Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
история
Взрослым
27.03.2017
Проблема развития речи обучающихся, студентов сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень их речевого развития явно недостаточен. Об этом говорят односложные и невыразительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах.
Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории, обществознания.
В результате изучения истории обучающийся, студент должен в первую очередь уметь:
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения;
формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с исторически возникшими мировоззренческими системами;
сравнивать и сопоставлять, анализировать исторические события и явления.
Опыт моей работы показан в данной работе.
развитие речев культ).asd.doc
Камышинский индустриальнопедагогический колледж
имени Героя Советского Союза А.П.Маресьева
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕИССЛЕДОВАНИЕ
НАТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
НАУРОКАХ ИСТОРИИ»
(из опыта работы)
Выполнила:
Брезгина Людмила Васильевна
преподаватель истории и
обществознания
1 Камышин 20162017
Содержание:
Введение________________________________________________________
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения речевой культуры учащихся
Общие подходы к понятию “речевая культура учащегося"_______________
Сущностная характеристика речевой культуры
____________________
Выводы _______________________________________________________
Глава 2. Опыт деятельности по развитию речевой культуры учащихся на
уроках истории _________________________________
2.1 Реальное состояние развития речевой культуры учащихся
в практике работы колледжа_________________
2.2 Опытноэкспериментальная работа по развитию
речевой культуры учащихся на уроках истории____________________
Заключение______________________________________________________
Список использованной литературы__________________________________
3
9
9
19
23
24
24
36
42
44
2 ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития, духовного возрождения и обновления
России требует обеспечения культурного процветания народа нашей страны.
Современные государственные и общественные реалии, состояние образования
в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу
повышения и развития речевой культуры нашего общества.
Речевая культура человека является одной из составных частей
общей культуры. Речевая культура современного молодого человека
неразрывно связана с культурой мышления, чувств, культурой
поведения, во многом определяет качества нравственного облика
личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности.
Одним из условий формирования мировоззрения, развития
эстетического вкуса, повышения уровня внутренней культуры является
процесс развития речевой культуры.
Особенно актуально это в период старшего возраста обучения учащихся,
когда потребность в образовании и общении находится в неразрывной связи с
самой личностью, её культурой, речевыми умениями и навыками,
используемыми в учебной, повседневной и будущей профессиональной
деятельности.
Сложность и педагогическая особенность процесса развития речевой
культуры учащихся в период обучения состоит в необходимости
осуществления деятельностного подхода к решению данной проблемы,
нацеленного на речевую адаптацию личности в условиях образовательного
процесса.
На современном этапе уровень развития речевой культуры учащихся
колледжа остаётся актуальной проблемой для современного образования.
Совершенствование речевой культуры является необходимой составляющей в
подготовке учащихся к условиям высшего образования и будущей
3 профессиональной деятельности,
их жизненного самоопределения и
самореализации.
Следует отметить возросший интерес ученых к проблеме развития
речевой культуры (Артемов В.А., Григорьева Голубева В.А., Колесов В.В.,
Ксенофонтова А.Н., Ладыженская Т.А., Соколова В.В., Храмченко А.П.,
Чихачев В.П.).
Современные процессы в образовании обусловили удовлетворение
образовательных потребностей посредством образовательных услуг.
Деятельность современных учебных образовательных учреждений направлена
на создание условий, обеспечивающих реализацию различных образовательных
потребностей человека.
Анализируя влияние развития речевой культуры на образование,
воспитание личности учащегося, мы считаем необходимым разработку и
использование всех возможностей в системе профессионального образования
для развития речевой культуры студентов, что будет способствовать их
становлению как будущих специалистов и активных членов современного
общества во всех сферах деятельности.
Таким образом, разработка проблемы развития речевой культуры
учащихся и нахождение путей её практического выполнения средствами
программ развития речевой культуры учащихся обеспечивают выбор темы
исследования: развитие речевой культуры учащихся на уроках истории.
Актуальность данного исследования определяется и тем особым
вниманием, которое обращено современной педагогической наукой на
проблемы речевого воздействия как активного средства формирования
личности. Сегодня вопросы речевой культуры оцениваются как проблема,
требующая неотложного изучения, так с ней непосредственно связаны многие
серьёзные аспекты повышения качества и эффективности педагогической
деятельности.
Целостное осмысление двух процессов развития речевой культуры
учащихся и создания условий для этого развития в рамках профессионального
4 образования на уроках истории позволило выявить основные противоречия,
разрешение которых определяет развитие этих процессов. К ним можно
отнести следующие противоречия:
между потребностью общества в выпускниках с развитой речевой
культурой и недостаточной разработанностью путей её совершенствования;
между требованиями, предъявляемыми к речевым умениям, которыми
учащиеся должны овладеть к окончанию колледжа и отсутствием
целенаправленной работы преподавателя в этом направлении;
между образовательными потребностями выпускников и реальными
возможностями их удовлетворения.
5 Цель исследования выявление педагогических условий развития речевой
культуры учащихся на уроках истории.
Объект исследования учебновоспитательный процесс истории в колледже.
Предмет исследования процесс развития речевой культуры на уроках
истории.
Гипотеза исследования: развитие речевой культуры училищ на уроках
истории будет успешным, если:
учитываются особенности развития речевой культуры;
преподаватель ориентируется на личностные достижения учащегося
при развитии его речевой культуры;
используются личностноориентированные методики: диспуты,
диалоги, творческие задания, ролевые игры, рассуждения на заданную тему,
направленные на развитие речевой культуры учащихся;
преподаватель развивает качества речи, а также речевые
характеристики поведения, которые способствуют пониманию учебного
материала и изложения его в речи.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории, обосновать
понятийный аппарат исследования.
2. Экспериментально изучить практику решения проблемы, выявить
её реальный уровень и состояние.
3. Сформировать положительную мотивацию учения по развитию
речевой культуры учащихся.
4. Обосновать педагогические условия развития речевой культуры
учащихся.
5. Разработать методические рекомендации по развитию речевой
культуры учащихся на уроках истории.
6 Теоретикометодологической основой работы являются положения о речевой
культуре как компоненте общей, индивидуальной культуры личности, о
единстве процессов обучения и развития личности учащихся.
Исследование опирается на систему знаний:
общей теории культуры ( Арнольдов А.И., Баллер Э.А., Злобин Н.С.,
Каган М.С., Межуев В.М., Маркарян Э.С., Теплов Н.В., Чавчавадзе
Н.З.);
теории речевой деятельности как компоненте социальной и
психологической деятельности индивидуума в целом (Выготский Л.С.,
Ксенофонтова А.Н., Чихачев В.П.);
исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам
речевой культуры (Артемов В.А., Бахмутова Е.А., Васильева А.Н.,
Головин Б.Н., Костомаров В.Г., Мухаметзянова Д.Г., Розенталь Д.Э.,
Сопер П.Л.)
В качестве методов исследования были использованы:
теоретический анализ и синтез философской,
психолого
педагогической, методологической и лингвистической литературы ;
изучение педагогического и передового опыта с помощью
наблюдения,
преподавателями;
опроса,
интервью,
анкетирования,
бесед с
педагогический эксперимент;
статистическая обработка учебнометодических материалов, анализ
результатов опытноэкспериментальной деятельности.
База исследования:
Исследование осуществлялось в период с 2013 по 2016 г.г. и включало
несколько этапов.
