Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
бюджетное учреждение Ханты-мансийского автономного округа – Югры
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
«На Калинке»
Практико-ориентированный проект
социальной реабилитации детей с девиантным поведением
«Лада»
Воспитатель-разработчик: Аникина Галина Алексеевна
г. Сургут
2013
1. Краткая аннотация проекта.
Практико-ориентированный проект «Лада» создан с целью коррекции девиантного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, и формирования у них социальной ответственности. Наиболее благоприятным возрастом воспитания социальной ответственности является подростковый, так как это сензитивный период в формировании социальных и нравственных качеств личности. Воспитание социальной ответственности подростков - это целенаправленный процесс создания условий для социального взросления личности, в процессе которого происходит приобщение к социальным и духовно – нравственным ценностям общества, освоение позиции члена коллектива, развитие способности оценивать последствия и результаты собственных действий для себя и других. В отделении социальной реабилитации детей с девиантным поведением находятся дети, нравственная мотивация которых определена больше эгоистической, чем альтруистической характеристикой. Это выражается нарушениями этики поведения. Предполагается, что участие воспитанников в проекте изменит их отношение к жизненным ценностям в положительную сторону.
2. Обоснование необходимости проекта.
За последние десятилетия в нашей стране наблюдается кризис общественного сознания, выражающийся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодёжной сфере. «Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идёт усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций». [16] Общество, обнищавшее нравственно, может взрастить только себе подобное поколение – бездуховных, циничных, физически нездоровых людей. Особенно ярко проявляется это в среде неблагополучных семей. Дети, растущие в условиях нестабильности, криминала и насилия, взрослеют быстрее, рано становятся самостоятельными. Поведение таких детей, как правило, неадекватно возрасту и асоциально. Дети из неблагополучных семей, социальные сироты искажённо воспринимают окружающий мир в силу собственных жизненных установок, направленных на выживаемость. Подростки, определённые в детские приюты и Центры, как правило, имеют девиантное поведение, требующее коррекции. Нравственное воспитание может быть сформировано в человеке самостоятельно, но не в этом случае. Здесь требуется целенаправленная система мер и создание условий для духовного роста юного гражданина. Педагогам необходимо направлять все усилия для коррекции морально-этических ценностей. Интериоризация психических процессов у детей с девиантным поведением должна строиться на альтруистической мотивации. Это залог успешной социализации контингента, проживающего в отделении реабилитации детей с девиантным поведением. Это соответствует Постановлению Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 сентября 2012 г. N 357-п "О Стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы", (п.7 «Участие детей в общественной жизни ХМАО – Югры и в реализации Стратегии). Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних является одной из задач этого закона (ст.2, п.1). О работе по профилактике безнадзорности и правонарушений говорится и в ст.5, п.3 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3. Цели и задачи проекта.
Духовное воспитание способствует появлению и проявлению в человеке внутреннего желания и стремления к жизни по-совести, человеколюбию, самосовершенствованию и взаимопомощи.
Через обогащение понятийного словаря детей к формированию у них позитивного стиля общения, далее - к этическому поведению – такова цепочка деятельности воспитателя в проекте. У детей должно появиться внутреннее влечения к добру, справедливости, благородству и глубокому пониманию их необходимости.
Проект социальной реабилитации подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами межличностного общения «Лада» направлен на формирование, прежде всего, их духовного самосознания и осознанного убеждения в правильности своего поведения, в соответствии с моральными нормами общества.
Цель: Формирование духовного самосознания воспитанников через создание условий для позитивного взаимодействия средствами межличностного общения.
Задачи:
· сформировать нравственную мотивацию,
· откорректировать жизненные ценности,
· воспитать этическое поведение.
4. Содержание воспитательного процесса.
• Мероприятия по духовному воспитанию.
• Знакомство с истоками мудрости мировой культуры.
• Освоение воспитанниками социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.
• Формирование нравственной направленности личности каждого ребёнка.
• Развитие творческой активности детей.
В проекте предложены формы работы со словом – это разнообразные дидактические и развивающие средства, в том числе исследовательские. Мероприятия призваны способствовать духовному развитию подростков. Стержнем занятий являются дискуссии, как вербальные средства межличностного общения.
По своей организации занятия могут быть как индивидуальными, так и подгрупповыми.
