Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Оценка 4.9

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
14.05.2018
Практико-ориентированное обучение студентов,  как основа формирования профессиональных компетенций
На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, ини-циативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Мой доклад по практико-ориентированному обучению.docx
Практико­ориентированное обучение студентов,  как основа формирования профессиональных компетенций Методист ГБОУПО «ССК» Т.В.Мирошник На  современном этапе  модернизации  профессионального образования производство  нуждается  в  самостоятельных,  творческих  специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать   идеи,  находить  нетрадиционные  решения  и  реализовывать экономически выгодные проекты. Методологическим  аспектом  удовлетворения  этой  потребности производства  и  приобщения  будущих  специалистов к  процессу  социального преобразования  становление студентов.  Без   обращения  профессионального   образования  к  практико­ ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи. профессиональное  общества  является  ФГОС   предусматривает   усиление   прикладного,   практического характера   СПО,   адекватность   его   современным   требованиям   экономики, науки и общественной жизни. Несмотря   на   значимость   практико­ориентированного   обучения   для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не   получили   достаточной   теоретической   и   методической   разработки.  В педагогической   теории   и   практике   недостаточно   обоснованы   сущностные характеристики   профессионального   становления   будущих   специалистов   в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели,  реализация  которой  могла  бы  обеспечить возможность   повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства. Создание  практико­ориентированной   образовательной среды учебного заведения,   изучение   ее   влияния   на   становление,   реализацию,   раскрытие, самосовершенствование   личности   остается   актуальной   проблемой педагогики. В системе профессионального образования преобладает традиционная  форма обучения, к которой относят и лекционно­семинарско­зачетную  систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится  лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения  проверяются в форме зачетов или экзаменов. Недостатки традиционной системы обучения: использование шаблонов в учебном процессе, единообразие; аудиторные занятия обеспечивают лишь  первоначальное освоение материала, а достижение высоких уровней  перекладывается на домашние задания; ограниченные возможности развития  самостоятельного, критического мышления; пассивность или видимость  активности студентов, возможное отсутствие обратной связи, усредненный  подход к оценке знаний студентов; отсутствие возможности индивидуального  обучения.  Учитывая наличие определенных недостатков, присущих традиционным формам обучения, необходимо внедрять в учебный процесс новые формы  обучения, отвечающие современным требованиям экономического,  социального и политического развития России.  Практико­ориентированное обучение предполагает разумное сочетание  фундаментального образования и профессионально­прикладной подготовки. Существует   три   подхода   в   системе   практико­ориентированного обучения. Наиболее узкий подход связывает практико­ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики. Второй подход, при практико­ориентированном обучении предполагает использование профессионально ­ ориентированных  технологий обучения и методик   моделирования   фрагментов   будущей   профессиональной деятельности   на   основе   использования   возможностей   контекстного (профессионально   направленного)  изучения   профильных   и   непрофильных дисциплин. Третий, наиболее широкий подход,  в деятельностно­компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико­ориентированное образование направлено   на   приобретение   кроме   знаний,   умений,   навыков   ­   опыта практической   деятельности   с   целью   достижения   профессионально   и социально   значимых   компетентностей.   Это   обеспечивает   вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация   к   изучению   теоретического   материала   идёт   от   потребности   в решении   практической   задачи.   Данная   разновидность   практико­ ориентированного   подхода   является   деятельностно­компетентностным подходом. Таким   образом,   для   построения   практико­ориентированного образования необходим новый, деятельностно­компетентностный подход. В   отличие   от   традиционного   образования,   ориентированного   на усвоение   знаний,   практико­ориентированное   образование   направлено   на приобретение   кроме   знаний,   умений,   навыков   ­   опыта   практической деятельности.   В   системе   общего   образования   под   опытом   деятельности подразумевается   в   большей   степени   опыт   учебно­познавательной деятельности.   А   само   приобретение   опыта   осуществляется   в   рамках традиционной   дидактической   триады  “ЗНАНИЯ  –  УМЕНИЯ   –  НАВЫКИ” путем   формирования   у   студентов   практических   умений   и   навыков.   При деятельностно­компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой   дидактической   единицей:   ЗНАНИЯ   —   УМЕНИЯ   —   НАВЫКИ   — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают. Практико­ориентированный   подход   к   обучению   в   образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения   и   далее   способствовать   поэтапному  формированию профессиональных компетенций  личности студента.  Для   подготовки   конкурентоспособных   высококвалифицированных специалистов   неважную   роль   играют   активные   и   интерактивные   формы   и методы  обучения.  Системность   знаний   за  счет   использования   современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, являются: метод проблемно­ориентированного обучения; метод проектов; технология педагогического сотрудничества; технологии коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения; информационные технологии.       Осуществлять практико­ориентированное обучение можно с помощью  применения деятельностных педагогических технологий, а также технологий  интерактивного обучения, технологий компетентностного обучения, технологий модульного обучения, технологий саморегулируемого учения.  Построение процесса практико­ориентированного обучения на базе данных  технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных  дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность  проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать  условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности  будущих профессионалов. Преимуществом применения деятельностных технологий является то,  что они органично сочетаются с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры,  интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что  способствует формированию универсальных учебных действий.  Но существуют и проблемы, возникающие при внедрении практико­  ориентированного обучения:  1) отсутствие полноты знаний специфики практико­ориентированного  обучения и его компонентов;  2) сложность перехода от технологии передачи знаний к технологии  организации обучения с приобретением опыта;  3) наличие учебно­методического обеспечения с учетом особенностей  практико­ ориентированного обучения;  4) использование и внедрение в образовательный процесс  деятельностных технологий в практико­ориентированном обучении.  В образовательном процессе должны использоваться реальные рабочие  задания. Это касается программы производственного обучения,  производственной практики и теоретического цикла профессионального  обучения. В теории и методике профессионального образования существуют  понятия «карта­задание», «письменный инструктаж», «инструкционная  карта», «производственная карта». Они использовались в 1970­1980­х годах,  используются и в современной практике нашего колледжа.  Карты­задания используются на разных этапах обучения: при  объяснении нового , при закреплении материала, для домашнего задания,  проведения контрольных и самостоятельных работ. Инструкционная карта  описывает алгоритм выполнения трудовой операции, действия. По сути карты – это и есть текст задания, которое может получить студент во время  промежуточной или итоговой аттестации с заданными показателями и  критериями оценки. Обязательно практико­оринтированная направленность должна  присутствовать и в общеобразовательном цикле, особенно в профильных  дисциплинах: математика, физика.

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов,  как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов,  как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов,  как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов,  как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

Практико-ориентированное обучение студентов,  как основа формирования профессиональных компетенций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018