Практическая работа № 1
“Создание простейшей базы данных в Microsoft Access
2010
Ввод и сортировка записей”.
Цель работы:
- научиться
создавать таблицы с помощью Шаблонов таблиц и Конструктора таблиц;
- осуществлять
правильный ввод данных в таблицы;
- научиться
выполнять сортировку записей в таблице.
Задание 1. Создание пустой базы данных с помощью шаблонов
таблиц.
Порядок работы
- Запустите
программу СУБД Microsoft Access. Для этого выполните: Пуск – Все
программы – Microsoft office – Microsoft office Access 201).
2. Перед
Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 1): 
3. Выберите
команду Новая база данных. Затем введите имя файла –База
работников и нажмите кнопку Создать. Перед Вами откроется
окно следующего вида (Рисунок 2).
- Выберите
команду Создание – Части приложения. Шаблоны –
Контакты (Рисунок 3).

- В левой панели
появляется таблица Контакты. Щелкните дважды мышью по
имени таблице. Перед вами откроется вся таблица Контакты с
заголовками (Рисунок 3).
- Переименуйте
поля ИД, Область, край, Страна или регион на следующие
новые имена полей соответственно: Код, Республика, Страна.
- Все поля после
поля Страна удалите с помощью контекстного меню, выполнив
команду Удалить поле.
- Заполните ее
следующими данными (Таблица 1).
Таблица 1.

9. У Вас
должна получится таблица как на рисунке (Рисунок 4). Сохраните
таблицу (
) под именемРаботник.
- В данной
таблице отсортируйте столбец “Организация” по алфавиту (Главная –
).
Задание 2. Создание пустой базы данных с помощью конструктора
таблиц.
Порядок работы
- Создадим таблицу
под именем “Студент” с помощью конструктора таблиц.
Для этого выполните
команду: Создание – конструктор таблиц.
Перед
Вами откроется окно (Рисунок 5):
- Заполните Имя
поля следующими данными (заголовками столбцов): КодСтудент,
Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Номер телефона, Специализация соответственно
типы данных для полей:КодСтудент – СЧЕТЧИК, Фамилия,
Имя, Отчество, Должность, Адрес, Специализация – ТЕКСТОВЫЙ, Номер
телефона – ЧИСЛОВОЙ.
У Вас должно
получиться как на рисунке (Рисунок 6):
- Далее Нажмите
сохранить (
) и
назовите таблицу “Студент”. Он автоматически запросит создать
ключевое поле, нажмите кнопку ДА (поле КодСтудент будет Ключевое
поле
).
- Затем двойным
щелчком левой кнопкой мыши откройте слева на таблицу Студент. Перед
Вами откроется таблица Студент для заполнения Рисунок
7).

- Заполните эту
таблицу следующими данными (Таблица 2) и сохраните ее.
Таблица 2.
КодСтудент
|
Фамилия
|
Имя
|
Отчество
|
Адрес
|
Номер
телефона
|
Специализация
|
1
|
Иванов
|
Сергей
|
Александрович
|
г.
Новороссийск
|
457896
|
технолог
|
2
|
Петров
|
Сергей
|
Петрович
|
г.
Москва
|
7458962
|
технолог
|
3
|
Гаврелеева
|
Ольга
|
Ивановна
|
г.
Москва
|
3698521
|
бухгалтер
|
4
|
Соколова
|
Инна
|
Олеговна
|
г.
Новороссийск
|
852967
|
бухгалтер
|
5
|
Мухина
|
Олеся
|
Петровна
|
г.
Москва
|
8625471
|
технолог
|
6
|
Апареева
|
Анна
|
Романовна
|
г.
Люберцы
|
748596
|
технолог
|
7
|
Глинкина
|
Дина
|
Евгеньевна
|
г.
Люберцы
|
919597
|
технолог
|
8
|
Сорина
|
Ольга
|
Сергеевна
|
г.
Москва
|
9191954
|
бухгалтер
|
- Результаты
покажите учителю.
Практическая работа № 2.
Создание базы данных,
состоящей из двух таблиц
Цель работы:
- Проектирование
структуры базы данных. Создать вариант базы данных с двумя
таблицами: “Список”” и “ Группы”.
- Конструирование
пустых таблиц базы данных.
- Создание схемы
базы данных. В
данном случае таблицы связаны связью один-ко-многим. Это значит, что в
таблице “Группы” каждое значение связанного поля может встречаться только
один раз, а в таблице “Список” – несколько раз (несколько человек могут
быть из одной группы). Связи следует устанавливать при пустых таблицах.
- Ввод данных в
таблицы. Создать
форму для ввода данных.
- Порядок
работы.
Задание 1. Создание базы данных – Учебная база.
- Запустите
программу СУБД Microsoft Access. Для этого выполните: Пуск – Все
программы – Microsoft office – Microsoft office Access 2010.
- Перед Вами
откроется окно следующего вида (Рисунок 8):

