Практико-ориентированный проект социальной реабилитации детей девиантного поведения "Лада"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект направлен на организацию работы с детьми подростками
Иконка файла материала Проект Лада.docx

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

бюджетное учреждение Ханты-мансийского автономного округа – Югры

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

«На Калинке»

 

 

 

 

 

 

 

Практико-ориентированный проект

социальной реабилитации детей с девиантным поведением

 «Лада»

 

 

 

 

 

 

Воспитатель-разработчик:  Аникина Галина Алексеевна

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

г. Сургут

2013

 

1. Краткая аннотация проекта.

Практико-ориентированный проект «Лада» создан с целью коррекции девиантного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, и формирования у них социальной ответственности. Наиболее благоприятным возрастом воспитания социальной ответственности является подростковый, так как это сензитивный период в формировании социальных и нравственных качеств личности. Воспитание социальной ответственности подростков - это целенаправленный процесс создания условий для социального взросления личности, в процессе которого происходит приобщение  к социальным и духовно – нравственным ценностям общества, освоение позиции члена коллектива, развитие способности оценивать последствия и результаты собственных действий для себя и других. В отделении социальной реабилитации детей с девиантным поведением находятся дети, нравственная мотивация которых определена  больше   эгоистической, чем альтруистической характеристикой. Это выражается нарушениями этики поведения. Предполагается, что участие воспитанников в проекте изменит их отношение к жизненным ценностям в положительную сторону.

2. Обоснование необходимости проекта.

 За последние десятилетия  в нашей стране наблюдается кризис общественного сознания, выражающийся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодёжной сфере. «Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идёт усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций». [16] Общество, обнищавшее нравственно, может взрастить только себе подобное поколение – бездуховных, циничных, физически нездоровых людей. Особенно ярко проявляется это в среде неблагополучных семей. Дети, растущие в условиях нестабильности, криминала и насилия, взрослеют быстрее, рано становятся самостоятельными. Поведение таких детей, как правило, неадекватно возрасту и асоциально. Дети из неблагополучных семей, социальные сироты искажённо воспринимают окружающий мир в силу собственных жизненных установок, направленных на выживаемость.  Подростки, определённые в детские приюты и Центры, как правило, имеют девиантное поведение, требующее коррекции.  Нравственное воспитание может быть сформировано в человеке самостоятельно, но не в этом случае. Здесь требуется целенаправленная система мер и создание условий  для духовного роста юного гражданина.  Педагогам необходимо направлять все усилия для коррекции морально-этических ценностей. Интериоризация психических процессов у детей с девиантным поведением должна строиться на альтруистической мотивации. Это залог успешной социализации контингента, проживающего в  отделении реабилитации детей с девиантным поведением. Это соответствует Постановлению Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 сентября 2012 г. N 357-п "О Стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы", (п.7 «Участие детей в общественной жизни ХМАО – Югры и в реализации Стратегии). Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних является одной из задач  этого закона (ст.2, п.1).  О работе по профилактике безнадзорности и правонарушений говорится и в ст.5, п.3  ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ,  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. Цели и задачи проекта.

Духовное воспитание способствует появлению и проявлению в человеке внутреннего желания и стремления к жизни по-совести, человеколюбию, самосовершенствованию и  взаимопомощи.

Через обогащение понятийного словаря детей к формированию у них позитивного стиля общения,  далее - к этическому поведению – такова цепочка  деятельности воспитателя в проекте.  У детей должно появиться  внутреннее влечения к добру, справедливости, благородству и глубокому пониманию их необходимости.

Проект социальной реабилитации подростков, оставшихся без попечения родителей, средствами межличностного общения «Лада» направлен на формирование, прежде всего, их духовного самосознания и осознанного убеждения в правильности своего поведения, в соответствии с моральными нормами общества.

 Цель: Формирование духовного самосознания воспитанников    через создание условий для позитивного взаимодействия  средствами межличностного общения.

Задачи:

·        сформировать нравственную мотивацию,

·        откорректировать жизненные ценности,

·        воспитать этическое поведение.

4. Содержание воспитательного процесса.

         Мероприятия по духовному воспитанию.

         Знакомство с истоками мудрости  мировой культуры.

         Освоение воспитанниками социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.

         Формирование нравственной направленности личности каждого ребёнка.

         Развитие творческой активности детей.