На первом этапе (2013 г.) определялась исходная позиция будущего
исследования. Для этого, с одной стороны, изучались труды отечественных и
зарубежных авторов по философии, психологии, лингвистике, педагогике,
7 раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели
будущего исследования обсуждались с преподавателями практиками
профессиональных учебных заведений, преподавателями истории и языка. В
результате был обозначен круг философской, психологопедагогической,
методической литературы, послужившей основой для определения сущности
структуры речевой культуры, а также особенностей создания и использования
программ развития речевой культуры учащихся в рамках преподавания
истории в профессиональном училище.
Второй этап исследования (20142015 гг.) включал в себя разработку
практики развития речевой культуры и методику проведения констатирующего
этапа эксперимента.
На третьем этапе (20152016гг.) развития речевой культуры, обоснованы
методы проведения эксперимента, организация и проведений различных форм
уроков.
Заключительный этап (2016г.) был посвящён анализу, обобщению и
интерпретации результатов эксперимента,
исследования.
оформлялись материалы
База исследования—Камышинский индустриальнопедагогический
колледж г. Камышин.
Практическая значимость исследования состоит в том, что опытным
путём была спроектирована система учебных заданий, а также применяемая
преподавателем методика изучения и выявления уровней развития речевой
культуры учащихся на уроках истории, которая позволяет целенаправленно
строить процесс руководства развитием речевой культуры учащихся в
условиях профессионального образования.
8 Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ
РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
1. 1 Общие подходы к понятию «речевая культура учащихся».
Одним из условий формирования мировоззрения, развития эстетического
вкуса, повышения уровня внутренней культуры является процесс развития и
совершенствования речевой культуры.
В настоящее время речевая культура становится одним из условий
гуманизации и гуманитаризации учебновоспитательного процесса в целом,
нацеленного на личностный характер, коммуникативную деятельность, что
также придаёт актуальность проблеме развития речевой культуры учащихся.
О возрастающем интересе педагогической науки к изучению такого
феномена, как речевая культура, свидетельствуют ряд терминов, появившихся
последнее время: «речевое мастерство» (В.П.
педагогическая речь» (Ю.В. Рождественский).
Чихачёв),
«учебная
Очень точно значимость теоретической и практической работы по
развитию речевой культуры всех слоёв населения формулирует
Н.И.Формановская: «Совершенно необходимо срочное широкое, массовое
обучение людей тем аспектам и направлениям, …которые уже имеют
более или менее надёжную базу—культуре речи, стилистике, риторике,
теории общения».
Необходимо отметить возросший интерес учебных к проблеме развития
речевой культуры ( ГригорьеваГолубева В.А., Комар Н.А., Коровина С.В.,
Ксенофонтова А.Н., Тарханова С.В., Храмченко А.П., Чихачёв В.П.).
Термин «речевая культура» это, по мнению названных исследователей,
совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих незатруднённое
построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Основополагающее в речевой культуре—речь, в которой главным
качеством являются правильность языковых норм,
правильность
стилеречевых употреблений, качество содержания речевого общения, качество
9 и этичность коммуникативных намерений. Это вид деятельности членов
общества, который проявляется в пользовании языком в процессах общения и
самая яркая человеческая принадлежность
мышления.
Речь
жизнедеятельности каждого человека, представляющая уровень его общего
развития и культуры. Речевая культура человека является одной из составных
частей общей культуры, связана с культурой мышления, чувств, культурой
поведения, во многом определяет качества нравственного воспитания
личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности. Речь
но и
рассматривается как явление не только лингвистическое,
психологическое, этическое и эстетическое. Ещё в Древнем Риме
предпринимались попытки создания теории и качеств хорошей речи, теории
языка и стиля. Б.Н.Головин создал систему, терминировал качества хорошей
речи. Им обеспечено теоретическое объяснение и описание главных качеств
речи, их структурноязыковых свойств и особенностей, системности их связей,
анализ
непротиворечивость терминологических обозначений через
соотнесённости речи с неречевыми структурами: речьязык, речьмышление,
речьсознание, речьдействительность, речь человек, речь условия общения.
При обращении к феномену «речевая культура» мы опираемся на теорию
речевой деятельности, рассматриваемую современной психологией и
лингвистикой с позиции общей теории деятельности. Речевая деятельности—
это совокупность психофизических работ человеческого организма,
необходимых для построения речи (В.И.Головин) ,специфический компонент
любого вида деятельности человека (А.А.Леонтьев). В педагогической теории
речевой деятельности (Ксенофонтова А.Н., Чихачёв В.П.)речевая культура
рассматривается как один из важнейших показателей духовного богатства
человека, культуры его мышления как средство развития личности.
В.А.Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры
человека, важнейшим средством облагораживания человеческих чувств и
мыслей.
10 Всё это позволяет рассматривать речевую культуру в качестве
содержательной основы и важнейшего процессуального компонента речевой
деятельности. Ведь ещё в 40е годы психологическая школа Л.С. Выготского
выдвинула положение о том, что речь необходимо рассматривать в качестве
акта человеческой деятельности. В трудах В.А.Артёмова, Н.И.Жинкина,
А.Н.Леонтьева деятельностный подход к изучению речевых процессов также
нашёл своё активное развитие.
Речевой деятельностью А.А.Леонтьев назвал процесс пользования
человеком языка для общения.
На самом деле, слово, особенно в педагогической деятельности, может
оказать на человека более сильное влияние, чем любой другой фактор, оно
способно привести к серьёзным изменениям в структуре мышления, сознания,
всей деятельности личности.
Но необходимо обладать определённым мастерством, чтобы оптимально
осуществить речевое воздействие. Это мастерство должно быть направлено на
осуществление результатов данной деятельности, и оно складывается из ряда
умений, навыков, отработанной техники.
В педагогической деятельности мы неизбежно сталкиваемся с
необходимостью использования речи в качестве основного средства
воздействия. Ведь под речевой культурой мы понимаем процесс сознательного
отбора и использования тех языковых средств, которые помогают
Позволяющее с максимальной
осуществлять речевое воздействие.
эффективностью обеспечить решение конкретных педагогических задач в
реальной ситуации учебного процесса.
Проблема развития речевой культуры широко освещались в психолого
педагогической литературе.
Фундаментальные работы в области психологии, посвящённые изучению
взаимосвязи языка, речи, мышления, основам теории речевой деятельности,
психолингвистики имеются у Б.Г.Ананьева, В.В. Выготского, С.Л.Рубинштейна.
11 Теоретическим вопросам русского языкознания, функционированию
языковой системы, структуры языка в целом посвятили свои труды такие
учёные как В.В.Виноградов, Т.Г.Винокур, Л.В.Щерба и др.
Проблема теоретического и практического характера, связанные с
развитием языка и речи, основами речевой культуры, рассматривали в своих
исследованиях Г.О.Винокур, Б.И.Головин, С.И.Ожегов, Д.Э.Розенталь и др.
Изучению связи языка, речевой деятельности и культуры личности
уделяли внимание такие учёные, как Е.В.Верещагин, А.Н.Ксенофонтова,
Д.С.Лихачёв, С.В.Тарханова и др..
Педагогический аспект речевой культуры нашёл отражение в работах
Е.А. Быстровой, С.В.Коровиной, А.Г. Храмченко, Е.Ф.Ященко.
Д.Э.Розенталь утверждает, что культурной мы должны считать речь,
которая отличается национальной самобытностью, смысловой точностью,
богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью,
логической стройностью.
По мнению Л.И. Скворцова, такие качества речи, как целесообразность и
вариативность, являются сердцевиной речевой культуры.
В.А. Цукович в сборнике «Актуальные проблемы культуры речи» пишет:
«Культуру речи можно определить как мотивированное употребление
языкового материала, как использование в данной языковой ситуации
языковых средств. Культура речи это использование средств и
возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели
высказывания».