Кроме этого, в проекте предложены к использованию: подборка материалов духовной направленности из книг духовного, религиозного, психологического и светского содержания, авторские разработки содержательной части методики рефлексии «У зеркала», дискуссий «Веер суждений», «Конверт откровений», «Девичьи посиделки», созданные автором стихи.
В проекте также предложена схема перспективного планирования занятий на 3 года. Структура занятий представлена несколькими блоками.
Главное при взаимодействии с детьми - создать условия для размышления, способствовать созданию позитивных установок, научить взаимопониманию.
Воспитатель является равноправным участником дискуссий. Он вправе делиться своими впечатлениями, раздумьями, переживаниями. Этот приём и осторожно заданные детям вопросы призваны создать обстановку доверительного контакта.
Роль педагога заключается в том, чтобы ненавязчиво, незаметно вывести из сознания ребёнка давно знакомое слово с тем, чтобы глубже раскрыть его смысл. Принимаются все позитивные варианты рассуждений, приветствуются творческие подходы, используются современные подходы в толковании современных слов русского языка на основе древних славянских корней.
Исследовательская деятельность, предусмотренная в работе со словом, призвана разбудить у ребёнка познавательную активность. Однако дети знакомятся и с вариантами, представленными в толковых словарях Ожегова, Даля и современных исследователей, например, Елисовецкого Р.
Игры ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) научат способам осознанного употребления слов родной речи.
Инсценировки используются в качестве и обогащения кругозора детей, и повышения двигательной активности на занятии.
Индивидуальные и подгрупповые занятия в Литературном кружке позволяют детям раскрыть свои способности в литературной деятельности. Стихи, созданные детьми, использовались для поздравительных газет в праздничные дни.
Организованные формы обратной связи научат детей правильно вести дискуссию, признавать право собеседника на личную точку зрения, научат аргументировать свою позицию, актуализировать свой внутренний мир через самоанализ и суждения окружающих.
Цель воспитателя – научить ребёнка более ответственно подходить к своим высказываниям, чётко формулировать свои мысли.
Направленность содержательного материала проекта имеет духовную основу. Мероприятия, предусмотренные в проекте, разработаны с учётом потребностей детей подростково-юношеского возраста в поиске смысла жизни и своего места в ней. Содержание мероприятий даёт возможность воспитанникам высказать свою точку зрения, выразить своё отношение к окружающему миру, реализовать свою потребность в личностном самоопределении. Ребёнку даётся право рассуждать, делать умозаключения, выводы. У детей формируется критическое мышление.
5. Методы организации работы в проекте:
методы |
приёмы |
формы |
Метод активного обучения |
1. Исследование слова 2. Эвристическое собеседование 3. Инсценирование 4. Дидактическая игра 5. Упражнения на релаксацию 6. Обсуждение фильмов 7. Визуализация информации |
1. Мероприятия · Подгрупповые · Индивидуальные
2. Просмотр фильмов · Коллективный · Индивидуальный 3.Совместное оформление стенда «Духовная культура» |
Метод формирования позитивного взаимодействия |
1. Практическая творческая деятельность 2. Поручения 3. Коллективная деятельность |
1. Литературный кружок 2. Мастер-классы 3. Создание презентаций и фильмов в программах: Power Point, Movie Maker 2. Волонтёрство 3.Серия командных игр «Пойми меня» |
Метод обратной связи |
1. Рефлексия 2. Дисскутирование 3. Интимно – личностное общение |
1. «У зеркала» 2. «Веер суждений» 3. «Конверт откровений» 4. «Девичьи посиделки» |
Методы и формы работы по достижению цели и задач проекта соответствуют возрасту целевой группы. В основе проекта лежат педагогические принципы: последовательности и доступности (от простого к сложному), смены видов деятельности (умственная работа сменяется двигательной) и разнообразия форм деятельности на мероприятиях. Деятельность в проекте построена с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей с девиантным поведением (применение косвенных методов активизации, опора на признание успехов в деятельности, дифференцированный подход - дозирование нагрузки, индивидуальный подход). Коррекция жизненных ценностей происходит опосредованно. Межличностное взаимодействие на мероприятиях проходит на основе принципов сотрудничества, совместных действий и осмысленности. На мероприятиях идёт процесс формирования самостоятельно мыслящего человека. Мероприятия построены аналогично структуре уроков по развитию критического мышления учащихся школы. Так же, как в первой фазе урока, во время мероприятия проходит процесс познания изучаемой темы, выдвижение гипотез, применение толковых словарей, организация подгрупповых взаимодействий, «мозговой штурм». Затем организуется активная работа с информацией, сопоставление изучаемого материала с уже известными данными, мнениями. На уроке проходит фаза осмысления новой информации. В проекте «Лада» - эта работа направлена на воспитание детей. В психологии это называется «переживанием эффекта приобретения». В третьей части урока, наступает фаза – рефлексия. После мероприятия также продолжается процесс осмысления темы.