      В проекте предложены  формы работы со словом – это разнообразные дидактические и развивающие средства, в том числе исследовательские. Мероприятия  призваны способствовать  духовному развитию подростков.  Стержнем занятий являются  дискуссии, как вербальные средства межличностного общения.

      По своей организации занятия могут быть как индивидуальными, так и подгрупповыми.

Кроме этого,  в проекте предложены к использованию: подборка материалов духовной направленности из  книг духовного, религиозного, психологического  и светского содержания, авторские  разработки содержательной части  методики рефлексии «У зеркала», дискуссий «Веер суждений», «Конверт откровений», «Девичьи посиделки»,  созданные автором стихи.

В проекте  также предложена схема перспективного планирования занятий  на 3 года. Структура занятий представлена несколькими блоками.

Главное при взаимодействии с детьми -  создать условия для размышления, способствовать созданию позитивных установок, научить взаимопониманию.

Воспитатель  является равноправным участником дискуссий. Он вправе делиться своими впечатлениями, раздумьями, переживаниями. Этот приём и осторожно заданные детям вопросы призваны создать обстановку доверительного контакта.

Роль педагога заключается в том, чтобы ненавязчиво, незаметно вывести из сознания ребёнка давно знакомое слово с тем, чтобы глубже раскрыть его смысл. Принимаются все позитивные варианты рассуждений, приветствуются творческие подходы, используются современные подходы в толковании современных слов русского языка  на основе древних славянских корней.

Исследовательская деятельность, предусмотренная в работе со словом, призвана разбудить у ребёнка познавательную активность. Однако дети знакомятся и с вариантами, представленными в толковых словарях Ожегова, Даля и современных исследователей, например, Елисовецкого Р.

Игры ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) научат способам  осознанного употребления слов родной речи.

Инсценировки используются в качестве и обогащения кругозора детей, и повышения двигательной активности на занятии.

Индивидуальные и подгрупповые занятия в Литературном кружке позволяют детям раскрыть свои способности в литературной деятельности. Стихи, созданные детьми, использовались для поздравительных газет в праздничные дни. 

Организованные формы обратной связи  научат детей правильно вести дискуссию, признавать право собеседника на личную точку зрения, научат аргументировать свою позицию, актуализировать свой внутренний мир через самоанализ и суждения окружающих.

Цель воспитателя – научить ребёнка более ответственно подходить к своим высказываниям, чётко формулировать свои мысли.

Направленность содержательного материала проекта имеет духовную основу. Мероприятия, предусмотренные в проекте,  разработаны с учётом потребностей детей подростково-юношеского возраста в поиске смысла жизни и своего места в ней. Содержание мероприятий даёт возможность воспитанникам высказать свою точку зрения, выразить своё отношение к окружающему миру, реализовать свою потребность в личностном самоопределении. Ребёнку даётся право рассуждать, делать умозаключения, выводы. У детей формируется критическое мышление.

5. Методы организации работы в проекте:

методы

приёмы

формы

 

Метод активного обучения

 

1.     Исследование слова

2.      Эвристическое собеседование

3.     Инсценирование

4.     Дидактическая игра

5.     Упражнения на релаксацию

6.     Обсуждение фильмов

7.     Визуализация   информации

 

1.     Мероприятия

·        Подгрупповые

·  Индивидуальные

 

 

2. Просмотр фильмов

·  Коллективный

·  Индивидуальный

3.Совместное оформление стенда «Духовная культура»

Метод формирования позитивного взаимодействия

1.      Практическая творческая деятельность

2.      Поручения

3.     Коллективная деятельность

1. Литературный кружок

2. Мастер-классы

3. Создание презентаций и фильмов в программах:

Power Point, Movie Maker

2. Волонтёрство

3.Серия командных игр «Пойми меня»

Метод обратной связи

1.      Рефлексия

2.      Дисскутирование

3.      Интимно – личностное общение

1.      «У зеркала»

2.      «Веер суждений»

3.      «Конверт откровений»

4.      «Девичьи посиделки»

