ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступает необходимость формирования общих и профессиональных компетенций.
Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленный из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.
Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно - компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных видов и форм организации обучения. Деятельностный подход, как комплекс современных преобразовательных средств, сегодня все шире используется во многих сферах социальной практики и постепенно приходит на смену теряющему свои главенствующие позиции естественнонаучному подходу.
Практико-ориентированное обучение позволяет развивать познавательные потребности студентов, обеспечить функционирование знаний в мышлении студентов, организацию поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса, формирует у студентов понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития. Студент непосредственно знакомиться с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, оценивает уровня своего профессионализма и активность позиции, готов организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
Первый этап - адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес студентов к изучаемому материалу. Поэтому стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными.
Второй этап - выполнение лабораторно-практических работ, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.
Третий этап - непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной и производственной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Практико-ориентированный подход к обучению способствует формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.
Литература
1. Канаева, Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий / Т.А. Канаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 12(20). - С. 3-6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru
2. Солянкина, Л.Е. Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетентности специалиста в практикоориентированной образовательной среде [Текст] / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1. - С. 42-46]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.