- Выберите
команду Новая база данных. Затем введите имя файла
–Учебная база и нажмите кнопкуСоздать. Перед Вами
откроется окно следующего вида (Рисунок 9):

Задание 2. Создание таблицы “Группы”.
- Создайте
таблицу под именем “Группы” с помощью конструктора таблиц. Для этого
выполните команду: Создание – конструктор таблиц.
- Заполните Имя
поля следующими данными (заголовками столбцов): Учебная
группа, Преподаватель и соответственно Тип данных для них: Учебная
группа – ЧИСЛОВОЙ,Преподаватель – ТЕКСТОВЫЙ. Сделайте
поле “Учебная группа” ключевым, установив курсор на имя поля и щелкнув по
кнопке Ключевое поле
.
- Сохраните
таблицу под именем “Группы”, щелкнув по кнопке Сохранить
.
- Закройте
таблицу.
Задание 3. Создание таблицы “Список”.
- Создайте
таблицу под именем “Список” с помощью конструктора таблиц. Для этого
выполните команду: Создание – конструктор таблиц.
- Заполните Имя
поля следующими данными (заголовками столбцов): Код, Фамилия,
Имя, Отчество, Год рождения, Класс, Учебная группа. Выберите из ниспадающего
списка числовой тип данных для поля “Код”. Сделайте поле “Код”
ключевым, установив курсор на имя поля и щелкнув по кнопкеКлючевое
поле
. Тип
данных полей “Фамилия”, “Имя”, “Отчество” – текстовый, полей “Год
рождения”, “Школа”, “Класс” – числовой. Установите тип данных поля
“Учебная группа” числовой. Общие свойства поля не меняйте. Выберите
вкладку Подстановка, тип элемента управления –Поле со
списком, источник строк – Группы. Получите значения
элементов, как показано на рисунке(Рисунок 10)
.
- Сохраните
таблицу под именем “Список”, щелкнув по кнопке Сохранить
.
- Закройте
таблицу.
Задание 4. Создание схемы данных.
- В ленточном
меню выберите вкладку Работа с базами данных, щелкните по
кнопке Схема данных
. Появится
окно Схема данных.
- В появившемся окне Добавление
таблицы выделите таблицу “Группы” и щелкните по кнопкеДобавить, выделите
таблицу “Список” и щелкните по кнопке Добавить. В окне Схема
данныхпоявится условный вид этих таблиц. Щелкните по кнопке Закрыть окна Добавление
таблицы.
- Увеличьте окно
таблицы “Список” так, чтобы были видны все поля.
- Установите
курсор мыши на имя поля “Учебная группа” в таблице “Группы” и, не отпуская
кнопку мыши, перетащите курсор мыши на поле “Учебная группа” таблицы
“Список”. Отпустите кнопку мыши. Появится диалоговое окно Изменение
связей, представленное на рисунке (Рисунок 11).

- Установите
флажок Обеспечение целостности данных. Это невозможно
будет сделать, если типы полей “Учебная группа” заданы не одинаково.
- Установите
флажок каскадное обновление связанных полей. Это приведет к
тому, что при изменении номера группы в таблице “Группы” автоматически
изменится соответствующий номер в таблице “Список”.
- Установите
флажок каскадное удаление связей. Это приведет к тому, что при
удалении записи с номером группы из таблицы “Группы”, будут удалены все
записи из таблицы “Список”, в которых находились соответствующие номера
групп.
- Щелкните по
кнопке Создать. Появится связь “один-ко-многим”. Схема данных
представлена на рисунке (Рисунок 12).

- Закройте схему
данных, щелкнув по кнопке
в
верхнем правом углу окна и ответив утвердительно на вопрос о сохранении
схемы данных.
Задание 5. Заполнение таблицы “Группы” значениями.
- Откройте
таблицу “Группы” в режиме Таблицы.
- Заполните ее
записями из таблицы 1.
Таблица 1
Учебная
группа
|
Преподаватель
|
101
|
Смирнова З.В.
|
102
|
Вильданова Р.Ш.
|
103
|
Зайцева С.А.
|
104
|
Зазулина И.В.
|
105
|
Друк Н.Н.
|
Задание 6. Создание формы для ввода данных.
- В окне базы
данных выделите имя таблицы Список и выполните
команду Создание – Форма.
- Появится пустая
форма ввода, представленная на рисунке (Рисунок 13).

