Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции знаний о ребенке.
Основными методами при проведении практических занятий становятся:
упражнения;
конструирование педагогических ситуаций;
моделирование обобщающих схем;
поиск нужной информации;
самостоятельное пополнение знаний.
Практикум Лабораторно практические занятия
Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в
новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и
основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций.
При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование
практических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической
психологии, что способствует интеграции знаний о ребенке.
Основными методами при проведении практических занятий становятся:
упражнения;
конструирование педагогических ситуаций;
моделирование обобщающих схем;
поиск нужной информации;
самостоятельное пополнение знаний.
Два последних метода свидетельствуют о том, что на занятии будут
использованы поисковые методы, будет проведено небольшое исследование.
Студенты работают с научными текстами, справочной и историко
педагогической литературой, добиваясь умения быстро ориентироваться в
ситуациях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать
правильное психологопедагогическое решение, а также составлять
программу дальнейшего исследования.
Для преподавателя важно демонстрировать образцы психолого
педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических
и практических задач.
На лабораторнопрактических занятиях студенты знакомятся с новыми
психологопедагогическими диагностиками и методиками, работают с ними,
группируют их с учетом использования в разных возрастных группах, а также
анализируют педагогические технологии.
На лабораторнопрактических занятиях используются в основном,
частичнопоисковые и исследовательские уровни проблемности. Студенты
работают в микрогруппах самостоятельно.
Формы проведения практических занятий различны: от конструирования
педагогических ситуаций и решения педагогических задач, выполнения
упражнений (педтехника), работы с опорными схемами до встреч, бесед с
учителями, психологопедагогических игр, тренингов и выполнения
творческих работ.
Практические работы проходят и в форме анализа проблемы у педагогов
мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В.
Занкова;
проблема активности в исследованиях синтетически
антропологического течения начала XX в.; особенности развивающего и
воспитывающего обучения в начальной школе В.А. Сухомлинского.
Материалы для этих занятий вы найдете в обобщающих лекциях, пред
ставленных в пособии). Для тех преподавателей, которые хотят организоватьколлективную творческую деятельность в обучении, интерес представит
творческая работа над статьями И.П. Иванова по коллективным творческим
делам.
Рассматриваемые в пособии актуальные проблемы современного
образования в контексте исторических знаний могут стать материалом для
введения в современную научную дискуссию и представить возможность для
приращения знаний, поиска нового в уже известном, переноса знаний в новую
ситуацию, изучения студентом методики исторического обзора.
Программу практических и лабораторнопрактических занятий можно
расширить за счет практикумов (в том числе готовящих студентов к педа
гогической практике 1).
Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые
расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя.
Практические работы касаются отдельных авторских подходов в организации
педагогического процесса и представлены обобщающими схемами и
систематизацией материалов, в том числе и по дидактике.
Общим для всех практических работ является использование инди
видуальной и групповой деятельности; обязательным видом является
коллективная деятельность студентов в период сессии.
Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и
той же проблеме студенту представляется возможность несколько раз
проверить себя, встретившись со студентами с различным уровнем знаний.
Обязательные приемы, используемые во все видах групповой деятельности:
организация успеха, уверенности в собственных силах; организация взаимной
ответственности; оказание доверия; экспертный анализ, имеющий свои
оценочные критерии; вопросы к преподавателю.
Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных
обсуждений в совокупности с другими методами.
Обязательные средства: проведение практических занятий (технология);
использование аудио или видеотехники; использование справочного
материала; средства контроля (графики,
листы
самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).
таблицы,
схемы,
Цели проведения практических работ заключаются в отработке умений и
навыков, в систематизации и обобщении полученной информации, переводе ее
в личностные знания, что способствует формированию "Яконцепции" и таких
практических умений,
которые необходимы в профессиональной
деятельности преподавателя.
1 Барышникова З.А. Психологопедагогическая практика: Учебнометодическое пособие. М,, 1998. С. 19
21