Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся
Оценка 4.6

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
23.05.2018
Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся
В статье рассматривается вопрос практико-ориентированного подхода при организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебным дисциплинам в ГБПОУ ИО ИТТриС, представлен результат работы обучающихся. Также, в статье обобщаются характерные черты и преимущества организации самостоятельной работы. Ключевые слова: практико-ориентированный подход, внеаудиторная самостоятельная работа, активные методы самостоятельной работы, профессиональная проба.
практико-ориентированный подход при организ сам работы.docx
Практико­ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся Practice­oriented approach to organizing extracurricular self­study students Дроботенко Светлана Николаевна  Drobotenko Svetlana Nikolaevna зав.отделением, преподаватель ГБПОУ ИО  «Иркутский техникум транспорта и строитльства» svdrobotenko@mail.ru  г.Иркутск 664013, ул.Павла Красильникова, 54А тел/факс (3952)47­97­67 Аннотация. ориентированного   подхода   при   организации     В   статье   рассматривается   вопрос   практико­ внеаудиторной самостоятельной   работы   обучающихся   по   учебным   дисциплинам   в ГБПОУ   ИО   ИТТриС,   представлен   результат   работы   обучающихся. Также,   в   статье   обобщаются   характерные   черты   и   преимущества организации самостоятельной работы.  Annotation.  The article discusses the practice­oriented approach to organizing extracurricular independent work of students in various academic disciplines in GBPOU IO ITTriS, shows the result of the work of students. Also, the article summarizes the characteristics and advantages of the organization of independent work. Ключевые   слова:  практико­ориентированный   подход,   внеаудиторная самостоятельная   работа,  активные   методы   самостоятельной   работы, профессиональная проба. Keywords: practice­oriented   approach,   individual   work   extracurricular,   active methods of independent operation, professional sample. Известные международные организации (UNICEF,  UNDP,  Европейский  OECD,   Международный   Совет   Стандартов   и   другие)   активно Совет, исследуют   проблемы,   связанные   с   встраиванием   в   различные   системы образования   компетентностно   ориентированного   обучения.   Европейский фонд   образования   в   своих   последних   документах   определил  понятие «компетентность»   как   «способность   использовать   знание  и   квалификацию, которая позволяет сделать приобретенное знание действенным и применять его  Термином согласно   с   новыми   обстоятельствами»  (Eurydice  2002). «компетентность» обозначаются самые разные явления: умственные действия (процессы,   функции),   личностные   качества   человека,   мотивационные тенденции,   ценностные   ориентации   (установки,   диспозиции),   особенности межличностного и конвенционального взаимодействия, практические умения, навыки и т. д. [3] Современные   работодатели,   как   правило,   не   формулируют   требования относительно   уровня   знаний  выпускников,   которые   улучшают   успешность работы. Они формулируют недостатки образования, которые не позволяют достигать успеха. К этим недостаткам работодатели различных организаций в странах   с   развитой   экономикой   относят   способность   интегрировать  и использовать знания в процесс принятия решений, неумение адаптироваться к   Общее   пожелание изменениям, работодателей   состоит   в   том,   чтобы   образовательные   учреждения   недостаток   творческой   активности. производили   индивидуумов,   которые   могут   успешно   работать   в  группах   и руководить ими, понимают процессы новшеств и обладают творческой силой.  Изучение   способности   студентов   достигать   успешных   результатов   в образовании,   выявили   следующие   характеристики   выпускников,   которые были   отмечены   работодателями   как   хорошо   подготовленные   к   успешной работе. 1 Независимость.   Ответственные   люди,   которые   могут   независимо проанализировать,   планировать,   выполнять,   и   оценивать   свою   собственную деятельность.  2 Самоуправление. Самоориентированные специалисты, которые могут идентифицировать, что им нужно в течение рабочего процесса, чтобы ставить цели  и  решать  проблемы,  управлять  своим  временем  и  делать  усилия  для получения обратной связи о качестве своей работы.  3 Стремление к новому и самообучению, мотивация к познанию.  4 Упорство в решении проблем. Для  того чтобы достигать наилучшим образом   результатов,   умеют   использовать   различные   ресурсы,   используют различные   стратегии,   чтобы   преодолеть   трудности,   которые   возникают   в процессе работы.  5 Способность к бесконфликтному партнерству. Могут устанавливать необходимые взаимосвязи и решать социальные задачи.  Эти характеристики, на которых выстраиваются  современные  учебные стратегии   образования   заложены   и   в   новых   федеральных   государственных образовательных стандартах. [2] Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   (ФГОС) среднего   профессионального   образования   (СПО)   нового   поколения определяют самостоятельную работу обучающихся как одно из обязательных   при   этом требований   к   организации   образовательного   процесса, предусматривается   обязательная   как   аудиторная,   так   и   внеаудиторная самостоятельная работа.  В этих условиях важным аспектом является обеспечение эффективной самостоятельной работы, направленной на развитие творческого потенциала личности,   формирование   у   обучающихся   навыков   самоорганизации, самообразования, обеспечивающих возможность непрерывного личностного и профессионального роста. Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации   от   14   июня   2013   года   №464   «Об   утверждении   Порядка организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по образовательным   программам   среднего   профессионального   образования» самостоятельная   работа   является   одним   из   видов   учебной   деятельности обучающихся и составляет не менее 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.  В   учебном   процессе   применяется   два   вида   самостоятельной   работы: аудиторная и внеаудиторная.  Аудиторная   самостоятельная   работа   по   дисциплине   выполняется   на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его   заданию.   Это   логические   задания,   проблемные   ситуации,   заполнение таблиц, сравнение и т.д. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию   преподавателя,   но   без   его   непосредственного   участия.   Для   такой работы обучающимся представляются перечни работ по различным темам для самостоятельного выполнения. Ребята выбирают билеты с номерами заданий и приступают   к   работе.   На   выполнение   различных   видов   самостоятельной работы затрачивается определенное время. При   разработке   заданий   для   самостоятельной   работы   обучающихся, обязательно  следует учитывать вклад в общую цель изучения дисциплины или профессионального   модуля.    При   разработке   рабочей   программы   учебной дисциплины и профессионального модуля, необходимо определить основные виды   самостоятельной   работы   обучающихся,   направленных   на   развитие ведущих компетенций и рассчитать трудоемкость самостоятельной работы.   Анализ собственного педагогического опыта позволяет выделить четыре основные   группы   методов,   которые   сегодня   используются   мной   для организации   самостоятельной   работы:   репродуктивные,   продуктивные, активные, интерактивные. К репродуктивным относятся методы, направленные на систематизацию и закрепление знаний. Это ­ самостоятельная контрольная работа, подготовка к   выступлению   на   семинаре,   ответы   на   поставленные   педагогом   вопросы, тестирование и т.п.  Продуктивные   методы   направлены   на   поисково­творческую, практическую работу   и на получение заданного продукта деятельности. К ним относятся: подготовка доклада, реферата, написание эссе, составление портфолио, разработка проекта, макета и др. [4] Активное   обучение   связано   с   проявлением   собственной   активности обучающегося.   Задания   для   самостоятельной   работы   носят   творческий, проблемный   характер.   Их   выполнение   требует   развития   способности   к   Активные   методы самоорганизации,   самоконтролю.   самообучению, самостоятельной   работы:   деловая   игра  (или   подготовка   к   участию   в   ней), проведение   экспериментального   исследования,   наблюдение   и   анализ практических   профессиональных   ситуаций,   самостоятельное   составление   и решение ситуационных задач и т.п. [1]  С   точки   зрения   компетентностного   и   практико­ориентированного подхода   я   использую   и   считаю   эффективным   интерактивное   обучение. Интерактивность   означает   способность   взаимодействовать,   находиться   в режиме диалога. Причем, диалог в учебном процессе строится между всеми его участниками. В ходе интерактивного обучения обучающиеся максимально вовлечены   в   процесс   познания,   имеют   возможность   понимать   и рефлексировать.   Организация   самостоятельной   работы   в   интерактивном режиме имеет свои особенности: во­первых, меняется роль преподавателя, т.к. преподаватель выполняет функции тьютора, сопровождающего процесс   значительное   место   в   организации самообразования;   во­вторых, самостоятельной   работы   занимают   информационные   технологии.   Интернет дает   возможность   быстро   ориентироваться   в   информационном   потоке, помогает выработке собственной позиции и миропонимания; создает условия свободного   общения,   обмена   мыслями   и   впечатлениями,   несмотря   на   предоставляет   условия изоляцию,   географическую   удаленность; демонстрации личных достижений; стимулирует творчество, создает условия для самовыражения личности и т.п. Также, хочется обратить внимание еще на одно из условий практико­ ориентированного   подхода   к   самостоятельной   работе   ­   использование профессиональных проб. Профессиональные   пробы,   обычно,   применяют   для   профориентации школьников   с   целью   ознакомления   учащихся   со   спецификой   разных профессий.   Но,   с   точки   зрения   практико­ориентированного   подхода применение профессиональных проб в учебном процессе является способом профессионализации обучения. Мною   применяютсятри   наиболее   распространенных   вида   содержания профессиональных проб:  решение профессиональных задач;  создание и моделирование трудовых действий  создание наглядных пособий, макетов и объяснение их действий. Именно профессиональные пробы должны быть направлены на овладение обучающимися конкретными трудовыми действиями, знаниями и умениями, которые они приобретают при изучении дисциплин и модулей. [2] Практико­ориентированый   подход   к   организации   самостоятельной работы   обучающихся   по   учебным   дисциплинам   «Общий   курс   железных дорог», «Железные дороги» и «Охрана труда» в группах 1, 2 и 3 курсов в этом году   проводилась   с   целью     систематизации   и   закрепления   полученных теоретических   знаний   и   практических   умений   обучающихся,   развития познавательных   способностей   и   активности   обучающихся:   творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности. 