На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, ини-циативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Практикоориентированное обучение студентов,
как основа формирования профессиональных компетенций
Методист ГБОУПО «ССК» Т.В.Мирошник
На современном этапе модернизации профессионального образования
производство нуждается в самостоятельных,
творческих специалистах,
инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и
разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать
экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности
производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального
преобразования
становление
студентов. Без обращения профессионального образования к практико
ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно
проблематично выполнить поставленные задачи.
профессиональное
общества
является
ФГОС предусматривает усиление прикладного,
практического
характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики,
науки и общественной жизни.
Несмотря на значимость практикоориентированного обучения для
современного профессионального образования, его содержание и формы еще
не получили достаточной теоретической и методической разработки. В
педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные
характеристики профессионального становления будущих специалистов в
образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей
модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения
качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Создание практикоориентированной образовательной среды учебного
заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие,
самосовершенствование личности остается актуальной проблемой
педагогики.
В системе профессионального образования преобладает традиционная
форма обучения, к которой относят и лекционносеминарскозачетную
систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится
лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на
семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения
проверяются в форме зачетов или экзаменов.Недостатки традиционной системы обучения: использование шаблонов в
учебном процессе, единообразие; аудиторные занятия обеспечивают лишь
первоначальное освоение материала, а достижение высоких уровней
перекладывается на домашние задания; ограниченные возможности развития
самостоятельного, критического мышления; пассивность или видимость
активности студентов, возможное отсутствие обратной связи, усредненный
подход к оценке знаний студентов; отсутствие возможности индивидуального
обучения.
Учитывая наличие определенных недостатков, присущих традиционным
формам обучения, необходимо внедрять в учебный процесс новые формы
обучения, отвечающие современным требованиям экономического,
социального и политического развития России.
Практикоориентированное обучение предполагает разумное сочетание
фундаментального образования и профессиональноприкладной подготовки.
Существует три подхода в системе практикоориентированного
обучения.
Наиболее узкий подход связывает практикоориентированное обучение
с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в
профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики.
Второй подход, при практикоориентированном обучении предполагает
использование профессионально ориентированных технологий обучения и
методик моделирования фрагментов будущей профессиональной
деятельности на основе использования возможностей контекстного
(профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных
дисциплин.
Третий, наиболее широкий подход, в деятельностнокомпетентностной
парадигме, в соответствии с которой практикоориентированное образование
направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта
практической деятельности с целью достижения профессионально и
социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение
студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя.
Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в
решении практической задачи.
Данная разновидность практико
ориентированного подхода является деятельностнокомпетентностным
подходом.
Таким образом,
для построения практикоориентированного
образования необходим новый, деятельностнокомпетентностный подход.В отличие от традиционного образования, ориентированного на
усвоение знаний, практикоориентированное образование направлено на
приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической
деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности
подразумевается в большей степени опыт учебнопознавательной
деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках
традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ”
путем формирования у студентов практических умений и навыков. При
деятельностнокомпетентностном подходе традиционная триада дополняется
новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ —
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает,
что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже
имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня
молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в
адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает
еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует
дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат
на переквалификацию от компаний, в которых они работают.
Практикоориентированный подход к обучению в образовательном
учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней
обучения и далее способствовать поэтапному
формированию
профессиональных компетенций личности студента.
Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных
специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и
методы обучения. Системность знаний за счет использования современных
образовательных технологий способствует более эффективному восприятию
учебного материала. Поэтому основными формами и методами, являются:
метод проблемноориентированного обучения;
метод проектов;
технология педагогического сотрудничества;
технологии коллективного взаимообучения;
технология проблемного обучения;
информационные технологии.
Осуществлять практикоориентированное обучение можно с помощью
применения деятельностных педагогических технологий, а также технологий
интерактивного обучения, технологий компетентностного обучения,технологий модульного обучения, технологий саморегулируемого учения.
Построение процесса практикоориентированного обучения на базе данных
технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных
дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность
проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать
условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности
будущих профессионалов.
Преимуществом применения деятельностных технологий является то,
что они органично сочетаются с различными современными образовательными
технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры,
интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология
«Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что
способствует формированию универсальных учебных действий.
Но существуют и проблемы, возникающие при внедрении практико
ориентированного обучения:
1) отсутствие полноты знаний специфики практикоориентированного
обучения и его компонентов;
2) сложность перехода от технологии передачи знаний к технологии
организации обучения с приобретением опыта;
3) наличие учебнометодического обеспечения с учетом особенностей
практико ориентированного обучения;
4) использование и внедрение в образовательный процесс
деятельностных технологий в практикоориентированном обучении.
В образовательном процессе должны использоваться реальные рабочие
задания. Это касается программы производственного обучения,
производственной практики и теоретического цикла профессионального
обучения. В теории и методике профессионального образования существуют
понятия «картазадание», «письменный инструктаж», «инструкционная
карта», «производственная карта». Они использовались в 19701980х годах,
используются и в современной практике нашего колледжа.
Картызадания используются на разных этапах обучения: при
объяснении нового , при закреплении материала, для домашнего задания,
проведения контрольных и самостоятельных работ. Инструкционная карта
описывает алгоритм выполнения трудовой операции, действия. По сути карты
– это и есть текст задания, которое может получить студент во время
промежуточной или итоговой аттестации с заданными показателями и
критериями оценки.Обязательно практикооринтированная направленность должна
присутствовать и в общеобразовательном цикле, особенно в профильных
дисциплинах: математика, физика.