Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
14.05.2018
На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, ини-циативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Мой доклад по практико-ориентированному обучению.docx
Практикоориентированное обучение студентов,
как основа формирования профессиональных компетенций
Методист ГБОУПО «ССК» Т.В.Мирошник
На современном этапе модернизации профессионального образования
производство нуждается в самостоятельных,
творческих специалистах,
инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и
разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать
экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности
производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального
преобразования
становление
студентов. Без обращения профессионального образования к практико
ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно
проблематично выполнить поставленные задачи.
профессиональное
общества
является
ФГОС предусматривает усиление прикладного,
практического
характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики,
науки и общественной жизни.
Несмотря на значимость практикоориентированного обучения для
современного профессионального образования, его содержание и формы еще
не получили достаточной теоретической и методической разработки. В
педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные
характеристики профессионального становления будущих специалистов в
образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей
модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения
качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Создание практикоориентированной образовательной среды учебного
заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие,
самосовершенствование личности остается актуальной проблемой
педагогики.
В системе профессионального образования преобладает традиционная
форма обучения, к которой относят и лекционносеминарскозачетную
систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится
лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на
семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения
проверяются в форме зачетов или экзаменов. Недостатки традиционной системы обучения: использование шаблонов в
учебном процессе, единообразие; аудиторные занятия обеспечивают лишь
первоначальное освоение материала, а достижение высоких уровней
перекладывается на домашние задания; ограниченные возможности развития
самостоятельного, критического мышления; пассивность или видимость
активности студентов, возможное отсутствие обратной связи, усредненный
подход к оценке знаний студентов; отсутствие возможности индивидуального
обучения.
Учитывая наличие определенных недостатков, присущих традиционным
формам обучения, необходимо внедрять в учебный процесс новые формы
обучения, отвечающие современным требованиям экономического,
социального и политического развития России.
Практикоориентированное обучение предполагает разумное сочетание
фундаментального образования и профессиональноприкладной подготовки.
Существует три подхода в системе практикоориентированного
обучения.
Наиболее узкий подход связывает практикоориентированное обучение
с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в
профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики.
Второй подход, при практикоориентированном обучении предполагает
использование профессионально ориентированных технологий обучения и
методик моделирования фрагментов будущей профессиональной
деятельности на основе использования возможностей контекстного
(профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных
дисциплин.
Третий, наиболее широкий подход, в деятельностнокомпетентностной
парадигме, в соответствии с которой практикоориентированное образование
направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта
практической деятельности с целью достижения профессионально и
социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение
студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя.
Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в
решении практической задачи.
Данная разновидность практико
ориентированного подхода является деятельностнокомпетентностным
подходом.
Таким образом,
для построения практикоориентированного
образования необходим новый, деятельностнокомпетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на
усвоение знаний, практикоориентированное образование направлено на
приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической
деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности
подразумевается в большей степени опыт учебнопознавательной
деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках
традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ”
путем формирования у студентов практических умений и навыков. При
деятельностнокомпетентностном подходе традиционная триада дополняется
новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ —
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает,
что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже
имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня
молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в
адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает
еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует
дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат
на переквалификацию от компаний, в которых они работают.
Практикоориентированный подход к обучению в образовательном
учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней
обучения и далее способствовать поэтапному
формированию
профессиональных компетенций личности студента.
Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных
специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и
методы обучения. Системность знаний за счет использования современных
образовательных технологий способствует более эффективному восприятию
учебного материала. Поэтому основными формами и методами, являются:
метод проблемноориентированного обучения;
метод проектов;
технология педагогического сотрудничества;
технологии коллективного взаимообучения;
технология проблемного обучения;
информационные технологии.
Осуществлять практикоориентированное обучение можно с помощью
применения деятельностных педагогических технологий, а также технологий
интерактивного обучения, технологий компетентностного обучения, технологий модульного обучения, технологий саморегулируемого учения.
Построение процесса практикоориентированного обучения на базе данных
технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных
дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность
проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать
условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности
будущих профессионалов.
Преимуществом применения деятельностных технологий является то,
что они органично сочетаются с различными современными образовательными
технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры,
интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология
«Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что
способствует формированию универсальных учебных действий.
Но существуют и проблемы, возникающие при внедрении практико
ориентированного обучения:
1) отсутствие полноты знаний специфики практикоориентированного
обучения и его компонентов;
2) сложность перехода от технологии передачи знаний к технологии
организации обучения с приобретением опыта;
3) наличие учебнометодического обеспечения с учетом особенностей
практико ориентированного обучения;
4) использование и внедрение в образовательный процесс
деятельностных технологий в практикоориентированном обучении.
В образовательном процессе должны использоваться реальные рабочие
задания. Это касается программы производственного обучения,
производственной практики и теоретического цикла профессионального
обучения. В теории и методике профессионального образования существуют
понятия «картазадание», «письменный инструктаж», «инструкционная
карта», «производственная карта». Они использовались в 19701980х годах,
используются и в современной практике нашего колледжа.
Картызадания используются на разных этапах обучения: при
объяснении нового , при закреплении материала, для домашнего задания,
проведения контрольных и самостоятельных работ. Инструкционная карта
описывает алгоритм выполнения трудовой операции, действия. По сути карты
– это и есть текст задания, которое может получить студент во время
промежуточной или итоговой аттестации с заданными показателями и
критериями оценки. Обязательно практикооринтированная направленность должна
присутствовать и в общеобразовательном цикле, особенно в профильных
дисциплинах: математика, физика.
Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.