Таким образом, в современной научной литературе до последнего
времени преобладала тенденция отождествления понятий «культура речи» и
«правильность речи» с понятие “речевая культура”.
Правильность как критерий речи Н.А. Плёнкин связывает с нормой,
которая очень часто меняется. Это нельзя представить без функциональных
разновидностей языка, его стилистики. И здесь она не всегда единообразна. В
12 деловых и научных стилях норма строга. А в разговорном стиле нормы
меняются.
В публицистическом стиле могут быть и отступления, хотя и не всегда
мотивированы. Правильность речи это необходимая составная часть общего
понятия хорошей речи, один из её критериев. Это обеспечивается знанием
всего богатства языка, знанием логики, предмета речи, умение говорить просто,
кратко, ясно, уместно. Термином культура речи обозначается совокупность и
система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве. Это область
лингвистических знаний о системе качеств речи, об учении о культуре речи.
Из всего вышеизложенного ясно, что речевое развитие обучающихся это
важнейшая задача преподавателя. Творческое развитие человека невозможно
без умения чётко, логично, правильно мыслить и выражать свои мысли. В
соответствии с особенностями и потребностями каждого предмета должно
обогащаться речевое развитие учащихся. Преподаватель любого предмета
должен совершенствовать речевую культуру учащегося. Именно на это и
направлено внимание во всех исследованиях по проблемам развития речи и
речевой культуры.
Различные циклы дисциплин в СПО, в качестве специфических,
выдвигают на первый план те или иные структурные компоненты и особенности
речевой культуры Это обусловливается особенностями научного и
художественного мышления. Важно и то, на какие сферы мышления, прежде
всего, воздействует речь преподавателя, ведь специфика речевой культуры
зависит от функциональной потребности.
Для преподавателя, думающего о культуре речевого развития студента
важным является не столько закрепление навыков правильности их речевого
высказывания в полном соответствии с нормой литературноречевого
высказывания языка, сколько разработки умения точного выбора и
использования языковых средств, необходимых для каждой конкретной
ситуации общения, возможность в должной степени владеть речью, как в
13 отборе слов, так и отборе её экспрессивных форм эмоциональной
выразительности для передачи мыслей и чувств.
Поиск эффективных путей развития речевой культуры требует
обоснования, апробирования и реализации комплекса педагогических условий,
направленных на развитие речевой культуры учащихся средних
профессиональных училищ.
Особенно важной для преподавателя считается способность
заинтересовать, увлечь рассказом, передать своё отношение к повествованию.
Немаловажными умениями представляются умение задавать вопросы, слушать
собеседника, формулировать высказывание, а так же умение располагать это
высказывание и выстраивать его. Эти умения можно назвать логико
композиционными. Именно они в значительной мере составляют цель и основу
обучения связанной речи.
Очень много работал над этой проблемой выдающийся русский педагог
В.А. Сухомлинский. Проявляя постоянное внимание к культуре, речевой
культуре, Сухомлинский писал: «Есть … одна сторона педагогической
культуры, о которой нельзя говорить без тревоги, это речевая культура
учителя… культура речи учителя в решающей степени определяется
эффективностью умственного труда учеников на уроке… Высокая культура
речи важное условие рационального использования времени. Сколько
времени теряется на бесчисленные повторения, необходимость в которых
возникает тогда, когда предмет, явление, понятие не находит в речи
преподавателя яркой, доступной понимания ребёнка словесной оболочки».
Главная мысль этого высказывания в том, что для совершенствования
педагогической культуры необходимо решать вопросы о профессиональной
культуре речи преподавателя. Важнейшая задача преподавателя научить
говорить учащихся поразному, в зависимости от цели высказывания и
адресата, т.е. научить пользоваться речью сообразно обстоятельствам.
Речевые умения обеспечивают результативность педагогической
технологии. Речевая культура в целом и педагогическое красноречие в
14 частности являются показателями уровня педагогического профессионализма.
Речевую культуру и педагогический профессионализм можно проанализировать
через педагогическую деятельность и педагогическое общение.
Для совершенствования речевой культуры учащихся
преподавателю необходимо владеть системой речевых умений, от
которых зависит успешность речевого общения. Преподаватель должен,
вопервых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях
общения.
Вовторых, уметь правильно выбрать содержание акта общения.
Втретьих,
найти адекватные средства для передачи этого
содержания. Вчетвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если
какоелибо из звеньев будет нарушено, то говорящему не удастся
добиться ожидаемых результатов общения—оно будет не эффективно.
Речь творческая функция человеческой психики, отражающая в
возникающую в
речевом высказывании каждую новую ситуацию,
коммуникативном процессе. В ней особенно ярко и разносторонне проявляется
влияние социальных факторов. Речевое поведение человека обусловлено не
только постоянными социальными характеристиками, но и ситуативными
характеристиками, отражающими изменения социальных ролей и вызывающие
речевое переключение.
Неумение современной молодёжи, даже при достаточно высоком уровне
знаний в науках, рассуждать, выразить неординарную мысль, передать словами
чувства—свидетельствует о низкой речевой культуре. Необходимо создание системы
речевой культуры, которая будет включать следующие экспрессивноречевые
умения: произносительные, интонационные, слово и фразообразующие, а
также мастерство публичной речи, красноречие. Навык к публичной речи
предполагает владение такими умениями, как умение сделать свою речь уместной,
доступной, логичной, доказательной, умения обеспечить эффект визуального
имиджа, эффект первых фраз, прямого разговора, динамики речи.
15 Речевая культура это процесс сознательного отбора и использования тех
языковых средств, которые являются необходимыми для данного конкретного
случая речевого общения и помогают осуществлять речевое воздействие,
позволяющее с максимальной эффективностью обеспечить решение
конкретных педагогических задач в реальной ситуации учебного процесса.
Характеристика качества речи состоит в следующем:
1. Ясность в речи это умелое сочетание научного изложения с
разговорными средствами.
2. Точность речи
это максимальное соответствие
употребляемых слов называемым предметами явлениям
деятельности и раскрываемым понятиям.
3. Логичность выражается в правильном порядке слов,
переходе от одной мысли к другой.
4. Содержательность зависит от эрудиции её автора, умения
правильно пользоваться словами и правильно строить фразы.
5. Системность изложения
создаётся таким
расположением частей высказывания, которые непрерывно
следуют друг за другом.
6. Выразительность речи может быть акцентологическая,
интонационная,
словообразовательная,
лексическая,
стилистическая.
7. Богатство словарного запаса
разнообразие языковой
структуры
(запас слов.
фразеологическое богатство).
Словосочетаний,
лексическое,
8. Образность речи это подбор слов и предложений, которые
помогают разбудить не только логическую, но и волевую,
эстетическую области нашего сознания.
16 9. Правильность речи соблюдение норм литературного языка
(ударения, грамматики).
Рассматривая проблему развития речевой культуры учащихся в её тесной
связи с конкретной речевой практикой, следует остановиться на нарушениях
коммуникативных качеств речи, приводящих к низкому уровню речевой
культуры. Имеются в виду так называемые «речевые ошибки», допускаемые
учащимися в речи.
Учащиеся СПО часто испытывают трудности в работе по исправлению,
искоренению различного рода ошибок, делающих речь несоответствующей её
коммуникативным качествам.
Ряд типичных недостатков в речи обучающихся:
недостаточная последовательность;
отвлечение от изучаемой темы;
многословие;
отсутствие логики речевого высказывания;
неумение чётко сформулировать выдвигаемое положение;
неумение отделить исходное положение от следствия;
неумение пользоваться научными терминами.
