Практикум. Лабораторно-практические занятия

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции знаний о ребенке. Основными методами при проведении практических занятий становятся: упражнения; конструирование педагогических ситуаций; моделирование обобщающих схем; поиск нужной информации; самостоятельное пополнение знаний.
Иконка файла материала Практикум Лабораторно практические занятия.doc
Практикум   Лабораторно   практические занятия Практические   занятия  имеют   целью   закрепить   знания,   перенести   их   в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. При   этом   происходит   и   обобщение,   и   конкретизация,   и   использование практических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции знаний о ребенке. Основными методами при проведении практических занятий становятся: упражнения; конструирование педагогических ситуаций; моделирование обобщающих схем; поиск нужной информации; самостоятельное пополнение знаний. Два   последних   метода   свидетельствуют   о   том,   что   на   занятии   будут использованы поисковые методы, будет проведено небольшое исследование. Студенты   работают   с   научными   текстами,   справочной   и   историко­ педагогической   литературой,   добиваясь   умения   быстро   ориентироваться   в ситуациях   (стандартных,   критических,   экстремальных)   и   принимать правильное   психолого­педагогическое   решение,   а   также   составлять программу дальнейшего исследования. Для   преподавателя   важно   демонстрировать   образцы   психолого­ педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач. На  лабораторно­практических занятиях  студенты знакомятся с новыми психолого­педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом использования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии. На   лабораторно­практических   занятиях   используются   в   основном, частично­поисковые   и   исследовательские   уровни   проблемности.   Студенты работают в микрогруппах самостоятельно. Формы проведения  практических занятий   различны:  от  конструирования педагогических   ситуаций   и   решения   педагогических   задач,   выполнения упражнений (педтехника), работы с опорными схемами до встреч, бесед с учителями,   психолого­педагогических   игр,   тренингов   и   выполнения творческих работ. Практические работы проходят и в форме анализа проблемы у педагогов­ мастеров   (например,   проблема   творчества   у   Ш.А.   Амонашвили   и   Л.В. Занкова;   проблема   активности   в   исследованиях   синтетически­ антропологического   течения   начала  XX  в.;   особенности   развивающего   и воспитывающего   обучения   в   начальной   школе   В.А.   Сухомлинского. Материалы   для   этих   занятий   вы   найдете   в   обобщающих   лекциях,   пред­ ставленных в пособии). Для тех преподавателей, которые хотят организоватьколлективную   творческую   деятельность   в   обучении,   интерес   представит творческая работа над статьями И.П. Иванова по коллективным творческим делам. Рассматриваемые   в   пособии   актуальные   проблемы   современного образования в контексте исторических знаний могут стать материалом для введения в современную научную дискуссию и представить возможность для приращения знаний, поиска нового в уже известном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студентом методики исторического обзора. Программу   практических   и   лабораторно­практических   занятий   можно расширить за счет практикумов (в том числе готовящих студентов к педа­ гогической практике 1). Особое   внимание   обратите   на   блоки   практических   работ,   которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя. Практические работы касаются отдельных авторских подходов в организации педагогического   процесса   и   представлены   обобщающими   схемами   и систематизацией материалов, в том числе и по дидактике. Общим   для   всех   практических   работ   является   использование   инди­ видуальной   и   групповой   деятельности;   обязательным   видом   является коллективная деятельность студентов в период сессии. Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той   же   проблеме   студенту   представляется   возможность   несколько   раз проверить себя, встретившись со студентами с различным уровнем знаний. Обязательные приемы, используемые во все видах групповой деятельности: организация успеха, уверенности в собственных силах; организация взаимной ответственности;   оказание   доверия;   экспертный   анализ,   имеющий   свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю. Обязательные   методы:   метод   временных   ограничений,   коллективных обсуждений в совокупности с другими методами. Обязательные  средства:  проведение  практических  занятий (технология); использование   аудио­   или   видеотехники;   использование   справочного материала;   средства   контроля   (графики,   листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).   таблицы,   схемы, Цели проведения практических работ заключаются в отработке умений и навыков, в систематизации и обобщении полученной информации, переводе ее в личностные знания, что способствует формированию "Я­концепции" и таких практических   умений,   которые   необходимы   в   профессиональной деятельности преподавателя. 1 Барышникова З.А. Психолого­педагогическая практика: Учебно­методическое пособие. М,, 1998. С. 19­ 21