Заполните форму
данными, приведенными в таблице 2.
Таблица 2
Код
|
Фамилия
|
Имя
|
Отчество
|
Год
рождения
|
Школа
|
Класс
|
Учебная
группа
|
1
|
Чернова
|
Наталья
|
Алексеевна
|
2001
|
5
|
9
|
101
|
2
|
Куликов
|
Клим
|
Алексеевич
|
1999
|
2
|
10
|
103
|
3
|
Архипов
|
Виктор
|
Александрович
|
2000
|
5
|
9
|
101
|
4
|
Баранкова
|
Александра
|
Николаевна
|
1998
|
5
|
11
|
104
|
5
|
Новоселов
|
Алексей
|
Иванович
|
2000
|
3
|
9
|
105
|
- Сохраните
введенные данные. Имя формы – Список. Закройте форму.
- Перейдите в
окно Таблицы. Откройте таблицу Список.
Убедитесь, что в таблице появились новые записи.
- Щелкнув по
кнопке Сохранить, сохраните текущую таблицу.
- Закройте
таблицу.
Задание 7. Проверка каскадного обновления связанных полей.
- Откройте
таблицу “Группы”.
- Исправьте
номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Сохраните таблицу.
- Откройте
таблицу “Список”. Убедитесь, что значения поля “Учебная группа”
изменились. Закройте таблицу “Список”.
Задание 8. Проверка каскадного удаления связанных полей.
- Откройте
таблицу “Группы”.
- Удалите первую
запись (Выделите первую строку, правой кнопкой мыши вызовите контекстное
меню и выберите команду Удалить запись.
- Ответьте
утвердительно на запрос об удалении. Закройте таблицу “Группы”.
- Откройте
таблицу “Список”. Убедитесь, что исчезли записи с номером группы 201.
Предъявите преподавателю: таблицу Группы,
таблицу Список на экране, форму Список.
Задание 9. Завершение работы с программой Access.
- Выполните
команду Файл – Выход.
- Если вы
производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении
изменений. Ответьте утвердительно.
Практическая работа №3
Тема: Создание запросов к готовой
базе данных.
Цель работы:
- научиться
создавать запросы простые и сложные к готовой базе данных.
Задание 1. Открытие базы данных, изготовленной на прошлом
занятии.
- В папке Для
уроков в своей личной папке откройте файл База
работников.
- На экране
появится окно с основными элементами базы данных. В базе данных должны
быть две таблицы: Работник и Студент.
Задание 2. Создание запроса на выборку.
- Выполните команду Создание
– Конструктор запросов.
- В появившемся
диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя
таблицы Студент, щелкните по кнопке Добавить (Рисунок
14).

- Закончите
выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность
выбора полей из таблицы “Студент”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по
именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
- Создайте
телефонную книгу для всех студентов, фамилии которых начинаются на
букву С. Для этого в поле Условие отбора напишите
условие Like “С*” (Рисунок 15):.
- Сохраните
запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Телефонная
книга и щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по
кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте
запрос.
- Убедитесь в
правильности полученного запроса, щелкнув по имени запроса Телефонная
книгаслева в окне Все объекты Access. Закройте
таблицу.
- Создайте
запрос на выборку тех студентов, которые приехали из Москвы или Люберцы.
- Для этого
выполите команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся
диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя
таблицы Студент, щелкните по кнопке Добавить (Рисунок
14).

- Закончите
выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность
выбора полей из таблицы “Студент”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по
именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
- В поле Условие
отбора напишите условия для поля Адрес так,
как показано на рисунке (Рисунок 16):

- Сохраните
запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Адрес и
щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по
кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте
запрос.
Самостоятельное задание.
- Составьте
запрос на выборку тех студенток, имя которых – Ольга.
- Составьте
запрос на выборку работников организаций, названия которых начинаются на букву Р,
используя таблицу Работник.
- Составьте
запрос на выборку всех студентов, которые обучаются по специальности
технолога.
- Составьте
запрос на выборку работников организаций, которые работают по
должности инженер или бухгалтер.
- Результаты
предъявите учителю.
Задание 3. Завершение работы с программой Access.
- Выполните
команду Файл – Выход.
- Если вы
производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении
изменений. Ответьте утвердительно.
Практическая работа №4.
Тема: Создание и использование запросов.
Цели работы:
- закрепить
навыки по редактированию таблиц базы данных;
- научиться
создавать запросы на выборку различными способами.
Порядок работы.
Задание 1.
- Откройте базу
данных “Учебная база” из своей личной папки, которая должна находиться в
папкеДля уроков на Рабочем столе.
- В базе данных
должны быть две связанные таблицы: Группы и Список.
Задание 2. Коррекция данных в таблице “Группы”.
- Откройте
таблицу Группы, выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.
- Добавьте
недостающие записи. Исправьте существующие. В предыдущей работе с “Учебной
базой” Вы удаляли первую запись. Необходимо ее восстановить. Вы исправляли
номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Верните первоначальные
значения группам. Добавьте еще одну запись в таблицу Группы:
Учебная группа – 106, Преподаватель – Ф.И.О. вашего классного
руководителя, например, как на рисунке (Рисунок 17):