За большинством из вышеперечисленных типичных недочётов можно
увидеть несформированность речевых умений и качеств речи.
Подготовка учащихся к их будущей жизни, сочетающей в себе учебную,
бытовую, общественную, а также будущую профессиональную деятельность во
многом определяется степенью их речевого развития, овладения всеми видами
речевой деятельности.
Невозможно осуществить полноценное усвоение знаний, развитие умений
и навыков по различным дисциплинам, преподаваемым в колледже, если
студент не владеет необходимым уровнем речевой подготовки, понимания речи
в устной и письменной формах.
При этом учащимся надо уметь воспринимать и осмысливать научно
учебную форму речи, которая отличается, как и профессиональная, большим
17 количеством терминов,
профессионализмом, научной фразеологией,
сложностью изложения и насыщенностью содержания.
Коммуникативные потребности обучающихся , не ограничиваясь рамками
учебной деятельности, реализуются и в разговорном стиле речи, который, в
противоположность научному, отличается простотой и доступностью,
употреблением бытовой лексики.
спонтанностью высказывания,
Гуманитаризация образования в современных условиях общества нацеливает на
ценностную ориентацию, что связано с эстетичностью речи.
Таким образом, на основе анализа различного рода литературы по
проблеме исследования мы пришли к следующим выводам:
речевая культура речи показатель общей культуры человека, культуры
мышления, чувств, культуры поведения. Она во многом определяет качество
влияет на эффективность
нравственного воспитания личности,
коммуникативной деятельности;
речевая культура представляет собой совокупность компонентов, в
структуре которых интегрируются знания, мотивы. Взгляды и
убеждения, качества речи и речевые умения личности;
во всех исследованиях по проблемам развития речи и речевой
культуры обращается внимание на то, что творческое развитие
личности невозможно без умения чётко, логично, правильно
мыслить и выражать свои мысли. Развитее речевой культуры
учащихся—важнейшая задача каждого преподавателя.
18 1.2 Сущностная характеристика речевой культуры учащихся.
В последнее время наметился определённый положительный сдвиг в
работе по развитию речи учащихся, однако речевая подготовка выпускников
СПО не отвечает полной мере социальному заказу общества.
Развитие речевой культуры – проблема , решение которой зависит от
педагогического коллектива в целом и каждого преподавателя в отдельности.
Анализ действующих программ показывает, что, например, по математике
требования к работе над речевой культурой вообще не отражены. Кроме того,
между требованиями, сформулированными в программах разных учебных
предметов, нет согласованности по существу.
По моему мнению, развитие речевой культуры, предполагающее
совершенствование знаний, качеств речи и речевых умений учащихся ,
возможно при введении в практику работы колледжа личностно
ориентированных методик ( в дальнейшем называемых нами программами)
развития речевой культуры обучающихся. Процесс достижения высокого
уровня развития речевой культуры глубоко индивидуален. Здесь сказываются
индивидуальные особенности каждого учащегося, его личностные особенности,
19 предшествующий опыт речевого поведения, характер его идеалов и убеждений,
отношения с другими людьми и т.д.
Применение личностноориентированных методик, направленных на
существенно расширяет сферу творчества
развитие речевой культуры
преподавателя, ориентирует на использование на практике результатов
педагогических исследований, стимулирует профессиональный рост, повышает
компетентность преподавателя.
Высокий уровень развития речевой культур, по мнению исследователей,
мотивационного,
сочетает в себе реализацию трёх компонентов:
содержательного и коммуникативного, в структуре которых интегрируются
мотивы, отношения, качества речи, умения связанные с речевым воздействием.
Критерии и характеристика уровней развития компонентов речевой
культуры ( по Бочкарёвой Т.В.)
20 Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Мотивационный
Показатели: наличие мотива развития речевой культуры, осознание
значимости речевой культуры.
Осознание
значимости речевой
Понимание сущности
речевой культуры, осознание
Слабо
выраженная
культуры, понимание
её сущности, ярко
её роли в процессе
становления
личности,
мотивация развития
речевой культуры,
выраженная
потребность
стремление к пониманию
знаний.
непонимание
сущности речевой
в
постоянном
пополнении знаний.
Содержательный
Цель: изучение и развитие качеств речи.
Хорошо
Осознаётся ценность и
потребность в развитии
развиты
качества
культуры,
бессистемное
пополнение знаний.
Нет
потребности
в
речи, ярко выражена
потребность
в
качеств речи, но работа по их
совершенствованию ведётся
развитии качеств
речи, не осознаётся
совершенствовании
качеств речи.
бессистемно.
их ценность, нет
стремлений в их
совершенствовании.
Коммуникативный
Результат: общение, при котором можно легко донести свою мысль
до собеседника, слышать другого, выражать своё суждение на
определённую тему,
высказать
собственное мнение при обсуждении какоголибо материала, отстаивать
заинтересованность собеседника,
точку зрения.
Основой мотивационного компонента является наличие мотива развития
речевой культуры, осознание значимости речевой культуры, увлечённость
процессом развития речевой культуры.
21 В различных видах деятельности проявляются и закрепляются
определённые функции знаний. Т.К. Ахаян на их основе характеризует
непрерывность и этапность развития знаний и убеждений.
Таким образом, по мнению Т.К. Ахаян, можно выделить следующие
функции знаний:
информативная, которая формирует и активизирует умение
ориентироваться в большом потоке разнообразной информации;
оценочная, благодаря которой даётся оценка событиям, поступкам,
обосновывается своя точка зрения;
побудительная функция знаний, появление которой говорит о выходе на
высокий уровень развития принципиальный, осознанный, уровень соединения
знаний и мотива.
Эти функции прослеживаются и в развитии знаний о речевой культуре:
на основе уже имеющихся знаний человек оценивает свое речевое поведение,
сравнивает его с образцовым, в результате чего намечает пути
совершенствования своей речевой культуры, т.к. начинает осознавать всю
важность владения речевой культурой для дальнейшего развития личности.
Итак, знания это тот необходимый базис, без которого
невозможен процесс формирования, развития и совершенствования
речевой культуры.
Мотивационный компонент речевой культуры характеризует
личность с позиции её речевой активности отражает её стремление к
самосовершенствованию.
Содержательный компонент речевой культуры представляется
качествами речи: точность речи, логичность речевого высказывания,
выразительность, богатство словарного запаса, содержательность,
правильность речи.
Коммуникативный компонент речевой культуры включает в себя
способность к творческой деятельности, направленность на труд и
22 общение в своей среде (знаний, умений, навыков, свойства личности и
способы их реализации, способы самооценки). Кроме этого необходимо
отметить и такие личностные качества как нравственные,
познавательные, волевые и эмоциональные характеристики, знание
правил этикета.
Всё выше перечисленное
предполагает системообразующую,
планирующую и воздействующую функции речи, а значит и
определённый уровень речевой культуры учащегося.
Итак, понятие «речевая культура» трактуется исследователями как
понятие коммуникативностилистическое, зависящее не только от языковых
норм, но и от социальнопсихологических особенностей процесса речевого
общения.
Поэтому для преподавателя, занимающегося развитием речевой культуры
учащихся, педагогически важным является не только закрепление навыков
правильности их речевого высказывания в полном соответствии с нормой
литературного языка, но и выработка у них умений точного выбора и
использования языковых средств для передачи мысли и чувства. Крайне
важным является совершенствование качеств речи: выразительности,
образности, системности изложения, правильности.