100% обучающихся   выполнили   различные   задания   (приложение   1)   в   различных вариантах.  Свои работы в виде макетов, презентаций, таблиц, наглядных пособий обучающиеся   представляли   и   защищали   на   консультациях,   отвечали   на задаваемые   вопросы   по   пройденному   курсу.   Вопросы   задавал   не   только преподаватель,   но   и   активно   сами   ребята.   Защита   самостоятельных   работ прошла очень успешно! Ребята показали не только знания по дисциплинам, но и свои умения, возможности, интересы, творчество и индивидуализм. Главная задача преподавателя, не только организовать самостоятельную работу, но и контроль её выполнения. Таким   образом,   практико­ориентированный   подход   к   организации самостоятельной   работы   студентов   в   техникуме,   с   моей   точки   зрения, представляет собой адекватный ответ на вызовы системе профессионального образования   в   виде   Федерального   государственного   образовательного стандарта. Создаются условия для учета индивидуального образовательного запроса   обучающихся,   для   формирования   и   закрепления   в   практической деятельности   профессиональных компетенций, а также и  для  возможности активного   участия   работодателей   в   качестве   социальных   партнеров   в совместных проектах. На сегодня опыт использования практико­ориентированного подхода в организации самостоятельной работы обучающихся показал, что основными трудностями для них выступают: • • недостаточная сформированность аналитических умений; • высокая загруженность учебного процесса аудиторными занятиями; •   недостаточное   методическое   обеспечение   для   осуществления   практико­ ориентированной самостоятельной работы. Теоретический   анализ   практико­ориентированного   подхода   к организации самостоятельной работы студентов позволил сформулировать и некоторые выводы: • при разработке программ учебных дисциплин необходимо ориентироваться как на требования ФГОС к результатам обучения, так и на профессиональный стандарт по профессии, максимально приближая содержание курса и виды деятельности обучающихся к трудовым функциям; •   при   реализации   программ   в   расписании   занятий   предусматривать специальное время для самостоятельной работы. • преподаватели должны тесно сотрудничать с работодателями и привлекать их к учебному процессу на взаимовыгодных условиях. Следует   отметить,   что   практико­ориентированный   подход   к организации   самостоятельной   работы   помогает   компенсировать   недостаток практики в условиях современного среднего профессионального образования, мотивирует   обучающихся   на   овладение   профессией,   дает   возможность, начиная с первого курса, включить обучающихся в трудовую деятельность. Кроме этого, будущие рабочие кадры осваивают нормы, правила и ценности профессий и специальностей, развивают  профессионально важные качества личности. Список литературы:  1 Емельянова   И.Н.,   Волосникова   Л.М.,   Неумоева­Колчеданцева   Е.В., Задорина   О.С.   Разработка   и   использование   контрольно­измерительных материалов для оценки компетенций: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 2 Загвязинский   В.И.   Наступит   ли   эпоха   возрождения?..   Стратегия инновационного   развития   российского   образования:   монография/   В.И. Загвязинский. ­ М.: Логос, 2014. 140 с. 3 Образовательные   стратегии   и   технологии   обучения   при   реализации компетентностного   подхода   в   педагогическом   образовании   с   учетом гуманитарных   технологий:  Методические   рекомендации.   —   СПб.:   Изд­во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 108 с. Шумилова И.Н. Формы самостоятельной работы студента. Специфика 4 их применения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №8. С. 182­186. Статья публикуется впервые. Примеры видов заданий для самостоятельной работы: Приложение1. 1 2 Уровни сложности заданий 1. Работа с источниками, учебными и научными изданиями Конспект  /кол­во источников определяется преподавателем/ Реферат текстуальный конспект конспект-план Реферат­конспект  Реферат­обзор Реферат­доклад  Список литературы Библиографический список 3 конспект-схема /кол­во   источников определяется преподавателем/ Реферат­резюме Реферат­доклад Библиографический список Систематизаци я источников Другое 2I. Работа со справочными изданиями  Словари, справочники, энциклопедии Составление терминологического словаря по теме Справка Глоссарий Написание справки Составление терминологического словаря по разделу Тезаурус Составление справочного пособия Составление терминологического словаря   по   отрасли науки Энциклопедия Составление энциклопедического словаря Другое 3. Оформление учебно­исследовательской деятельности студентов Тезирование Первичные тезисы Первичные тезисы УИРС Работа научном стиле   в Составление тезисов Выбор   и   написание учебно­ исследовательской работы ВКР   экзаменационная работа,   дипломная работа) (письменная отчет   об   учебно­ исследовательской работе статья,  доклад Представление отчета   об   учебно­ исследовательской работе  статья,  доклад,   участие   в конференциях,  4. Подготовка проектов, макетов, наглядных пособий по заданию преподавателя или самостоятельно (по разделам или тематике учебных дисциплин)   Выполнение заданию преподавателя по Выбор самостоятельно   по теме   или   разделу учебной дисциплины Представление собственной работы. Другое

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной рабты обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2018