Методы и формы работы по достижению цели и задач проекта соответствуют возрасту целевой группы. В основе проекта лежат  педагогические принципы: последовательности  и  доступности  (от простого к сложному), смены видов деятельности (умственная работа сменяется двигательной) и разнообразия форм деятельности на мероприятиях. Деятельность в проекте  построена с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей с девиантным поведением (применение  косвенных  методов  активизации, опора на признание успехов в деятельности, дифференцированный подход - дозирование нагрузки, индивидуальный подход). Коррекция жизненных ценностей происходит опосредованно.  Межличностное взаимодействие на мероприятиях проходит на основе принципов сотрудничества, совместных действий и осмысленности. На мероприятиях идёт процесс формирования самостоятельно мыслящего человека. Мероприятия построены аналогично структуре уроков по развитию критического мышления учащихся школы. Так же, как в первой фазе урока, во время мероприятия проходит процесс познания изучаемой темы, выдвижение гипотез, применение толковых словарей, организация подгрупповых взаимодействий, «мозговой штурм». Затем организуется активная работа с информацией, сопоставление изучаемого материала с уже известными данными, мнениями. На уроке проходит фаза осмысления новой информации. В проекте «Лада» - эта работа направлена на воспитание детей. В психологии это называется «переживанием эффекта приобретения». В третьей части урока, наступает фаза – рефлексия. После мероприятия также  продолжается процесс осмысления темы.   

В процессе мероприятий и дискуссионных форм межличностного общения соблюдаются условия: уважение к личности ребёнка, принятия разных точек зрения, учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Информация о проекте «Лада» распространяется  в отделении,  Центре «На Калинке»  и  в  интернете  посредством

·        выступления автора проекта на методических объединениях и методическом советах с докладами и презентациями, в том числе, практически (проведение исследований), мультимедийно (видео фильмы и слайды),

·        проведение открытых мероприятий в отделении социальной реабилитации детей с девиантным поведением,

·        предоставление конспектов занятий «Зависимость», «Сдержанность» в УВД Г.Ханты-Мансийск для участия в Акции «Югра против наркотиков» (2011 г.),

·        предоставление материалов и конспектов занятий «Культура речи», «Лаборатория алхимика» для участия в общероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» (2011 г.).

6. Ресурсы:

Кадровые

Воспитатель – автор - руководитель и исполнитель проекта

Воспитатели других групп – исполнители, помогают организовывать детей на подгрупповые занятия.

Педагог дополнительного образования по духовному воспитанию – консультирует, производит обмен видеоматериалами.

Психолог – помогает подобрать и проанализировать диагностический материал, работает по запросу воспитателя.

Старший воспитатель – осуществляет контроль за реализацией проекта.

Материально технические

Персональный компьютер, сканер, принтер, канцтовары, интернет - сайт «Русская вера», портал славянской ведической культуры.

Информационные

          Методические объединения бюджетного  учреждения  «ЦПДОПР «На Калинке»

          Интернет – портал  «Первое сентября» - фестиваль педагогических идей  «Открытый урок»

         Акция УВД г. Ханты-Мансийска «Против наркотиков».

Методические

·        Разработки  занятий (27).

·        Разработки  форм

- «Веер суждений» (9),

- «Конверт откровений» (9),

- «Девичьи посиделки» (9).

·        Разработки  мероприятий по развитию  рефлексии  «У зеркала» (9).

·        Стихи для духовного воспитания.

·        Материалы для стенда «Духовная культура».

 

7.      Партнёры для работы в проекте.

Педагог дополнительного образования по духовному воспитанию и психолог отделения организуют взаимодействие с учреждениями.

Партнёры

План взаимодействия

Период взаимодействия

Центр помощи семье и детям «Юнона»

1.Проведение диагностики по профориентации

 

В течение деятельности в проекте.

2. Консультирование.

По выбору методов коррекции.

3.Организация детей на тренинги, диагностику  и сеансы релаксаций.

По плану психолога.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

1.Организация детей на проведение мероприятий в рамках проекта, в том числе, концерты духовной музыки, христианские праздники.

Согласно  плану, в рамках проекта.

 

2.Консультирование с целью организации коррекционной работы.

По мере необходимости.

 

3.Обмен мнениями в целях поиска путей коррекции в детях нравственной мотивации.

 

По мере необходимости.

 

8.Целевая аудитория – воспитанники отделения социальной реабилитации детей с девиантным поведением: юноши и девушки от 14 до 18 лет, выразившие желание участвовать в предложенных проектах и мероприятиях. Мониторинг участия в проекте осуществлялся на группе девушек (6 человек), согласившихся принять участие в диагностировании.  Статус девушек -  круглые сироты (1) и социальные сироты (5).

За прошедшие пять лет в  группе девушек проходили реабилитацию 19 воспитанниц. Пятнадцать из них приняли участие в проекте социальной реабилитации «Лада», из них 6 человек – на протяжении 3 лет.  (Среди них одна девочка с патологическим девиантным поведением.)