Таким образом, возможности развития речевой культуры учащихся СПО
заключается в следующем:
речевая культура развивается в процессе реализации созданной
преподавателем программы, если в этой программе уделено место
развитию речевой культуры учащихся, представляющую собой часть
учебной программы по предмету;
результатом развития речевой культуры учащихся является высокий
уровень развития речевой культуры, сочетающий в себе развитие трёх её
компонентов: мотивационного, содержательного, коммуникативного.
23 Выводы
На основе анализа и изучения различного рода литературы по проблеме
исследования подходим к выводам о том, что культура представляет собой
многофункциональную систему, включающую в себя функцию передачи
социального опыта, регулятивную и ценностную функции.
Речевая культура и её развитие важнейшая задача каждого
преподавателя. Речевое развитие должно обогащаться преподавателями в
соответствии с особенностями и потребностями каждого предмета, и каждый
преподаватель предметник должен совершенствовать как свою речевую
культуру, так и учащихся.
Речевая культура личности это показатель общей культуры человека,
культуры мышления, чувств, культуры поведения. Она во многом определяет
качество нравственного воспитания личности, влияет на эффективность
коммуникативной деятельности.
Речевая культура представляет собой совокупность компонентов, в
структуре которых интегрируются знания, мотивы, взгляды и убеждения,
качества речи и речевые умения личности.
Во всех исследованиях по проблемам развития речи и речевой культуры
обращается внимание на то, что творческое развитие личности невозможно без
умения чётко, логично, правильно мыслить и выражать свои мысли.
Результатом развития речевой культуры учащихся является высокий уровень
развития речевой культуры, сочетающей в себе развитие её трёх компонентов:
мотивационного, содержательного, коммуникативного.
24 Глава 2.ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ
КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
2.1 Реальное состояние развития речевой культуры в практике работы
СПО.
Для изучения состояния проблемы развития речевой культуры в практике
работы колледжа были использованы разнообразные методы исследования.
Метод анкетирования на первом этапе экспериментальной работы стал
ведущим, т.к. он способствовал накоплению материала.
Было проанкетировано 20 учащихся.
В ходе первого этапа экспериментальной работы предстояло выяснить:
1)теоретическое понимание студентами проблемы развития речевой культуры.
2)практическое состояние развития речевой культуры обучающихся.
Для ответа на первый вопрос надлежало экспериментальным путём определить:
понимание учащимися термина «речевая культура»;
отношение учащихся к проблеме речевой культуры и понимание её значения
для последующей профессиональной деятельности;
степень владения речевой культурой учащимися;
степень удовлетворённости речевой культурой.
Кроме того, необходимо было дать анализ по самооценке уровней
развития качеств речи у учащихся, установить их взаимосвязь.
25 Учащимся предлагались 15 вопросов открытого и закрытого типов, на
которые получены определённые суждения.
Изучить состояние речевой культуры учащихся позволили вопросы по
оценке и самооценке качеств речи, а также вопросы о степени
удовлетворённости учащихся своей речевой культурой, о причинах,
затрудняющих речевое общение на занятии, а также о положительных сторонах
речевого общения, влияющих на развитие речевой культуры.
В анкету был включён вопрос для преподавателей, предполагающий им
дать свои предложения по улучшению работы по развитию речевой культуры.
По результатам проведённого анкетирования можно сделать следующий
вывод: преподаватели различных предметов понимают зависимость успеха
своей педагогической деятельности от уровня развития речевой культуры.
Отсутствие связи между этими явлениями отметило лишь 7% от общего
числа опрашиваемых. Основная масса (61%) отметила прямую взаимосвязь
речевой культуры и профессионализма преподавателя, 7% отметило малую
связь, оставшиеся 25% определили её степень. Таким образом, большинство
преподавателей (86%) признаёт значимость речевой культуры педагога для его
профессиональной деятельности.
Помимо этого всем участникам эксперимента (и учащимся и
преподавателям) было предложено дать определение понятию «речевая
культура», чтобы посмотреть, какой смысл вкладывают они в данное понятие.
В качестве типичных ответов можно выделить следующие определения
речевой культуры, данные учащимися:
1. умение говорить правильно, т.е. в соответствии с нормами языка—39%;
2. то, при помощи чего можно передавать свои мысли окружающим, чтобы
последним было понятно—57%;
3. уровень развития речи образованного человека, при помощи которого
облегчается умение раскрывать свою мысль и донести её до собеседника—25%;
26 4. затрудняюсь ответить—11%
Педагоги дали понятию речевой культуры следующие определения:
1.владение языком и умение его использовать в различных коммуникативных
ситуациях—57%;
2.правильный выбор слов—29%;
3.широкое понятие, включающее в себя как содержание речи, так и её внешнюю
оболочку—14%.
Многие (71%) отождествляют речевую культуру с культурой общения.
Преподаватели же сводят понятие речевой культуры к культуре речи (29%),
что является неверным, т.к. культура речи—это лингвистическое понятие,
связанное прежде всего, с нормативностью, правильностью речи, соответствием
языковым требованиям.
Таким образом, в ходе опроса выяснено, что подавляющее большинство
опрошенных учащихся (84%) не могут дать чёткого определения понятия
«речевая культура».
Опрос выявил также отношение преподавателей и обучающихся к речевой
культуре, степенью их удовлетворённости ею.
Вывод (в таблице): большинство преподавателей и учащихся
удовлетворены своей речевой культурой.
Ответы
Да
Нет
Не знаю
преподаватели
54%
36%
10%
учащиеся
31%
48%
21%
Причины же неудовлетворённости своей речевой культурой, как
преподавателей, так и учащихся состоят в “недостаточности словарного
запаса”, “неумении чётко и ясно выразить свою мысль”, “неправильном
произношении”, “нелогичности высказывания”, “неясности речи”.
27 Мы также выявили причины затрудняющие процесс обучения на занятии,
что влияет на развитие речевой культуры:
со стороны преподавателей:
не существует причин затрудняющих процесс речевого обучения на занятии,
влияющих на развитие речевой культуры 24%;
отсутствие собственного суждения по теме, неспособность делать
самостоятельные выводы 14%;
низкие знания учащихся, неподготовленность к занятиям 23%;
быстрый темп речи преподавателя, трудность объясняемого материала,
сложная терминология25%;
шум в аудитории, отсутствие внимания 14%;
неумение выразить свою мысль 11%;
незнание материала 9%;
психологические факторы (волнение, застенчивость, неуверенность в себе и
т.д.) 4%.
Из выше изложенных данных выясняется, что существует часть учащихся,
которые удовлетворены характером речевого общения на занятии.
Положительные стороны речевого общения, влияющие на
развитие речевой культуры, были отмечены как учащимися, так и
преподавателями.
Для преподавателей:
хорошие ответы учащихся 37%;
готовность к занятию 29%;
внимание учащихся, т.е. наличие контакта с аудиторией 24%;
подготовленность учащихся к восприятию речи преподавателя 10%.
Для учащихся:
умение правильно и точно излагать известный(или пройденный
материал)49%;
умение слушать 23%;
28 умение следить за логикой излагаемого учителем материала 17%;
преодоление таких черт характера как стеснительность, скованность
и т.д.11%.
Следовательно, умение чётко, правильно, логично мыслить и
выражать свои мысли в понятной, ясной, доступной форме стоит в
центре речевого общения.
