Гачегова Елена Петровна
ГБПОУ «КПТ»
Преподаватель первой категории
Номинация: внеклассное мероприятие
Тема работы: Права и свободы человека и гражданина в России
Цель: способствовать воспитанию гражданской ответственности; развития представлений о правах и обязанностях; развитие навыка уважать чужие права.
Задачи:
-познакомить обучающихся с Конституцией РФ;
-развивать познавательный интерес к своей Родине;
-помочь студентам разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
- воспитывать уважение к правам других;
-развивать познавательную активность обучающихся,.
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие предназначено для проведения в техникуме, в рамках празднования Дня Конституции РФ. Форма проведения мероприятия - игра; конкурс.
Мероприятие актуально, так как не только знакомит с правами и обязанностями граждан, еще оно дополнено актуальными практическими заданиями; способствует развитию патриотизма у студентов.
При проведении мероприятия используется следующее оборудование: компьютер, проектор, презентации.
Используемые приемы и методы способствуют повышению интереса к истории нашей Родины, к учебному предмету «Обществознание», в полной мере соответствуют требованиям к внеклассному мероприятию.
На мероприятии предусмотрены такие виды деятельности студентов, как работа с текстом Конституции, с интерактивными средствами обучения, задания на развитие логики и мышления.
В построении мероприятия сочетается как индивидуальная, так и групповая работа, так как она наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков студентов. Мероприятие будет интересно обучающимся с любым типом мышления.
Текст работы:
Здравствуйте, мы с вами все в этой жизни выполняем какие то роли, правильно? Кто то выполняет роль студента и одновременно роль сына, кто то преподавателя и мамы, кто то роль политика и дедушки, но ведь роли играют, и вся наша жизнь – игра, так давайте поиграем.
Правила игры: Каждая группа - это команда. Сидящие с правого края – капитаны. (преподаватель раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (студенты приходят в замешательство)
Преподаватель через 30 с. удивляется, что студенты не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать предмет от капитана последнему игроку на скорость. Игра началась! (педагог быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).
- Что вам не понравилось в ходе игры? (не по правилам, нечестность)
- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Предполагаемые ответы обучающихся: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.
- Как вы думаете, почему мы начали с игры? Вспомним строчки из известного произведения Шекспира « вся наша жизнь – игра и люди в ней актеры», но чтобы никто не был обижен в игре, как она должна идти ? (ответ по правилам)
Мы с вами живем в России. А какие правила регулируют нашу с вами жизнь, жизнь граждан России? (ответ: Конституция РФ) она нам дает четкие законные ответы на вопросы:
что мы обязаны делать и что делать не должны? На что мы имеем право, а на что нет?
Подумайте, во что бы превратилась наша жизнь без ясного ответа на эти вопросы ? (ответы : хаос, сплошной кошмар, неразбериху).
Хорошо, представьте такую ситуацию. Один из студентов пришел на занятия и достал вместо тетради и ручки свой телефон и начал играть. Что говорит ему преподаватель? (ответ: убери телефон) после нескольких замечаний, на которые человек не реагирует, преподаватель подходит и забирает телефон. Тогда студент начинает кричать: «Вы не имеете права, это мой телефон, вы нарушаете право собственности и т.д.» То есть, свои права он знает, но иногда забывает, что не бывает прав без обязанностей и согласно Конституции в обязанности входит уважать права и свободы других лиц, а какие и чьи права он нарушает не реагируя на замечания? (ответы : права других студентов на образование, ведь они недополучают знания из-за такого поведения)
Так на какую тему будет наш с вами сегодняшний разговор? ( ответ: права и обязанности граждан России) Скажите, каково соотношение прав и обязанностей? (Конституция ст. 17 – 64.) Ответ: прав намного больше, чем обязанностей.
Мы с вами разделились на 2 команды, поэтому во время урока у нас будет соревнование, победителя определит жюри.
Поработаем в командах.
Ответьте на вопрос «Так что же такое права человека?»
У вас на партах имеются словосочетания, которые вы должны составить в определение права человека – это …. Команда, первая сделавшая задание читает, что получилось, а жюри оценивает ответ, если все верно – 2 балла.
(Права человека и гражданина - это установленные законом возможности осуществлять действия, направленные на реализацию его интересов. )
Молодцы, то есть права человека, это то, что человек имеет возможность делать в рамках закона.
А сейчас поработаем с основным законом нашего государства – Конституцией.
Откройте, пожалуйста, текст конституции, найдите статью № 2 и ответьте на вопрос: Что является высшей ценностью нашего государства?
Кто первый справился? Зачитайте, пожалуйста. Хорошо, жюри ставит 1 балл за ответ.
А теперь откройте, Вторую главу Конституции.
Как она называется? (ответ), правильно «Права и свободы человека и гражданина» А вы обратили внимание, что глава называется права и свободы. Эти слова похожи, по смыслу, но не одинаковы. В чем же их отличие?
