусство.
Ребята представили на конкурс 37 работ. Было много победителей и призеров! Поздравляем ребят и классных руководителей. Все участники конкурса были награждены дипломами и сертификатами, а организаторы конкурса и члены жюри – благодарностями.
Научно-исследовательские работы
1. Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ окружающей среды:
1) Курт Николай «Лук от семи недугов лечит» - сертификат.
2) Анисимов Лаврентий «Ягода –малина» - сертификат.
2. Муниципальный конкурс НОУ «Территория талантов»:
1) Кузнецов Александр «Сортировка мусора – эффективный способ защиты экологии» - 3 место.
2) Курт Николай «Лук от семи недуг» - участник.
3) Анисимов Лаврентий «Ягода-малина для здоровья и мечты» - 3 место.
4) Запевалова Александра «Вы блиночки мои» - 1 место.
5) Нефедов Тимофей «Нужны ли яблоку ежу» - 2 место.
6) Плотникова Диана «Здоровый образ жизни как условие успеха в будущем» - участник.
Работа с родителями и детьми
1) Знакомство с презентацией о здоровом питании. Просмотр через группы классов ВК. Охват 300 человек.
2) Анкетирование обучающихся. Тест «Правильно ли ты питаешься?» Охват – 150 человек.
3) Профилактические беседы для родителей при работе с детьми «Кто курит табак, тот сам себе враг». Охват 412 обучающихся.
4) Осенняя и весенняя ярмарка. Охват 700 человек.
5) Общешкольный родительский комитет с одним из вопросов «Здоровое питание школьников» (Апрель, 2022).
6) Презентация для родителей «Разговор о правильном питании в группах класса и на сайте школы.
7) Посещение школьной столовой родителями. (Февраль, 2022).
Здоровое питание – школьное питание
Общешкольный родительский комитет во главе с председателем, Козюковым В.В. систематически организуют выходы в школьную столовую с целью проверки качественного горячего питания школьников.
В феврале группа родителей посетила школьную столовую в начальном корпусе нашей школы. Родители были ознакомлены с 10-дневным меню, бракеражным журналом, сняли пробы блюд, наблюдали за детьми во время обеда. Родители поняли, что организация полноценного горячего питания является сложной задачей, с которой повара очень хорошо справляются. Они отметили, что блюдо было вкусным и горячим, в основном все ребята съели обед, а вот компот пьют далеко не все дети.
Были даны советы: хлеб давать на 2 тарелки, классным руководителям проводить беседы с детьми о важности горячего питания в школе, а с родителями – о включении в домашнее питание каш, супов, компотов и другое.
Участие куратора в мероприятиях ЗОЖ:
1) ПДС «Актуальные проблемы ФГОС НОО» - выступление по теме «Здоровьесберегающие технологии работы с обучающимися и их родителями в рамках работы кружка «Растишка» - Попова М.С.
2) Муниципальный семинар классных руководителей и социальных педагогов «Безопасность школьников» - выступление «Физиологическая безопасность. Здоровое питание школьников» - Попова М.С.
3) Муниципальный конкурс видеороликов «Быть здоровым - здорово», номинация «Семья и школа – вместе сохраним здоровье ребенка», Попова М.С., 3 место.
4) Муниципальный конкурс видеороликов «Быть здоровым - здорово», номинация «Здоровье – энергия и радость жизни», Попова М.С., участник.
5) Отчет в Управление образования «Практика ЗОЖ. Здоровое питание».
6) Участие в общешкольном родительском комитете по вопросам реализации проекта «Здоровое питание школьников».
По итогам второго года обучения обучающиеся знают основные правила питания и особую роль витаминов в питании, знают о необходимости разнообразия продуктов для здоровья человека. На данном этапе ученики начальных классов достаточно хорошо соблюдают санитарные нормы и гигиену питания, могут приготовить простейшие витаминные салаты, находить данные о калорийности продуктов на упаковке товаров.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.