Все опрошенные преподаватели (100%)считают, что преподаватель
выступает образцом для речи учащихся. Поэтому, считают они, преподаватель
должен уметь выражать свои мысли точно. Красиво, грамотно, в правильной
форме. Педагог должен расширять свой словарный запас, развивать культуру
мышления, а, следовательно, логику, что является совершенствованием
речевой культуры. Каждому преподавателю, подчёркивают в своих анкетах
педагоги, нужно не только развивать собственную речевую культуру, но и
речевую культуру учащихся, посредством исправления речевых ошибок,
обогащения их словарного запаса, научения чётко и логично выражать свои
мысли. Большинство педагогов (87%) считают речь учителей в определённой
степени образцом для подражания учащихся. Учащиеся имитируют речь
учителя, используют его высказывания и обороты и часто повторяют именно
его ошибки, а не лучшие качества речи и выражения. Для учащихся(53%)
считается нормальным явлением употреблять те слова, обороты, которые они
слышат от преподавателя. Такой процесс часто наблюдается в аудитории.
Преподаватель должен быть профессионально грамотен и эрудирован, т.к. не
может требовать от учащихся того, чем он владеет сам и чему не может их
научить. По мнению преподавателей (63%) не каждый учащийся может
самостоятельно обучаться речевой культуре, ему нужен пример и таким
примером должен стать сам преподаватель.
Следует также обратить внимание на предложения учащихся по
развитию и совершенствованию речевой культуры на занятии. Многие учащиеся
(57%) считают, что основной формой развития речевой культуры является
диалог или беседа преподавателя с учащимися. Некоторые (7%) считают, что
29 преподаватель должен больше говорить сам, а учащиеся должны лишь внимать
его речи. 3% учащихся предлагают приглашать на занятия специалистов
организовывать познавательные кружки для
(“интересных людей”),
дополнительного общения и совершенствовать речевую культуру в процессе
обучения.
Чтение различного рода дополнительной литературы, просмотр учебных
фильмов, прослушивание аудиокассет предлагают 14% учащихся. Оставшиеся
(19%) считают, что необходимо больше проводить занятий в форме деловых
игр, диспутов, дискуссий, мини – конференций и т. д., так как это способствует
устному выступлению перед слушателями, изложению своих мыслей вслух, что
требует точности, ясности, последовательности, логичности высказывания.
Как уже было упомянуто выше, основой речевой культуры являются
качества речи, поэтому нас интересовал вопрос о степени владения качествами
речи преподавателя и учащихс , а также вопрос о важности того или иного
качества речи для учащихся и преподавателей.
Анкетирование среди учащихся показало нам следующие результаты. В
речи преподавателя они отметили необходимость таких качеств, как
правильность, система изложения, ясность, содержательность, выразительность.
В своей же речи большинство учащихся отметили важность богатства
словарного запаса, логичность высказывания, точность.
Кроме того, было выявлено, какие требования предъявляют к
своей речи преподаватели и учащиеся:
Преподаватель:
логичное
и
Учащийся:
последовательное
грамотность;
изложение материала;
доступность и ясность в
изложении
материала;
вежливость
тактичность.
эстетичность;
и
точность и ясность
30 своих мыслей.
Ниже мы приводим таблицы по оценке каждого качества речи
преподавателями и учащимися по мере их важности.
Оценка качеств речи преподавателями
( данные в %).
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1
Качества речи
Содержательность
Логичность
Правильность
Ясность
Богатство словарного запаса
Выразительность
Система изложения
Точность
Эмоциональность
Образность
%
77%
преподавателей
83%
преподавателей
75%
преподавателей
61%
преподавателей
46%
преподавателей
38%
преподавателей
30%
преподавателей
23%
преподавателей
10%
преподавателей
5% преподавателей
0.
В такой последовательности оценили качества речи преподаватели. Что
же касается обучающихся, то мы видим несколько другую картину оценки
качества речи по мере их важности.
Оценка качеств речи учащимися
(данные в %).
№
1.
Качества речи
Логичность
%
85% учащихся
31 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Богатство словарного запаса
Содержательность
Ясность
Правильность
Выразительность
Точность
Система изложения
Образность
Эмоциональность
82% учащихся
80% учащихся
77% учащихся
70% учащихся
37% учащихся
32% учащихся
30% учащихся
17% учащихся
10% учащихся
Общий вывод, вытекающий из полученных данных, говорит о том, что
преподавателям необходимо работать над развитием таких качеств речи, как
точность, система изложения, эмоциональность и образность в своей речи и
речи преподавателя.
Также учащимся была предложена оценка преподавателями уровня
речевой культуры учащихся и наоборот. Была предложена пятибалльная шкала
оценки: 5—высокий уровень развития речевой культуры,
4—выше среднего,
3—средний,
2—ниже среднего,
1—низкий.
Из данного опроса мы получили следующие результаты.
Количество
Количество
преподавателей,
оценивших
речевую
учащихся,
речевую
оценивших
культуру
культуру учащихся на:
5 баллов—0%
4 балла –21%
3 балла—54%
2 балла—20%
1 балл—5%
Сравнительный материал даёт возможность установить некоторые
преподавателей на:
5 баллов—5%
4 балла—48%
3 балла—39%
2 балла6%
1 балл 2%
зависимости:
32 1) Между развитием качеств речи преподавателей и студентов. В тех
группах, где преподаватели обладают высоким уровнем развития качеств
речи, у учащихся он также достаточно высок. 2) Между отношением к
тому или иному виду деятельности и развитием соответствующих
качеств речи. Так, например, такие качества речи, как выразительность,
эмоциональность, система изложения, находятся на низком уровне
развития как у преподавателей, так и у учащихся.
2) На основе изложенного о речевой культуре учащихся
на занятии считаю:
а) необходимо повышать общую культуру и речевую культуру,
предъявлять необходимые требования к своей речи и речи учащихся.
Уделять особое внимание совершенствованию своих речевых умений,
т.к. речь преподавателя—это образец для реи учащихся.
б) подбирать для обучающихся такую литературу и
тематический материал,
который способствует развитию
осознанного желания повысить логику и культуру мышления, а,
соответственно, и речевую культуру.
в) нужно больше времени уделять монологической речи учащихся
на занятии, в диалогической речи больше времени отводить на
вопросы дискуссионного плана, проводить беседы и диспуты на
заданную тему.
г) необходимо уделять время на беседу с учащимися об их речевой
культуре и обращать внимание на ошибки в их речи, вовремя их
исправлять.
д) следить не только за содержанием речи, но и за формой
речевого выражения, т.е. не только за тем, что говорят учащиеся,
но и как говорят.
Преподаватели:
критическое отношение
Учащиеся:
начитанность;
33 к своей речи;
степень начитанности
окружение
(улица,
семья,
(эрудиция, грамотность);
окружающая социальная среда;
учебное заведение);
личный
пример
степень образования;
преподавателя;
средства
информации
уровень образования.
массовой
ТВ, радио, средства массовой
информации; пресса;
уровень жизни
круг общения (сверстники, семья,
и т.д.);
желания постоянного совершенствования.
е) давать учащимся на занятиях больше самостоятельных
заданий по развитию своей речи, т. е. готовиться к выступлениям на
семинарах, конференциях.
Что же влияет на развитие речевой культуры?
Можно сделать вывод, что в основном мнения преподавателей и
учащихся о причинах, влияющих на развитие речевой культуры,
совпадают.
Помимо опроса, анкетирования, на данном этапе исследования
проводилось и наблюдение. В результате было выявлено 10 характерных
речевых ошибок и типичных недостатков, допускаемых учащимися в речи:
1. многословие
2. непоследовательность
3. отвлечение от темы
4. неумение чётко сформулировать выдвигаемое положение, а также
выделить главную мысль
5. неправильное ударение в словах
6. употребление вульгаризмов, жаргонных слов, использование
молодёжного сленга
34 7. образование несуществующих форм слова
8. фонетические ошибки (неправильное произношение)
9. употребление слов, смысл которых чётко неизвестен и их
употребление не в том контексте
10.