В процессе мероприятий и дискуссионных форм межличностного общения соблюдаются условия: уважение к личности ребёнка, принятия разных точек зрения, учёт индивидуальных особенностей воспитанников.
Информация о проекте «Лада» распространяется в отделении, Центре «На Калинке» и в интернете посредством
· выступления автора проекта на методических объединениях и методическом советах с докладами и презентациями, в том числе, практически (проведение исследований), мультимедийно (видео фильмы и слайды),
· проведение открытых мероприятий в отделении социальной реабилитации детей с девиантным поведением,
· предоставление конспектов занятий «Зависимость», «Сдержанность» в УВД Г.Ханты-Мансийск для участия в Акции «Югра против наркотиков» (2011 г.),
· предоставление материалов и конспектов занятий «Культура речи», «Лаборатория алхимика» для участия в общероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» (2011 г.).
6. Ресурсы:
Кадровые |
Воспитатель – автор - руководитель и исполнитель проекта Воспитатели других групп – исполнители, помогают организовывать детей на подгрупповые занятия. Педагог дополнительного образования по духовному воспитанию – консультирует, производит обмен видеоматериалами. Психолог – помогает подобрать и проанализировать диагностический материал, работает по запросу воспитателя. Старший воспитатель – осуществляет контроль за реализацией проекта. |
Материально технические |
Персональный компьютер, сканер, принтер, канцтовары, интернет - сайт «Русская вера», портал славянской ведической культуры. |
Информационные |
• Методические объединения бюджетного учреждения «ЦПДОПР «На Калинке» • Интернет – портал «Первое сентября» - фестиваль педагогических идей «Открытый урок» • Акция УВД г. Ханты-Мансийска «Против наркотиков». |
Методические |
· Разработки занятий (27). · Разработки форм - «Веер суждений» (9), - «Конверт откровений» (9), - «Девичьи посиделки» (9). · Разработки мероприятий по развитию рефлексии «У зеркала» (9). · Стихи для духовного воспитания. · Материалы для стенда «Духовная культура». |
7. Партнёры для работы в проекте.
Педагог дополнительного образования по духовному воспитанию и психолог отделения организуют взаимодействие с учреждениями.
Партнёры |
План взаимодействия |
Период взаимодействия |
Центр помощи семье и детям «Юнона» |
1.Проведение диагностики по профориентации
|
В течение деятельности в проекте. |
2. Консультирование. |
По выбору методов коррекции. |
|
3.Организация детей на тренинги, диагностику и сеансы релаксаций. |
По плану психолога. |
|
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» |
1.Организация детей на проведение мероприятий в рамках проекта, в том числе, концерты духовной музыки, христианские праздники. |
Согласно плану, в рамках проекта.
|
2.Консультирование с целью организации коррекционной работы. |
По мере необходимости.
|
|
3.Обмен мнениями в целях поиска путей коррекции в детях нравственной мотивации. |
По мере необходимости. |
8.Целевая аудитория – воспитанники отделения социальной реабилитации детей с девиантным поведением: юноши и девушки от 14 до 18 лет, выразившие желание участвовать в предложенных проектах и мероприятиях. Мониторинг участия в проекте осуществлялся на группе девушек (6 человек), согласившихся принять участие в диагностировании. Статус девушек - круглые сироты (1) и социальные сироты (5).
За прошедшие пять лет в группе девушек проходили реабилитацию 19 воспитанниц. Пятнадцать из них приняли участие в проекте социальной реабилитации «Лада», из них 6 человек – на протяжении 3 лет. (Среди них одна девочка с патологическим девиантным поведением.)