- Закройте
таблицу Группы, предварительно сохранив ее.
Задание 3. Коррекция данных в таблице “Список”.
- Откройте
таблицу Список, выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.
- Восстановите
недостающие две записи. Добавьте еще три новые записи, содержащие
информацию о ваших одноклассниках и о Вас, например (Рисунок 18):

- Перейдите в
режим Конструктор. Добавьте еще два поля – Номер
телефона и Адрес, тип оставьте Текстовый.
Сохраните изменения, щелкнув по кнопке
Сохранить.
- Перейдите в
режим Таблицы и заполните соответствующими данными поля Номер телефона иАдрес.
- Закройте
таблицу Список, предварительно сохранив ее.
Задание 4. Создание запроса на выборку.
- Выполните
команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся
диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя
таблицы Список, щелкните по кнопке Добавить.
- Закончите
выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность
выбора полей из таблицы “Список”. Для этого достаточно дважды
щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку
запроса.
- Создайте
телефонную книгу для всех учащихся, имена которых начинаются на букву А.
Для этого в поле Условие отбора напишите
условие Like “А*” (Рисунок 19)

- Сохраните
запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Номера
телефонов и щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по
кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте
запрос.
- Убедитесь в
правильности полученного запроса, щелкнув по имени запроса Номера
телефоновслева в окне Все объекты Access. Закройте
таблицу.
- Создайте
запрос на выборку учащихся 9-х классов, которых обучает преподаватель
Смирнова З.В.
- Для этого
выполите команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся
диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка
имена таблиц Список иГруппы, щелкая по
кнопке Добавить (Рисунок 20).

- Закончите
выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность
выбора полей из таблицСписок и Группы. Для этого
достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия
полей в клетку запроса.
- В поле Условие
отбора напишите условия для поля Преподаватель из
таблицы Группы и поляКласс таблицы Список так,
как показано на рисунке (Рисунок 20):
- Сохраните
запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Смирнова и
щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по
кнопке для представления запроса. Закройте запрос.
Задание 4. Создание запроса с использованием логических
операций в условии отбора.
- Создайте
запрос на выборку тех преподавателей, которые обучают учащихся школ в 102
или 103 группе из школы №2 и №3.
- Для этого
выполите команду Создание – Конструктор запросов.
- В появившемся
диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка
имена таблиц Список иГруппы, щелкая по
кнопке Добавить.
- Закончите
выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность
выбора полей из таблицСписок и Группы. Для этого
достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия
полей в клетку запроса.
В поле Условие
отбора напишите условия для полей Школа и Учебная
группа таблицы Списоктак, как показано на рисунке (Рисунок
21):

- Сохраните
запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Преподаватель и
щелкните по кнопке ОК.
- Щелкните по
кнопке для представления запроса. Закройте запрос.
Самостоятельное задание.
- Составьте
запрос на выборку фамилий только тех учеников, которые родились в 1999 и
2000 годах.
- Составьте запрос
на выборку учащихся школы №5, которые учатся в 9 и 11 классах.
- Составьте
запрос на выборку всех фамилий от Куликова до конца
алфавита.
Задание 5. Создание запроса на выборку с использованием
построителя.
- Выделите
запрос Номера телефонов и откройте его в режиме Конструктор с
помощью контекстного меню (правой кнопкой мыши).
- Смените
поле Номер телефона на поле Адрес.
- Сохраните
запрос под именем Адрес, выполнив команду Файл –
Сохранить объект как.
- Установите
курсор в строку Условие отбора под столбцом Фамилия.
- Щелкните по
кнопке Построитель. Появится окно, в котором можно строить
сложные запросы(Рисунок 22)

- В
столбце Элементы выражений щелкните по кнопке Операторы,
затем в столбце Категории выражений выберите Логические,
в столбце Значения выражений щелкните по кнопке Not.
Это слово появится в верхнем окне. Фамилию Архипов в
кавычках введите вручную.
- Щелкните по
кнопке ОК. В строке Условие отбора появится
данное выражение.
- Щелкните по
кнопке для представления запроса.
- Закройте
запрос, сохранив его под именем Не_Архипов.
Предъявите преподавателю на экране запросы:
Номера телефонов, Смирнова, Преподаватель, Год рождения, Школа 5, Куликов,
Адрес, Не_Архипов.
Задание 6. Завершение работы с программой
Access.
- Выполните
команду Файл – Выход.
- Если вы производили
редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений.
Ответьте утвердительно.