Права и обязанности человека и гражданина в России
Оценка 4.6

Права и обязанности человека и гражданина в России

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
обществознание
11 кл
13.12.2022
Права и обязанности человека и гражданина в России
Гачегова Е.П. Права и обязанности граждан России.docx

 

Гачегова Елена Петровна

ГБПОУ «КПТ»

Преподаватель первой категории

Номинация: внеклассное мероприятие

 

 

Тема работы: Права и свободы человека и гражданина в России

Цель: способствовать воспитанию гражданской ответственности; развития представлений о правах и  обязанностях; развитие навыка уважать чужие права.

Задачи:

-познакомить обучающихся с Конституцией РФ;

-развивать познавательный интерес к своей Родине;

-помочь студентам  разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

- воспитывать уважение к правам других;

-развивать познавательную активность обучающихся,.

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие  предназначено для проведения в техникуме, в рамках празднования Дня Конституции РФ. Форма проведения мероприятия  - игра; конкурс.

Мероприятие актуально, так как не только знакомит с правами и обязанностями граждан, еще оно дополнено  актуальными практическими заданиями; способствует развитию патриотизма у студентов.

При проведении мероприятия  используется следующее  оборудование: компьютер, проектор, презентации.

Используемые приемы и методы способствуют повышению  интереса к истории нашей Родины, к учебному предмету «Обществознание», в полной мере соответствуют требованиям к внеклассному мероприятию.

На мероприятии предусмотрены такие виды деятельности студентов, как работа с текстом Конституции, с интерактивными средствами обучения, задания  на развитие логики и мышления.

В построении мероприятия сочетается как индивидуальная, так и групповая работа, так как она наилучшим образом способствует развитию коммуникативных  навыков студентов. Мероприятие будет  интересно обучающимся с любым типом мышления.

Текст работы:

Здравствуйте,  мы с вами все в этой жизни выполняем какие то роли, правильно?  Кто то выполняет роль студента и одновременно роль сына, кто то преподавателя и мамы, кто то роль политика и дедушки, но ведь роли играют, и вся наша жизнь – игра, так давайте поиграем.

         Правила игры: Каждая  группа  - это  команда. Сидящие с правого края  – капитаны. (преподаватель  раздает карандаши, часть оставляет у себя). - Игра началась! (студенты  приходят в замешательство)

Преподаватель  через 30 с. удивляется, что студенты  не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать предмет от капитана последнему игроку на скорость.  Игра началась! (педагог быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) - Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

- Что вам не понравилось в ходе игры? (не по правилам, нечестность)

- Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Предполагаемые ответы обучающихся: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

- Как вы думаете, почему мы начали с игры? Вспомним строчки из известного произведения Шекспира « вся наша жизнь – игра и люди в ней актеры», но  чтобы никто не был обижен в игре, как  она должна  идти ? (ответ по правилам)

Мы с вами живем в России.  А какие правила регулируют нашу с вами жизнь,  жизнь граждан  России?  (ответ: Конституция РФ) она нам дает четкие законные ответы на вопросы:

  что мы  обязаны делать и что делать  не должны? На что мы  имеем право, а на что нет?

Подумайте, во что бы превратилась наша жизнь без ясного ответа на эти вопросы ? (ответы : хаос, сплошной кошмар, неразбериху).

         Хорошо, представьте такую ситуацию. Один из студентов  пришел на занятия  и достал вместо тетради и ручки свой телефон и начал  играть. Что говорит ему преподаватель? (ответ: убери телефон) после нескольких замечаний, на которые человек  не реагирует, преподаватель подходит и забирает телефон.  Тогда студент  начинает кричать: «Вы не имеете права, это мой телефон, вы нарушаете право собственности и т.д.» То есть, свои права он знает, но иногда забывает, что не бывает прав без обязанностей и согласно Конституции в обязанности входит уважать права и свободы других лиц, а какие  и чьи права он  нарушает не реагируя на замечания? (ответы : права других студентов на образование, ведь они недополучают знания из-за такого поведения)

         Так на какую тему будет наш с вами сегодняшний разговор? ( ответ: права и обязанности граждан России) Скажите,  каково соотношение прав и обязанностей? (Конституция ст. 17 – 64.) Ответ: прав намного больше, чем обязанностей.

Мы с вами разделились на 2 команды, поэтому во время урока у нас будет соревнование, победителя определит жюри.

Поработаем в командах.

Ответьте на вопрос «Так что же такое права человека?»

 У вас на партах имеются словосочетания, которые вы должны составить в определение права человека – это …. Команда, первая сделавшая задание читает, что получилось, а жюри оценивает ответ, если все верно – 2 балла.

(Права человека и гражданина - это  установленные законом возможности осуществлять действия,  направленные на реализацию  его интересов. )

         Молодцы, то есть права человека, это то, что человек имеет возможность  делать в рамках закона.

А сейчас поработаем с основным законом  нашего государства – Конституцией.

Откройте, пожалуйста, текст конституции, найдите статью № 2  и ответьте на вопрос: Что является высшей ценностью нашего государства?

Кто первый справился? Зачитайте, пожалуйста. Хорошо, жюри ставит 1 балл за ответ.

А теперь откройте,  Вторую главу Конституции.

Как она называется? (ответ), правильно  «Права и свободы человека и гражданина» А вы обратили внимание, что глава называется права и свободы. Эти слова похожи, по смыслу,  но не одинаковы. В чем же  их отличие?

Права – это возможности, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено, свобода – это выбор того, что человек хочет.

 Свобода предполагает широкий простор для действий  и принятия решений.

Например, право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательской деятельности; работы вахтовым методом, работы на дому и т.д.