Их девиация проявилась в дезориентации в новых, не привычных для них, социальных условиях. Наработанные за предшествующий период жизни привычные способы поведения (коммуникационные, ролевые и т.п.) потеряли свою эффективность, а новые способы в поведенческом арсенале еще не выработались. Симптомами девиации были: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований учреждения:
· Неуспеваемость в школе, нежелание учиться 72 %
· Неуважение старших 64 %
· Конфликтность, грубость 66 %
· Употребление в речи нецензурных выражений 75 %
Некоторые из воспитанниц, переходя из приюта в приют, меняли школы, прогуливали уроки. Две девочки были на повторном обучении (в 5 классе и 7 классах), две были на домашнем обучении. Одна девочка инвалид 2-й группы по зрению, одна – учащаяся школы восьмого вида.
Не имевшие должного родительского контроля над образованием, дети, придя в государственное учреждение, часто сознательно отказывались от обучения в школе, т.к. не считали это необходимостью.
Диагностические данные на момент нахождения девочек в проекте показывали следующие результаты:
· 50 % считали, что совесть, долг и честь как морально-этические ценности на сегодняшний день утратили своё значение, поэтому «цель оправдывает средства»;
· 42 % не доверяли окружающему миру, т.к. любовь, бескорыстная помощь, сопереживание на сегодня тоже потеряли свою ценность;
· у одной трети опрошенных внутренняя установка на то, что усматривать в явлениях окружающей жизни проявление сил «добра» и «зла» примитивно (27 %), а 10% детей не поняли, о чём шла речь;
· 51 % посчитали людей, анализирующих своё и чужое поведение, слабохарактерными и неуверенными в себе людьми.
9. Этапы реализации проекта.
|
Основные мероприятия |
Сроки |
результат |
1 |
Исследование личности подростка, изучение материалов по теме, подбор материалов в помощь педагогам, приложений к мероприятиям, разработка структуры мероприятий, создание примерного перспективного плана работы |
май – сентябрь 2008 г |
• Подготовлена структура мероприятий.
• Подобраны статьи по теме проекта.
• Создан перспективный план мероприятий.
• Разработаны мероприятия обратной связи (4 формы)
• Проведены отбор и классификация материалов для информационного стенда «Духовная культура»
• Создана подборка стихов для духовного воспитания подростков
• Подобраны источники в помощь педагогам |
2. |
Подготовка конспектов и проведение мероприятий
|
сентябрь 2008 – сентябрь 2012 |
• Разработано 27 конспектов мероприятий. • Получен диплом всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» |
3. |
Подведение итогов реализации проекта |
Декабрь 2011- сентябрь 2012 |
Опубликованы в интернете конспекты 2 занятий, стихи, сценарии игр; оформлены в сборники материалы мероприятий, разработки дискуссий, стихи, сценарии игр. |
Перспективный план мероприятий
по проекту духовного воспитания «Лада» (на 3 года)
1-й год |
Название |
Сентябрь |
Культура речи. |
Октябрь |
Радость. |
Ноябрь |
Умный, разумный, благоразумный. |
Декабрь |
Добро и зло. |
Январь |
Плохой, хороший человек. |
Февраль |
Уважение. |
Март |
Зависимость. |
Апрель |
Честь и достоинство. |
Май |
Счастье. |
2 –й год |
Название мероприятий |
Сентябрь |
Здоровье. |
Октябрь |
Духовность и бездуховность. |
Ноябрь |
Законы физики- законы отношений. |
Декабрь |
Добродетели. |
Январь |
Сдержанность. |
Февраль |
Равновесие. |
Март |
Скромность. |
Апрель |
Совесть. |
Май |
Справедливость. |
3-й год |
Название мероприятий |
Сентябрь |
Ценности. |
Октябрь |
Семья. |
Ноябрь |
Послушание. |
Декабрь |
Помощь |
Январь |
Благодарность. |
Февраль |
Красота. |
Март |
Милосердие. |
Апрель |
Самосовершенствование. |
Май |
Мысль материальна. |
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Синонимы нравственности – мораль, этика. Ответственное социальное поведение – это то – же, что морально – этическое поведение. Социальную ответственность можно характеризовать с разных позиций, как: внешнюю, внутреннюю, индивидуальную и коллективную.