Их девиация проявилась в дезориентации в новых, не привычных для них,  социальных условиях. Наработанные за предшествующий период жизни привычные способы поведения (коммуникационные, ролевые и т.п.) потеряли свою эффективность, а новые способы в  поведенческом арсенале еще не выработались. Симптомами девиации были: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований учреждения:

·        Неуспеваемость в школе, нежелание учиться 72 %

·        Неуважение старших 64 %

·        Конфликтность, грубость 66 %

·        Употребление в речи нецензурных выражений 75 %

     Некоторые из воспитанниц,  переходя  из приюта в приют, меняли школы, прогуливали уроки. Две девочки были на повторном обучении (в 5 классе и 7 классах), две были на домашнем обучении.  Одна девочка инвалид 2-й группы по зрению, одна – учащаяся школы восьмого вида. 

Не имевшие должного родительского контроля над  образованием, дети, придя в государственное учреждение, часто сознательно отказывались от обучения в школе, т.к. не считали это необходимостью.

Диагностические данные на момент нахождения девочек в проекте показывали следующие результаты:

·        50 % считали, что совесть, долг и честь как морально-этические ценности на сегодняшний день утратили своё значение, поэтому «цель оправдывает средства»;

·        42 % не доверяли окружающему миру, т.к. любовь, бескорыстная помощь, сопереживание на сегодня тоже потеряли свою ценность;

·        у одной трети опрошенных внутренняя установка на то, что усматривать в явлениях окружающей жизни проявление сил «добра» и «зла» примитивно (27 %), а 10%  детей не поняли, о чём шла речь;

·        51 % посчитали людей, анализирующих своё и чужое поведение, слабохарактерными и неуверенными в себе людьми.

9. Этапы реализации проекта.

 

Основные мероприятия

Сроки

результат

1

Исследование личности подростка, изучение материалов по теме, подбор материалов в помощь педагогам, приложений к мероприятиям, разработка структуры мероприятий, создание примерного перспективного плана работы                                                        

май – сентябрь 2008 г

         Подготовлена структура мероприятий.

 

         Подобраны статьи по теме проекта.

 

         Создан перспективный план мероприятий.

 

         Разработаны мероприятия обратной связи (4 формы)

 

         Проведены отбор и классификация материалов для информационного стенда «Духовная культура»

 

         Создана подборка стихов для духовного воспитания подростков

 

         Подобраны источники в помощь педагогам

2.

Подготовка конспектов и проведение  мероприятий

                                            

 

сентябрь 2008 – сентябрь 2012

         Разработано 27 конспектов мероприятий.

         Получен диплом всероссийского фестиваля педагогических идей   «Открытый урок»

3.

Подведение итогов реализации проекта

Декабрь 2011- сентябрь 2012

Опубликованы в интернете конспекты 2 занятий, стихи, сценарии игр;   оформлены в сборники материалы мероприятий,    разработки дискуссий, стихи, сценарии игр. 

 

Перспективный план мероприятий

 по проекту духовного воспитания «Лада» (на 3 года)

1-й год

Название

Сентябрь

Культура речи.

Октябрь

Радость.

Ноябрь

Умный, разумный, благоразумный.

Декабрь

Добро и зло.

Январь

Плохой, хороший человек.

Февраль

Уважение.

Март

Зависимость.

Апрель

Честь и достоинство.

Май

Счастье.

 

2 –й год

Название  мероприятий

Сентябрь

Здоровье.

Октябрь

Духовность и бездуховность.

Ноябрь

Законы физики- законы отношений.

Декабрь

Добродетели.

Январь

Сдержанность.

Февраль

Равновесие.

Март

Скромность.

Апрель

Совесть.

Май

Справедливость.

 

3-й год

Название  мероприятий

Сентябрь

Ценности.

Октябрь

Семья.

Ноябрь

Послушание.

Декабрь

Помощь

Январь

Благодарность.

Февраль

Красота.

Март

Милосердие.

Апрель

Самосовершенствование.

Май

Мысль материальна.

 

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Синонимы нравственности – мораль, этика. Ответственное социальное поведение – это то – же, что морально – этическое поведение. Социальную ответственность можно характеризовать с разных позиций, как: внешнюю, внутреннюю, индивидуальную и коллективную.