интонационные ошибки.
Каждому преподавателю необходимо установить характеристику
речевого поведения учащихся для того, чтобы определить основные
направления её применения с целью повышения уровня речевого общения,
речевой культуры.
В процессе работы, считаю, что можно выявить5 характерных групп
речевого поведения учащихся:
1 группа.
В эту группу входят учащиеся, которые имеют высокий уровень развития
речевой культуры. Их речь характеризуется точностью, краткостью,
содержательностью. Особое место в качестве речи отводится выразительности,
чёткости, ясности.
На занятии учащиеся этой группы стараются занимать активную позицию.
Такие учащиеся чутко реагируют на идеи преподавателя, чётко выполняют
задания, внимательно следят за ходом мыслей учителя, практически всегда
готовы к ответу. Эта группа учащихся составляет 15%.
2 группа.
Её составляют учащиеся, у которых такие качества речи, как точность
выражения мысли, логика речевого выражения, система изложения, богатство
словарного запаса находятся на достаточно высоком уровне. Они владеют
материалом, но преподносят его монотонно. Не отводится особое место таким
качествам речи как эмоциональность, выразительность. Такие учащиеся
несколько пассивны, не выражают особого желания работать, хотя и имеют к
этому способности.
К этой группе относится 21% учащихся.
3 группа.
35 У учащихся этой группы скована инициатива. У них нет желания
работать и высказываться на занятиях. Такие учащиеся ограничиваются
односложными ответами, внимание их рассеяно, они часто не могут
воспроизвести только что сформулированное высказывание. У этих учащихся
слабо прослеживается творческое мышление, им легче воспроизводить уже
готовый к ответу материал. Это 38% учащихся.
4 группа.
Сюда входят учащиеся, которые в основном относятся к группе
слабоуспевающих. Они недостаточно владеют материалом, им трудно
высказываться в устной форме. Качества речи таких учащихся находится на
уровне ниже среднего. Особенно не развиты логика, точность выражения
мысли, правильность и грамотность высказывания. Эта группа включает 18%.
5 группа.
Эту группу учащихся отличает низкий уровень развития речи. Более всего у
них развита эмоциональность. Самооценка у таких учащихся занижена, нет
уверенности в собственных силах. На занятиях эти учащиеся чаще всего
являются нарушителями дисциплины. Они, как правило, не знают предмет, не
владеют материалом, не умеют выразить свою мысль. Боятся быть
непонятными. Это 8% учащихся.
Таким образом, речевая культура является одним из факторов,
влияющим на процессы познания, общения, самопознания, самовыражения.
36 2.2 Опытно – экспериментальная работа по развитию
речевой культуры учащихся на уроках истории.
Формирующий эксперимент состоял из 3х этапов,
имевших
самостоятельные, постепенно усложняющиеся задачи. На первом этапе они
были следующие:
познакомиться с особенностями избранных для эксперимента групп
учащихся и определить уровень их речевой культуры;
создать психологическую обстановку, располагающую к включению
учащихся в активную речевую деятельность;
дать качественную характеристику уровней речевой культуры
учащихся и уточнить их название.
Формирующий этап исследования осуществлялся в двух группах по 7
человек: 7 юношей и 7 девушек со 2го курса.
Решение задач 1го этапа экспериментальной работы осуществлялось
прежде всего
1)путём выяснения отношения учащихся к гуманитарным предметам;
2) ориентации учащихся на необходимость повышения общей культуры;
3)привлечение к развитию интересов учащихся к предмету истории Отечества
на базе которого можно было включить учащихся экспериментальной группы в
учебную деятельность, имеющую речевую направленность.
37 Важнейшими вехами этого этапа работы явились: в учебном процессе
изучение первой монографической темы «Общие представления о понятии
культура» и проведение учебной игры «Колесо истории». Кроме того,
использовались различные приёмы и методы выявления уровней речевой
культуры в группах и привлечение учащихся к активной речевой деятельности.
Каковы же пути первого этапа выяснения и повышения уровня
речевой культуры учащихся экспериментальных групп?
Анкета (вопросник). Предложена учащимся в первый же день пребывания
их в колледже после каникул. Вопросы предполагали выяснить суждения
об отношении к учебным предметам, опыта их работы в кружках,
факультативах. Необходимо было выяснить впечатления эстетического
характера, полученные студентами за последние годы; что прочитано и
просмотрено летом; в какой среде живёт и воспитывается учащийся; кт
его родители, каким видом деятельности они занимаются; каков общий
уровень культуры учащихся; отношение к учебным предметам, истории,
искусству. Информация, полученная при обработке анкеты была
перепроверена и дополнена беседами с учителями предметниками.
Предметом коллективного обсуждения стал прежде всего вопрос
“Прекрасное вокруг нас…( в каких проявлениях жизни ты встречаешься
с прекрасным?)”
В
работах
учащихся
обнаружено
более
20ти
неповторяющихся суждений, которые можно условно сгруппировать:
мировоззренческие понятия: Родина, общество, человек, Вселенная, семья;
38 земля,
жизнь,
понятия:
философские
космос;
психологическое состояние человека: любовь, хорошее настроение, победа
удовольствие делать людям хорошее,
жизни над смертью,
творческое
начало
человеке;
произведения искусства (книги, архитектура, живопись, скульптура,
музыка);
природа листопад, туманное утро, белые ночи и т.д.
в
Для определения речевой культуры учащихся было использовано первое
домашнее сочинение «Моё любимое произведение на историческую тему».
Выбор учащихся ничем не ограничивался. В сочинении надо было не только
обосновать выбор, но и попытаться проанализировать произведение искусства.
Предпочтения учащихся были следующие: портреты выдающихся деятелей
истории, архитектура в историческом аспекте, батальная живопись,
киноискусство и т. д.
Сочинения обнаружили различное отношение авторов не только к
выбранным произведениям, но и к самой теме сочинения. Одни темы
представляли прямое списывание с книг, статей, аннотаций, другие показали
глубокое личностное, заинтересованное отношение к тому, о чём авторы пишут.
Лучшие сочинения, посвящены были живописи (например, “Боярыня
Морозова” Сурикова). Эти учащиеся имели подготовку ещё со школы и
занимались в кружках или посещали факультативы по истории или литературе.
Следующий раздел работы с экспериментальной группой состоял в
выяснении
“Наличия мотива развития речевой культуры, осознания
значимости речевой культуры, увлечённость процессом развития
речевой культуры” и содержал следующие показатели:
1. Увлечён ли процессом развития речевой культуры?
39 2. Осознаёт ли значимость развития речевой культуры в
процессе формирования личности?
3. Умеет ли адекватно оценивать речевую культуру свою или
своего собеседника?
В раздел «Изучение и развитие качеств речи» были включены
вопросы:
1. Умение точно излагать свою мысль.
2.Выразительность речи.
3. Богатство словарного запаса.
4. Умение содержательно изложить требуемый текст.
5. Эмоциональность речи.
Раздел ”Умение общаться, при котором можно легко донести
свою мысль до собеседника, высказать своё собственное мнение при
обсуждении какоголибо материала, отстаивать свою точку зрения”
включал пункты:
1. Умеет ли высказать свою точку зрения по интересующему
вопросу?
2. Умеет ли выслушать собеседника?
3. Умеет ли отстоять своё мнение?
Применялись
разнообразные
методы
исследования:
наблюдение за реакциями и поведением учащихся на занятиях, во внеклассной
работе, в общественной деятельности, во время досуга: устные и письменные
опросы
учащихся
,
беседы
с
преподавателями,
поручение испытуемым о пределённых заданий и наблюдение за их
выполнением.