Социальная ответственность выполняет многообразные функции:
· ценностно-ориентирующую (ориентирует в нормах, ценностях, традициях общества, комплекс),
· преобразующую (способствует преобразованию знаний в убеждения, систему взглядов на мир и своё место в нём),
· нормативно – регулирующую (выражает нравственные отношения, комплекс моральных требований и способов регуляции поведения в данном обществе).
Таким образом, говоря о духовном росте человека, мы можем говорить, в том числе, об уровне сформированности в нём социальной ответственности.
Ожидаемые результаты в проекте:
· Изменение взгляда детей на жизненные ценности в сторону морально этических на 30%
· Увеличение перевеса нравственной мотивации в сторону альтруистической направленности на 30%
· Улучшение поведения на 30%
Исходя из этого, для диагностирования внутреннего мира воспитанников в проекте «Лада» были выбраны следующие методики:
· «Диагностики нравственной воспитанности» лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2006 г. Пол рук. А.И.Шемшуриной. Показателями являются результаты нравственной воспитанности, этики поведения, отношение к жизненным ценностям, нравственная мотивация. Методика проведения включает в себя анкетирование и тестирование по темам. Опросник ДУМЭОЛП – диагностика морально – этической ответственности личности. (Методика Марлоу-Крана, шкала социальной ответственности (К.К.Муздыбаева), опросник субъективной трудности (Д.А.Леонтьев).
Ориентирами в выборе методик послужили следующие факторы:
· надёжность и валидность методов,
· возможность получения максимального объёма информации о воспитаннике при оптимальном времени на проведение и обработку результатов.
Выбор разных методик на входе и выходе определён отсутствием у авторов перечисленных методик, возрастных показателей, отсроченных по времени на период от 5-7 классов до 11 класса.
Параметры вышеперечисленных методик были проанализированы по показателям и соотнесены между собой следующим образом:
|
Нравственная воспитанность |
Морально-этическая ответственность |
1 |
Нравственная самооценка |
Рефлексия на морально-этические ситуации |
2 |
Этика поведения |
Интуиция в морально-этической сфере |
3 |
Отношение к жизненным ценностям |
Морально-этические ценности |
4 |
Нравственная мотивация |
Альтруистические эмоции |
Основанием для соотнесения послужили выводы из диссертации Бровченко А.К. «Зависимость формирования направленности личности в процессе интериоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте» (2004 г.) При определении нравственной направленности одной из её характеристик представлена мотивационная характеристика как эгоистическая и альтруистическая мотивация.
В частности, об альтруизме говорится, как об основе нравственной деятельности, а о гипертрофированном эгоизме, как об основе отклоняющегося поведения. Автор диссертации ссылается на работы в этой области Г.Селье, А. Шопенгауэра, С.Г. Якобсон, С.Ф. Анисимова, К.Афанасиадис и других учёных. Автор утверждает, что альтруизм как нравственная мотивация является основой нравственной воспитанности.
Из «базиса Юнга» о дихотомиях можно вывести параллель между интуитом и этиком, в характеристиках которых упоминается их обращение к собственному опыту и эмпатии при выборе стратегии поведения. Что же касается соотнесения других параметров, то это видно из названий и характеристик, которые их определяют.
Данные качественных изменений были занесены в сводную таблицу показателей.
|
Нравственная воспитанность (методика А. Шемшуриной) |
уровень |
% |
Морально-этическая ответственность (ДУМЭОЛ) |
уровень |
% |
1 |
Нравственная самооценка |
Н
С В |
16
64 16
|
Рефлексия на морально-этические ситуации
|
Н
С
|
16
80 - |
2 |
Этика поведения |
Н
С В |
48
48 - |
Интуиция в морально-этической сфере |
Н
С В |
32
64 - |
3 |
Отношение к жизненным ценностям |
Н
С В |
16
64 16 |
Морально-этические ценности |
Н
С В |
-
80 16 |
4 |
Нравственная мотивация |
Н
С В |
64
32 - |
Альтруистические эмоции |
Н
С В |
-
96 - |
Анализ показателей выявил улучшение по всем показателям. Кроме этого выявлена тенденция уменьшения и исключения низкого уровня и увеличение среднего. Эффективность работы по параметрам составила:
· Этика поведения улучшилась на 16 %
· Отношение к жизненным ценностям улучшилось на 32 %
· Нравственная мотивация улучшилась на 64 %
Данные мониторинга сформированности социальной ответственности были выведены по уровням. С целью выявления динамики изменений, показатели по методике Шемшуриной А.И. и ДУМЭОЛ были усреднены.