Социальная ответственность выполняет многообразные функции:

·        ценностно-ориентирующую (ориентирует в нормах, ценностях, традициях общества, комплекс),

·        преобразующую (способствует преобразованию знаний в убеждения, систему взглядов на мир и своё место в нём),

·        нормативно – регулирующую (выражает нравственные отношения, комплекс моральных требований и способов регуляции поведения в данном обществе).

Таким образом, говоря о духовном росте человека, мы можем говорить, в том числе, об уровне сформированности в нём социальной ответственности.

Ожидаемые результаты в проекте:

·        Изменение взгляда детей на жизненные ценности в сторону морально этических на 30%

·        Увеличение перевеса нравственной мотивации в сторону альтруистической направленности на 30%

·        Улучшение поведения на 30%

Исходя из этого,  для диагностирования внутреннего мира воспитанников  в проекте «Лада»  были выбраны следующие методики:

·        «Диагностики нравственной воспитанности» лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2006 г. Пол рук. А.И.Шемшуриной. Показателями являются результаты нравственной воспитанности, этики поведения, отношение к жизненным ценностям, нравственная мотивация. Методика проведения включает в себя анкетирование и тестирование по темам. Опросник  ДУМЭОЛП – диагностика   морально – этической ответственности личности. (Методика Марлоу-Крана, шкала социальной ответственности  (К.К.Муздыбаева), опросник субъективной трудности (Д.А.Леонтьев).

Ориентирами в выборе методик послужили следующие факторы:

·        надёжность и валидность методов,

·        возможность получения максимального объёма информации о воспитаннике при оптимальном времени на проведение и обработку результатов.

Выбор разных методик на входе и выходе определён отсутствием у авторов перечисленных методик, возрастных показателей, отсроченных по времени на период от 5-7 классов до 11 класса. 

Параметры вышеперечисленных методик были проанализированы по показателям и  соотнесены между собой  следующим образом:

 

Нравственная воспитанность

Морально-этическая ответственность

1

Нравственная самооценка

Рефлексия на морально-этические ситуации

2

Этика поведения

Интуиция в морально-этической сфере

3

Отношение к жизненным ценностям

Морально-этические ценности

4

Нравственная мотивация

Альтруистические эмоции

Основанием для соотнесения послужили выводы из диссертации Бровченко А.К. «Зависимость формирования направленности личности в процессе интериоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте» (2004 г.) При определении нравственной направленности одной из её характеристик представлена  мотивационная характеристика как  эгоистическая и альтруистическая мотивация.

В частности, об альтруизме говорится, как об основе нравственной деятельности, а о гипертрофированном эгоизме, как об основе отклоняющегося поведения. Автор диссертации ссылается на работы в этой области Г.Селье, А. Шопенгауэра, С.Г. Якобсон, С.Ф. Анисимова, К.Афанасиадис и других учёных. Автор утверждает, что альтруизм как нравственная мотивация является основой нравственной воспитанности.

Из «базиса Юнга» о дихотомиях можно вывести  параллель между интуитом и этиком, в характеристиках которых  упоминается их обращение к собственному опыту  и эмпатии при выборе стратегии поведения. Что же касается соотнесения других параметров, то это видно из названий  и характеристик, которые их определяют.

Данные качественных изменений были занесены в сводную таблицу показателей.

 

Нравственная воспитанность

(методика А. Шемшуриной)

уровень

%

Морально-этическая ответственность

(ДУМЭОЛ)

уровень

%

1

Нравственная самооценка

Н

 

С

В

16

 

64

16

 

Рефлексия на морально-этические ситуации

 

Н

 

С

 

16

 

80

-

2

Этика поведения

Н

 

С

В

48

 

48

-

Интуиция в морально-этической сфере

Н

 

С

В

32

 

64

-

3

Отношение к жизненным ценностям

Н

 

С

В

16

 

64

16

Морально-этические ценности

Н

 

С

В

-

 

80

16

4

Нравственная мотивация

Н

 

С

В

64

 

32

-

Альтруистические эмоции

Н

 

С

В

-

 

96

-

Анализ показателей выявил улучшение по всем показателям. Кроме этого выявлена тенденция уменьшения и исключения низкого уровня и увеличение среднего. Эффективность работы по параметрам составила:

·        Этика поведения улучшилась на 16 %

·        Отношение к жизненным ценностям улучшилось на  32 %

·        Нравственная мотивация улучшилась на   64 %

Данные мониторинга сформированности социальной ответственности были выведены по уровням.  С целью выявления динамики изменений, показатели по методике Шемшуриной А.И.  и ДУМЭОЛ были усреднены.