Права – это возможности, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено, свобода – это выбор того, что человек хочет.
Свобода предполагает широкий простор для действий и принятия решений.
Например, право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательской деятельности; работы вахтовым методом, работы на дому и т.д.
Приглашаю по одному представителю от каждой команды к доске. Вам необходимо написать, как вы можете реализовать свою свободу получить образование. Пишите по очереди, начинает тот, кто первый будет готов. Жюри ставит по 1 баллу за каждый верный ответ.
Хорошо, Глава 2 содержит 48 статей. Мы разберем только некоторые из них.
Слайды:
Права и свободы человека и гражданина можно разделить на четыре категории:
§ личные
§ политические;
§ социально-экономические,
§ культурные.
§ Личные права
§ Принадлежат каждому человеку от рождения. Они определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства.
§ Например в статье 20 говорится «каждый имеет право на жизнь»
§ Политические права
§ Принадлежат только гражданам государства и осуществляются в основном коллективно. Основным признаком политических прав, служит участие в управлении делами государства и взаимодействие с государственной властью.
§ Чаще всего эти права обозначаются во множественном числе, например, в статье 32 говорится «Граждане Российской Федерации имеют права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
§ Социально- экономические права
§ Обеспечивают свободу человека в экономических и социальных сферах. Признаком служат отношение к собственности, возможность получения социальной помощи от государства, например, в статье 39 говорится: « Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
§ Культурные права
§ К ним относятся право на образование(ст. 43), право на свободу творчества, преподавание, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям ( ст. 44)
Есть вопросы?
А теперь закрепим материал с помощью интерактивной игры «лото». Капитаны команды выходят и нажимают на цифры по очереди. Команды отвечают на вопросы с помощью карточек. Команда отвечает устно только с разрешения преподавателя. Жюри оценивает верные ответы в 1 балл.
За нарушение правил снимается 1 балл.
Молодцы, все справились хорошо. Как вы думайте права одного человека равны правам другого? (ответы предполагаемые …
Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е. твои права = правам другого.
Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство.
Давайте рассмотрим ситуацию из жизни и попытаемся в ней разобраться. «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Подростки были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».
Итак, конфликт возник из-за того, что ребята не хотели считаться с правами друг друга. Подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права (ответ: право на образование). Можно ли было избежать этой ссоры?
Нет прав без обязанностей.
Что же такое обязанность?
Попробуйте составить определение:
(Ответ: обязанность - это предусмотренная мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующих от них совершения предписанных законом действий. )
Кто первый справится, зачитывает вслух, жюри оценивает в 2 балла.
Хорошо, давайте рассмотрим самые важные из обязанностей
Каждой команде дана ситуация, давайте их рассмотрим:
1 команда, читайте:
(Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.)
Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ, для ответа используйте ст. 43 (п.4) за правильный ответ - 1 балл.
(ответ учащихся: основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. )
2 команда:
(Опытный офицер запаса получил повестку в военкомат во время частичной мобилизации, но он не хочет идти по повестке, ведь он недавно сыграл свадьбу и стал мужем. Как он оставит семью?)
Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ, для ответа используйте ст. 59. За правильный ответ - 1 балл.
Молодцы, а теперь вам необходимо найти все остальные обязанности, согласно Конституции РФ, если вы определились с ответом, поднимите руку. читаем вслух.
Номера статей представлены на слайде:
1)ст. 15, ч. 2; 2)ст. 17, ч.3; 3)ст. 38, ч.2,3; 4)ст. 44, ч. 3; 5)ст. 57; 6)ст. 58; 7)ст. 59, ч. 1.
Молодцы, теперь предоставим слово жюри.( Награждение).
А сейчас внимание на доску. (Слайд с картинками). Перед вами 3 картинки.
Чемодан, мясорубка, корзина
Предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на уроке.
Чемодан – возьму знания, полученные на уроке с собой, всё пригодится в жизни.
Мясорубка – информацию переработаю.
Урна - корзина – всё выброшу.
Поднимите так рисунок, который вы считаете нужным. Молодцы!
Заключение
Мероприятие продемонстрировало студентам, что очень важно задумываться о правах других людей, быть толерантным; исполнять свой гражданский долг, ведь наша Родина – это не только дом, в котором мы живём; место, где мы родились и выросли. Наша Родина – это наша страна, где проживают люди многих национальностей и культур, поэтому так важно соблюдать права и знать обязанности живущих рядом граждан.
Внеклассное мероприятие имеет большое значение для развития гражданских качеств, самосознания, информированности, активности и позиции подростков. Проведение таких мероприятий – необходимое условие для обеспечен6ия долгосрочной социальной стабильности и прогресса в стремительно меняющемся мире.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.].
2. https://infourok.ru/konspekti-k-zanyatiyam-po-pravovomu-vseobuchu-418360.html
3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/06/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-v
4. http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
5. http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.