уровни |
На входе |
На выходе |
эффективность |
низкий |
33,2 % |
8,2 % |
< 25 % |
средний |
54,2 % |
83,6 % |
> 29,4 % |
высокий |
8,2 % |
8,2 % |
0 |
Вывод: показатели социальной ответственности воспитанниц отделения были улучшены в среднем на 27 %
В работе по проекту постоянно отслеживалась динамика изменений в показателях, определённых мониторингом во время наблюдений, анкетирования и тестирования, в начале, в промежуточный период и на выходе.
Мониторинг обследований и наблюдений за поведением детей группы (6 человек) отделения социальной реабилитации детей с девиантным поведением проводился на протяжении четырёх лет периодически. В мониторинге отслеживались следующие параметры:
· учебная деятельность
1. нежелание учиться,
2. неуспеваемость,
3. трудности в усвоении программ;
· взаимоотношения со сверстниками:
4. пренебрежительное отношение,
5. дезорганизатор;
· взаимоотношения с сотрудниками:
6. конфликтность,
7. грубость,
8. неуважение;
· проведение свободного времени:
9. курит,
10.употребляет алкоголь,
11.непосещение занятий,
12.непосещение кружков, других мероприятий;
· поведение и поступки:
13.нецензурная брань,
14.порча имущества,
15.драки;
· отношение к труду:
16.отрицание труда,
17.недобросовестность,
18.невыполнение обязанностей,
19.отсутствие навыков самообслуживания соответствующих возрасту.
Промежуточная диагностика проводилась в 2009, 2010, 2011 гг. и конечная – в 2012 г.
Данные промежуточных диагностик учитывались при составлении индивидуальных планов коррекции поведения девушек ежегодно. Дети привлекались также к участию в мероприятиях отделения и учреждения, вовлекались в творческие практические мероприятия в качестве активных участников.
Показатели качественных изменений в поведении воспитанниц представлены в таблице. Основанием для составления таблицы явились разработки Волгоградского центра гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», 1999 г.
Эффективность работы в проекте просчитывалась по показателям ежегодно. В 2009 году ухудшились показатели по параметрам «этика поведения» и «взаимоотношения со сверстниками» в связи с появлением новой воспитанницы.
Средняя эффективность работы по данным динамического показателя составила 57 %
|
параметры |
Динамический показатель |
||
2008 |
2012 |
|
||
1 |
Наличие мотивации к получению образования |
26,6 |
94 |
64 |
2 |
Позитивные взаимоотношения со сверстниками |
50 |
100 |
71,6 |
3 |
Позитивные взаимоотношения с сотрудниками |
10 |
69,4 |
44,2 |
4 |
Рациональная организация свободного времени |
15 |
77 |
47,13 |
5 |
Этика поведения |
36,6 |
90 |
53,4 |
6 |
Положительное отношение к труду |
30
|
89,5 |
58,48 |
|
Средние показатели: |
28 |
86,6 |
56,4 |
Через три года нахождения в проекте 6 -ти человек, выявлены следующие результаты:
из данных обследования и наблюдений:
· поведение и поступки изменились к лучшему на 53,4 %;
из данных анкетирования:
· нравственная мотивация улучшилась на 64 %
· отношение к жизненным ценностям улучшилось на 32%
Ориентируясь на полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод:
проделанная в проекте работа оказала положительное воздействие на изменения социальной ответственности детей. Проект может быть применён в работе и с другими воспитанниками отделения социальной реабилитации детей с девиантным поведением.