уровни

На входе

На выходе

эффективность

низкий

33,2 %

8,2 %

< 25 %

средний

54,2 %

83,6 %

> 29,4 %

высокий

8,2 %

8,2 %

0

Вывод: показатели социальной ответственности воспитанниц отделения были улучшены в среднем на 27 %

В работе по проекту  постоянно отслеживалась динамика изменений в показателях, определённых мониторингом во время наблюдений, анкетирования и тестирования,  в начале, в промежуточный период  и на выходе.

Мониторинг обследований и наблюдений за поведением детей группы (6 человек) отделения социальной реабилитации детей с девиантным поведением проводился на протяжении четырёх лет периодически. В мониторинге отслеживались следующие параметры:

·        учебная деятельность

1.     нежелание учиться,

2.     неуспеваемость,

3.     трудности в усвоении программ;

·        взаимоотношения со сверстниками:

4. пренебрежительное отношение,

5. дезорганизатор;

·        взаимоотношения с сотрудниками:

6. конфликтность,

7. грубость,

8.                             неуважение;

·        проведение свободного времени:

9. курит,

10.употребляет алкоголь,

11.непосещение занятий,

12.непосещение кружков, других мероприятий;

·        поведение и поступки:

13.нецензурная брань,

14.порча имущества,

15.драки;

·        отношение к труду:

16.отрицание труда,

17.недобросовестность,

18.невыполнение обязанностей,

19.отсутствие навыков самообслуживания соответствующих возрасту.

Промежуточная диагностика  проводилась в 2009, 2010, 2011 гг. и конечная – в 2012 г.

Данные промежуточных диагностик учитывались при составлении индивидуальных планов коррекции поведения девушек ежегодно. Дети привлекались также к участию в мероприятиях отделения и учреждения, вовлекались в творческие практические мероприятия в качестве активных участников.

Показатели качественных изменений в поведении воспитанниц представлены в таблице. Основанием для составления таблицы явились разработки Волгоградского центра гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», 1999 г.

Эффективность работы в проекте просчитывалась по показателям ежегодно. В 2009 году ухудшились показатели по параметрам «этика поведения» и «взаимоотношения со сверстниками» в связи с появлением новой воспитанницы.

Средняя эффективность работы по данным динамического показателя  составила  57 %

 

параметры

                                            Динамический                     показатель

2008

2012

 

1

Наличие мотивации к получению образования

26,6

94

64

2

Позитивные взаимоотношения со сверстниками

50

100

71,6

3

Позитивные взаимоотношения с сотрудниками

10

69,4

44,2

4

Рациональная организация  свободного времени

15

77

47,13

5

Этика поведения

36,6

90

53,4

6

Положительное отношение к труду

30

     

89,5

58,48

 

Средние показатели:

28

86,6

56,4

 

Через три года нахождения в проекте 6 -ти человек, выявлены следующие результаты:

из данных  обследования и наблюдений:

·                   поведение и поступки изменились к лучшему на 53,4 %;

         из данных анкетирования:

·  нравственная мотивация улучшилась на   64 %

·       отношение к жизненным ценностям улучшилось на 32%

          Ориентируясь на полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод:

проделанная в проекте работа оказала положительное воздействие на изменения социальной ответственности детей. Проект может быть применён в работе  и  с другими воспитанниками отделения социальной реабилитации детей с девиантным поведением.

 В результате работы в проекте были созданы:

·        конспекты  мероприятий (27),

·        сборник стихов по духовному воспитанию,

·        сборник сценариев командных игр «Пойми меня»,

·        стихи воспитанников – результат работы Литературного кружка,

·        учебные проекты детей – воспитанников: «Юриспруденция», «Профессия воспитатель»,

·        материалы по организации творческой  смены летнего лагеря «Город Надежд»,

·        прошёл апробацию проект по профориентации воспитанников отделения детей с дивиантным поведением «Смотрим в будущее»,

·        началась работа в проекте «Будущая мама» - подготовка девочек к семейной жизни (проект запущен в 2012 г.),

·        подготовлен к презентации проект «Здоровая семья» - реабилитация всех членов семьи на ранней стадии неблагополучия,

Были разработаны материалы по новым формам

·        «Веер суждений» (9),

·        «Конверт откровений» (9),

·        «Девичьи посиделки» (9),

·         рефлексия «У зеркала» (9).