         Приглашаю  по одному представителю от каждой команды к доске. Вам необходимо написать, как вы можете реализовать свою свободу получить образование. Пишите по очереди, начинает тот, кто первый будет готов. Жюри ставит по 1 баллу за каждый верный ответ. 

Хорошо, Глава 2 содержит  48 статей. Мы разберем только некоторые из них.

Слайды:

Права и свободы человека и гражданина можно разделить на четыре  категории:

§  личные 

§  политические;

§  социально-экономические,

§  культурные.

§  Личные права

§  Принадлежат каждому человеку от рождения. Они определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства.

§  Например в  статье  20 говорится  «каждый имеет право на жизнь»

§  Политические права

§  Принадлежат только гражданам государства  и осуществляются в основном коллективно. Основным признаком политических прав, служит участие в управлении делами государства и взаимодействие с государственной властью.

§  Чаще всего эти права обозначаются во множественном числе, например,  в статье 32 говорится «Граждане Российской Федерации имеют права участвовать в управлении делами государства  как непосредственно, так и через своих представителей».

§  Социально- экономические права

§  Обеспечивают свободу человека в экономических и социальных сферах. Признаком служат  отношение к собственности, возможность получения социальной помощи от государства,  например, в статье 39 говорится: « Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом

§  Культурные права

§  К ним относятся право на образование(ст. 43), право на свободу творчества, преподавание, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям ( ст. 44)

     Есть вопросы?

А теперь закрепим материал с помощью интерактивной игры «лото». Капитаны  команды выходят и нажимают на цифры по очереди. Команды отвечают  на вопросы с помощью карточек. Команда отвечает устно только с разрешения преподавателя. Жюри оценивает верные ответы в 1 балл.

За нарушение правил снимается 1 балл.

Молодцы, все справились хорошо. Как вы думайте права одного человека равны правам другого? (ответы предполагаемые …

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е. твои права = правам другого.

Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство.

Давайте рассмотрим ситуацию из жизни и попытаемся в ней разобраться. «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Подростки  были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

Итак, конфликт возник из-за того, что ребята не хотели считаться с правами друг друга. Подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права (ответ: право на образование). Можно ли было избежать этой ссоры?

Нет прав без обязанностей.

Что же такое обязанность?

Попробуйте составить определение:

(Ответ: обязанность - это предусмотренная мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующих от них совершения предписанных законом действий. )

Кто первый справится, зачитывает вслух, жюри оценивает в 2 балла.

Хорошо, давайте рассмотрим самые важные из обязанностей

Каждой команде дана ситуация, давайте их рассмотрим:

1 команда, читайте:

(Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.)

Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ, для ответа используйте  ст. 43 (п.4) за правильный ответ - 1 балл.

(ответ учащихся: основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. )

         2 команда:

(Опытный офицер запаса получил повестку в военкомат во время частичной мобилизации, но он не хочет идти по повестке, ведь он недавно сыграл  свадьбу и стал мужем. Как он оставит семью?)

Обоснуйте ситуацию с точки зрения Конституции РФ, для ответа используйте   ст. 59.  За правильный ответ - 1 балл.

Молодцы, а теперь вам необходимо найти все остальные обязанности, согласно Конституции РФ, если вы определились с ответом, поднимите руку. читаем вслух.

Номера статей представлены на слайде:

1)ст. 15, ч. 2;   2)ст. 17, ч.3;    3)ст. 38, ч.2,3;   4)ст. 44, ч. 3;  5)ст. 57;  6)ст. 58;  7)ст. 59, ч. 1.

Молодцы, теперь предоставим слово жюри.( Награждение).

А сейчас внимание на доску. (Слайд с картинками). Перед вами 3 картинки.

Чемодан,  мясорубка, корзина

Предлагаю вам  выбрать, как вы  поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан –  возьму знания,   полученные на уроке с собой, всё пригодится в жизни.

Мясорубка – информацию переработаю.

Урна - корзина – всё выброшу.

Поднимите так рисунок, который вы считаете нужным. Молодцы!

Заключение

Мероприятие продемонстрировало студентам, что очень важно задумываться о правах других людей, быть толерантным; исполнять свой гражданский долг, ведь наша Родина – это не только  дом, в котором мы живём; место, где мы родились и выросли. Наша Родина – это наша страна, где  проживают люди многих национальностей и культур, поэтому так важно соблюдать права и знать обязанности живущих рядом граждан.

Внеклассное мероприятие имеет большое значение для развития гражданских качеств, самосознания, информированности, активности и позиции подростков. Проведение таких мероприятий – необходимое условие для обеспечен6ия долгосрочной социальной стабильности и прогресса  в стремительно меняющемся мире.

Библиографический список:

1.     Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.].

2.     https://infourok.ru/konspekti-k-zanyatiyam-po-pravovomu-vseobuchu-418360.html

3.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/06/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-v

4.     http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

5.     http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/


 

Скачано с www.znanio.ru

Гачегова Елена Петровна ГБПОУ «КПТ»

Гачегова Елена Петровна ГБПОУ «КПТ»

Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей)

Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей)

Молодцы, то есть права человека, это то, что человек имеет возможность делать в рамках закона

Молодцы, то есть права человека, это то, что человек имеет возможность делать в рамках закона

Чаще всего эти права обозначаются во множественном числе, например, в статье 32 говорится «Граждане

Чаще всего эти права обозначаются во множественном числе, например, в статье 32 говорится «Граждане

Ответ: обязанность - это предусмотренная мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующих от них совершения предписанных законом действий

Ответ: обязанность - это предусмотренная мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующих от них совершения предписанных законом действий

Внеклассное мероприятие имеет большое значение для развития гражданских качеств, самосознания, информированности, активности и позиции подростков

Внеклассное мероприятие имеет большое значение для развития гражданских качеств, самосознания, информированности, активности и позиции подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022