Проанализировав записи личностных достижений обучающихся, приходим к
следующим выводам:
вопервых, такая форма учёта позволяет проследить личные победы и
неудачи в усвоении учебного материала;
40 вовторых, увидеть работу каждого учащегося над овладением
речевыми умениями и коммуникативными качествами речи;
втретьих, вместе с преподавателем проследить динамику изменений в
сфере интересов учащегося.
При изучении темы «Роль Петровских реформ в истории России»
были разработаны 4 группы вопросов, ориентированных на развитие качеств
речи содержательного компонента и коммуникативных качеств речи:
1 группа вопросов связана с содержательностью речи, ясностью
выражения мысли и точностью словесного выражения. При подготовке
ответов на эти вопросы и самом ответе учащиеся пользуются умением
слушать, следить за логикой изложения, связывать конкретные факты с
выводами и т.п.
2 группа вопросов требует от учащихся не только вышеперечисленных
качеств речи, но и образности, выразительности, эмоциональности.
3 группа вопросов и заданий требует от учащихся умений размышлять
вслух, анализировать. При ответе на эти вопросы задействованы такие
качества речи как логика речевого выражения, система изложения,
богатство словарного запаса.
4 группа вопросов была связана с воздействующей функцией речи: умением
доказывать, возражать, утверждать свою точку зрения, выражать своё
отношение.
Помимо результатов контрольных тестовых заданий я проанализировала
доклады,
продукты речевой деятельности учащихся рефераты,
самостоятельные и творческие работы, исследовательские проекты. При этом
целью данного анализа ставилось увидеть изменения в уровне развития качеств
речи учащихся, насколько эффективно отработана программа развития речевой
культуры учащихся.
Следующая позиция анализа продуктивности программы развития
речевой культуры учащихся предполагала учёт мнений учащихся и
преподавателя относительно их удовлетворённостью программой
41 развития речевой культуры. Учащимся были заданы простые вопросы,
ответы на которые получались во время и после апробации программы.
Выяснялись мнения учащихся относительно их удовлетворённости
программой. Полученные данные вносились в таблицу и анализировались
Результаты оценки своей речевой культуры учащимися (в %).
Содержание ответов
До
считаю необходимым, уверен в хорошем развитии
25,2
Посл
е
26,1
своей речевой культуры.
считаю необходимым, но не совсем уверен в
26,3
27,0
хорошем развитии своей речевой культуры.
считаю необходимым и думаю, что владею речевой
22.4
22,6
культурой в достаточной мере.
думаю, что целесообразно, но владею речевой
16,4
16.6
культурой слабо.
не знаю, но хочу овладеть речевой культурой.
затрудняюсь ответить.
7,1
2,6
7.3
0,4
Анализ таблицы показал, что большинство учащихся (92,3%)
удовлетворено программами развития речевой культуры и считает их
применение целесообразным в рамках среднего профессионального
образования. Они положительно относятся к тому, чтобы на занятиях и
во внеаудиторной деятельности обращалось внимание на развитие речевой
культуры.
Кроме того, учащимся было предложено оценить свою речевую
деятельность до и после апробации программ по пятибалльной шкале:
5 высокий уровень развития, 4 выше среднего, 3 средний, 2 ниже среднего,
1 низкий.
Показатели самооценки своей речевой культуры учащимися
( в %).
Баллы
5
4
До
1
3
После
7
12
42 3
2
1
20
5
1
11
0
0
Формирующий эксперимент показал, что реализация программ
развития речевой культуры учащихся способствует развитию качеств
речи и речевых умений, что является основой содержательного и
коммуникативного компонентов речевой культуры. Кроме того, при
внедрении такой программы повышается мотивация учащихся по
развитию своей речевой культуры.
Таким образом, на основе изучения речевой культуры учащихся СПО можно
сделать следующие выводы:
руководство развитием речевой культуры со стороны преподавателя
должно осуществляться со знанием её сущности, специфики и
возможностей;
развитие речевой культуры учащихся представляет собой
целенаправленный процесс, обеспечивающий общение (коммуникацию),
как в устной так и в письменной формах, а также в монологической и в
диалогической формах речи;
невозможно осуществление полноценного усвоения знаний, развитие
умений и навыков по различным дисциплинам, без овладения учащимися
необходимым уровнем развития речевой культуры для восприятия,
осмысления и воспроизведения научноучебной формы речи.
В процессе осуществления опытноэкспериментальной деятельности
исследователю удалось:
осмыслить значение исследований по развитию речевой культуры;
43 понять особенности деятельности преподавателяпредметника ( в
данном случае преподавателя истории) при осуществлении работ по
созданию личностноориентированных методик развития речевой
культуры у учащихся при изучении истории;
учитывая индивидуальные особенности учащихся, определить
возможные подходы к определению целей содержания.
Приведенные здесь экспериментальные данные свидетельствуют о
продуктивности предложенных вариантов личностноориентированных
методик развития речевой культуры учащихся при изучении истории.
44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данного исследования сделаны следующие выводы:
1. Исследование показало, что на основе анализа философской,
психологопедагогической литературы неоспорима связь между
понятием «культура» и «речевая культура», их отношение между собой
и влияние на развитие личности.
2. Речевая культура это процесс сознательного отбора и
использования тех языковых средств, которые помогают осуществлять
речевое воздействие и являются необходимыми для данного
конкретного случая речевого общения, т.е. совокупность таких качеств
речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом
конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. В
структуре речевой культуры выделены взаимосвязанные между собой
компоненты: мотивационный, содержательный, коммуникативный.
3. Качества речи это системно взаимосвязанные свойства речи,
создаваемые взаимодействием единиц всех уровней и выявляемые на
основе внутренних и внешних связей речи с неречевыми структурами.
Качества речи являются основой содержательного компонента.
4. В ходе исследования различные приёмы и задания, включённые в
учебную программу, рассматривались как способ развития речевой
культуры учащихся, что способствует подготовке учащихся к
дальнейшей общественной, учебной и профессиональной деятельности.
5. Актуализация ценностного отношения к проблеме развития
речевой культуры учащихся позволила обеспечить формирование и
развитие положительной мотивации учения по развитию речевой
культуры.
45 Список литературы
1. Артёмов В.А. Культура речи. М.: Знание, 1966. 28 с.
2. Ахаян Т.К. Нравственное формирование личности школьников в
коллективе. Л., 1977. 123 с.
3. Бочкарёва Т. Н. «Развитие речевой культуры студентов
университета».2002. Издво ОГУ.
4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Рус. яз, 1990.
5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: просвещение, 321 с.
6. Ксенофонтова А.Н. Образовательные программы как способ
развития речевой культуры учителя и учащихся. Сов. Педагогика.
1988. №4. С.5255
7. Ксенофонтова А.Н. Речевая культура основа речевой деятельности
школьников. Оренбург, 1999. 48 с.
8.Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. М.: Просвещение, 1977.
43 с.
9.Развитие профессиональной речевой культуры учителя: Метод.
рекомендации. Л.М. АПН СССР, 1990. 37 с.
10.Розенталь Д.Э. Культура речи. М.: Издво МГУ, 1964. 140 с.
11. Солдатов Г.А. Слово о речи учителя.– Народное Образование.
1993. №1
12. Формановская Н.И. речевой этикет и культура общения. М.:
Высшая школа, 1989. 159 с.
13. Чихачёв В. П. культура речи и стиль устного выступления. М.:
Знание, 1974. 24 с.
46
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Практико-ориентированное исследование на тему "Развитие речевой культуры на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.