В результате работы в проекте были созданы:
· конспекты мероприятий (27),
· сборник стихов по духовному воспитанию,
· сборник сценариев командных игр «Пойми меня»,
· стихи воспитанников – результат работы Литературного кружка,
· учебные проекты детей – воспитанников: «Юриспруденция», «Профессия воспитатель»,
· материалы по организации творческой смены летнего лагеря «Город Надежд»,
· прошёл апробацию проект по профориентации воспитанников отделения детей с дивиантным поведением «Смотрим в будущее»,
· началась работа в проекте «Будущая мама» - подготовка девочек к семейной жизни (проект запущен в 2012 г.),
· подготовлен к презентации проект «Здоровая семья» - реабилитация всех членов семьи на ранней стадии неблагополучия,
Были разработаны материалы по новым формам
· «Веер суждений» (9),
· «Конверт откровений» (9),
· «Девичьи посиделки» (9),
· рефлексия «У зеркала» (9).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
За занятия «Культура речи», «Лаборатория Алхимика» получены: диплом за предоставление материалов на общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и диплом лауреата за участие в конкурсе «Презентация к уроку» в рамках фестиваля. За участие в общероссийском фестивале «Портфолио» две девочки группы отмечены дипломами участника и лауреата, руководитель – дипломом за руководство и дипломом лауреата.
Работа по проекту будет продолжена и применена на других детях, поступающих в группу и отделение СРДДП (отделение социальной реабилитации детей с девиантным проведением). В проект будут внесены дополнения для обогащения знаний детей и для самообразования других воспитателей отделения. С этой целью идёт подбор видеоматериалов и литературных источников, знакомящие с историей развития письменности на Руси, видеоклипов духовного содержания и других мультимедийных материалов, в том числе созданных воспитанниками.
Источники.
1. Архимандрид Никифор Библейская энциклопедия – Репринтное издание. – М.: ТЕРРА, 1990
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета канонические. Можайский полиграфический комбинат. 1994.
3. Бровченко А.К. Проблема нравственного развития и социализации личности. - Вестник Харьковского университета. – Харьков, ХНУ, 2004.-№615.
4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. : 5 – 11 классы. - М.: ВАКО, 2006. – 224 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Вень Александр. Заговори, чтоб тебя увидели.101 секрет успешного общения. – СПб: Питер, 2010. – (Серия «Сам себе психолог»)
6. Грани Агни Йоги. (Записи Бориса Николаевича Абрамова) Новосибирск: «ППК «Полиграфист». Предприятие «Алгим», 1994.– 400 с.
7. Епископ Ханты – Мансийский и Сургутский Павел.(газета «Новости Югры», 31.05.12., №56 (18488))
8. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. Журнал «Вопросы психологии» №6, 1990., №2, 1993гг.
9. Ирзабеков В.Д. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека, -Данилов ставропигиальный мужской монастырь, 2011, 200 с.
10. История России: С древнейших времён до конца XYI века.: Учеб. Для 6 классов общеобразоват. Учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 4- е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
11. Коэльо Пауло Книга воина света. Пер. с португ. – К.:»София»; М.; ИД «София», 2003, -160с.
12. Кузнецова М. Любовь и нравственность в воспитании юношества. – Мн.: Универсей
13. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10 – 11классы - М.: ВАКО, 2007
14. Лубянова Н.Н. Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2007 – 220с.
15. Мамаладзе М. «Сколько весит слово». Оракул, 10/2012).
16. Первушина Елена, Первушин Антон. «Эмоциональный интеллект» Оракул 02/2011
17. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Диссертация. Московский педагогический государственный университет. 1999г. Сайт Время и вера.
18. Программа Буквочка v.2/0 Елисовецкий Руслан, Крачков Пётр. Мидгард – ИНФО «ВедаСофт», опубликовано 24.03.2011 г.
19. Сайт «Игры Богов» - Сергей Стрижак
20. Сайт Курсовые, дипломные, рефераты по психологии.
21. Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО Программа А.И Шемшуриной.
22. Сайт «Славянская культура» (славяно-арийские веды, культура древних славян, ариев, письменность...)
23. Селевко Г., Журавлёв В. Технология саморазвития личности школьника. «Воспитание школьника», №4, 2003.
24. Тамберг Ю. Развитие творческого мышления ребёнка. – СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
25. Урбанович Л.А. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. – М.: Изд – во «Глобус", 2009, - 256 с. – (Воспитательная работа)
26. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений под ред. В.И. Уколовой. – 5-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001, - 512 с.: карт.
27. Щуркова Н.Е. Кн. Классное руководство: Рабочие диагностики. Педагогическое общество России, Москва 2002.
28. .Ярослав Кеслер «Азбука – послание к славянам». Журнал «Чудеса и приключения», №12, 2000 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.