11.     Перспективы дальнейшего развития проекта.

За занятия «Культура речи», «Лаборатория Алхимика» получены: диплом за предоставление материалов на общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и диплом лауреата за участие в конкурсе «Презентация к уроку» в рамках фестиваля.  За участие в общероссийском фестивале «Портфолио» две девочки группы отмечены дипломами участника и лауреата, руководитель – дипломом за руководство и дипломом лауреата.

Работа по проекту будет продолжена  и применена на других детях, поступающих в группу и отделение СРДДП (отделение социальной реабилитации детей с девиантным проведением). В проект будут внесены дополнения для обогащения знаний детей и для самообразования других воспитателей отделения. С этой целью идёт подбор видеоматериалов  и литературных источников, знакомящие с историей развития письменности на Руси, видеоклипов духовного содержания и других мультимедийных материалов, в том числе созданных воспитанниками.

 

Источники.

1.           Архимандрид Никифор Библейская энциклопедия – Репринтное издание. – М.: ТЕРРА, 1990

2.           Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета канонические. Можайский полиграфический комбинат. 1994.

3.           Бровченко А.К. Проблема нравственного развития и социализации личности. - Вестник Харьковского университета. – Харьков, ХНУ, 2004.-№615.

4.           Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому  и правовому воспитанию. : 5 – 11 классы. - М.: ВАКО, 2006.  – 224 с.  (Педагогика. Психология. Управление.)

5.           Вень Александр. Заговори, чтоб тебя увидели.101 секрет успешного общения. – СПб:  Питер, 2010. – (Серия «Сам себе психолог»)

6.           Грани Агни Йоги. (Записи  Бориса  Николаевича Абрамова) Новосибирск: «ППК «Полиграфист». Предприятие «Алгим», 1994.– 400 с.

7.            Епископ Ханты – Мансийский и Сургутский Павел.(газета «Новости Югры», 31.05.12., №56 (18488))

8.           Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. Журнал «Вопросы психологии» №6, 1990., №2, 1993гг.

9.           Ирзабеков В.Д. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека, -Данилов ставропигиальный мужской монастырь, 2011, 200 с.

10.       История России: С древнейших времён до конца XYI века.: Учеб. Для 6 классов общеобразоват. Учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 4- е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.

11.       Коэльо Пауло Книга воина света. Пер. с португ. – К.:»София»; М.; ИД «София», 2003, -160с.

12.       Кузнецова М. Любовь и нравственность в воспитании юношества. – Мн.: Универсей

13.       Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10 – 11классы -  М.: ВАКО, 2007

14.       Лубянова Н.Н. Мир мужественности, женственности и красоты:  элективный курс. 8 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2007 – 220с.

15.       Мамаладзе М. «Сколько весит слово». Оракул,  10/2012).

16.       Первушина Елена, Первушин Антон.  «Эмоциональный интеллект»               Оракул 02/2011  

17.       Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Диссертация. Московский педагогический государственный университет. 1999г.  Сайт Время и вера.

18.       Программа Буквочка v.2/0 Елисовецкий Руслан, Крачков Пётр. Мидгард – ИНФО «ВедаСофт»,  опубликовано 24.03.2011 г.

19.       Сайт «Игры Богов» - Сергей Стрижак

20.       Сайт Курсовые, дипломные, рефераты по психологии.

21.       Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО Программа А.И Шемшуриной.

22.       Сайт «Славянская культура» (славяно-арийские веды, культура древних славян, ариев, письменность...)

23.       Селевко Г., Журавлёв В. Технология саморазвития личности школьника. «Воспитание школьника», №4, 2003.

24.       Тамберг Ю. Развитие творческого мышления ребёнка. – СПб.: Речь, 2002.- 176 с.

25.       Урбанович Л.А. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. – М.: Изд – во «Глобус", 2009, - 256 с. – (Воспитательная работа)

26.       Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века.  10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений   под ред. В.И. Уколовой. – 5-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001, - 512 с.: карт.

27.       Щуркова  Н.Е. Кн. Классное руководство: Рабочие диагностики.  Педагогическое общество России, Москва 2002. 

28.       .Ярослав Кеслер «Азбука – послание к славянам». Журнал «Чудеса и приключения», №12, 2000 г.     

 

 

 

 


 

Посмотрите также